Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научный журналист — это журналист, который освещает научную тематику.

От своих коллег по цеху он отличается не только предметом своих интересов. Чаще всего научными журналистами становятся ученые, проработавшие много лет в лабораториях и знающие науку изнутри. Многие имеют ученую степень и солидный список публикаций в научной периодике. Для научного журналиста иметь образование в какой-либо области исследований желательно, но совсем не обязательно. В США, где индустрия подготовки научных журналистов развита хорошо, в эту профессию приходят люди с базовым литературным или журналистским образованием, что в целом рассматривается как преимущество, потому что они умеют писать. После соответствующих курсов (science writing, medical writing или science journalism, то есть научная журналистика) выпускники постоянно повышают свою квалификацию через посещение научных конференций, чтение специальной литературы, консультации с учеными, стажировки, так как освещение науки требует глубоких знаний предмета и владения терминологией.

В каждой крупной газете или еженедельном журнале есть раздел, посвященный науке («Известия-Наука», «НГ-Наука», «Русский репортер», «Русский newsweek»и т. д.). Эти разделы, как правило, ведут и наполняют научные журналисты. Не все из них занимают штатные должности, многие действуют как свободные журналисты —фрилансеры. Кроме того, в редакциях крупных научно-популярных журналов всегда работают научные журналисты, которые отличаются от редакторов, тем, что регулярно сами пишут статьи.

Пожалуй, стоит разделить термины научный журналист и научный популяризатор. Хотя один человек может быть и тем и другим, и эти термины имеют много общего, их нельзя считать синонимами. Научный журналист — в первую очередь журналист, то есть профессионал, который регулярно создает материалы о науке в СМИ (любые СМИ: печатные, электронные, интернет-СМИ). Сегодня он освещает затмение Солнца, а завтра берет интервью у палеонтолога. Научный журналист более универсален, зависим от сроков сдачи текста. Научный популяризатор — это прежде всего литератор. Он пишет научно-популярные книги, сценарии для научпоп фильмов (профессия чрезвычайно редкая и весьма ценимая за рубежом), время от времени — большие статьи в научпоп журналы. Научный популяризатор чаще всего привязан к определенной тематике, будь то космос, медицина или химия, которую он разрабатывает всю свою жизнь. Он меньше связан обязательствами со СМИ.

В англоязычных странах существует термин «science writer», который в целом можно перевести как научный популяризатор.

Среди научных журналистов существует специализация по тематикам. Даже если журналист, работая в отделе «Общество» или научном отделе новостного агентства, вынужден освещать все темы — от ядерной физики до лингвистики — у него есть свои «слабости», темы, которые он лучше знает, охотнее затрагивает. Чаще всего специализация зависит от образования журналиста, но большую роль играет также опыт работы. Если человек отработал 15 лет в журнале Химия и жизнь, то скорее всего, это отразится на его специализации.

В мире существуют многочисленные сообщества научных журналистов. Одна из старейших ассоциаций научных журналистов, созданная в 1929 году, находится в Германии — «TELI». «Всемирная ассоциация научных журналистов» создана в 2002 году, но войти в нее можно только будучи членом какой-либо национальной ассоциации научных журналистов.

Вопрос №29

Рейтинговые цифры, которые получают научно-популярные проекты на Первом канале, «России» и НТВ, доказывают, что качественный научпоп вполне способен конкурировать с раскрученными традиционными телевизионными жанрами типа сериалов, шоу со звёздами и другими.

В обществе есть очень большой запрос на, скажем так, неангажированные модели объяснения тех или иных аспектов нашего существования. В современном мире большинство ценностей стало довольно-таки относительными, а наука, как и религия, — это один из немногих оставшихся островков, где простые истины ещё не ставятся под сомнение.

Однако серьезность научно-популярных передач на российском ТВ ставится под сомнение из-за склонности к желтизне и разжевыванию материала в стиле «для первоклассников». Гораздо более популярны материалы, подготовленные, например, телеканалом BBC. Также на Западе намного чаще выступают и ученые, специалисты намного более высокого уровня, чем «ученые» на российском ТВ (и не будем забывать, что в России ученых-то почти не осталось).

Тем не менее, наука на тв действительно популярна, поскольку «народ хочет знать», как говорится. Он с интересом слушает о новых открытиях и перспективах развития, несмотря на то, что далеко не все сегодня верят в некое безоблачное научное будущее.

 

Вопрос №30

Популяризаторы

Популяризатор науки — учёный, предоставляющий научную информацию в понятном и интересном виде обществу.

XVIII век

В России в XVIII веке популяризацией науки занимался Михаил Васильевич Ломоносов. В своей работе «Размышления о причине теплоты и холода» он опроверг теорию теплорода и в научно-популярном стиле обосновал корпускулярную теорию. В его просветительской деятельности ему пригодились способности ритора. Современники (в том числе и недруги) свидетельствуют, что Ломоносов был выдающимся ритором. Просветительская деятельность Ломоносова носила ярко выраженный общественный, гражданский характер.[12]

XIX век

Известный пропагандист научных знаний, популяризатор и просветитель XIX века Александр Григорьевич Столетов внес свой вклад в популяризацию науки в России. Володар Лишевский считает, что Столетов, как и Ломоносов, был мастером лекции и свои лекции он создавал как художественные произведения: с завязкой, развитием сюжета, кульминацией и развязкой. В своих лекциях Столетов сообщал самые последние научные данные. Также он был активным членом Общества любителей естествознания: читал публичные лекции в Политехническом музее, печатал научно-популярные статьи в общедоступных журналах, так или иначе пропагандировал научные знания. Его лекциям перед широкой публикой служили такие средства как образ, интересная цитата, необычные сравнения и параллели.[13]

Свой вклад в популяризацию науки XIX века внёс писатель-фантаст Жюль Верн. В своих произведениях он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе такие изобретения: подводные лодки, акваланги, телевидение, космические полёты, электрический стул и т. д.

Немалый вклад в популяризацию биологии XIX века внёс Альфред Брем. Он написал серию книг «Жизнь животных», где с большим количеством иллюстраций и в научно-популярном стиле описал известных тогда животных.

Климент Аркадьевич Тимирязев (1843—1920) был известным ученым и пропагандистом науки. Его книги «Чарльз Дарвин и его учение», «Жизнь растения», «Солнце, жизнь и хлорофилл», «Земледелие и физиология растений», «Наука и демократия», по мнению Володара Лишевского, могут служить непревзойденными эталонами научной популяризации, образцами того, как надо писать для народа.[14]

Широко пропагандировал космические полеты и связанные с этим научные достижения Константин Эдуардович Циолковский. Циолковский был простым учителем и учёным-самоучкой. Он пропагандировал создание дирижаблей, транспорта на воздушной подушке, космических кораблей, искусственных спутников.[15]

XX век

В XX веке популяризировали науку Айзек Азимов, Наум Виленкин, Мартин Гарднер, Ярослав Голованов, Стивен Гулд, Борис Медников, Карл Саган, Константин Флёров,Владимир Арсеньев, Иван Ефремов, Алексей Крылов, Алексей Маркушевич, Жак-Ив Кусто, Бенуа Мандельброт, Яков Перельман, Том Тит (Артур Гуд, 1853—1928, французский писатель)[16] и т. д.

По мнению Володара Лишевского выдающимся математиком и механиком, инженером и изобретателем, замечательным педагогом и популяризатором научных знаний был Алексей Николаевич Крылов. Крылов читал лекции по теории кораблестроения будущим инженерам. Так началась преподавательская деятельность Крылова в Военно-Морской академии.

Крылов излагал сложные вещи простыми словами. Перевод трех законов Ньютона принадлежит именно Крылову. Также Крылов писал научно-популярные книги. Хотя книги были предназначены для специалистов, изложены они были в научно-популярном стиле. Крылов серьёзно и ответственно относился к своим выступлениям.

Благодаря Алексею Николаевичу Крылову широкие массы инженеров и техников повышали свою специальную подготовку, приобщались к высокой культуре и становились новаторами в своей области деятельности.[17]

В США, в XX веке, много научно-популярных книг написал Айзек Азимов. В его научно-популярных книгах, написанных в основном в 60-х и 70-х годах, в доступной форме излагаются занимательные стороны таких наук, как биология, химия, физика, математика, астрономия.

В России и СССР видным популяризатором считается Яков Перельман. Книги Перельмана постоянно переиздаются, их общий тираж составляет миллионы и они изданы на многих языках мира. Пропагандировал идеи Циолковского. Кроме популяризаторской деятельности он также занимался педагогической. Многие годы он читал курсы математики и физики в различных учебных заведениях. Он написал 18 учебников и учебных пособий для советской Единой трудовой школы.

XXI век

С XX по XXI век

Стивен Хокинг

Знаменитый физик Стивен Хокинг не только физик, но и популяризатор науки. Хокинг популяризировал астрономию и физику. В его научно-популярных книгах «Краткая история времени», «Кратчайшая история времени», «Чёрные дыры и молодые вселенные» (1993), и «Мир в ореховой скорлупке» (2001) в научно-популярном стиле рассказывается о космологии и её последних достижениях.

Стивен Хокинг даже сформулировал закон научно-популярных книг по астрономии и физике, при помощи издателя, изложившему ему этот принцип:

Каждая включенная в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей.

Полностью его слова звучат так:

Мне сказали, что каждая включённая в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей. Тогда я решил вообще обходиться без формул. Правда, в конце я всё-таки написал одно уравнение — знаменитое уравнение Эйнштейна E=mc².

Сергей Петрович Капица

Русский советский учёный, телеведущий, главный редактор научно-популярного журнала «В мире науки»[18]. Ведущий научно-популярной телепередачи «Очевидное-Невероятное». является лауреатом премии Калинги, Государственной премии и премии РАН за популяризацию науки[19].

Разрушители легенд

Несколько лет назад появилась целая группа популяризаторов науки на телевидении. Их команда, как и одноимённая телепередача, называется «Разрушители легенд» (англ. Mythbusters). «Разрушители» экспериментально опровергают (а иногда и подтверждают) различные современные мифы, которые можно проверить научно. На первый взгляд их опыты могут показаться простым развлечением, но на самом деле и Джейми, и Адам следуют научной методологии, подсчитывая, измеряя скорости, мощности и просчитывая ход эксперимента, пытаясь найти пути научного решения любой проблемы. Ведущие не раз утверждали, что их программа не просто развлекательное шоу со взрывами. Например, при проверке мифа «Коричневая нота» один из ведущих, Адам Севидж в шутку надел подгузник, прокомментировав это так: «Вот вы переключаете каналы, и вдруг замечаете на одном взрослого мужика в подгузниках. Вы заинтересованы и начинаете смотреть нашу передачу, узнавая новое и приобщаясь к миру науки и её методам».

 

Вопрос №31

Ответ на этот вопрос содержится в предыдущих вопросах.

 

Вопрос №32

«Вокру́г све́та» — старейший русский, советский и российский научно-популярный и страноведческий журнал.

Издаётся с 1861 года[4]. За время существования журнал сменил несколькоиздателей. С января 1918 по январь 1927 года и с июля 1941 по декабрь 1945 годажурнал не издавался. Однако при всех перипетиях своей истории «Вокруг света» сохранял преемственность как журнал о мире вокруг нас, путешествиях и открытиях.

В настоящее время журнал выходит в России ежемесячно общим тиражом около 250 000 экземпляров. Кроме того, он издаётся по лицензии местными издателями наУкраине, в Казахстане (на русском языке) и в Болгарии (на болгарском).[5] Тематикой статей являются география, путешествия, этнография, биология, астрономия,медицина, культура, история, биографии, кулинария.

В журнале публиковались известные авторы: А. Р. Беляев, П. Л. Вайль, В. Ерофеев,Л. Петрушевская, Кир Булычёв.

«Зна́ние — си́ла» — научно-популярный и научно-художественный журнал, основанный в 1926 году. Публикует материалы о достижениях в различных областях науки — физике, астрономии, космологии, биологии, истории, экономике, философии,психологии, социологии, глобализациДевиз журнала — высказывание Фрэнсиса Бэкона: «Knowledge itself is power» («Знание само по себе — сила»).

«Нау́ка и жизнь» — ежемесячный научно-популярный иллюстрированный журнал широкого профиля. Основан в 1890 году. Издание возобновлено в октябре 1934 года. Тираж журнала в 1970-х—1980-х годах достигал 3 миллионов экземпляров и являлся одним из самых высоких в СССР[1]. Тираж на 2009 год — около 44 000 экземпляров.

В журнале 50 лет проработала Рада Никитична Хрущёва, дочь Н. Хрущёва и жена А. Аджубея.

«Дискавери» (от англ. Discovery) — российский ежемесячный журнал об открытиях, сенсациях, современных достижениях человеческого разума и развитии Вселенной.[2]

Издаётся с января 2009 года. В настоящее время журнал выходит ежемесячно общим тиражом 140 тыс. экземпляров. Распространяется в Москве и других городах России.

Тематика статей — наука, эзотерика, тайны века, планета Земля, психология, Россия, искусство, история, здоровье, спорт,фауна.

«Земля́ и Вселе́нная» — научно-популярный журналРАН и Астрономо-геодезического общества. Выходит 6 раз в год.

Журнал создан для пропаганды науки, выступления против псевдонауки в области астрономии, развития любительского телескопостроения[3].

Тематикой журнала являются: звездная эволюция, история астрономии, планетология, любительская астрономия,космонавтика, геология, и т.д.

«Популярная механика» (англ. Popular Mechanics) — американский научно-популярный журнал, издаваемый с 1902 года на английском языке и с 2002 года — на русском. Содержит новости науки и техники: новые технологии, наука, оружие,авиация, космос, автомобили.

На русском языке издаётся с 2002 года по лицензии[2]. В настоящее время журнал выходит ежемесячно общим тиражом 230 000 экземпляров[1]. До сентября 2008 года главным редактором был Александр Грек, с сентября 2008 года главным редактором стал Сергей Апресов[3]. Тематикой статей являются история, техника (роботы, электроника, компьютеры,транспорт, нанотехнологии, энергетика, технологии в архитектуре, стенобитные орудия, современная бытовая техника, оригинальные изобретения, и т. д.), астрономия (космология, космонавтика, планетология, и т. д.), физика, химия, биология, оружие.

«Популярную механику» на русском языке выпускает издательство Independent Media Sanoma Magazines[4].

Тираж одного номера — 230 000 экземпляров, охват читательской аудитории — 301,3 тыс. человек в Москве и 1148,8 тыс. человек по России.[5].

 

Вопрос №33

Современные научные проблемы не так активно печатаются в СМИ, как раньше, особенно в эпоху Холодной войны, когда страны, особенно США и СССР соревновались между собой в научных достижениях, в гонке вооружений. Актуальные научные проблемы освещаются в крайне узком сегменте СМИ, как правило неполно и неглубоко, не воссоздавая полной картины тех или иных проблемных ситуаций. Так происходит с тем же адронным коллайдером, который представляется гигантской проблемой, но совершенно неадекватно освещается в СМИ.

Популярна тема экологических катастроф, но и она не освещается достаточно полно и адекватно, то и дело скатываясь в желтизну и домыслы, а работа с реальными фактами превращается в аппелирование к абсолютно противоречащим друг другу, но в то же время имеющим место быть фактам.

 

Вопрос №34,35

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...