Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Июля – День памяти М.Ю.Лермонтова (1814-1841), 175 лет со дня смерти писателя.

Июля – День памяти М.Ю.Лермонтова (1814-1841), 175 лет со дня смерти писателя.

 

Он страстно любил Россию, но не мог

видеть кровоточащие язвы «страны рабов,

страны господ…»

С.С.Наровчатов

 

Цель игры для воспитателя:

- создать условия для проявления каждым учеником своих способностей, интеллектуальных умений;

- создать условия для развития таких качеств, как умение слушать другого человека и работать в группе;

- создать условия для развития интереса к личности поэта, воспитания любви к Родине через творчество поэта.

 

Цель игры для обучающихся:

- знать биографию и творческий путь М.Ю.Лермонтова;

- уметь раскрывать богатство, глубину поэтического мастерства М.Ю.Лермонтова через его творчество.

Ход игры.

1. Организационный момент. Романс «И скучно, и грустно…»

 

Объявление темы и целей игры. Чтение эпиграфа.

- Как вы понимаете смысл эпиграфа?

(Лермонтов воспринимает свою Родину как страну, где господствует насилие. Насилие над человеком, насилие над его духовным миром. Господствует двойное рабство: физическое и духовное. Страх руководит людьми в то время, а ведь М.Ю.Лермонтов творил в годы реакции.)

 

Вступительное слово учителя.

Русская ветвь рода Лермонтовых ведёт своё начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии. В поколениях, ближайших ко времени поэта, род Лермонтовых считался уже захудалым; отец его, Юрий Петрович, был пехотным капитаном в отставке. Красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили единственную дочь, нервную и романтически-настроенную Марию Михайловну Арсеньеву. Несмотря на протесты своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого «армейского офицера». Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817 года.

Бабушка Лермонтова перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери и страстно к нему привязалась, но тем хуже стала относиться к зятю; распри между ними приняли такой обострённый характер, что Юрий Петрович вынужден был уехать в своё поместье. До самой смерти его длилась эта вражда, и ребёнку она причинила очень много страданий.

 

Объявление правил игры.

Вопросы командам.

1). Когда и где родился великий поэт России М.Ю.Лермонтов?

 

(В Москве в маленьком домике у Красных ворот в ночь на 15 октября 1814 года родился великий поэт России М.Ю.Лермонтов.)

 

2). Где прошло детство Михаила? Как называется родовое имение поэта? Кто занимался его воспитанием?

 

(Детство поэта прошло в имении Тарханы Пензенской губернии, воспитывался бабушкой, Елизаветой Алексеевной Арсеньевой.)

 

3). Где учился Михаил Юрьевич?

 

(Михаил Юрьевич сначала получил домашнее образование. Затем был зачислен в 4 класс в 1828 году в Московский Благородный пансион. 1830 год – Московский университет, который покидает в 1832 году, чтобы поступить в императорский Санкт-Петербургский университет, но принимает решение поступить на военную службу; зачислен в школу гвардейских прапорщиков в Петербурге, в 1834 году закончил её.)

Домашнего учителя Лермонтова звали Алексеем Зиновьевичем Зиновьевым. Это педагог, учёный, литератор.

 

4). Что случилось с главным действующим лицом произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

 

(Главный герой бежал из монастыря и провёл на воле «три блаженных дня». Монахи нашли его и принесли обратно в монастырь. Мцыри рассказал о своих приключениях и умер.)

 

Поэма написана М.Ю.Лермонтовым в 1839 году. Герой поэмы пытается вырваться из мира, обрекающего его на одиночество. Любовь к свободе, родине, родным и природе – эти чувства заставляют Мцыри бежать из монастыря. Мотив бегства – освобождения преобразуется в мотив бесцельного кругового движения: весь путь Мцыри, с его опасностями, трудами и подвигами, совершался в окрестностях монастыря. Мцыри умирает, никого не проклиная. Устами героя произносится суд над монастырскими законами, символизирующими законы общества. «Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью…» (В.Белинский).

 

5). Как звали героя, который своей смертью утверждает честь и достоинство человека? Какой деятельностью он занимался?

 

(Имя героя «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», который своей смертью утверждает честь и достоинство человека, - Степан Парамонович Калашников, это молодой купец, который торговал в лавке товарами.)

 

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - историческая поэма, написанная М.Ю.Лермонтовым в 1837 году. Герои произведения не делятся на положительных и отрицательных. Кирибеевич нагл, преступен, дерзок, но он ласков, нежен, готов на самоотверженность и самопожертвование. Царь Иван Грозный суров, остроумен, грозен, величествен, гневен, весел, радостен, доверчив и подозрителен, наконец, жесток, но в своей жестокости справедлив, а в справедливости опять – таки жесток. Алёна Дмитриевна послушна, покорна, верна обрядам и обычаям старины.

Сочувствие автора отдано Степану Калашникову, защитнику законов патриархальной эпохи, по которым жил в то время народ. В поединке с Кирибеевичем купец отстаивает не только своё достоинство, свою честь, свои личные права, но и общенародные моральные нормы.

 

Чтение обучающимися стихотворения «Смерть поэта».

6). В каком году было написано стихотворение «Смерть поэта»?

 

(Стихотворение «Смерть поэта» было написано в 1837 году, когда погиб А.С.Пушкин.)

 

В своём стихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов говорит о трагедии Пушкина и как о своей личной трагедии, и одновременно как о трагедии эпохи, мира. Он с тревогой видел, как торжествующая пошлость в Европе и России атакует поэзию, осаждает гения, попирает героя, втаптывает в грязь достоинство человека.

 

Обвинение против света и Дантеса в стихотворении переросло в обвинение против правительства, против социального строя в целом:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – всё молчи!

Дальнейшие строки концовки восстанавливают идею правого суда (вместо суда неправого), но уже в высшей инстанции:

Но есть, есть божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный судия: он ждёт;

Он недоступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперёд.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей чёрной кровью

Поэта праведную кровь!

 

7). Какие жанры литературы использовал М.Ю.Лермонтов в своём творчестве? Приведите пример каждого жанра.

 

(М.Ю.Лермонтов использовал следующие жанры литературы в своём творчестве: поэма, стихотворение, драма, роман, песня.)

 

Поэма «Мцыри», стихотворения «Парус», «Бородино», «Смерть поэта», драма «Маскарад», роман «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича».

 

Дополнительный вопрос.

Из-за чего произошла первая дуэль М.Ю.Лермонтова? Каковы её последствия? (Сын французского посла, Эрнест де Барант, приревновал М.Ю.Лермонтова к княгине М.А.Щербатовой (оба были увлечены ею). М.А.Щербатова, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову. Барант в запальчивости сказал Лермонтову дерзость. Последовал вызов на поединок. Дуэль состоялась за Чёрной речкой. Сначала дрались на рапирах, и Баранту удалось поцарапать Лермонтову правую руку ниже локтя. Потом, когда у поэта сломалась рапира, перешли к пистолетам. Барант дал промах, а Лермонтов выстрелил на «воздух». Далее состоялось примирение, и соперники разъехались. Дело получило огласку. Эрнест де Барант уехал на родину. Лермонтова предали военному суду и препроводили на гауптвахту. Николай I повелел перевести Лермонтова в Тенгинский полк тем же чином (к тому времени поэт был произведён в поручики).

 

Заключительное слово учителя.

Михаил Юрьевич Лермонтов… Продолжатель и наследник пушкинских традиций русской литературы. Детство его прошло в имении бабушки в Тарханах. Там поэт узнал и навсегда полюбил красоту родной природы, русские песни, сказания, былины.

М.Ю.Лермонтов был очень талантливым человеком, он владел английским, французским, немецким языками, занимался музыкой (играл на скрипке и рояле), математикой, шахматами. Сочетал дарование поэта с живописью. Было время, когда он всерьёз готовил себя к поприщу художника. Лермонтову принадлежит 13 картин, свыше 40 акварелей, сотни рисунков карандашом и пером. Большая часть лермонтовских полотен, написанных маслом, посвящена Кавказу, как впрочем, и значительная часть его литературных произведений.

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил очень короткую жизнь – всего 27 лет. Смерть Лермонтова, которую рассматривали как убийство, была тяжёлым ударом для русской литературы. Творческая жизнь поэта продолжалась 13 лет; за это время он успел занять одно из выдающихся мест в русской литературе, завершив развитие русской романтической поэмы, создав непревзойдённые лирические шедевры и заложив основы русского реалистического романа ХIХ века.

«Лермонтов отличался тем, что он смело высказывал многое без прикрас и без пощады. Это и вызывало ненависть к нему великосветского общества», - сказал Александр Иванович Герцен.

 

Романс «Выхожу один я на дорогу…»

 

июля – День памяти М.Ю.Лермонтова (1814-1841), 175 лет со дня смерти писателя.

 

Он страстно любил Россию, но не мог

видеть кровоточащие язвы «страны рабов,

страны господ…»

С.С.Наровчатов

 

Цель игры для воспитателя:

- создать условия для проявления каждым учеником своих способностей, интеллектуальных умений;

- создать условия для развития таких качеств, как умение слушать другого человека и работать в группе;

- создать условия для развития интереса к личности поэта, воспитания любви к Родине через творчество поэта.

 

Цель игры для обучающихся:

- знать биографию и творческий путь М.Ю.Лермонтова;

- уметь раскрывать богатство, глубину поэтического мастерства М.Ю.Лермонтова через его творчество.

Ход игры.

1. Организационный момент. Романс «И скучно, и грустно…»

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...