Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Классификация и типология проектов. Возможные результаты детского проектирования.




 

4.1. Классификация проектов:

а) По видам конечного результата:

· изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т.д.),

· мероприятия: результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования),

· решения проблем: результат – решённая проблема,

· исследования: результат – самостоятельно полученные новые знания.

б) По предметно-образовательным областям:

· монопредметные (в рамках одной предметной области)

· межпредметные (в рамках нескольких предметов)

· надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу)

в) По количеству участников:

· индивидуальные;

· парные;

· коллективные;

· групповые.

г) По продолжительности:

· краткосрочные (мини-проекты, рассчитанные на срок от 2-х недель до 1 месяца).

· долгорочные (от 1 месяца до 1-2 четвертей или в течение учебного года).

 

4.2. Типы проектов:

Исследовательский проект по содержанию может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»).

Творческий проект – определенной структуры не имеет. Предполагает максимально авторский подход в решении проблемы. Результат – альманахи, совместная газета, драматическая постановка, спортивная игра, шоу-праздник, арт-мастерские.

Игровой проект – определенной структуры не имеет. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.

Информационный проект – направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм.

Практический проект – четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат ориентирован на социальные интересы самих участников (справочный материал, задачник, словарь, проект зимнего сада, школьной оранжереи и др.).

 

4.3.Возможные результаты детского проектирования (выходами) могут быть:

· справочник,

· газета,

· журнал,

· альбом,

· гербарий,

· карта,

· экскурсия,

· сценарий праздника,

· игра,

· макет,

· модель,

· сувенир,

· мультимедийный продукт,

· учебное пособие и другое.

Защита проектов может проходить на уроке, во внеурочное время, на родительском собрании.

 

V. Организация работы над проектами.

5.1. Участники проектной деятельности:учителя и учащиеся гимназии.



Учитель:

· консультирует;

· мотивирует;

· фасилитирует;

· наблюдает.

Таким образом, при использовании методов проектов изменяется роль учителя. Он является:

· организатором проектной деятельности (в рамках анализа имеющейся информации, поиска информационных источников, сбора и изучения информации из различных источников).

· руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта);

консультантом и т.п.

 

Ученик имеет право:

· участвовать в разных проектах и в различных ролях;

· выйти в любой момент из любого проекта;

· в любой момент начать новый проект;

· предложить свою тему проекта.

 

Особенность подхода к работе над проектами в начальной школе.

Двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.

Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.

Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты. Сочетание общей дисциплины и свободы выбора.

Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой.

Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.

 

5.2. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся – это способ построения образовательного процесса, предусматривающий развитие личностных качеств, мыслительных процессов, процессов познания, творчества.

Проект – это прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности.

Проектирование – способ поэтапной организации деятельности, в результате которого будет создан какой-либо продукт.

Метод проекта – способ построения образовательного процесса, описание взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта.

Главная идея метода проекта:

• активизация процесса познания;

• развитие креативности мышления;

• умение ориентироваться в информационном пространстве;

• возможность исследований человеческой деятельности в социокультурной среде.

 

Использование данной технологии развивает умения ребенка, а именно:

• исследовательские;

• информационные;

• коммуникативные;

• оценочные;

• презентационные;

• рефлексивные;

• менеджерские.

 

Проектная деятельность:

· формирует навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе, то есть учит «добывать» информацию самостоятельно,

· способствует интеллектуальному росту ребенка,

· учит мыслить от абстрактного к конкретному,

· открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром,

· актуализирует субъектную позицию учащегося в педагогическом процессе.

 

Метод проекта используется всеми учащимися с 1-4 класс по любому предмету, у любого учителя, который освоил данный метод проектирования. Учебный проект может разрабатываться в рамках одного урока, предметной темы или раздела образовательной программы, одного предмета или нескольких предметов.

В течение учебного года каждый ученик должен выполнить 1-2 проекта.

В гимназии должны быть созданы все условия для оформления результатов проектной деятельности и публичных презентаций, предусматривается выделение одного дня (половины дня) для защиты проектов.

 

5.3. Структура работы и этапы работы над проектом:

1. Подготовка. Определение целей и темы проекта.

2. Планирование. Анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.

3. Принятие решений проблемы. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.

4. Выполнение. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.

5. Оценка результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, анализ достижений поставленной цели.

6. Защита проекта. Школьные проекты обязательно должны завершаться презентацией.

 

5.4. Перечень критериев оценивания проектов (демонстрационный материал)

1. Постановка цели, планирование путей ее достижения.

2. Постановка и обоснование проблемы проекта.

3. Глубина раскрытия темы проекта.

4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.

5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.

6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.

7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.

8. Соответствие требованиям оформления письменной части.

9. Качество проведения презентации.

10. Качество проектного продукта.

Рекомендуется организовать рейтинговую систему оценивания проектов, когда оценка за проект как среднее арифметическое от самооценки самого ученика, коллегиальной оценки коллектива класса и оценка жюри (в жюри приглашаются представители администрации, учителя, родители и ученики).

 


VI.

Содержание проектной деятельности и тематическое планирование. Примерный перечень тем по учебным предметам и внеурочной деятельности.

А) В учебной деятельности.

 

Предмет тема Ответственный
1 класс
Русский язык 1. Азбуки бывают разными. 2. Сигналы – символы. 3. Пиктограммы на уроках обучения грамоте. 4. Письменные принадлежности. 5. Как люди учились писать? 6. Как зародилась письменность? 7. Мой алфавит. 8. Игры с буквами и звуками. 9. Путешествие по ленте букв. 10. Путешествие по городу звуков. Учителя начальных классов
Литературное чтение 1. Кто такой Чебурашка? 2. Книжка-малышка для малышек. 3. В гостях у бабы Яги. 4. Число три в русских народных сказках. 5. Мечты народа в русских народных сказках. 6. Книга загадок. 7. Потешки наших предков. 8. Зимние посиделки на Руси. 9. Зимние забавы в творчестве поэтов и писателей. 10. Мир пословиц и поговорок. Учителя начальных классов
Математика 1. Как люди научились считать. 2. Математика вокруг нас. 3. Математический праздник. 4. Арифметика – наука о числе. 5. Счастливые числа. 6. Самое интересное число. 7. Меры длины на Руси. 8. Веселые задачки. 9. Веселые математические загадки. 10. Власть десятки. Учителя начальных классов
Окружающий мир 1. Наши питомцы. 2. Деды Морозы бывают разные. 3. Что в имени моем? 4. Я познаю мир. 5. Ребятам о зверятах. 6. Пейте дети молоко, будете здоровы. 7. Жизнь горошины. 8. Благоприятные условия развития растения из семени. 9. Море и его богатства 10. Всё о яблоках. Учителя начальных классов
Технология 1. Какие бывают снежинки. 2. Дымковская игрушка. 3. Цветы в нашей жизни. 4. Что можно сделать из бумажной салфетки? 5. Куда иголочка, туда и ниточка. 6. Декоративная лепка. 7. Повесть о глине. 8. Коллаж из ткани. 9. Сувениры из подручного (природного) материала. 10. Карнавальная маска. Учителя начальных классов
Изобразительное искусство 1.«Сказка в русской живописи» 2.«Птицы - наши друзья» 3.«Узоры на стекле» 4.«В мире цветов» 5.«Летняя сказка» 6.«Витамины - наши друзья» 7.«Роспись Пасхального яйца» 8.«Окно в подводный мир» 9.«Ребусы» 10.«Все краски осеннего дерева» Учителя изобразительного искусства
Музыка 1.Русские народные песни. 2.Колыбельные песни. 3.Народные песенки и потешки для детей. 4. Песни о маме и для мамы. 5. Творчество П.Чайковского для детей. 6.История сказочного инструмента. 7. Музыкальные увлечения моей семьи. 8. Весенние игры и хороводы. 9.Музыка в природе. 10.Музыка помогает, из беды выручает. 11.Детский музыкальный фольклор. Учитель музыки
Физическая культура 1. Правила игры. 2. Игры во дворе. 3. Настольные игры. 4. Малоподвижные игры. 5. В здоровом теле – здоровый дух. 6. Разработка комплекса упражнений для роста. 7. Как развить ловкость. Учителя физической культуры
2 класс
Русский язык 1. Антонимы и омонимы в русской речи. 2. Яблоко раздора. Почему яблоко? – значение фразеологизмов в жизни человека. 3. Роль ударения в русском языке. 4. Ударение в других языках мира. 5. Омофоны — это должен знать каждый! 6. Омофоны на Руси. 7. Её Величество – запятая. 8. Игротека на уроках русского языка. 9. Учимся играя. 10. Алфавит юного лингвиста. Учителя начальных классов
Литературное чтение 1. Времена года в творчестве русских поэтов. 2. Проба пера. 3. Помощники Бабы-Яги в волшебных сказках. 4. Кто такой Кощей Бессмертный? 5. Колыбельная моя детства. 6. Загадки моей бабушки. 7. Конкурс загадок и побасенок. 8. Поучительные рассказы Л.Толстого. 9. Читаем играя. 10. Веселые стихи Б. Заходера. Учителя начальных классов
Математика 1. Азбука числа 7. 2. Божественное число. 3. Фокусы с числами. 4. Логическая игра. 5. Логические задачи. 6. Как научиться считать быстро? 7. Чертова дюжина в математике. 8. Какие бывают календари? 9. Возникновение счета. 10. Забавная математика. Учителя начальных классов
Окружающий мир 1. Как встречают Новый год в разных странах. 2. Улицы моего города. 3. У природы нет плохой погоды. 4. Пища полезная и вредная. 5. Необычные свойства воды. 6. Как выжить на необитаемом острове? 7. Экзотика на подоконнике. 8. С витаминами дружу, я здоровьем дорожу. 9. Птицы нашего двора. 10. Необычные птицы планеты Учителя начальных классов
Технология 1. Сказочный город. 2. Пасхальный букет. 3. Икебана. 4. Скрутим куклу ладную, милую нарядную. Страна кукол. 5. Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Филимоновская игрушка. 6. Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Каргаполовская игрушка. 7. Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка. 8. Народные художественные промыслы. Гжель. 9. Искусство своими руками из папье-маше. 10. Изонить. Учителя начальных классов
Изобразительное искусство 1.г. Ивантеевка в наших рисунках. 2. Портрет учителя 21 века. 3.Городской пейзаж 4.Русский народный костюм 5.Изображение предметного мира – натюрморт. 6.В гостях у народных мастеров. Городец, Дымка, Жостово, Гждель, Полхов-Майдан. 7.Тайны глиняной игрушки. 8.Мы в ответе за тех, кого приручили. 9.Мой город в 22 веке. 10.За здоровый образ жизни. Учителя изобразительного искусства
Музыка 1. Песни о Родине народов России. 2.Разнообразие маршей. 3.Значение маршей в музыке и жизни. 4.Военные марши разного времени. 5.Разнообразие танцев. 6.Вальс – король танцев. 7.Русские народные танцы. 8.Игры-хороводы. 9.Русские народные песни. 10.Песни о Родине. 11.Русские народные инструменты. Учитель музыки
Физическая культура 1. Компьютер и здоровье. 2. Здоровым быть модно. 3. Береги здоровье смолоду. 4. Игры России. 5. Во что играли наши родители? 6. Я выбираю здоровый образ жизни. Учителя физической культуры
3 класс
Русский язык 1. Роль знаков препинания в русском языке. 2. Кто не может жить без «НЕ»? 3. Предлоги и приставки. Их роль в русском языке. 4. Забытые глаголы. 5. Омофоны в русском языке. 6. Как рождаются новые слова? 7. Устаревшие слова русского языка 21 века. 8. Детский сленг младшего школьника. 9. Обновление русской лексики в 21 веке. Неологизмы. 10. Слова-паразиты в детской речи. Учителя начальных классов
Литературное чтение 1.Сказка нашего класса. 2. Образ русской березки в литературе. 3. Баба-Яга: добрая или злая? 4. Необычное творчество Е. Петрушевской. 5. Необычное в обычном. 6. Образ весны в творчестве русских поэтов и писателей. 7. «Я лиру посвятил народу своему…» 8. Образ отца в произведениях русской и советской литературы. 9. Образ матери в литературном мире. 10. Мы в ответе за тех, кого приручили. Учителя начальных классов
Математика 1.Компьютерные игры на уроках математики. 2.Игры с числами. 3.Забытые игры. 4.Праздник числа. 5.Великолепная семерка. 6.Интересные и быстрые способы вычислений. 7.Витамины и математика. 8. Забытый счет. 9. Как развить вычислительные навыки? 10. От счет до калькулятора. Учителя начальных классов
Окружающий мир 1. История школы. 2. Необычные растения в природе. 3. Невиданные животные. 4.Удивительные животные России. 5. Праздник твоего имени. 6. Собака и кошка: враги или друзья? 7. Как стать здоровым? 8. Новый год: история, традиции и обычаи в России. 9. Времена года на дворике. 10. Откуда появилась вода в кране... Учителя начальных классов
Технология 1.Школа моей мечты. Изготовление макета школы. 2. Узелки на память. 3. Животные будущего. 4. Лепка в технике рельефа. 5. Изделия в технике декоративного плетения. 6. Чудеса папье-маше. 7. Лоскутная аппликация. 8. передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. 10. Национальный костюм народом России. Учителя начальных классов
Изобразительное искусство 1.Жанр портрета в живописи. 2.Деревянная архитектура. Изба. 3. Витражи. 4. Прикосновение к истокам старины. 5. Цирк. 6. Необычные цветы. 7. Люди труда в изобразительном искусстве. 8.Осевая симметрия. 9.Символика нашего класса. 10. Герб моей семьи. Учителя изобразительного искусства
Музыка 1.Времена года в музыке. 2.Инструменты симфонического оркестра. 3.Песни о любимом городе – Ивантеевка. 4.Жизнь и творчество М.И.Глинки 5.Колокола на Руси. 6.Образ моря в музыке и изобразительном искусстве. 7.Романсы русских композиторов. 8.Развитие чувств в музыке (сюита Э.Грига «Пер Гюнт»). 9.Музыка русского народа. 10.Танцы народов мира. Учитель музыки
Физическая культура 1.Компьютер и здоровье. 2. Здоровым быть модно. 3. Береги здоровье смолоду. 4. Игры народов мира. 5. Игры наших бабушек. 6. Как себя развлечь играя? 7. В здоровом теле - здоровый дух. Учителя физической культуры
4 класс
Русский язык 1. Архаизмы в русском языке. 2. Ключом ко всякой науке является вопросительный знак. 3. Занимательно-игровой проект для малышей. 4. Жаргонизмы младшего школьника. 5. Детский сленг. Жаргонизмы. 6. Простые и сложные фразеологизмы. 7. Ударение в других языках мира. 8. Омофоны, омографы и омонимы в русском языке. 9. Лексическая антонимия. Антонимы в русском языке. 10. Исконно русская лексика. Учителя начальных классов
Литературное чтение 1. Воплощение мечты из сказок русского народа в реальную жизнь. 2. Сказочные символы в устном народном творчестве. 3. Роль яблока в русских народных сказках. 4. Зло и добро в сказочном мире литературы. 5. Роль растений в сказках русского народа. 6. Что мы называем своей Родиной? 7. Книга – великое чудо из всех чудес. 8. Русские поэты и писатели о Подмосковье. 9. Малая Родина в произведениях русских писателей. 10. Образы природы в лирике русских поэтов. Учителя начальных классов
Математика 1.Электронное приложение к учебнику математики. 2. Великие математики древности. 3.Симметрия в нашей жизни. 4.Головоломки с палочками. 5.Магические квадраты. 6.Искусство отгадывать числа. 7.Интересные и быстрые способы вычислений. 8.Математика в головоломках. 9.Роль числа в русских народных сказках. 10. Математические ребусы. Учителя начальных классов
Окружающий мир 1. Памятные места города. 2. Реки г. Ивантеевки. 3. Народные умельцы нашего края. 4. Удивительные места России. 5. Детство моих бабушек. 6. Я хочу, чтобы мой город был чистым! 7. Памятники культуры в моем городе. 8. Известные выпускники нашей школы (города). 9. Чье имя носит главная библиотека г.Ивантеевки? 10. Дневник путешественника. 11. Национальные костюмы моей страны. Учителя начальных классов
Технология 1. Деревня на Руси. Изготовление макета деревни. 2. Современная военная техника. 3.Город будущего. 4. Школа 22 века. 5. Машина 30 века. 6. Деревянное зодчество на Руси. Макет из спичек. 7. Использование вторичного сырья для ручного творчества. 8.Народных ремесел мастера. 9. Транспортное моделирование. 10. Сказочные персонажи. Теневой театр. Учителя начальных классов
Изобразительное искусство 1. Народные умельцы нашего края. 2.Венецианская маска. 3.Материнство. 4.Храмы на Руси. 5.Военный плакат. 6. Нэцкэ. 7. Ярмарка народных промыслов. 8. Люди труда в произведениях русских художников. 9. Народные художественные промыслы. Городец. 10. Народные художественные промыслы. Хохлома. Учителя изобразительного искусства
Музыка 1.Арома-музыкальная терапия 2.Мои музыкальные предпочтения. 3.Многообразие жанров народной музыки и песни. 4.Народные мотивы в творчестве композиторов. 5.Жизнь и творчество С.Прокофьева. 6.«Вставайте, люди русские!». Сила патриотической песни. 7.Песнопения русской православной церкви. 8.Обряды на Руси: песни и костюмы. 9.Музыкальная культура славянских народов. 10.Музыкальная культура и традиции восточных народов. 11.Музыка разных народов мира. Учитель музыки
Физическая культура 1. Игры разных народов России. Учителя физической культуры

 

Б) Во внеклассной работе.

 

№ п/п Тема Примерные темы для индивидуальных проектов
Я и моя семья 1. Моя родословная. 2. Мои родители. 3. Семейные традиции. 4. Что в имени моем? 5. Мой род. 6. Что означает моя фамилия. 7. Самые распространенные фамилии России. 8. Откуда взялись фамилии? 9. Семейные праздники. 10. Мои предки.
Мой город 1. История моего города. 2. Мой любимый уголок. 3. Памятники города. 4. По улицам пройдусь, чьим именем зовусь? 5. Знаменитые люди города. 6. Мой город - моя гордость! 7. Реки Ивантеевки. 8. Самые распространенные фамилии Ивантеевки. 9. Любимые уголки моего города.
Моя страна 1.Города – герои России. 2. Великие люди моей страны. 3. Народности России. 4. Люди севера в гости к людям юга. 5. Традиции народов России. 6. Фольклор народов России. 7. Самые красивые места России. 8. Великие реки России.
Помоги себе сам 1. Мое хобби. 2. Физкультура – враг или друг? 3. Курить - здоровью вредить? 4. Суд над жевательной резинкой. 5. Пить или не пить? Смотря что… 6. В здоровом теле – здоровый дух. 7. Вредные привычки.
Учись учиться 1. Узелки на память. 2. Как улучшить память. 3. Как преодолеть страх? 4. Скажи, кто твой друг…
Учусь сам 1. Как научиться красиво говорить? 2. Детский сленг. 3. Учусь сам – учу других.

 

В) Во внеурочной деятельности.

 

предмет тема Ответственный
  1 класс  
Информатика 1.Информатика вокруг нас. 2. Цветные задачки. 3. Родословная цвета. 4. Дай мне имя. 5. Интересный состав. 6. Необычные действия. 7. Смешная симметрия. 8. Информатика рядом с нами. 9. Что из чего состоит. 10. Правда-ложь. 11. Геометрические рисунки нашей жизни. Учителя начальных классов
  2 класс  
Информатика 1.Информатика в играх и задачах. 2. Как в зеркале… 3. Интересное кодирование. 4. Алгоритм в нашей жизни. 5. Смешная симметрия. 6. Игры на координатной сетке. 7. Диктанты по клеточкам. 8. Игры с мячом на уроках информатики. 9. Алгоритм наизнанку. 10. Учись сравнивать. Учителя начальных классов
  3 класс  
Информатика 1.От наскальных рисунков к компьютерным вернисажам. 2. Роль компьютера в жизни ребенка. 3. Компьютерные игры для малышей. 4. Компьютер или книга – что лучше? 5. Вкусный алгоритм. 6. Умей выигрывать. 7. Выигрышная стратегия. 8. Общие свойства предметов. 9. Закономерности в информатике. 10. Пересечения в жизни. Учителя начальных классов
  4 класс  
Информатика 1. Обучающие игры на уроках русского языка (математики) в программе PawerPoint. 2. Электронные таблицы по русскому языку и математике. 3. Все ли вокруг нас можно алгоритмизировать. 4. Шифровка. 5. Можем ли мы существовать без компьютера. 6. История компьютеров. 7. Носители информации будущего. 8. Интернет. 9. Какие бывают вирусы. 10. От папируса к Е-mail/   Учителя начальных классов
  1 класс  
Риторика 1. Слова приветствия. 2. Вывески – предметы. Вывески – слова. Учитель риторики
  3. Слово веселит, огорчает, утешает. 4. Мимика и жесты. 5. Заголовки бывают разные. 6. Загадки. 7. Считалки.  
  2 класс  
Риторика 1. Свойства устной речи: темп, громкость, тон. 2. Мимика, жесты, поза. 3. Вежливая просьба. Скрытая просьба. 4. О чем говорит шрифт? 5. Вежливый отказ. 6. Типы текстов. 7. Загадки-описания. Учитель риторики
  3 класс  
Риторика 1. Твои речевые роли. 2. Подготовленная речь, приемы подготовки. 3. Похвала (комплимент). 4. Диалог и монолог. 5. Кратко о книге. Аннотация. 6. Текст - поздравление. 7. Текст рассуждение. 8. Сравнительные тексты. Учитель риторики
  4 класс  
Риторика 1. Улыбка – несловесное средство общения. 2. Запрет – предостережение, строгий и мягкий запрет. 3. Вежливая оценка. 4. Информация, источники информации. 5. Подпись под фотографией. 6. Речевые привычки. Учитель риторики

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28; просмотров: 1148

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...