Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов

Нравственная сущность человека проявляется в единстве его нрав­ственного сознания, поведения и чувств.

Формирование нравственного сознания предполагает усвоение ребен­ком знаний об установленных в обществе нормах нравственности (мо­ральный кодекс), требованиях к отношению к природе, обществу, другим людям, самому себе. Эти систематизированные знания приобретают­ся разными путями: получение информации от учителей, родителей, свер­стников, из средств массовой информации. Чтобы эти знания преврати­лись в убеждения, необходимо включение ребенка в деятельность, свя­занную с проявлением нравственных поступков, переживанием положи­тельных эмоций и стимулирующих к повторным нравственным действиям. Это создает предпосылки к приобретению и закреплению нравственных привычек, складывающихся в систему нравственного поведения, которые определяют жизненную нравственную позицию личности школьника.

Поэтому используемые учителем рассказ, объяснение, беседы, ди­алоги, диспуты и другие методы слова должны, во-первых, быть обра­щены не только к сознанию, но и к чувствам ученика; во-вторых, опи­раться на имеющийся нравственный опыт ребенка; в-третьих, соче­таться с действиями учащегося в специально создаваемых учителем пе­дагогических ситуациях, сходных с жизненными обстоятельствами, тре­бующими проявления нравственных качеств (общественного долга, гу­манизма, чести, совести и др.) (Л.К. Завьялов, 1999). Иначе говоря, нравственная сфера личности развивается в системе специально орга­низованной деятельности, сочетающей формирование нравственного сознания, проявление нравственных чувств, нравственных поступков и нравственных отношений друг с другом, с коллективом и учителем.

Для детей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов очень важно освободиться от психологических комплексов неполноценнос­ти, почувствовать свою значимость как человека, проявить свои спо­собности в различных видах доступной деятельности.

С другой стороны, у детей с ограниченными возможностями очень часто сформированы эгоцентризм, себялюбие, агрессия по отношению к окружающим, убежденность в своей ислючительности и другие нега­тивные качества, обусловленные неверным семейным воспитанием или социальной депривацией в специальных образовательных учреждениях.

Недостаточное развитие нравственных качеств ребенка необходи­мо отличать от нарушений формирования личности, коммуникатив­ных функций, эмоционально-волевой сферы. Например, при ДЦП чаще всего встречается нарушение личности по типу психического инфанти­лизма, невропатический вариант которого характеризуется сочетани­ем несамостоятельности, повышенной внушаемостью и тормозимое -тью, пугливостью, неуверенностью в своих силах. В школе у многих та­ких детей проявляются случаи повышенной робости, застенчивости, трусливости, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации, иногда при повышенной самооценке (Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, 2001).

Для выявления отклонений в развитии личности ребенка необхо­дим комплексный психолого-медико-педагогический анализ ее особен­ностей. При этом следует обратить внимание не только на выраженные признаки поведения ребенка, нарушающие процесс его социальной адаптации, но и учесть и использовать на занятиях по адаптивной физи­ческой культуре положительные проявления характера, темперамен­та, влечений, мышления, направленность интересов, уровень разви­тия физических качеств и способностей.


Специалист по адаптивной физической культуре должен опираться на положительные черты личности, наиболее развитые физические ка­чества и способности ребенка, следуя правилу «навстречу природе».

Наибольший потенциал как для коррекции нарушений формиро­вания личности, так и развития нравственных качеств детей с ограни­ченными возможностями имеет адаптивный спорт.

В качестве мировоззренческой «платформы» организации занятий адаптивным спортом могут быть использованы проверенные практи­кой идеи олимпизма.

Известно, что Пьер де Кубертен - родоначальник современного олимпизма — связывал олимпизм с идеей совершенствования челове­ка, человеческих отношений и общества на основе использования спорта, спортивных соревнований и подготовки к ним. Важную задачу олимпизма он рассматривал в предотвращении разрыва между физи­ческим и духовным развитием человека, в содействии его разносторон­нему и гармоничному развитию.

Олимпизм, согласно Олимпийской хартии, представляет собой жизненную философию, возвышающую и объединяющую в сбалансирован­ное целое достоинства тела, воли и разума.Как ничто другое, олимпизм привлекает тем, что соединяет спорт с культурой и образованием, со­здает образ жизни, «основанный на радости от усилия, на воспитатель­ной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим ценностям».

Олимпийское движение не допускает никакой дискриминации в спорте — ни политической, ни религиозной, ни расовой, оно все прони­зано идеями мира. Кодекс спортивной чести («Фэйр Плэй»), включаю­щий в себя такие правила, как: не стремиться к победе любой ценой; на спортивной площадке сохранять честь и благородство; главное не победа над соперником, а совершенствование своей личности, преодоление своих слабостей, — является хорошим примером использования в этом виде деятельности общечеловеческих норм нравственности.

В пособии СП. Евсеева, Г.М. Поликарповой, М.В. Прохоровой (1995) приведены программы «олимпийских уроков» и других вариантов олим­пийских мероприятий, которые могут применяться и в воспитании детей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.

К ним относятся:

— беседы по истории возникновения и проведения Олимпийских игр;

— беседы по проблемам олимпийского движения;

— конкурсы рассказов (устных и письменных) об удивительных ис­ториях, произошедших на различных Олимпийских играх;

— конкурсы рефератов и сочинений по олимпийской тематике;

— конкурсы альбомов, стенгазет, рисунков по олимпийской тематике;

— олимпийская викторина (очная и в качестве домашнего задания);

— встречи с чемпионами и участниками Олимпийских игр;

— спортивные праздники под девизом олимпийских идеалов;

— спортивные соревнования (малые Олимпийские игры). Интересные предложения гуманных преобразований спорта содержит

олимпийский проект «СпАрт» (название это образовано от трех английских слов: Spirituality — духовность, Sport — спорт, Art — искусство). Он разработан профессором В.И. Столяровым и реализуется в России с 1991 г.

Во время проведения соревнований «СпАрт» не только поощряет вы­соконравственное и эстетическое поведение спортсменов, но и учитыва­ет их (с помощью балльной оценки) при определении победителей. Обыч­ные спортивные соревнования «спартианцы» преобразуют в «игры сотруд­ничества», где учитывают не личное достижение или достижение коман­ды, а достижения всех участников, объединенных в одну команду. В про­грамму «спартианских» состязаний включаются и обычные спортивные дисциплины, и тесты на общую физическую подготовку, и различные со­ревнования и конкурсы по туризму, художественные и интеллектуальные конкурсы. Это значит, что на состязаниях «спартианцев» недостаточно быть просто физически подготовленным («здоровым парнем»). Чтобы по­бедить здесь, необходимо еще оказаться умным (и остроумным), уме­лым, интересным, нравственно и духовно развитым человеком.

Спартианская модель организации спортивной деятельности хоро­шо подходит и к лицам с отклонениями в состоянии здоровья, вклю­чая инвалидов.

Педагогическая технология и практика реализации спартианской программы для инвалидов подробно рассмотрена в работах Т.Н. Губаре­вой (1998-2000).

 

19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями _на эстетическое развитие занимающихся

Уровень эстетического развития определяется степенью сформиро­ванное™ эмоционально-оценочного отношения ребенка к явлениям действительности, его способности оценивать их с позиций эстетичес­ких идеалов, т.е. социально обусловленных представлений о красоте в природе, обществе, в самом человеке (Л.К. Завьялов, 1999).

Главной задачей эстетического развития учащихся в процессе заня­тий физическими упражнениями, по мнению Л.К. Завьялова, является воспитание у них эстетического отношения к собственному физическо­му совершенствованию, объектам своей физкультурной деятельности, активного стремления к пониманию и достижению красоты во внешнем облике, поступках, во взаимоотношениях с людьми.

Он выделяет следующие объекты эстетических проявлений (воспри­ятий, чувств, сознания, вкусов, потребностей) при занятиях физичес­кими упражнениями:

- оформление мест проведения занятий, инвентаря и оборудования;

- внешний вид учителя и учащихся, стиль поведения и общения их друг с другом;

- взаимодействие учителя и учащихся по реализации используемых в занятии организационно-методических форм деятельности;

- сформированное учителем в сознании учащихся представление об эстетическом идеале физического развития и образования человека;


— физические упражнения, характеризующиеся пластичностью, рит­мичностью, изяществом и выразительностью составляющих их движе­ний, и упражнения, целью которых является достижение результата, обусловленного степенью проявления физических способностей и внут­ренних волевых напряжений;

— действия игрового и соревновательного характера, несущие в себе красоту проявления силы духа, борьбы с пространством, временем, самим собой.

Далее автор конкретизирует задачи, средства и методы для эстети­ческого воспитания школьников младшего, среднего и старшего воз­раста, которые, безусловно, могут с успехом применяться и с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Большие возможности для эстетического развития занимающихся заключены в олимпийском образовании и воспитании школьников (на­блюдение за совершенной техникой выполнения двигательных действий выдающихся спортсменов, их тактическим мастерством, проявлением волевых качеств, изучение произведений искусства на олимпийскую тематику, участие в массовых фестивалях и праздниках и т.п.).

Еще большие предпосылки для эстетического воспитания содер­жатся в программах проекта «СпАрт», где эстетические поступки, спо­собы выполнения движений, включая пантомиму, танец и т.п., явля­ются специальным предметом оценки.

Необходимо более активно, чем обычно рекомендуется в учебни­ках и учебных пособиях по физической культуре, использовать живую и неживую природу как источник естественной красоты и гармонии. На­блюдение за природой во время лыжных прогулок, туристических по­ходов, легкоатлетических кроссов способствует проявлению эстетичес­ких чувств и связанных с ними эстетических переживаний, формирова­нию эстетического сознания, эстетических вкусов и эстетических по­требностей.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...