Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Йисехьатан мохк (Иисехатан мохк) «Йисехата (Ногаевых) владения». Земля находилась на севере Алхазурова.

БухӀРёРЅ РјРѕС…Рє(Бухин РјРѕС…Рє) «Бухи владения (земли)В». Находились СЂСЏРґРѕРј СЃ Юьспан РјРѕС…Рє Рё Иисехьатан РјРѕС…Рє. (Цутиевых владения).

Элмарзин мохк(Элмарзин мохк) «Элмарзы владения (земли)». В 5 км к северу от Алхузурова. (Мустафиновых владения (земли).

Эдалбии РєӀотар(Эдалбин котар) «Эдалби хутор». РќР° СЋРіРѕ-западе села. Урочище.

Дацин РєӀотар(Дацин котар) «Даци хутор». РќР° южном склоне Чехкар арц. Урочище.

Заурбе кан РєӀотар(Заурбекан котар) «Заурбека хутор». РќР° СЋРіРѕ-восточной окраине села.

Сайд-Эмина бидлийтана иекъ(Сайд-Эмина биллийтана нек) «Дорога, проложенная Сайд-Эмином». Дорога в черте села, проложена на средства рабочего совхоза «Труд» Сайд-Эмина Гажаева.

Юнус пелхъока ваьлла барз(Юнус пелхона вялла барз) «Курган, на котором выступил канатоходец Юнус». Мощный курганный могильник (находился на усадьбе Сулеймана Муртазалиева в центре села), на котором выступал в 1910-1912 годах замечательный канатоходец из грузинских кистинцев Юнус Алдамов.

Куслаханан РґСѓРєСЉ(Куслаханан РґСѓРє) «Куслахана хребет». Хребет расположен южнее хребта Р“ӀРѕР№ арц.

Куслаханан РёСЂР·Сѓ(Куслаханан РёСЂР·Сѓ) «Куслахана поляна». Расположена аз районе Куслаханан РґСѓРєСЉ,Р·Р° хребтом Р“ӀРѕР№РЅ арц. Куслаха - устаревшее собственное РёРјСЏ, РІ наши РґРЅРё РѕРЅРѕ уже РЅРµ встречается. Р’ районе Куслаханан РґСѓРєСЉ еще РІ прошлом веке находились поселения РІ РґРІСѓС… местах РїРѕРґ названием Куслаханан РґСѓРєСЉ Рё Куслаханан РёСЂР·Сѓ. Жители переселились РІ плоскостные селения: РЈСЂСѓСЃ-Мартан, Марнш-Чу, Гойты РёРґСЂ.

Хьумидан шовда(Хумидан шовда) «Хумида родник». На южной окраине села, у северо-западного подножья Чехкар арц, назван в честь учителя родного языка Хумида Туриева, погибшего при автомобильной аварии 1 мая 1972 года. Хумид Туриев отличался высокой культурой ичеловечностью, был всеобщим любимцем учашихся, учителей и всех жителей села Алхазурова.

Хьачаройн ирзу(Хачаройн ирзу) «Хачаройцев поляна». На юго-западе села. Здесь на купленной у Жанала земле, жили Ибакка и Мовла Магомадовы.

Махьашан ирзу(Махашан ирзу) «Махаша поляна». На северо-восточном склоне ГIойн арц.

Мулкъойн ирзу(Мулкойн ирзу) «Мулкойцев поляна». На южном склоне ГIойн арц.

Акхтарг даьгIнача(Акхтарг дягнача) «Тополь стоял (где)». Поле совхоза «Труд» на южной окраине села. Здесь со дня основания и до 1940 года стоял громадный тополь, по всей вероятности, уцелевший от былых дремучих лесов, покрывавших всю Чеченскую равнину. В бурную летнюю ночь, когда шел проливной дождь, тополь был повален бушевавшим ветром.

ШишагIин бIар хиллача(Шишагин бар хиллача) «Шишаги орех стоял (где)». В черте села, на п. б. речки Энгалк. Шишага Акаев вырастил ореховое дерево, плодами которого кормились почти все дети села Алхазурова. Он был известен тем, что готовил противооспяную сыворотку и делал детям прививки против оспы.

Энгалчу(Энгалчу) - древнейшая часть села, южный край, расположен в ущелье речки Энгалк.

Дубин кIотар(Дубин котар) «Дубаева хутор». Центральная часть села. Основана бывшим наибом Шамиля Дубой Жукаевым и его сыновьями Махьмадом, Гути, Iабдул-Мажидом, Iаьзи, Дон-дой, Пхаьжи, Мудой, Iабдуллой, Хьажа-Мурдом.

Версии кIотар(Версии котар) «Берсанова хутор». Юго-восточная часть села, основали выходцы из об-ва Нихала - Берса и его сыновья: КIорний, ЯсаI, Сулима, Мохьмад, Ахьмад, Iабдул-Межид, Махьмад-Мирза. Сын Махьмад-Мирзы - Хаважи -Герой Советского Союза.

Энгал(Энгал) - речка. Берет начало между двумя хребтами Чехкар-арц и Иой-арц. Течет с севера на юг через селение Алхазурово. Летом мелеет. Что легло в основу гидронима, выяснить не удается. Гидроним имеет два варианта: Энгал и Энгалк.

Кешнийн барз(Кешнийн барз) «Кладбище курган». Расположен на усадьбе Сулеймана Муртазалиева.

Базаран майда(Базаран майда) «Базарная площадь». Бывшая базарная площадь, где в наши дни расположено здание средней школы.

Фермие(Фермие) «Фермек». На северной окраине села. Район расположения МТФ совхоза «Труд».

Тракторни бригада«Тракторная бригада». В 2 км к северу от села.

Совхозан контора- район расположения конторы совхоза «Труд», на северной окраине села.

Асабий ваьхначу(Асабий вяхначу) «Там, где жил Асабий» урочище на юго-восточной окраине села, на правом берегу речки Раз-ор.

Дубин берийн кепшаш«Кладбище потомков Дубы» - на левом берегу речки Энгал, в черте села.

Нежнийн корта«Дубовой рощи вершина» - возвышенность на северном склоне Чехкархойн арc.

ГIуркх-гу(Гурк-гу) «Шеста холм». Холм возвышается по-над правым берегом речки Энгал. Название возникло от землемерного столба - геодезического знака.

Юкъера басие(Юкера басие) «Серединный склон» - продолговатый бугор, спускающийся с юга на север от холма ГIуркх-гу к селу и образующий правый берег речки Энгал. Здесь расположены многочисленный воронки диаметром от 1,5 до 3 м, которые, вероятно, при обследовании могут оказаться провалившимися входами (лазами) в древние захоронения (катакомбы) или жилища. Многочисленные находки бытовых предметов и украшений говорят о том, что места эти были обжиты с древнейших времен.

Шалгу Iин«Ущелье-развилка» - на северном склоне Чехкархойн аре.

Щабалгийн варш(Цабалгий варш) «Каштановая роща». Каштановая роща (пл. 60 га) на северном склоне Чехкархойн арc.

 

ГIОЙТIА (ГОЙТЫ)

ГIойтIа,Гойты - селение в Урус-Мартановском районе, в 10 км к северо-западу от районного центра. Лежит на одноименной речке Гой. В настоящее время здесь проживают представители более тридцати этнографических обществ: дишний, вашандарой, келой, пхамтой, цесий, чиннахой, ляшкарой, зумсой, чебарлой, хачарой, чянтий, терлой, хаккой, ачалой, галгой, мяршлой, пешхой, белгатой, хуркой, аккий, чермой, беной, чунгурой, алларой, буосой, сяттой, бебшой (?), жий (жай), чехкархой, гагатлой, кюбчий, туркой, элистанжхой. До сих пор выделяются в селе такие родовые кварталы, как дишний юкъ, лаыпкаройн юкъ, бонойн юкъ, келойн юкъ, Iаларойн юкъ, чахкаройн юкъ, чермойн юкъ, чунгуройн юкъ, вашандаройн юкъ, маьршлойн юкъ, чIиннахойн юкъ, пхьамтойн юкъ, варандойн юкъ, туркойн юкъ, куьбчийн юкъ, пешхойн юкъ. В основу названия селения лег гидроним ГIой. См. соответствующую статью. Вокруг селения Гойты раскинулись обширные поля совхозов «Солнечный» и «Гойтинский». В начале XIX века здесь находилось два небольших хутора, в результате естественного роста населения и за счет переселенцев из Аргунского ущелья соединились.

Олхазаран бригада(Олхазаран бригада) «Алхазура бригада». Название возникло сравнительно недавно и закрепилось за определенным участком, где расположен стан полевой бригады, на восточной стороне села. Бригада была организована Героем Социалистического Труда Алхазуром Кагермановым.

Совхозан беш(Совхозан беш) «Совхозный сад». Совхозные сады, расположены на юго-восточной стороне села.

Совхозан ферма(Совхозан ферма) «Совхозная ферма». Северная окраина, где расположены молочнотоварные фермы совхозов «Солнечный» и «Гойтинский».

ГIотанашка(Готанашка) «Овчарням к». Урочище на северо-западной стороне.

Лесополоса.Поля с такими названиями расположены на восточной стороне.

МартантIе боьду некъ(Мартанте бёду нек) «В Мартан (Урус-Мартан) идущая дорога». Выходит из села на запад и ведет в райцентр Урус-Мартан.

ГIалитIе боьду некъ,Грозный-гIала боьду некъ (Галите бёду нек, Грозный-гала бёду нек) «В город идущая дорога. В город Грозный идущая дорога». Выходит из села на север и идет в город Грозный.

АтагIа боьду некъ(Атага беду нек) «В Атаги идущая дорога». Выходит из села на восток и идет в селение Старые Атаги.

Канал йист(Канал йист) «Канала (оросительный) край». Обычно так называют район оросительного канала, тянущийся на несколько километров с юга на север до Грозненского моря.

Хьочакъин кIотар лаьттинчу(Хочакин котар ляттинчу) «Хочакин хутор где стоял». Урочище на северной окраине села. Хьочакъа - соб. имя.

ГIезамахьмас б1а ловзийна арие(Гезамахмас ба ловзийна арие) «Гезамахма войсковые учения где проводил поляна». Так называется урочище на северо-западной окраине села.

ГIезамахьмас дин ловзийна бай(Гезамахмас дин ловзийна бай) «Гезамахма (боевого) коня где учил луг». Урочище в районе ГIезамахьмас бIа ловзийна арие.

Назин барз(Назин барз) «Нази курган». Средневековый курганный могильник на востоке от урочища Хьачакъийн кIотар лаьттинчу.

Б1а сецца арие(Ба сецца арие) «Войска остановились, где поляна». Урочище на северо-востоке села.

Куьсара-юрт(Кюсара-юрт) «Кусара поселение». Урочище на северо-западе.

Чурт дегIа барз(Чурт дега барз) «Стела (на которой) стоит курган». Курганный могильник на северо-западе селения.

Говраш хохку арие(Говраш хохку арие) «Конные скачки где проводятся поляна». Район нынешнего расположения совхозных садов, на восточной окраине села.

Ежегодно сюда съезжались лучшие наездники Чечни, Ингушетии, Кабарды, Осетии и Дагестана. Равнина называлась также и ГIойтIархойн арие, Тонна говраш хохку арие, Гарманан арие.

Кхоьрнашка(Кхёрнашка) «Грушевой (роще) к». Довольно большая территория, где находились лишь одни дикие груши без единого кустарника, на юго-восточной стороне селения. Здесь же был полуденный отдых и водопой всех табунов селения Гойты.

Iожаллин арие(Ожаллин арие) «Смерти поляна». Так называлась часть равнины на юго-восточной стороне селения, территория, расположенная между селами Гойты, Атаги, Чишки и Алхазурово. Юго-восточная часть этой «равнины» называлась Дашлахьо арие - «Свинец где собирают равнина». Много лет здесь собирали пулевой свинец. Здесь часто обнаруживают орудия каменного и бронзового века, старинное оружие - наконечники стрел, ножи и мечи, керамику и др. Во время полевых работ случайно обнаружены и древние могильники.

Алда лаьттиычу(Алда ляттинчу) «Алды где стояло». Район между огражденными источниками, откуда берут питьевую воду для города Грозного, и трассой Москва-Баку.

Алдахойн кешнаш(Алдахойн кешнаш) «Алдынцев кладбище». Старое, заброшенное кладбище, оставшееся после перенесения селения Алды к реке Сунже.

Дишнийн кешнаш(Дишнийн кешнаш) «Дишнийцев кладбище». Заброшенное кладбище в черте села Гойты.

Юьртан кешнаш(Юртан кешнаш) «Сельское кладбище». На южной окраине селения. На этом кладбище похоронены погибшие во время гражданской войны в сражениях за советскую власть.

Гиелин ГIойтIа(Гиелин Гойта) «Гиелы Гойта». Так называлась в старину северная часть села (по имени первопоселенца). Вариант: Дишнийн ГIойтIа.

ЭгIашбатойн ГIойтIа(Эгашбатойн Гойта) «Эгашбатойцев Гойта». Так называлась в старину вся южная часть села. ЭгIашбатой - этноним.

Исин хьер лаьттинчу(Исин хер ляттинчу) «Исы мельница где стояла». Урочище на юге села.

Татол(Татол) «Канал». В данном случае имеется в виду урочище, где проходил канал, снабжающий водой мельницу Исы.

Тяллаш лаьттинчу(Тяллаш ляттинчу) «Вербы где стояли». Урочище на юге, где находились каналы, снабжающие водяные мельницы.

Жебин хьер ляттинчу(Жебин хер ляттинчу) «Жебы мельница где стояла». Урочище на юге села. Жеба - соб. имя.

Мунин хьер лаьттинчу(Мунин хер ляттинчу) «Муни мельница где стояла». Урочище на юге села. Муни - соб. имя.

КIорнин зовт лаьттинчу(Корнин зовт ляттинчу) «Корни завод где стоял». Урочище на восточной окраине, где некогда стоял примитивный завод, на котором кустарным способом делали черепицу. Шорни - соб. имя.

Элаханан хьер лаьттинчу(Элаханан хер ляттинчу) «Элаха мельница где стояла». Урочище на юго-западе. Элаха - соб. имя.

Гуола тоьхна меттиг(Гуола тёхна меттиг) «Там, где был сделан изгиб». На северной стороне. Место, где речка Пой делает резкий поворот.

Мусостан кIотар хиллачохь(Мусостан котар хиллачох) «Там, где хутор Мусоста находился». Урочище на северо-западе. Мусост - соб. имя.

Говраш лаьттина барз(Говраш ляттина барз) «Кони где стояли курган». Курганный могильник на северо-востоке села.

Цанин арие(Цанин арие) «Сенокосная равнина (поляная)». На северо-востоке села. Iаьршкур-арие(Аршкур-арие) «Аршкур-равнина». На северо-западе, район расположения фруктовых садов совхоза имени Мичурина. Этимология первой части затемнена.

ТIурлон баьрзнаш«Курганы Турлова». Два мощных кургана в 1 км к востоку от перекрестка дорог - трассы Москва - Баку и Гойты.

Бежан арие(Бежан арие) «Табунов равнина». Восточная часть селения.

Луьста кхоьрнашка(Люста кернашка) «Густые грушевые деревья где». Урочище на юго-восточной окраине. Грушевая роща не сохранилась.

Булкх(Булкх) «Родник». На юго-востоке села.

Несархойн кур Малцаг вийна меттиг(Несархой кур Малцаг вийна меттиг) «Несархойцев гордый Малцаг убит (где) место». В наши дни здесь расположены лесные полосы и пахотные земли совхоза «Атагинский». Раньше здесь были дремучие леса и непроходимые болота. Через эти леса и болота пролегали дороги и тропинки, которые связывали крепость Грозную, ст. Воздвиженскую и селения Атаги, Гойты. По преданиям, на этом месте, на дороге, проходившей через дремучие леса, был убит гордый Малцаг Насырхоевский (Малсаг Долгиев), который держал русскую ориентацию и отказывался признать власть имама Шамиля.

 

IАЛХАН-ЮРТ (АЛХАН-ЮРТ)

 

Iалхан-Юрт(Алхан-Юрт). Село в 15 км к западу от города Грозного, на северной стороне от трассы Москва-Баку. Название сложилось из соб. имени Iали + хан и юрт.

В настоящее время здесь проживают представители таких этнических обществ: зумсой, беной, Курчалой, чунгурой, лишний, маьршлой, чермой, чиннахой, галгой, макажой, гезалой, гуьржий, андий, газ-гумкхий, хаккой, буосой, хой, нашхой, галгазкий, хуркой и др.

Хьамрин туогIи(Хьамрин туоги). Небольшая долина у п. б. реки Сунжи, на северо-востоке села. Название сложилось из редко встречающегося соб. имени Хъамри и тогIи - долина.

Хьераш лаьттина меттиг(Хераш ляттина меттиг) «Место, где стояли мельницы». П. б. реки Сунжи, на северо-востоке Ал хан-Юрта.

Партизанийн барз(Партизанийн барз) «Партизанский курган». Название возникло в дни гражданской войны и напоминает о тяжелых боях с деникинскими войсками, где в 1919 году погибло более 500 партизан. Сюда собирались партизаны Алхан-Юрта для решения важных вопросов в тяжелые дни гражданской войны. «Партизанский курган» расположен в долине Хьамри тогIи, на п. б. Сунжи.

Iахараш-шовда(Ахараш-шовда) - родник. Расположен в «Хьамри тогIи». Название сложилось из Iахараш - ягнята и шовда - родник: «ягнят водопой». К этому роднику обычно пригоняли ягнят на водопой. Но встречается и мужское соб. имя Iахараш.

Баннаш лаьттина куолл(Баннаш ляттина куолл) «Шалаши стояли (где) кустарник». На северо-западе Iалхан-Юрта. После разгрома белогвардейцами селения жители ушли в окрестности и поставили шалаши. Отсюда и такое название.

КIохцал ирзие(Кохцал ирзие) «Колючек поляна». Район от свинофермы до трассы Москава - Баку, на п. б. реки Гехинка. Но встречается и редкое соб. имя Шохцал.

Iисин бури(Исин бури) «Исой пробуренное (место, где)». Болотное место. Топоним напоминает о том, что человек по имени Иса пытался путем самодельной «буровой» пробурить пласт и добыть из недр нефть, но безуспешно. На северо-западе Алхан-Юрта.

Эдин кIажаОдин кажа) «Эди пятачок». Ровное местечко на п. б. Гехинки, на западной окраине Iалхан-Юрта. Эди - собственное имя.

Борзие(Борзие) «Кургану к». Урочище на южной окраине Алхан-Юрта, где до прокладки трассы Москва - Баку был расположен курган - средневековый могильник. Курган снесен во время строительства трассы.

Жанжин кIуотар(Жанжин котар) «Жанжи хутор». Место былого расположения одноименного хутора в 4 - 5 км к юго-западу от Алхан-Юрта, на л. б. Мартанки. Жанжа - редкое мужское соб. имя.

Шовданал диехьа(Шовданал деха) «Родником за». Там же, где и Жанжин кIуотар.

Роьшни йист(Рёшни йист) «Рёшни край, берег». Имеется в виду побережье речки Роьшни, на юго-западе Алхан-Юрта.

Шина хин юкъ(Шина хин юк) «Двух речек середина», «Междуречье». Подразумевается небольшое пространство между речками Мартанкой и Рошни, на юго-западе Алхан-Юрта.

Йоккхачу уыплие(Йоккхачу ушлие) «Большому болоту к». Напоминает о том, что здесь некогда находилось болото. На северо-западной окраине села.

Хьаднн юрт(Хадин юрт) - место былого расположения одноименного аула на юго-западе села. Хьада - соб. имя.

Iелин ирзу(Элин ирзу) «Эли (лесная) поляна». Название сложилось из собственного имени Iели и существительного ирзие. Урочище на восточной окраине села.

Буьлкъан тогIи(Бюлкан тоги) «Бюлка долина». Буьлкъа- редкое собственное имя. Урочище на п. б. реки Сунжи, на северо-востоке Алхан-Юрта. Буълкъаш, диларш - помои. Такие имена давали любимым детям, чтобы оградить их от сглаза, болезней и т. д.

МаIашан тогIи(Маашан тоги) «Мааша долина». На северо-востоке села. МаIаш - соб. имя от маIа - рог, маIаш - рога.

Итин ирзу(Итин ирзу) «Ити (лесная) поляна». Урочище в Чернореченском лесу на восточной стороне Алхан-Юрта. Ита - соб. имя, часто встречается в Аргунском ущелье.

Мовсаран ирзу(Мовсаран ирзу) «Мовсара (лесная) поляна». Урочище в Чернореченском лесном массиве на востоке Алхан-Юрта. Мовсар - соб. имя.

Ялхойн шовда(Ялхойн шовда) «Ялхой родник». Находится на востоке, в Чернореченском лесном массиве. Ялхой - этноним.

Чалх вийна ор(Чалх вийна ор) «Чалх убит (где) яма, впадина, лощина». Яма, в которой был убит Чалх; на восточной окраине Алхан-Юрта. Чалх - редкое соб. имя от чалх - хаос, сброд. Такое имя давалось мальчику, чтобы уберечь от сглаза.

Великан барз(Великан барз) «Велика курган». Беликова курган на юго-восточной стороне Алхан-Юрта. Беликов - фамилия царского чиновника, проживавшего в г. Грозном. В Грозном имеется мост Беликова.

Хошин барз(Хошин барз) «Хошин курган». На южной стороне села. Хоша - соб. имя. Серсин барз(Серсин барз) «Серcи курган». На юго-восточной стороне Алхан-Юрта. Серса - редкое мужское имя.

Туобаран кIажа(Туобаран кажа) «Туобара пятачок». Урочище на п. б. Сунжи, северо-восточной стороне Алхан-Юрта. Туобар - редкое мужское имя.

НурIелин тогIи(Нурэлин тоги) «Нурэли долина». Находится на реке Мартан, где сходятся границы земельных массивов совхозов «Красноармейский» и «Горец». На восточной стороне от дороги в Урус-Мартан. НурIела - соб. имя.

Хуодин шовда(Хуодин шовда) «Хуоди родник». В черте Алхан-Юрта. Название сложилось из собственного имени Хуода и шовда - родник.

Пхьидин кIуотар(Пхидин куотар) «Лягушек хутор». В результате роста населения Пхьидин кIуотар слился с Алхан-Юртом. Восточная часть села.

Дуодин шовда(Дуодин шовда) «Дуодин родник». На восточной окраине Алхан-Юрта. Дуода - редкое мужское имя.

Тимирболатан каш долчу(Тимирболатан каш долчу) «Тимирбулата могила находится где». Урочище на восточной окраине села.

Пацун тогIи(Пацун тогIи) «Пацун долина». Урочище на северо-востоке Алхан-Юрта. Пацу - редкое мужское имя.

Iелахьажин хьера(Элахажин хера) «Элахаджи мельница». На северо-восточной стороне Алхан-Юрта. Напоминает о том, что здесь когда-то была водяная мельница, принадлежавшая Эла-хаджи.

Хасин шовда(Хасин шовда) «Хаси родник». На северо-западе Алхан-Юрта. Хаси - соб. имя.

Хьадин гиечиеш(Хадин гиечиеш) «Хади броды». Переправы через реку Сунжу на северо-востоке Алхан-Юрта. Хьада - редкое соб. имя от глагола хъада - беги! Такое имя давали мальчикам, желая, чтобы они были резвыми, шустрыми, проворными.

Iачоскин юкъ(Ачоскин юк) «Ачоскин околоток». Устаревшее название северной части села Алхан-Юрт. Первая часть - редкое соб. имя.

Доротдел- возник буквально в последние годы, расположен на западной стороне села, на повороте дороги в с. Урус-Мартан.

ГIийлабарз(Гийлабарз) «Слабый (низкий) курган». Урочище с курганом на восточной окраине села.

Хуошин барз(Хуошин барз) «Курган Хуоши». Урочище с курганом на южной стороне села.

Жабин барз(Жабин барз) «Курган Жаби». Урочище с курганом на южной стороне села.

Зумсойн кешнаш(Зумсойн кешнаш) «Зумсойцев кладбище». На восточной окраине Алхан-Юрта. Основаны выходцами общества Дзумса. Зумсой - этноним. См.: Топонимия.., ч. I.

Партизанийн чурт(Партизанийн чурт) «Памятник партизанам». Памятник партизанам, погибшим в годы гражданской войны. Находится рядом со школой, в черте села. В 1919 году в борьбе за советскую власть здесь погибло более 500 человек чеченцев и русских.

Жанжин шовда(Жанжин шовда) «Жанжия родник». В районе урочища Жанжин кIотар, на левом берегу реки Мартан на юго-западе.

Кесирин чурт(Кесирин чурт) «Кесиры памятник». Урочище на правом берегу, рядом с «Кесирин айма».

Кесирин айма«Кесиры пруд». На речке Мартан, севернее от слияния Рошни с Мартаном. Кесира - женское имя соб. В народе живет интересная легенда, связанная с данным топонимом.

 

ГОРОД ГРОЗНЫЙ (СОЬЛЖА-ГIАЛА)

 

Грозный (Соьлжа-Пала)- столица Чеченской Республики (Нохчийчоь). Город расположен в Алханчуртской долине. С востока к нему подступают фруктовые сады и огороды Ханкальской долины, а с юга - пологие склоны Грозненского хребта (Суьйра-Корта). С юга-запада на северо-восток на протяжении 12 километров территорию города Грозного пересекает река Сунжа. Через город проходит железнодорожная линия Москва-Баку. Грозный делится на четыре крупных административных района.

На территории нынешнего Грозного находилось более 20 чеченских аулов и хуторов, которых уничтожили войска генерала Ермолова. В 1818 году здесь заложена крепость Грозная для устрашения непокорных чеченцев. 30 декабря 1869 года крепость была преобразована в город Грозный.

К концу XIX века Грозный приобрел мировую известность благодаря своим нефтяным месторождениям.

 

МИКРОТОПОНИМИЯ ГОРОДА ГРОЗНОГО (СОЬЛЖА-ГIАЛА) И ЕГО ОКРЕСТНЫХ СЕЛ И СТАНИЦ

 

БухIан-Юрт (Бухан-Юрт)«Алды» («Черноречье»). Юго-западная часть города Грозного с многоэтажными домами, магазинами и Набережной Грозненского моря. Название БухIан-Юрт было дано первопоселенцами в связи с тем, что на юго-западной стороне находился дремучий лес, в котором водилось много сов, филинов (чеч. бухIа).

Здесь в 1769 году (по другим источникам - в 1760 году) родился первый имам Чечни и народов Кавказа шейх Мансур Ушурма. Одаренный природой гибким и проницательным умом и выдающимися организаторскими способностями, сильной волей и привлекательной внешностью, он являлся прекрасным психологом и обладал талантом вызывать к себе глубокое доверие окружающих.

На выступление Мансура власти послали в Алды карательный отряд во главе с полковником Пиери. 6-го июля 1785 года этот отряд сжег аул Алды, состоящий из 400 домов. Больше аул не восстанавливался, жители сожженного аула осели в ауле БухIан-Юрт и в других местах. В тот же день был сожжен и Амирхан-брод, состоявший из 500 домов и располагавшийся в 6 верстах от Адхан-Юрта ниже по течению реки Сунжа. А 8 июля 1785 года отряд бригадира Апраксина незаметно подошел к аулу князя Алхана (Алхан-Юрт) и, разгромив, предал его огню.

9 июля 1785 года Апраксин послал императрице Екатерине II пышное донесение, приложив патронташ, снятый с убитого чеченца и знамя «противника», но когда позже стал подсчитывать свои потери, то ужаснулся: потери были внушительные и плачевные: из 2000 человек личного состава погибло 12 офицеров вместе с командиром Пиери и премьер-майором Комарским, 740 человек чином пониже и 262 человека попало в плен. Захваченные две пушки Мансур вернул противнику.

Мансур Ушурма навел страх и вызвал панику на русских границах и на все укрепление Кавказской линии. А «черный народ», «оборванцы», «сволочи» все шли и шли к Мансуру, пополняя его войско. Власти были серьезно обеспокоены угрозой нападения Мансура на Кавказскую Военную линию, протянувшуюся от Черного до Каспийского моря. И это случилось. Ровно через шесть дней после того, как чеченцы были «примерно наказаны» (6-9 июля 1785) 15 июля пятитысячный отряд горцев, куда входили представители почти всех народов Северного Кавказа, в том числе и казаков, от холопов до горских князей, подошел к укреплению Кизляр, где были сосредоточены основные силы Кавказской Военной линии, и попытался штурмом захватить укрепление, но безуспешно.

На помощь восставшим чеченцам пришли князья Большой и Малой Чечни, Кабарды со своими «холопами». Через полтора месяца войско Мансура насчитывало в своих рядах около 25 тысяч человек. 2 ноября 1785 года Майсур предпринял наступление на отряд Нагеля в Татартупе.

Среди чеченцев и кабардинцев были наездники - удалые снайперы, которые «слившись» с конем, сбоку, на открытом месте могли атаковать целые отряды противника и вести меткую стрельбу без единого промаха, и только по высоким чинам, возвращались всегда целыми и невредимыми.

Когда предводители национальных боевых отрядов начинали бросать жребий, кому первыми атаковать неприятельские войска, чеченцы прерывали жеребьевку и заявляли: «Среди восставших народов больше всех чеченцев, а значит первыми атакуют чеченцы!»

Первый имам Кавказа Мансур начинает свою религиозно-политическую деятельность в 1785 году, начинает бурно, отчаянно, мужественно.

Он высок, строен, красив, умен, он обладает еще каким-то таинством чудотворца. Неграмотный в начале своей деятельности Мансур Ушурма в совершенстве овладевает арабским языком, Кораном, много читает религиозной и светской литературы, пишет много писем и воззваний к народам Кавказа, дискутирует с учеными-алимами. Он был превосходным наездником, отлично владел холодным и огнестрельным оружием, и все эти качества на редкость хорошо сочетались с качествами воина и полководца.

К Мансуру со всех концов стекались те, кого угнетают феодалы, князья, царская самодержавная власть, которая к инородцам не знала ни пощады, ни милосердия. Только незаурядный человек Мансур мог сплотить и возглавить крестьян Чечни и ее соседей - Кабарды, Дагестана, Ногая, Калмыкии, казачьих станиц. Он сумел соединить национальную борьбу за свободу и независимость с религиозной и превратить ее в знамя борьбы и тем самым сплотить вокруг нее все народы Кавказа. Благодаря этой сплоченности и поддержке в течении пяти лет Мансуру удалось вести успешные наступательные бои на огромном пространстве от Каспийского моря до Азовского. Проявленный при этом талант организатора и полководца внес существенные изменения в теорию и практику военного искусства. Жизнь Мансура была полностью отдана служению народу.

Скончался он в заточении, в камере Шлиссельбургской крепости, близ Санкт-Петербурга в апреле 1794 года и похоронен на Преображенской горе.

Здесь же, в Алдах, родился и герой Отечественной войны 1812 года Александр Чеченский. Будучи еще мальчиком, был захвачен в плен русскими войсками во время разгрома аула Алды.

Здесь родился также сподвижник имама Шамиля, талантливый военный инженер, полководец Юсуп-Гаджи.

 

Шовдане, Шовданашка«К родникам» - так называется аул, на месте которого сегодня расположен поселок Гикало. Вся западная часть поселка, правобережье Сунжи, Чернореченский лес и источники.

Алда шовданан коьртие«У истока родника Алда». Урочище с источниками на юго-восточной окраине поселка.

Зилкъан ирзие(Зилкан ирзие) «Зилки поляна». Урочище на юго-востоке.

Алдахойн кешнаш(Алдахойн кешнаш) «Алдынских (жителей) кладбище». На юго-восточной окраине села.

Алда шовданаш(Алда шовданаш) «Алдынские родники». Источники на юго-востоке поселка.

Дуокин барз(Дуокин барз) «Дуоки курган». Курганный могильник на юго-востоке. Дуока - редкое соб. имя.

Эмзин барз(Эмзин барз) «Эмзи курган». Урочище на юге поселка. Этимология первой части - Эмза - затемнена. Курганный могильник.

Палин барз(Палин барз) «Крепостной курган». Предания говорят, что на этом кургане стояла мощная крепость, в которой жили князья. Расположен в центре поселка.

КIажа(Кажа) «Пятачок». Так называют чеченцы вдающийся в другой массив (лесной, пахотный, сенокосный, пастбищный) участок. Находится на северной стороне трассы Москва - Баку, на юге поселка.

Гунойн шовданаш(Гунойн шовданаш) «Гунойцев родники». Гуной шовданаш находятся в чернореченском лесу, на юго-западе. Гуной - этноним.

Сарт-кешнаш- так иногда называют кладбище Шина-суьйра-юккъера-кешнаш, расположенное на дороге из Грозного в Атаги (в Ханкальском ущелье).

Деха ирзе«Длинная (л.) поляна» - урочище на з. от Алды.

ГIозакъан ирзе(Гозакан ирзе) «Гозака (л.) поляна» -урочище на з. села.

МоIсин ирзе(Мо'син ирзе) «Мо'си (л.) поляна» - урочище на з. от села Алды.

МонцIин ирзе(Монцин ирзе) «Монци (л.) поляна» -урочище на з. от Алды.

Чимкин ирзе«Чимки (л.) поляна» -урочище на з. Чимка- соб. имя.

Килин шовда«Килин родник» - родник в лесн. массиве, на з.

Динан шовдане«К конному роднику» - в лесном массиве на з. села Алды. Имеет и другое название: «Дойн шовдане».

Хьаькиман тогIи(Хякиман тоги) «Хакима поляна» - урочище на в. стороне от Алдов. Хьаьким - соб. имя.

Бесин бай«Бесин луг» - урочище на в. села. Беси - соб. имя.

ТIурлон баьрзнаш(Турлон бярзнаш) «Турлова курганы» -три могильных кургана на повороте в с. Гойты, у трассы Москва -Баку.

Урсбин шовданаш(Урсбин шовданаш) «Урсбия родники». На юго-западе Черноречья, в лесном массиве. Первая часть названия - соб. имя.

Iаьржа шовданаш(Аржа шовданаш) «Черные родники». Находятся в чернореченском лесу, на юго-западе села. Отсюда и калька «Черноречье».

Аруханан шовда(Аруханан шовда) «Арухи родник». В чернореченском лесу, на юго-западе. Первая часть - соб. женское имя.

Хьерашка(Херашка) «Мельницам к». К западу от поселка, вдоль дороги из Грозного в Алхан-Юрт.

Йоккха топ кхиссина цIога(Йоккха топ киссина цога) «Пушкой (откуда) палили хвост». Место, откуда обстреливали пушкой город Грозный в годы гражданской войны. Находится на восточном склоне хребта Суьйра-Корта.

Суьйра-Корта(Сюйра-Корта) - хребет, являющийся как бы продолжением Сунженского хребта, прорезанного рекой Сунжей. Новопромысловский хребет. Тянется с запада на восток от реки Сунжи до Ханкальского ущелья, которое проложено, согласно народным преданиям, рекой Аргун.

Саьрмак бижна корта(Сярмик бижна корта) «Дракон лег (где) вершина». Наивысшая точка хребта Суьйра-Корта. «Вершина, где лег дракон[18]».

TIугин барз(Тугин барз) «Тугин курган». На восточной окраине Черноречья. ТIуга - редкое соб. имя, возможно, от тIo- камень, камни. Такое имя давали мальчикам, желая, чтобы они были крепкими и выносливыми, как камень.

Хехойн баьрзнаш(Хехойн бярзнаш) «Дозорные курганы». Один из курганов находится во дворе железнодорожной больницы в поселке «Горячка».

Бийлакан мохк(Бийлакан мохк) «Бийлака поместье». Имеются в виду земли, принадлежавшие бывшему князю Беликову. Южная окраина Грозного.

Дарбанан хишка(Дарбанан хишка) «К целебным водам (источникам)». Район 56-го участка, где из недр выходят целебные источники. На базе этих целебных вод построены современные бани и ванные.

Алда кIиел(Алда киел) «Алды под». Равнинное место в нескольких километрах от Грозного, начиная от южных склонов Суьйра-Корта в сторону Гойты. Название напоминает о том, что ВухIан-Юрт раньше находился на юго-востоке от нынешнего Черноречья.

ГIотанан боьра (Готанан бёра) «Кутана (овечьего) балка». В районе 56-го участка.

Iалханаи боьра (Алханан бёра) «Алхана балка». В районе 56-го участка, Октябрьский район г. Грозного.

Шовданашка (Шовданашка) «Родникам ж». Мощные родники, расположенные на юго-востоке поселка Черноречье.

Бохь аьхкина барз (Баэх ахкина барз) «Верхушку раскопанный курган». Курганный могильник на юге, в районе индивидуальных садов. По преданиям, верхушка кургана была раскопана кладоискателями.

Кантин хьераш (Кантин хераш) «Канты мельницы». Находились на юго-востоке села. Канта — редкое мужское имя. Встречается вариант: Кантиш.

Даудан хьеряш (Даудан хераш) «Дауда мельницы». Урочище на юго-востоке. Дауд - соб. имя.

Селимата хьераш (Селиматан хераш) «Селимата мельницы». Урочище на юго-востоке. Селимат — женскоее соб. имя.

Сулимая хьераш (Сулиман хераш) - «Сулимы мельницы». Урочище на юго-востоке. Сулима - соб. имя.

Къедамахьмин хьераш (Кедамахмин хераш) «Кедамахмы мельницы». Урочище на юго-востоке. Къедамахьма - соб. имя.

Мурдалан хьер (Мурдалан хер) «Мурдала мельница». Урочище на юго-востоке Мурдал - соб. имя.

Байсолтанан хьер (Байсолтанан хер) «Байсоятана мельница». Урочище на юго-востоке. Байсолта - соб. имя.

Махьмадан хьер (Махмадан хер) «Махмада мельница». Урочище на восточной окраине.

Асуханан хьер (Асуханан хер) «Асухана мельница». Урочище на восточной окраине. Асуха - редкое мужское имя.

ЯрагIин хьер (Ярагин хер) «Яраги мельница». Урочище на восточной окраине. ЯрагIи - соб. имя.

Iеламхьажин хьер (Эламхажин хер) «Эламхаджи мельница». Урочище на восточной окраине.

Идрисан хьер (Идрисан хер) «Идриса мельница». Урочище на восточной окраине.

Жапкии хьер (Жапкин хер) «Жапкия мельница». Урочище на восточной окраине.

Аруханан хьер (Аруханан хер) «Арухана мельница». Урочище на северной окраине.

Ялхойн шовда (Ялхойн шовда) «Ялхойцев родник». На западной стороне Грозного.

Дщинийн шовданаш (Дишнийн шовданаш) «Дишнийские родники». На западе. Дишни - этноним.

Атакхин ирзу (Атакин ирзу) «Атакхия поляна». Урочище на западе. Атакхи - редкое соб. имя.

Эндарие (Эндарие), северо-западная сторона, левобережье реки Сунжи, «Андреевская долина». Этимология названия затемнена.

Шера корта(Шера корта) «Лысая вершина». На левом берегу Сунжи.

Соьяжая тогIи(Сёлжан тоги) «Сунженская долина». Лежит по реке Сунже.

Орцин мохк(Орцин мохк) «Орлы владения (земля)». Урочище на восточной стороне Суьйра-Корта. Так называется Шина Суъйра юкь.

Хеи-Кхаьлла(Хен-Кхялла) «Сторожевое укрепление». Так называемое чеченское Шина Суьйра юкъ.

Таш-Кхаьлла(Таш Кхялла) «Каменное укрепление». Так называется Ташкала. На юго-западе г. Грозного.

Хъач-хи(Хач-ки) «Хач-речка», «Нефтянка». Течет за консервным заводом, левый приток Сунжи.

Шина регIан юкъ(Шина реган юк) «Алханчуртская долина», Межхребтовое.

Варнойн мохк(Варнойн мохк) «Варнойцев земли». Район, где стоит клуб 35-го участка Октябрьского района.

Нежан боьра(Неасан бёра) «Дубовой (рощи) лощина». На юго-востоке.

Арсмикан боьра(Арсмикан бёра) «Арсмика лощина». На юго-востоке. Арсмик - соб. имя.

Хорбазийн боьра(Хорбазийн бёра) «Арбузов лощина». Урочище наюго-востоке.

Ляьичиган боьра(Лянчиган бёра) «Хромого лощина». На южном

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...