Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Учебно-методический комплекс

по специальности 030900.62 «Юриспруденция»

квалификация (степень) «бакалавр»

 

Подготовлено доцентом кафедры

Государственно-правовых дисциплин, кандидатом философских наук

Никоноровым Г.А.

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин МИГУП.

Протокол № 2 от «1» ноября 2012 года.

 

Утверждено на Совете негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области « » ноября 2012 года.

Протокол №

 

 

Смоленск 2012

1. Аннотация дисциплины и пояснительная записка

Цель преподавания дисциплины – ознакомить студентов с эволюцией структур, институтов и механизмов государственной власти в различных странах в разные исторические эпохи (рабовладение, феодализм, капитализм), с развитием систем права (от права Древнего Востока до современных правовых систем).

Задачи изучения дисциплины истории государства и права зарубежных стран:

1. показать общие закономерности и специфические особенности формирования и развития государства в разные исторические эпохи;

2. проследить процесс возникновения и развития различных отраслей права, (конституционного, уголовного, гражданского, процессуального);

3. ознакомить студентов с различными памятниками зарубежного права (Законы Хаммурапи, Законы Ману и т.д.);

4. раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур (типы власти, формы государственного устройства, органы и механизмы управление) и правовых институтов (кодификаций, отраслей права, отдельных норм и т.д.).

В результате изучения курса студент должен:

· знать основные этапы развития государства и права, основные источники права на различных исторических этапах;

· уметь самостоятельно анализировать политико-правовые источники и раскрывать их взаимосвязь с социальными условиями развития права и государства в разные эпохи;

· иметь представление о смене основных форм права и государства и их влиянии на современную политико-правовую картину мира;

· обладать навыками применения сравнительно-исторических знаний в ходе законотворческой деятельности и экспертной оценки законов.

История государства и права зарубежных стран тесно связана с теорией государства и права. Поэтому при изучении большинства тем пристальное внимание обращается на понятийный аппарат. Так при изучении тем первого раздела студенты должны усвоить, либо повторить такие государственно-правовые понятия, как: формы правления, форма государственного устройства, отрасль права, институт права и.т.д.

При изучении тем второго раздела – раннефеодальная монархия, сеньориальная монархия, абсолютная монархия, дуалистическая монархия и т.д.

При изучении третьего раздела – конституция, импичмент, бикамерализм, интерцессия.

Поскольку история государства и права зарубежных стран предусматривает изучение становления и развития мировых систем права, то во взаимодействии с другими историко-теоретико-правовыми юридическими дисциплинами (история отечественного государства и права, история правовых и политических учений и т.д.) перед студентами должна быть поставлена задача овладеть понятием: источник права, предметы правового регулирования, презумпция, конвенционная норма и т.д.

 

 

Рабочая учебная программа

 

Раздел 1. Государство и право Древнего мира

Тема 1. Возникновение государства и права

Разложение первобытнообщинного строя. Зарождение частной собственности. Возникновение социального неравенства, классов, политической (публичной) власти. Формирование государственного механизма. Возникновение права.

 

Тема 2. Государство и право стран Древнего Востока

Рабовладельческое государство и право. Географический фактор. Коллективная земельная собственность и ее причины. Общинная организация и ее влияние на форму государственной власти. Восточная деспотия (главные черты и особенности). Три главных ведомства управления.

Древнеегипетское государство

Возникновение и периодизация истории древнеегипетского государства. Общественный строй и его эволюция. Возникновение каст. Рабство. Фараон. Центральное и местное управление. Писцы (чиновничество).

Жречество. Суд. Вооруженные силы.

Древний Вавилон

Особенности возникновения и развития государства и права в Месопотамии. Правовое положение отдельных групп населения. Патриархальное рабство. Государственный строй Вавилона. Судебное устройство, вооруженные силы.

Древняя Индия

Возникновение государства в Индии. Империя Маурьев. Особенности общественного строя и правового положения населения: община, система варн (каст). Особенности индийского рабовладения. Государственный строй. Центральное и местное управление. Самоуправление общин. Суд. Вооруженные силы.

Древний Китай

Образование классового общества и государства в Китае. Основные черты общественного и государственного строя. Право.

Тема 2. Государство и право античного мира.

Римское право

1. Деление права на публичное и частное. Периодизация. Законы XII таблиц. Постановления народных собраний. Сенатусконсульты. Эдикты магистратов. Преторское право. “Право народов”. Императорские конституции. Роль римских юристов в развитии права. Институции Гая. Корпус юрис цивилис.

2. Римское право древнейшего периода. Манципация. Деление вещей на манципируемые и неманципируемые. Договор займа (нексум). Сервитуты. Брак и семья по Законам XII таблиц. Легисакицонный процесс. Формализм. Пережитки первобытнообщинного строя.

3. Римское право классического периода. Публичное и частное право. Вещное право. Способы приобретения вещных прав. Право собственности. Квиритская и бонитарная (преторская) собственность. Защита прав собственности. Институт владения и владельческая защита. Приобретательная давность. Права на чужие вещи.

Обязательства из договоров и деликтов. Группы договоров: вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные. Заем и ссуда. Договор купли-продажи. Ответственность продавца. Виды договоров найма. Брачно-семейное право. Наследственное право.

Изменение форм гражданского процесса: легисакционный, формулярный, экстраординарный.

Значение римского права.

 

Феодальное государство в Чехии

Возникновение и развитие чешского феодального права. Организация государственной власти. Гуситское восстание. Сословно - представительная монархия и её особенности. Чехия под властью Австрии.

 

Феодальное государство в Китае

Особенности развития феодального государства в Китае. Государственный строй. Центральные и местные органы управления. Организация армии и суда. Китай под властью манчжуров.

Арабский халифат

Возникновение арабского халифата. Организация государственной власти при Омейядах и Аббасидах. Особенности местного управления. Судебная система.

Тема 6. Великобритания

1. Развитие государственно-монополистических тенденций. Частичная национализация промышленности и банков после второй мировой войны.

2. Изменения в избирательном праве. Избирательные законы 1918, 1928, 1949 и 1969 годов.

3. Корона. Правительство. Парламент. Реформа парламента 1949г. Рост бюрократического аппарата. Усиление централизации государственной власти.

4. Кризис Британской колониальной империи после первой мировой войны. Вестминстерский статут 1931 г. Крах Британской колониальной империи после второй мировой войны. Содружество наций.

 

Тема 6. Франция

1. Третья республика между двумя мировыми войнами. Многопартийная система. Партийные блоки.

2. Изменения в государственном строе и политическом режиме. Особенности французского фашизма. Народный фронт, его достижения и уроки.

3. Изменение в избирательном праве. Избирательные законы 1919, 1927 гг. Усиление роли правительства. Бюрократический аппарат. Карательные органы.

4. Причины поражения Франции в 1940 г. “Режим Виши”.

5. Движение Сопротивления “Сражающаяся Франция”. Образование временного правительства. Борьба КПФ за демократизацию общественного и государственного строя Франции.

6. Возникновение Четвертой республики. Политические партии. Учредительное собрание 1945 и 1946 гг. Конституция 1946 г. и ее общая характеристика. Государственный стой Франции по конституции 1946 г. Высшие и местные органы власти. “Французский союз”.

7. Политический режим во Франции в 1946-1958 гг. Военный переворот в Алжире. Конституция 1958 г., ее основные черты. Голлизм. Плебисцитарная демократия. Конституционная реформа 1962 г.

8. Президентские и парламентские выборы 1981 г. Правительство социалистов. Экономические и политические реформы.

 

Тема 6. Германия

1. Первая мировая война. Версальский и Брестский мир. Ноябрьская буржуазно -демократическая революция в Германии 1918 г.: причины, задачи, движущие силы, итоги.

2. Веймарская конституция 1919 г., ее общая характеристика. Государственный строй Веймарской республики: президент, рейхстаг и рейхсрат, правительство. Буржуазно- демократические права и свободы.

3. Веймарская республика в Германии 1919- 1933 гг. План Дауэса. План Юнга. Мировой экономический кризис в Германии. Установление фашисткой диктатуры.

4. Фашистский политический режим. Механизм фашисткой диктатуры. Ликвидация государственно-правовых учреждений Веймарской республики. Слияние партии с государством. Ликвидация автономии земель и местного самоуправления. Чиновничий аппарат. Карательные органы фашисткой диктатуры. “Социалистические” мероприятия в области экономики. Внешняя политика. Крах фашисткой диктатуры.

5. Потсдамские соглашение. Оккупационный механизм в Германии. Восстановление политических прав свобод. Образование партий Легализация КПГ. Раскол Германии: “Бизония” и “Тризония”.

6. Образование ФРГ. Оккупационный статус. Боннская конституция 1949г. Форма правления. Форма государственного устройства. Права граждан.

7. Эволюция политического режима в ФРГ. Политические партии. Правление ХДС - ХСС. Социал - демократы. Коалиция СДП и СвДП. Выборы 1983 г.: победа правого блока.

8. Объединение Германии.

 

Тема 6. Италия

1. Экономическое и политическое положение Италии после первой мировой войны. Подъем революционного и рабочего движения. Возникновение фашистского движения. “Поход” фашистов на Рим.

2. Особенности фашистского режима в Италии. Роспуск политических партий. Ликвидация гарантий буржуазной законности. Законодательное закрепление фашисткой диктатуры. Слияние партийных и государственных органов. Карательные органы фашисткой диктатуры (армия, полиция, суд). Корпоративная система национального света корпораций. Внешняя политика.

3. Разгром фашисткой Италии во второй мировой войне. Ликвидация монархии. Конституция 1947 г., ее основные черты. Форма правления. Форма государственного устройства. Политические, личный и социально- экономические права граждан.

 

Тема 6. Япония

1. Особенности общественного строя Японии между двумя мировыми войнами.

2. Военно-монархическая диктатура. “Новая политическая структура”, “Новая экономическая структура”. Карательные органы: армия, полиция, суд. Внешняя политика. Ось Берлин- Рим- Токио.

3. Разгром японского милитаризма во второй мировой войне. Потсдамская декларация. Демократические преобразования в Японии.

4. Конституция 1946 г. Форма правления. Форма государственного устройства. Права подданных

5. Рост экономического могущества. Аграрная реформа. Рабочее законодательство. Патернализм.

 

Семинарским занятиям.

 

В изучении истории государства и права зарубежных стран ничто не может заменить студенту знакомства с первоисточником, с тем или иным судебником древности, феодальной хартией, 6yржуазной кодификацией или конституцией, с историческими особенностями их форм, понятий, языка и стиля. Без самостоятельной работы над первоисточником, как бы ни был содержателен соответствующий раздел учебника, студент не может в должной мере закрепить знания по предмету.

Рекомендуется следующий порядок подготовки студента к семинарам:

1. Изучение соответствующих разделов учебной литературы учебников, учебных пособий.

2. Непосредственная работа над первоисточником: усвоение фактов, их анализ, осмысление, сопоставление. По каждому источнику желательно составление краткого конспекта с четким указанием места и времени появления правового документа, его характеристик с конкретными ссылками на отдельные статьи закона.

Особую ценность составляют выводы студента, полученные им ходе анализа и сопоставления отдельных правовых материалов, выявление общих тенденций государственно-правового развития отдельных стран.

Большую помощь в правильном понимании первоисточника могут оказать записи прослушанных лекций и изучение дополнительной литературы, как общеисторической, так и историко-правовой, особенно новейшей, расширяющей материал отдельных разделов учебника. При подготовке ко всем семинарским занятиям необходимо использовать базовый учебник и основную литературу.

 

ТЕМА 3. ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ

1. История составления и источники Законов ХП таблиц.

2. Правовое положение основных групп населения в древнем Риме.

3. Вещное право по Законам ХП таблиц.

4. Обязательства из договоров и деликтов.

5. Суд и процесс.

 

1 вопрос. При подготовке к этому вопросу необходимо изучить историю возникновения государства в древнем Риме. В середине V в. до н.э. когда составлялись Законы ХП таблиц Рим представлял небольшое государство, в котором шел бурный процесс социальной дифференциации и борьбы плебеев за свои права. В связи с этим необходимо вспомнить содержание реформ Сервия Тулия и их значение в становлении рабовладельческого государства.

Важнейшими источниками Законов были обычаи и судебная практика. При характеристике Законов надо отметить наличие пережитков родового строя и незавершенность процесса развития рабовладельческих отношений (таблицы III и IV), формализм норм и влияние религии на право (таблицы 1, VI, X, XII).

 

2 вопрос. Основными социальными группами в древнем Риме изучаемого периода были патриции, плебеи, клиенты и рабы. Кроме того, в Риме проживали и иностранцы, так называемые перегрины. При освещении этого вопроса необходимо: а) выявить происхождение этих групп; б) объяснить их правовое положение; в) указать на источники рабства.

 

3 вопрос. Рассматривая вопрос о вещном праве (собственность и владение) необходимо уяснить различие между этими понятиями, а также определить значение деления вещей на движимые и недвижимые, которое играло большую роль и при заключении договоров и при установлении сроков давностного владения, а также деления на манципируемые и неманципируемые вещи, что имело значение для способов их отчуждения.

Для уяснения понятий: собственность и владение — студенты должны проанализировать содержание пп. 1, 3, 4, 56, 7, 8 таблицы VI, а также пп. 4, 86, 9, 96, II таблицы VII.

Особое внимание следует уделить вопросу о собственности на землю и уяснить правовые различия ее форм в связи с длительным существованием в Риме так называемой общественной земли, провинциальной собственности и др.

Следует также уяснить институт сервитута (таблица VII), который представлял собой ограничение прав собственника.

 

4 вопрос. Рассматривая обязательства по Законам XII таблиц, студентам необходимо:

а) четко уяснить содержание понятий договора и деликта; б) при этом следует учитывать, что в эпоху составления Законов XII таблиц товарно-денежные отношения в Риме были развиты еще слабо, несовершенна была и юридическая техника.

Сохранившиеся отрывки из Законов XII таблиц дают возможность выяснить, что в древнем Риме существовали уже различные виды договоров: займа (таблиц III пп. 1-6), купли-продажи (таблица VII п.1, II), хранения (таблица VIII п.1а), товарищества (таблица VIII п.27). По-видимому были и другие виды договоров, но о них сведения крайне скудны.

Необходимо более подробно остановиться на договоре займа, который часто заключался в виде самозаклада должника кредитору для обеспечения исполнения договора (таблица III). Следует рассмотреть размер процентов и порядок ограничения их взимания по Законам XII таблиц,

В эпоху составления законов XII таблиц основанием для значительного числа обязательств оставались деликты. Деликт — противоправное причинение вреда имуществу или личности. В Законах XII таблиц еще не было проведено четкого разграничения между деликтом и преступлением. К частным деликтам были отнесены кража, нанесение телесных повреждений, неумышленное повреждение чужого имущества и др. (таблицы VI, V1I), к публичным — лжесвидетельство, убийство, умышленный поджог и др.

 

5 вопрос. Древнейшей формой процесса в Риме был легисакционный процесс. Его характерными чертами были: строгий формализм и деление процесса на две стадии. При освещении этого вопроса студент должен проанализировать пп. 1-3, 7, 8 таблицы 1; пп. 1,2 телицы II; пп. 1,2,5а таблицы VI и .22 таблицы VIII .

Законы ХII таблиц регулировали порядок вызова в суд, рассмотрение дела перед магистратом и перед судьей, а также точное перечисление видов доказательств.

 

Литература:

Бартошек М. Римское право (понятия, термины, отделения) -М.,1989г.

История древнего Рима. —М., "Высшая школа", 1997.

Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме ( VI-IV вв. до н.э.), М.,1994.

 

ТЕМА 3. ИНСТИТУЦИИ ГАЯ

1. Источники римского права по Институциям Гая.

2. Статус физических лиц и правовое положение различных групп населения.

3. Право собственности: квиритская и бонитарная собственность.

4. Обязательства из договоров и деликтов.

5. Брак и семья по Институциям Гая.

 

1 вопрос. Студент должен охарактеризовать названные Гаем источники права (Гай, книга 1, пп.2-7), указав их появления. При этом надо выявить место каждого источника в том или ином периоде истории римского права, проследив прямую связь между изменением формы правления римского государства и характером источника права.

Особое внимание надо уделить преторскому праву, объяснив причины его появления и механизм действия.

 

2 вопрос. Рассмотрение этого вопроса необходимо начать с выяснения основного классового деления древнеримского общества на рабовладельцев и рабов. При характеристике рабства необходимо раскрыть содержание общего принципа римского права — рабы суть вещи.

Что касается свободного населения, то его деление на различные группы определялось прежде всего принадлежностью к той или иной территории римского государства.

Прежнее деление на патрициев, плебеев и клиентов исчезает, однако в праве находят отражение сословные различия римских граждан, латинов, перегринов. Студент должен выявить общие и особенные черты в их правовом статусе.

Римское гражданство приобреталось: а) рождением от римских граждан; б) освобождением от рабства и в) путем пожалования римского гражданства (за заслуги перед народом) иностранцу (Гай, Книга 1, пп. 10, 11, 19). При рассмотрении этого вопроса необходимо показать, что переход в разряд римских граждан был чрезвычайно трудным и сложным. Во-первых, освобождение раба на свободу сопровождалось сложной процедурой (Гай, Книга 1, пп. 36, 37, 38, 40, 42, 43, 44). Во-вторых, вольноотпущенник, хотя и считался римским гражданином, не пользовался всеми правами свободных римских граждан.

В заключении следует раскрыть понятие правоспособности римских граждан (физических лиц). При этом надо не только перечислить элементы (статусы), из которых слагалась правоспособность (состояние свободы, состояние гражданства и семейное положение), но и раскрыть три вида ее ограничения.

 

3 вопрос. При ответе на этот вопрос студенту надо раскрыть понятие права собственности, его основные элементы, способы передачи и приобретения.

Особое внимание надо обратить на различие института собственности по квиритскому и по преторскому праву. Следует рассмотреть также вопрос о появлении бонитарной собственности, устранение чрезмерного формализма квиритского права и формулярный процесс. Давая характеристику институту владения, надо указать на его особенности применительно к залоговому праву, рассмотреть формы ограничения права собственности, сервитуты. Студент должен уметь объяснить различия между личными и вещными сервитутами, назвать их основные виды и пр.

 

4 вопрос. Отвечая на этот вопрос, студент должен рассказать о классификации договоров и выделить вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные. При этом надо усвоить, какие договоры входили в ту или иную группу, и дать подробную характеристику каждому из них.

Особую трудность обычно представляет разграничения между реальными и консенсуальными контрактами. Для понимания этого различия необходимо уяснить момент переход права собственности на вещь в том или ином договоре, а также, какое значение в данном случае имело деление вещей на индивидуально-определенные и определенные родовыми признаками.

При рассмотрении различий этих групп контрактов надо объяснить, на какую из сторон и когда ложится риск случайной гибели вещи, а также, какие последствия наступали при неисполнении обязательных условий договора и пр.

При анализе вербальных контрактов особое внимание надо уделить стипуляции.

Обязательства из деликтов претерпели в эпоху Гая значительные изменения, большая их часть перешла в разряд преступлений. Какие из деликтов остались в числе обязательств?

 

5 вопрос. Этой теме в Институциях Гая отводится много места. Студенту следует изучить содержание соответствующих разделов Институций и ответить на следующие вопросы:

а) какие формы брака существовали в древнем Риме и как они изменялись исторически? Как менялся характер власти мужа над женой и отца над детьми, институт развода и приданного?

б) в чем заключались различия между агнатами и когнатами, форм завещания, определение обязательной доли?

 

Источники:

Институции Гая. // Памятники римского права. М., 1997.

 

Литература:

Новиций H.Б. Римское право. -М.,

Черниловский З.М. Римское частное право. М, 1991.

Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право. М. 1999.

Савельев В. А. Римское частное право. М., 1995.

 

ТЕМА 3. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА

1. Общая характеристика Салической правды. Отражение в Салической правде процессов укрепления королевской власти, социальной дифференциации, а также пережитков первобытно-общинных отношений.

2. Правовое положение основных групп населения по Салической правде.

3. Отражение в Салической правде отношений собственности на землю.

4.Преступление и наказания.

5. Суд и процесс в государстве франков.

 

1 вопрос. Салическая правда — судебник, руководство для судей, запись норм обычного права. Несмотря на свое практическое предназначение, она не содержит систематического изложения правовых норм, касающихся всех сторон жизни франкского общества. Написанная в форме конкретных юридических казусов, Салическая правда особое внимание уделяет преступлениям против движимого имущества, описанию различных процедур и ритуальных действий, соответствующих обвинительному характеру судебного процесса у германцев.

Ответ на этот вопрос должен быть основан на анализе конкретных правовых норм, на знании различных процедур и ритуальных действий, отразивших те глубинные процессы, которые происходили в варварском обществе франков. Здесь особое внимание следует уделить титулам XLV, VII, LVIII, LX и др.

 

2 вопрос. При ответе на второй вопрос студент должен прежде всего показать на конкретных примерах различия в правовом статусе между свободными и различными категориями несвободных или полусвободных членов франкского общества (рабы, литы и др.), а также социально-правовых различий среди самих свободных (зарождающаяся знать, королевские сотрапезники, служители церкви и пр.). Эти различия носили скорее "сословный" характер, ибо были связаны, главным образом, с правовым статусом лица или той социальной группы, к который это лицо принадлежало, в частности, с отношением к королевской службе, королевской дружине, складывающемуся государственному аппарату. Соответствующие сведения студент может почерпнуть из тех титулов, которые относились к отдельным видам преступлений и наказаний за них.

 

3 вопрос. В Салической правде отсутствует однозначное понятие собственности. К движимому имуществу, перешедшему уже в собственность отдельных лиц, применяется термин suus ("свой"), в отличии oт alienus ("чужой"). Процессы развития частной собственности на землю нашли отражение в различном правовом статусе приусадебных участков, пахотной земли, лугов и лесов. Эти различия и следует выявить на основе анализа соответствующих титулов Салической правды, в частности, титулов IX, XI, XXXIV и др.

 

4 вопрос. Рассматривая вопрос о преступлениях и наказаниях, студент должен уяснить условность этих понятий применительно к Салической правде, в которой под преступлением понимались обида, вред, причиняемый личности или имуществу другого человека, и нарушение "королевского мира". Соответственно, наказание - это, прежде всего возмещение (композиция) за обиду, а вред, например, вергельд за убитого.

Следует выяснить также, существовали ли у франков такие общие понятия, относящиеся ко всем правонарушениям, как формы вины, умысел и неосторожность, покушение на преступление, соучастие, смягчающие вину обстоятельства и пр. Рассматривать отдельные виды преступлений целесообразно по установившейся в уголовном праве классификации: преступления против государственной власти, личности, собственности, нравственности и пр. При рассмотрении наказания следует выяснить, в какой мере его тяжесть зависела от социального положения преступника и потерпевшего и от тяжести совершенного преступления.

 

5 вопрос. У франков существовали как общинный (сотенный), так и королевский суды. О судебной системе франков говорят, в частности, титулы XVIII, XLVI, LVII и др. О состязательности, институте соприсяжничества, ордалиях, свидетельских показаниях и пр. ярко характеризующих судебный процесс франков, имеются свидетельства в титулах I, XLVIII, XLIХ, LIII, LVI и др. Их надо проанализировать и истолковать применительно к особенностям социальной структуры древнегерманского общества.

 

Источники:

Салическая правда. — М„ 1950.

 

Литература:

Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. —М., 1963.

Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. —М., 1974.

Гуревич АЛ. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе.—М„ 1970.

Лебек С. Происхождение франков V -IХ вв. М., 1993.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.. 1992.

Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М. 1994.

Право в средневековом мире / Отв. ред. О.Варьяш. М. 1996.

 

ТЕМА 3. КАРОЛИНА 1532г.

1. История создания "Каролины". Общая характеристика, отражение в судебнике принципов феодального уголовного права.

2. Основные виды преступлений и наказаний.

3. Суд и процесс по "Каролине".

 

1 вопрос. При ответе на этот вопрос необходимо осветить историческую обстановку в Германии накануне принятия "Каролины", характер тех источников, которые действовали до принятия этого документа. Студенту надо рассмотреть вопрос о влиянии на феодальное право Германии норм римского обычного права и о формах рецепции римского права в этой стране. Особое внимание следует уделить выявлению тех принципов, которые способствовали принятию рейхстагом общегерманского уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Студент должен уметь дать общую оценку "Каролины", показать уникальный характер этого памятника феодального права, отметить его историко-политическое значение для империи, обратив при этом внимание на вопрос о действии этого кодекса в пространстве, на специальную оговорку в "Каролине" по этому поводу (см. вводную ст. "Каролины"). На основе анализа статей "Каролины" необходимо осветить положения "общей части" уголовного права: о формах вины (умысел, неосторожность), об основаниях ответственности, об обстоятельствах, освобождающих от наказания (необходимая оборона, случай и пр.), о покушении, соучастии, формах пособничества и др.

 

2 вопрос. Студенту необходимо самостоятельно систематизировать все упомянутые "Каролиной" преступления по принятой в нашей науке классификации: государственные преступления и преступления против религии; против личности; против собственности; против нравственности и пр. При этом надо дать анализ каждого вида преступлений. Что касается системы наказания, то целесообразно сгруппировать их по видам, начав с наиболее тяжких: смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, позорящие наказания, изгнание, тюремное заключение, возмещение вреда и штраф. На основании анализа текста памятники нужно определить частоту применения смертной казни и ее виды, привести примеры неопределенных санкций, отсылающих к усмотрению "знатоков права".

 

3 вопрос. При подготовке ответа по этому вопросу необходимо уяснить, в чем состоят характерные черты так называемого инквизиционного процесса и привести конкретные примеры по тексту документа. Особое внимание надо уделить рассмотрению стадий уголовного процесса, отметить роль судей в расследовании дел, методы досудебного и судебного следствия, положение подозреваемого, процедуру вынесения приговора и отсутствие "презумпции невиновности". Следует подчеркнуть важную роль системы формальных доказательств, направленную, главным образом, на получение признания обвиняемым его вины.

 

Источники: "Каролина". Изд. "Наука", Алма-Ата, 1967.

 

ТЕМА 4. КОНСТИТУЦИЯ США 1787r.

1.Декларация независимости 1776г. Возникновение конфедеративного союза американских штатов. Статьи конфедерации 1781г.

2. Общая характеристика Конституции США 1787r., ее основные принципы.

3. Государственный строй США по Конституции 1787r.

4. Билль о правах — первые десять поправок к Конституции.

 

1 вопрос. Ответ на этот вопрос следует начать с анализа исторического развития английских колоний в Северной Америке, их правового статуса и отношений с метрополией. Необходимо проанализировать экономические и политические причины, приведшие к войне за независимость и к провозглашению Декларации независимости в 1776г. При анализе этого документа студент должен выделять три ее основные части: ее социально-философскую часть, отражавшую естественно-правовую доктрину; перечень злоупотреблений метрополии по отношению к своим североамериканским колониям, а также резолюцию независимости. Среди основных положений Декларации, сформулированных ее автором — Т. Джефферсоном, следует выделять прежде всего принцип народного суверенитета, а также право народа на восстание против тиранического правительства и демократические положения о равенстве, о естественных, неотчуждаемых правах человека: на жизнь, свободу и стремление к счастью.

При рассмотрении созданных по плану Б. Франклина "Статей конфедерации и вечного союза" 1781г. следует учитывать характер государственного строительства в американских штатах после провозглашения независимости, — в середине 70-х гг. во всех тринадцати штатах уже были приняты конституции, действовали выборные органы власти и пр. Студент должен раскрыть конфедеративный характер связей отдельных штатов по Статьям конфедерации, отразивших наличие уже сложившейся сильной политической организации в штатах, выявить особенность управления конфедерации: слабость центральной власти, узость компетенции конфедеративного Конгресса, несовершенство системы принятия решений Конгрессом и пр.

 

2 вопрос. Ответ на этот вопрос связан с анализом внутриполитической обстановки в США после окончания борьбы за независимость, характеризовавшейся усугублением экономических трудностей и ростом поляризации социально-классовых сил — плантаторов, буржуазии, фермеров, рабочих и пр., стремившихся по-своему воспользоваться результатами победы над бывшей монополией. Студент должен проанализировать причины созыва весной 1787г. в Филадельфии конституционного конвента, охарактеризовать социально-политическое лицо его участников.

Давая общую характеристику Конституции США 1787г. студенту следует особое внимание уделить ее структуре и кругу регулируемых вопросов, анализируя основные принципы Конституции — федерализм и разделение властей, необходимо показать их неразрывную связь. Студент должен четко себе представлять содержание обоих принципов и их воплощение в нормах Конституции.

 

3 вопрос. Студент должен назвать основные законодательные, исполнительные и судебные органы США на федеральном уровне и уровне штатов и показать их взаимоотношения в рамках реализации принципа федерализма и разделения властей. Особое внимание при этом следует удалить так называемой "системе сдержек и противовесов как части конституционного механика США. Необходимо указать, каким образом представительство штатов реализуется на федеральном уровне и как разделялись полномочия законодательных и исполнительных органов федерации и отдельных штатов.

 

4 вопрос. Ответ на этот вопрос связан с предшествующим анализом круга регулируемых отношений Конституцией 1787г. Студент должен указать, почему вопрос о политических правах и свободах американских граждан не был включен в статьи американской Конституции, и какую реакцию это вызвало в демократических кругах американского общества. При анализе статей Билля о правах 1789-1791 годов необходимо показать, какие именно права и свободы нашли свое отражение в этом документе и в какой степени они выражали интересы основной массы граждан США, обратив особое внимание на 1, IV и IX поправки. Следует проанализировать и другие поправки к Конституции, связанные с крупными вехами в американской истории — отменой рабства, с предоставлением политических прав женщинам, с ограничением сроков пребывания у власти президента США и др.

 

Источники:

Конституции буржуазных государств. — М„ 1986.

 

Литература:

Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США.- Л., 1982.

Мишин АА., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. —М., 1987.

Борисюк В.И. Джапаридзе Т.З. м др. Политические институты США: история и современность. —М. 1988.

 

Конспекты лекций

Тема 1. Возникновение государства и права

 

Предметомистории государства и права зарубежных стран являются: изучение возникновения, развития, функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности; анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве. Для исследования предмета истории государства и права зарубежных стран используются следующие методы: 1) общелогические,применяемые всеми науками (дедукция и индукция, анализ и синтез, рассуждение по аналогии, доказательство от противного, абстрагирование, и др.); 2) частнонаучные(конкретно-исторический, сравнительно-правовой, системно- <

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...