Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3 Государство и право Древней Греции

В системе рабовладельческих государств Древней Греции Спарта и Афины занимают особое место. Своеобразие географических и хозяйственных условий в некоторой степени повлияли на формы жизни. Гористая местность, нехватка плодородных земель сказывались на занятиях людей. Здесь еще в крито-микенский период ремесло, строительное дело достигли высокого, уровня. С древних времён наряду с морской торговлей процветал морской разбой.

В Древней Греции в классический период не было единого централизованного государства, меньше сказывалось влияние жречества. В отличие от стран Древнего Востока, Греция гораздо позднее вступила в рабовладельческую формацию. Тирания как форма правления преобладала лишь на первой стадии рабовла­дельческой эпохи. Однако рабство здесь достигло наивысшего пика.

Первые государства-полисы возникали вокруг ремесленных и торговых центров. В одном полисе поощрялась публичная критика должностных лиц, в другом — любая форма протеста или даже инакомыслия квалифицировались как государственная измена. Элита господ­ствующего класса имела по тому времени глубокие знания о на­значении власти, о способах и методах подавления и эксплуата­ции угнетенных масс, в первую очередь рабов. Мыслители Древ­ней Греции в своих трактатах дали анализ политической власти, создали своеобразные учения о идеальном государстве. Но даже такие столпы античной культуры, как Сократ, Платон и Аристо­тель, были сторонниками рабства.

Культура Древней Греции для европейской цивилизации имела неоценимое значение. Многие понятия и термины той эпохи вошли в обиход политической и правовой мысли. Ф. Энгельс ука­зывал, что универсальная одаренность и достижения маленького народа обеспечили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ. Не слу­чайно и другое. Наивысший расцвет культуры произошел в условиях политического режима Афинской демократической республики. В этом смысле история древних Афин уникальна и неповторима.

Разложение родового строя и возникновение государства в Спарте и Афинах относятся к концу архаической эпохи (IX-VIII вв. до н.э.)

Классический анализ этого процесса изложен в труде Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». На рубеже VIII—VI вв. до н. э. в жизни племен, населяющих южную часть Балканского полуострова, произошли крупные перемены. Увеличилось количество железных орудий, повысилась культура земледелий и ремесла, появилась своя письменность. Родовой строй уступил свое место классовому обществу. Всё это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции.

Военная демократия явилась последней стадией родового строя.

Земли многих общинников переходили в собственность родовой знати, которая эксплуатировала рабов, грабила соседние племена и занималась морским разбоем. Обездоленные общинники пополняли ряды батраков (фетов), нищих и бродяг Имущественное неравенство усилилось в конце периода военной демократии.

Богатая верхушка родовой знати полностью контролировала деятельность патриархальных учреждений. Из нее избирались военные вожди. Знать подчинила себе Совет старейшин, который формировался только из представителей знатных родов. Утратили реальную власть: базилевс (скипетродержатель), т.е. племенной царь, военачальник, главный жрец и судья. По словам Гомера, народное собрание за 20 лет отсутствия Одиссея вообще не собиралось. Классовая борьба особенно усилилась после появления денег.

Ф. Энгельс отметил, что «родовой строй абсолютно несовместим с денежным хозяйством; разорение мелких крестьян Аттики совпало с ослаблением охранявших их старых родовых уз».

Появление частной собственности, классов и классовой борьбы вызвало появление государства.

Особый интерес представляют Древние Афины и Спарта, разнохарактерные по устройству власти, но одинаковые по классовой сущности, Спарта являлась рабовладельческой аристократией, Афины — рабовладельческой демократией. Каждое из них имеет свою политическую историю, специфику возникновения и устрой­ство государства.

Ф. Энгельс отмечал: «Афины представляют собой самую чистую, наиболее классическую форму: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества».

Право

В отличие от стран Древнего Востока, институт частной соб­ственности на землю в Афинах, особенно после реформ Солона, получил широкое распространение. В руках государства были лишь рудники. Сдача в аренду государственного имущества про­изводилась только с ведома специальных должностных лиц (полетов).

Несмотря на высокий уровень развития гражданского оборота, в законах нет детальных предписаний о правах собственника. Формально существовало определение владения как совокупности вещей, благ. Вероятно, пробелы в этом основном институте права восполнялись обычаем. Тем не менее имущественный интересы частного собственника довольно энергично сохранялись правом на иск путем обращения в суд. Раб являлся объектом права, говоря­щим орудием и считался собственностью господина.

О широкой свободе распоряжения собственностью и владением свидетельствует наличие разного вида сделок: договора товарище­ства, купли-продажи, найма, ссуды, займа, личного найма и под­ряда; поклажи и т. д. В одном из законов говорилось: «Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины».

Брак считался разновидностью договора купли-продажи, причем невеста рассматривалась как объект сделки. Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы, расценивалось как забвение культа предков. Супругу разрешалось иметь в своём доме наложниц. После отца господином женщины был муж.

Власть домовладыки была весьма значительной. Обвинив кого-либо из своих детей в непослушании, непочтительности, соверше­нии позорящего поступка, отец мог лишить его наследства.

В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть. Дела об убийстве, как правило возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться, обвинение могло носить характер частного или пуб­личного.

По закону от 410 г. до н. э. всякий, кто, пытался ниспровергать демократию в Афинах, объявлялся врагом народа, лишался покровительства закона. Тягчайшим наказанием для афинских граждан было лишение политических и гражданских прав (атимия). При наказании смертной казнью осужденному предлагалось самому исполнить приговор. Ему давали яд, меч, верёвку. Применялось лишение или ограничение гражданских прав, конфискация имущества, штраф.

За хищение и взятки должностные лица карались штрафом в десятикратном размере. Сикофанты за ложные доносы подвергались штрафу.

Грабители, разбойники могли быть проданы в рабство. Ночно­го вора разрешалось убить на месте. Однако последний мог осво­бодиться от наказания, уплатив стоимость вещи или вернув ее. Афинское государство служило интересам рабовладельцев, которые эксплуатировали рабов и неимущих свободных. Основная масса афинских граждан попадала в зависимость от богатых, ста­ла презирать физический труд, превращалась в нищих. Именно это явилось одной из главных причин гибели Афинского государ­ства, указывает Ф. Энгельс в труде «Происхождение семьи, част­ной собственности и государства».

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...