Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Феодальное государство и право

ВIV—V вв. Европа пережила великое переселение народов. В движение пришли десятки варварских племен: гунны, герман­цы, славяне, арабы, сарматы. Возникали и распадались союзы племен, бесследно исчезали целые народности. В числе герман­ских племен были рипуарские и салические франки, бывшие союзники (федераты) Рима.

После падения Западной Римской империи салические франки во главе с королем Хлодвигом в начале VI в. заняли почти всю территорию бывшей Римской провинции Галлии. К концу VIII. в. они подчинили себе германские племена аллеманов тюрингов, саксов, баваров, лангбардов.

Общественный строй

Его можно представить по Салической правде, памятнику обычного права VIв. В нем отражена переходная эпоха от военной демократии к государству. Свободные франки занимались земледелием и жили соседской общиной-маркой. Именно они составляла основу социальной организации. Общее собрание полноправных членов общины решало наиболее важные вопросы, только оно могло при согласии всех членов общины принять в свой состав нового жителя деревни.

Пахотная земля находилась в коллективной собственности марки и периодически делилась между общинниками. Свой надел франк не мог отчуждать, в случае его смерти земля оставалась в общине. Пашня считалась владением, а не собственностью. Леса, луга, выгоны для скота также находились в совместном пользовании. Община отвечала за убийство на ее территории. Сородичи обязывались платить штраф за правонарушения своих родственников. Франки ежегодно призывались на сборы, полу­чившие название «мартовские поля». Король проводил смотр ополчения.

Собственность франка в те времена состояла обычно из дома, приусадебного участка, скота. Состоятельная семья имела рабов и полусвободных литов в качестве слуг, ремесленников. Из их числа Салическая правда упоминает кузнеца, конюха, свинопаса, виноградаря. Однако если свободная девушка по своей воле вышла замуж, за раба, то она утрачивала свободу. Следует иметь в виду, что Салическая правда в статьях об общине фиксирует обычаи минувших лет. В VI в. франки уже отошли от родовых связей и стояли на пороге классового обще­ства. Это видно из многих статей памятника права.

Пребывание в общине-марке не являлось обязанностью, любой ее член мог отказаться от родства. Для этого было доста­точно на заседании судей сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать их в четыре стороны и сказать, что отказываешься от наследства и от помощи сородичей.

Салическая правда содержит положение об аллодах— участ­ках земли, принадлежащих их владельцам по праву, частной собственности. С каждым годом аллодов становилось все больше. Следовательно, община-марка постепенно распадалась, а ее зем­ли попадали в руки знати и разбогатевших общинников. Увели­чение частновладельческих земель несло угрозу самому сущест­вованию общины. Ф. Энгельс отмечал, что «с того момента, как возник аллод... возникновение крупной земельной собственности стало лишь вопросом времени». Однако женщина не могла полу­чить в наследство аллод, т. е. частновладельческую землю. Позднее эта норма стала толковаться во Франции как узаконенный обычай, запрещающий женщине занимать королевский престол. Как видим, Салическая правда сохранила многие пережитки родового строя. Она является памятником права раннефеодального государства и в то же время свидетельствует о распаде общины. Свободные франки попадали в кабалу к знати. Тем самым- военная мощь ополчения ослабевала. После доставшейся с трудом победы над арабами в битве при Пуатье в 732 г. майордом Карл. Мартелл ясно увидел сла­бость франкского ополчения — малочисленность хорошо осна­щенной конницы. Общиннику-франку не под силу было иметь дорогое вооружение всадника, которое стоило целое состояние — 45 коров. Разорение и закабаления общинников было одной из главных причин проведения важной земельной реформы. По реформе Карла Мартелла конным дружинникам короля, будущим рыцарям, стали раздавать землю только за службу. Эти наделы находившиеся в условном пожизненном держании ста ли называться бенефициями. Сидящие на земле бенефицария крестьяне были обязаны платить ему оброк, нести барщинные повинности.

Для раздачи бенефиций король конфисковал землю у некото­рых аббатств, у непокорных из числа знати. Владелец бенефиция считался вассалом короля и за отказ от службы в королевском войске терял своё держание. За неявку на службу с вассала взыскивался штраф в 60 солидов. Бенефиций не разрешалось передавать по наследству— это было пожизненное держание. Так возник вассалитет с леном. Именно тогда появились иммунитетные грамоты, разрешавшие феодалам взимать налоги с мест­ного населения, вершить над ними суд, собирать ополчения. Повинности выполнялись в Пользу магната, а не короля.

Введение бенефиция в начале преследовало цель создать сильную королевскую конницу и тем самым упрочить положе­ние монарха. Но в последствии бенефиций стал наследственным владением — феодом. Развитие института наследственных владений содействовало феодальной раздробленности, концентрации земли в руках местной знати. Все это ослабило власть короля.

Реформа Карла Мартелла явилась показателем разорения и закабаления свободных франков. Процесс феодализации обще­ства после этого пошел гораздо быстрее, возникли новые группы феодально-зависимого населения.

Широкое распространение получил институт прекария, при котором крестьянин был вынужден считать свой надел условным владением. Он мог обрабатывать на определенных условиях землю, собственником которой были светские или духовные феодалы. Он обязывался платить оброк или выполнять барщину своему сеньору. Просьба земледельцев в покровительстве назы­валась коммендацией. Она стала одной из распространенных форм закабаления свободных крестьян. Утверждение системы вассалитета-сюзеренитета означало окончательный упадок родового строя.

В одном из капитуляриев императора Карла Великого (IX в.) содержится красноречивое признание массового захвата феодалами общинных земель. Епископы, графы, судьи, сотники в погоне за аллодами одолевали их владельцев внеочередными призывами на военную службу, судебными преследованиями до тех пор, пока крестьянин, оскудевши, волей-неволей, собственность свою не отдаст.

Право (Салическая правда)

В научном понимании Салическая правда не является ни кодексом, ни сводом законов. В ней записаны нормы обычного права. В большей части она содержит предписание о сумме штрафа за различные преступления, за грабежи, воровство, поломку изгороди, телесные повреждения и оскорбления злостную клевету, кражу чужой жены и т.д. Подробно указана ответственность тех, кто в драке откусит нос своему противнику, выколет глаз, оторвет ухо и т. д. Особый интерес представляют статьи о наказаниях за убийст­во. Основным видом наказания был штраф (вергельд). Вергельд за убийство раба — 35 солидов. Штраф шел его хозяину как возмещение ущерба. Убийство раба из челяди наказывалось так же, как воровство быка (30 солидов). Штраф за убийство полу­свободного лита составлял 100 солидов, свободного франка — 200, графа, королевского чиновника, слуги (сотрапезника), если он был даже римлянином — 300, чиновника короля — 600 солидов. За убийство графа скопищем в походе, при исполнении служеб­ных обязанностей версельд утраивался. Неравенство в штрафе свидетельствует о наличии классового общества.

Судебный процесс мог начаться только по инициативе потер певшего. Он же был обязан доставить суду доказательства, при-вести соприсяжников, которые могли бы подтвердить его хорошую репутацию. Для проверки истинности показаний обвиняемого разрешалось применять «суд божий» (ордалии) — испытание раскаленным железом или кипятком. Однако состоятельный чело-век мог откупиться от процедуры божьего суда, что свидетельствовало о росте имущественного неравенства среди франков. Экономический строй франков VI—VIII вв. находился в зачаточ­ной стадии феодализма.

Салическая правда является оригинальным памятником права раннего феодализма, она не испытала сколько-нибудь заметного влияния высокоразвитого римского права. Кроме Салической правды у германцев существовали и другие «варварские правды» (Рипуарская, Аллеманская, Баварская и др.).

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...