Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Феодальное государство и право в странах Западной Европы

После распада империи Карла Великого в состав западно-франкского государства входили Нейстрия, Аквитания, Бретань, Гасконь, Септимания, Испанская марка. На этой территории позднее сформировался французский народ, возникла одна из великих держав мира. В конце IХв. феодализм cтал господствующим общественно-экономическим укладом. Высшая знать захватила почти все общинные земли, закабалила—крестьян. Внук Карла Великого Карл Лысый предписал: «Чтобы каждый свободный человек в нашем королевстве признал над собой сеньора, кого хочет, в нашем лице или в лице наших вассалов».

Кьерсейский капитулярий 877 г. узаконил практику превращения бенефиция в феод, признав тем самым экономическую и политическую независимость крупных феодалов. С тех пор королевская власть уже не могла отнять пожалованные феодалам земли под условием службы. Феодалы могли иметь свой суд и администрацию, чеканить монету.

Короли раздавали иммунитетные грамоты. На этой территории без разрешения сеньора не мог появиться даже чиновник короля. Иммунитетные грамоты давали их обладателям возможность применять в неограниченных масштабах внеэкономическое принуждение к крестьянам. Герцоги, графы зачастую уклонялись от выполнения своих вассальных обязанностей перед королем. В лучшем случае они считались с королем, как с равным или пэром. Король — «первый между равными».

Духовные феодалы, епископы и аббаты, получали власть от папы римского. Акт вступления в должность сопровождался обрядом, который назывался инвеститурой.

Принадлежность к феодальному сословию определялась по рождению. По примеру короля крупная знать каролингской эпохи путем раздачи бенефиций умножала число прямых вассалов. Большие светские сеньории дробились на множество фьефов. Каждый феодал в возрасте от 18 до 20 лет был обязан проходить обряд посвящения в рыцари.

Этот обряд назывался оммажем. Рыцари составляли основу войска короля. За свой счет они приобретали коня, снаряжение. В мирное время регулярно устраивались состязания (турниры), на которых они демонстрировали свое умение пользоваться оружием. Перевязь, рыцарский пояс и золотые шпоры являлись зна­ками отличия рыцаря.

Раздача бенефиций и иммунитетных грамот ускорила оформ­ление феодализма. Церковь укрепляла монастыри, феодалы строили замки. Это охраняло их от набегов восставших крестьян, и от любителей лёгкой наживы из числа дворян. Владелец вотчины-сеньории имел военную силу для подавления выступлений кресть­ян и обороны в случае нападения других феодалов. Таким обра­зом, оформились основы взаимоотношений сословий на принци­пах сюзеренитета-вассалитета. Поступки и правонарушения вассалов разбирал суд зна­ти во главе с сеньором.

Для разрешения сложных вопросов, применялось право сильного по выражению К. Маркса, кулачное право. Междоусобные войны в период феодальной раздробленности, грабёж более слабых почти не прекращались.

Крестьяне занимали самую последнюю ступень в обществен­ной пирамиде феодального общества. Община еще сохранялась, но попала в зависимость от феодалов. Во Франции долгое время основной формой эксплуатации крестьян-сервов была барщина, причем ее продолжительность постепенно увеличивалась. Кроме того, они облагались денежным налогом (тальей) в пользу помещика.

Имелись и другие формы феодаль­ной зависимости крестьян. При смешанных браках лиц разных сословий дети наследовали низшее социальное положение родите-лей без согласия своего господина серв не мог жениться, переме­нить место жительства, передать другому часть своего имущества.

Помещику принадлежало гнусное право первой ночи, появились баналитеты. Настоятель аббат Клюни писал (VII в.), что светские сеньоры «бесчисленными службами их (сервов) утесняют и тяж­кое невыносимое бремя на них налагают, так что большинство вынуждено покидать собственную землю и убегать на чуж­бину».

Однако положение крестьян было несколько лучше, чем положение рабов. Даже сервы имели небольшие участки земли. Их нельзя было убивать. Они обладали некоторой гражданской правоспособностью, могли создавать семью, имели гораздо большую, чем рабы заинтересованность в результатах своего труда. Фео­дальный строй как более передовой закономерно сменил рабовла­дельческий и явился крупным шагом вперед в развитии челове­ческой цивилизации.

В IX—XII вв. заметно повысилась производительность труда в деревне. Отделение ремесла от земледелия способствовало разви­тию городов особенно на юге Франции. Оживилась торговля. Усилился приток крестьян в города. Всякий кто прожил в городе год и один день, считался свободным.

От феодальной раздробленности, анархии, смут и бесконечных войн в первую очередь страдало крестьянство, задерживалось развитие торговли, рост городов. Почти каждое графство и герцог­ство взимали пошлины с провозимых товаров. Все это ущемляло интересы купцов. Феодальная светская и духовная знать (герцоги, графы, настоятели крупных монастырей) признавали власть короля весьма условно. В их владениях была своя администрация, суд, собственная монета. Раздробленность феодального государ­ства — закономерное явление. Тем не менее в этот период отмеча­ется известное усовершенствование орудий труда, обусловившее повышение производительности труда.

Все это создало предпосылки для усиления обмена, развития ремесла и формирования класса бюргеров. Опираясь, на горо­жан, король мог вести более успешную борьбу за захват. Территории, занимаемой крупными феодалами за централизацию власти. Он также пользовался поддержкой мелких и средних феодалов. Дворянство в своей основной массе страдало от фео­дальных магнатов и было заинтересовано в усилении королев­ской власти.

Право

Основные нормы феодального права сложились в предшест­вующий период. Пережитки родовых обычаев окончательно утра тили свое значение.

Здесь систематизация норм началась раньше, поэтому юг Франции называли страной писаного права.

К северу от Луары преобладало обычное право, отражавшее интересы феодалов. Большой интерес проявлялся к римскому праву. Его изучали в университетах, с учетом общих норм римского права вешались сложные юридические казусы. Церковь же стремилась не допустить широкого применения римского права и расширить сферу действия канонического права. Единоборство между двумя систе­мами закончилось поражением церкви. С усилением власти коро­лей римское право получило широкое признание, происходила его рецепция. Одновременно возрастало значение королевских актов.

Феодализм наложил отпечаток на применение многих норм частного права. Полная неограниченная собственность на землю признавалась за крупными магнатами. Нижестоящие землевла­дельцы считались держателями земли с различного рода повин­ностями.

Феодальное право ограничивало гражданскую правоспособность. Земля могла быть собственностью только дворянина. Однако каноническое право запрещало ему взимать проценты с долга, не разрешало заниматься торговлей, физическим трудом. Сохранение сеньориальной собственности на землю как основного института вещного права, сословное деление населения, цеховой строй сдерживали развитие свободной конкуренции.

Брачно-семейные отношения регулировались только каноническим правом.

Понятие преступления, процедура рассмотрения судебных сборов в истории феодальной Франции менялись. Старое прави­ло, согласно которому каждый человек должен судиться судом равных, утратило силу еще при ранних Капетингах. Простолю­динов судил сеньор. Со временем в городах появились свои суды, зависимые от состоятельных бюргеров.

Сеньориальная, вотчинная юстиция держалась на доходах от пошлин и штрафов, что порождало массовые злоупотребления. В тех случаях, когда виновными были герцоги, графы, бароны, исполнение приговора достигалось иногда путем ведения част­ной войны.

До начала XIV в. существовал божий суд (ордалии), судебные поединки. Крестьяне дрались палками, рыцари — копьем и мечом. Дворянин мог вызвать на поединок судью, если не был согласен с приговором. По церковным правилам ордалии разрешалось проводить хлебом и сыром. Считалось, что виновный обязательно подавится.

В принципе судебные поединки допускались за особо тяжкие преступления, чаще всего за убийство. Церковнослужители, старики, женщины, калеки, дети могли выставить на судебный поединок своего представителя. За тяжкие преступления обычно за убийство, осужденного преступника (живого или мёртвого) вздергивали на виселице. Если виновной была женщина, её зарывали живьем в землю.

В системе наказаний композиция (выкуп) исчезла еще в пе­риод ранней феодальной монархии. По мере усиления централь­ной власти преступление стало рассматриваться как нарушение королевского мира.

Кроме рассуждений о цели правосудия, моральных и юридических обязанностях бальи, автор говорит об ответственности за тяжкие преступления: убийстве, измене, лжесвидетельстве, изнасиловании, краже женщины, поджогах, кражах, фальшиво­монетничестве, вероотступничестве. Наказание за них — висели­ца, сожжение. В качестве дополнительной кары могла назна­чаться конфискация имущества.

Уголовное судопроизводство велось по правилам инквизиционного розыскного процесса: тайно, с применением пыток. Оценка свидетельских показаний определялась по теории формальных доказательств. Защита не допускалась.

Сбор доказательств, судоговорение велось тайно. Основным видом доказательств считалось признание обвиняемого. Оно добывалось пыткой. Так по делу об убийстве сеньора де ла Мерле у обвиняемого после ординарной пытки был сломан спинной хребет, одно бедро и вырвана рука. Но ведь это было следствие по простому убийст­ву дяди, племянником. В делах по преступлениям против короля, веры применялась экстраординарная пытка, муки которой не поддаются описанию. Розыскной или пыточный процесс в этот период являлся средством террора против угнетенных масс. Королевское правосудие особенно рьяно помогало католиче­ству. Так, по ложному обвинению в сыноубийстве на религиоз­ной почве по приговору суда (1762 г.) был казнен отец шести детей купец-протестаат Жан Калас. По такому же ложному основанию был приговорен к четвертованию и сожжению земле­мер Сервен, а его жена — к повешению. Дочерей обязали смот­реть на казнь родителей. Только за то, что Ла Барр не снял шляпу перед религиозной процессией и читал антикатолические книги, суд приговорил «вырвать у него язык, отрубить на собор­ной паперти руку, затем сжечь на медленном огне».

Само инакомыслие считалось преступлением. «Право нетер­пимости, — писал Вольтер,— нелепо и варварски жестоко, это право тигров и оно тем ужаснее, что тигры терзают людей ради пропитания, а мы подвергаем казням во имя мертвых парагра­фов закона».

Единого свода законов не было. Кроме указов короля почти в каждой провинции имелись свои сборники местных кутюмов.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...