Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Феодальное государство в Англии

Многолетняя борьба среди господствующего класса в Англии закончилась к концу XV в. установление абсолютизма. Как писал Б. Дизраэли, после сражения при Тевисбюри «нор­мандские бароны сделались так же редки, как теперь волки». Ког­да Генрих VII Тюдор впервые созвал парламентов палате лордов насчитывалось всего 29 светских пэров, многим из которых король сам пожаловал это звание.

Мелкие и средние землевладель­цы применяли в своих поместьях капиталистические методы веде­ния хозяйства.

Феодальное дворянство уже изживало себя, но у третьего сословия еще не хватало, сил, чтобы самому стать у власти. В такой ситуации сначала Тюдоры, а затем Стюарты получили возможность действовать авторитарно. Абсолютная монархия в Англии защищала интересы дворянства. Борясь с остатками, феодальной раздробленности, создавая централизованное государ­ство, английские монархи стремились наилучшим образом защи­тить интересы своего класса. Однако эта политика объективно была выгодна и развивающейся буржуазии. Ей нужна была сильная королевская власть как для того, чтобы обезопасить себя от рецидивов феодальной анархии, так и для подавления выступлений в массовом порядке разорявшихся в период перво­начального накопления капитала крестьян и ремесленников. Во времена Тюдоров недовольство рабочих было причиной того, что все богатые сословия группировались вокруг короны.

По сравнению с абсолютистскими монархами континентальных государств английский абсолютизм носил незавершенный характер. Это выражалось в том, что в стране сохранились сословно-представительный орган в виде парламента и местное самоуправление. Здесь отсутствовали и постоянная армия, и разветвленный бюрократический аппарат. При комплектовании вооруженных сил применялась милиционная система. Островное положение Англии в то время служило достаточной защитой от нападения извне.

Тюдоры обладали огромной властью. Во многом это объяснялось их экономическим могуществом. В собственность короны перешли мэноры погибших в войне Белой и Алой Роз баронов.

В руках монарха оказалась пятая часть всех земель Англии.

Огромные богатства сосредоточились в казне короны после проведенного в 1534 г. переустройства церкви, сопровождавшегося секуляризацией клерикальной собственности.

Широкое распространение получили беневоленции (принуди­тельные займы). При этом руководствовались «правилом Мортона» (Мортон — архиепископ Генриха VII). Тем, кто жил бога­то, архиепископ говорил, что об их состоятельности свидетельст­вуют производимые ими траты, тем же, кто жил расчетливо, он заявлял, что при их бережливости они, вероятно, накопили большие деньги. Кроме того, корона присвоила себе право уста­навливать и взимать в свою пользу ряд ввозных пошлин. Бла­годаря этому короли не испытывали нужды в деньгах, к тому же парламент не отказывал им в щедрых субсидиях и вспомо­ществованиях.

Генрих VII сурово расправился с теми, магнатами, кто пытался противодействовать его политике централизации. По так называемому «закону против ливрей» были распущены все феодальные, военные дружины. Послушным органом короля стал королевский совет, который незадолго до воцарения Тюдоров получил наименование Тайного совета. Он состоял из 20 человек.

В нем заседали лорд-канцлер, лорд-казначей и другие высшие сановники. В его работе регулярно принимали участие монархи.

Тайный совет направлял и контролировал деятельность всех центральных и местных государственных органов с помощью указов, носивших различные наименования: регламенты, инструкции, прокламации, манифесты, приказы.

Главная задача совета состояла в подавлении любого рода выступлений против суверенной власти монаха. Самым распро­страненным видом постановления о лишении свободы был указ Тайного совета. Он зачастую выдавался на основе оговоров и голых

При Тюдорах парламент во многом потерял свое прежнее значение. Король также сам назначал светских лордов. Руководившие выборами в графствах шерифы непосредственно от короны полу­чали указания о том, кого следует избирать в палату общин.

Дарование городам (бургам) права посылать своих предста­вителей в парламент являлось исключительной прерогативой монархов. Тюдоры использовали данное полномочие для выдачи такого рода хартий незначительным городским поселениям, где ход парламентских выборов можно было легко контролировать. Так, Мария Кровавая наделила такой привилегией 14, а Елиза­вета 1 — 31 бург. Делегаты от таких местечек считались «вполне свободными от малейшего подозрения» в нелояльности. Под предлогом экономии времени Генрих VIII стал сам наз­начать спикера палаты общин. Последний обладал большими правами: по своему усмотрению предоставлял слово, прерывал выступавшего, запрещал ему продолжать речь и т. д. В необходимых случаях, стремясь добиться желаемого результата, Ген­рих VIII участвовал в заседаниях парламента.

В 1532 г. при голосовании в палате общин он настоял, чтобы вотирование билля производилось не в целом, как это предписывали правила процедуры, а по «отделам», частям, что ранее вообще не практи­ковалось.

Тюдоры старались как можно реже собирать парламент. В течение 24-летнего правления Генриха VII он созывался всего семь раз. За 45 лет пребывания на троне Елизавета I лишь десять раз «призывала» парламенты. Неудивительно, что парламентская нормотворческая деятельность резко снизилась.

В 1539 г. король получил полномочие единолично издавать ордонансы и прокламации, имевшие силу законов. Спикер от имени палаты общин просил у Елизаветы I подтвердить право полной свободы прений в парламенте, на что получил ответ: «Свобода речи состоит» в обязанности говорить „да" или „нет"».

В эпоху правления Тюдоров импичмент вышел из употребле­ния. Лишь однажды, в 1529 г., в соответствии с этой процедурой осудили вызвавшего гнев Генриха VIII кардинала Уолси. В 1548 г. раболепный парламент сам предлагал короне создать в стране постоянную армию. В этих целях был принят специаль­ный акт о военных субсидиях. Парламент послушно следовал воле_монавха. Всякий раз, когда в палате общин произносилось имя Генриха VIII, коммонеры вскакивали со своих мест и друж­но кланялись пустому трону. Генрих VIII был первым королем, которого именовали «ваше величество», при нем парламент декретировал все, что требовал монарх.

Таким образом, Тюдоры превратили сословно-представительный орган в орудие своего деспотизма. Покорные короне парламентарии безропотно принимали билли об опале, отправлявшие на эшафот жертвы королевской немилости. Позднее Звезд­ная палата превратилась в главное средство подавления любой попытки противодействовать королевской власти. Очень часто желание получить денежное взыскание с обвиняемого являлось единственной причиной привлечения к суду Звездной палаты. Штрафы в 5, 10 и даже 20 тыс. ф. ст. были обычным делом в практике этого судилища. Применяемые здесь наказания отли­чались крайней жестокостью.

Одновременно учреждаются аналогичные Звездной палате комитеты Тайного совета: Уэльский совет и Северный совет. При Елизавете I была образована Высокая комиссия, обладавшая обширной юрисдикцией по вопросам верховенства короны в церковных делах, ересях и т. д.

В 1482 г. создается новый прерогативный суд —суд адмирал- тейства, расцвет деятельности которого приходится на XVI в. Под его юрисдикцию, подпадали как уголовные преступления, совершаемые на английских судах в открытом море, так и иски, связанные с морской торговлей.

В рассматриваемый период продолжали существовать вест­минстерские суды общего права и суд канцлера. К этому времени установился определенный порядок пересмотра постанов­ляемых им судебных приговоров и решений.

Суд королевской скамьи рассматривал апелляции на решения суда общих тяжб. В 1357—1358 гг. учреждается суд казначей­ской палаты во главе с канцлером и казначеем. Здесь рассмат­ривались дела, поступившие из Палаты шахматной доски. В 1585 г. был создан суд казначейской палаты, куда во время парламентских каникул приносились жалобы наприговоры суда королевской скамьи. В обычное время апелляции подавались в палату лордов.

Вновь созданная судебная инстанция состояла из членов суда Палаты шахматной доски и суда общих тяжб. Жалобы на реше­ния этих двух судов казначейской палаты можно было прино­сить в палату лордов.

Существовал еще один орган под тем же названием. Он состоял из судей суда королевской скамьи и суда общих тяжб. В 1579 г. к нему присоединились члены суда Палаты шахматной доски. Эта инстанция рассматривала сложные правовые пробле­мы, возникающие в практике нижестоящих судов. Именно здесь слушалось в 1637 г. знаменитое дело о «корабельных деньгах».

Мировые судьи проводили предварительное расследование тяжких уголовных преступлений. Наиболее важные уголовные дела ими рассматривались в четвертных сессиях, менее сложные {начиная с XVI в.) — в малых сессиях, когда два или более мировых судьи могли наказывать суммарно (без участия при­сяжных заседателей) за малозначительные преступления.

Шерифы, бейлифы, констебли и мировые судьи являлись главной силой в охране «королевского мира» в графствах. Кон­стебли и бейлифы (полицейские) были своеобразными «глазами и ушами» местных магистратов. Полицейскими функциями обла­дала и старосты местечек - младшие констебли. В городах куп­цы и торговцы создали специальную коммерческую по­лицию, которой вменялась охрана торговых складов, купеческих лавок.

Низшей административной единицей в стране служил церковный приход. Его должностные лица (ректор, церковные ста­росты, синодсмены, сектонмены и бидлы) наделялись определёнными правами по поддержанию общественного порядка: они могли налагать штрафы за бродяжничество, за нарушение воскресного дня и т. д.

Право

В эпоху феодализма созданы основные институты и принципы английского права. Своими источниками оно имеет общее право, суд справедливости и статутное право.

Под статутным правом понимались правовые нормы, изло­женные в актах парламента и короны: королевских хартиях, К концу XIII в. в Англии произошла унификация общего права. Этому способствовала деятельность королевских судов. После реформы Генриха II Плантагенета судебные органы раз­бирали одни и те же категории дел и подчинялись одним и тем же правовым нормам, исходившим из центра. Были выработаны несколько видов так называемых «первоначальных приказов», без которых нельзя было начать дело. По мере надобности созда­вались ночью приказы.

Первую попытку обобщить практику королевских судов сделал в 1189 г. главный судья Англии Ранульф Гленвилль в трактате «О законах Англии». Общее право в середине XIII в. рассмотрел Г. Брактон в труде «О законах и обычаях Англии». Гленвилль и Брактон считаются в Англии «великими классиками права». Общее право оправдывало свое название тем, что, во-первых, действовалона. территории всей Англии. Феодалы-иммунисты должны были применять его нормы. Только манориальные суды руководствовались «обычаями мэнора», т. е. местными обычая­ми. Во-вторых, общее право не делало никаких различий внутри прослойки свободных при разбирательстве гражданских дол, являясь привилегией всех фрименов, отличавшей их от зависи­мых (принцип «исключения вилланства»).

Считалось, что при разрешении того или иного дела судья знает применяемый им закон, т. е. он использует уже существующую правовую норму. Магистраты вестминстерских судов, посещая различные районы страны, были знакомы с местными обычаями.

Тема 4. Феодальное государство и право в странах Азии

До 60-х годов XIX в. Япония представляла собой типичное феодальное общество, искусственно изолированное своими пра­вителями от внешнего мира. В государственно-правовом отноше­нии Япония формально являлась централизованной монархией, но фактически власть осуществлялась не монархом-императором, а наследственными военными начальниками, называвшимися се­гунами. Императоры фактически были пленниками сегунов, уп­равляющих страной от их имени.

Приблизительно треть территории страны принадлежала сёгунскому роду Токугава, остальная была поделена между отдель­ными феодалами. Аппарат управления поместьями Токугава был вместе с тем и общегосударственным аппаратом. Кроме того, каждый из феодалов создавал в своих поместьях подобие госу­дарственного организма с множеством различных ведомств, соб­ственной армии, тюрьмой, денежной системой и т. д.

Японское общество в середине XIX в. состояло из феодалов и крестьян, самураев — дворян, торговцев, ремесленников и париев японского феодального общества, называвшихся «эта», которые выполняли самую черную работу. Зарождались рабочий класс и промышленная буржуазия.

Постепенное развитие товарно-денежных отношений вело, с одной стороны, к росту и укреплению класса буржуазии, с дру­гой — к усилению эксплуатации крестьянства. Разорялась в этом процессе и часть самураев, от услуг которых феодалы все чаще и чаще отказывались.

Феодальный режим Токугава расшатывали мощные восстания крестьян, только за последние 14 лет этого режима их было 52. В оппозиции к феодальному режиму оказались буржуазия, тре­бовавшая ликвидации цеховых и иных средневековых препон, а также участия во власти, и нижние слои самурайства, надеяв­шиеся со свержением сёгуната улучшить свое материальное по­ложение. Немаловажную роль в крушении токугавского правле­ния сыграло вооруженное вмешательство иностранных держав, заставивших правительство сегуна подписать неравноправные до­говоры. Сёгун стал в глазах японского народа олицетворением национального предательства. Следует отметить, что этим дей­ствиям сегуна противился императорский двор, влияние которо­го стало расти по мере заката власти сегуна.

Буржуазная революция в Японии, т. е освобождение ее от оков сёгуната, произошла в форме реставрации императорской власти. Она была поддержана и некоторыми крупными феодаль­ными родами, заинтересованными главным образом в прекраще­нии изоляции Японии, модернизации промышленности, особенно производства оружия, и т. д.

Движущей силой буржуазной революции в Японии были крестьянские массы. Плодами же революции воспользовались буржуазия и помещики. В ноябре 1867 г. сёгун уступил требованию передать власть императору, которое исходило от группы феода­лов юга и юга-запада страны. Вскоре сторонники сегуна попытались силой оружия восстановить прежнее положение, но были разгромлены. Начался новый период японской истории — эра Мэйдзи, т. е. эра просвещенного правления.

Развитие государства и права Японии на долгие годы опреде­лила незавершенная буржуазная революция Мэйдзи. Слабая бур­жуазия Японии в период революции не смогла сосредоточить власть в своих руках, она разделила ее с полуфеодальным дво­рянством. В первую очередь буржуазно-помещичьим блоком бы­ли проведены, реформы, подготовленные историческим развитием страны. Уже в 1868 т. были ликвидированы цехи и гильдии. В 1869 г. были отменены феодальные права, а помещикам в виде компенсации назначены государственные пенсии, доходившие до трети их годовых доходов. Кроме того, феодалы были остав­лены управителями в свои прежних наделах» В 1871—1872 гг. проводится аграрная реформа. Земля закреплялась за фактиче­скими владельцами, снимались ограничения для свободной про­дажи земли. Эта реформа не принесла облегчения широким кре­стьянским массам, наоборот, она положила начало экспроприа­ции крестьянства. Но она легализовала положение, новых поме­щиков в лице зажиточной крестьянской верхушки и сельских са­мураев. Вслед за реформой земельных отношений в 1873 г. по­земельный налог был заменен денежным, начисляемым не с уро­жая, а со стоимости земли. В период первых лет революции. Мэйдзи проводятся и такие мероприятия, как установление единой денежной системы и почтово-телеграфной связи.

В 1871 г. было окончательно отменено прежнее феодальное деление Японии, созданы префектуры, возглавляемые назначен­ными из центра губернаторами. Спустя год вводится всеобщая воинская повинность.

В 1872 г. были созданы первые судебные органы на местах, отделенных от административных органов. Это были префектуральные и местные суды. К тому же году относится и создание первых прокурорских органов при судах и адвокатур, не получивших, однако, тогда широкого распространения.

В 1878 г. было унифицировано местное управление в админи­стративно-территориальных единицах, ниже префектуры, и соз­дано очень слабое подобие народного представительства в префектурах, а с 1880 г и в других единицах. Префектуры разде­лялись на гуны (уезды), города, городские кварталы и деревни. Во главе всех этих единиц были поставлены главные чиновники, подчиненные губернатору.

 

Тема 4. Государственно-правовое развитие Англии с XVI века

Многолетняя борьба среди господствующего класса в Англии закончилась к концу XV в. установление абсолютизма. Как писал Б. Дизраэли, после сражения при Тевисбюри «нор­мандские бароны сделались так же редки, как теперь волки». Ког­да Генрих VII Тюдор впервые созвал парламентов палате лордов насчитывалось всего 29 светских пэров, многим из которых король сам пожаловал это звание.

Мелкие и средние землевладель­цы применяли в своих поместьях капиталистические методы веде­ния хозяйства.

Феодальное дворянство уже изживало себя, но у третьего сословия еще не хватало, сил, чтобы самому стать у власти. В такой ситуации сначала Тюдоры, а затем Стюарты получили возможность действовать авторитарно. Абсолютная монархия в Англии защищала интересы дворянства. Борясь с остатками, феодальной раздробленности, создавая централизованное государ­ство, английские монархи стремились наилучшим образом защи­тить интересы своего класса. Однако эта политика объективно была выгодна и развивающейся буржуазии. Ей нужна была сильная королевская власть как для того, чтобы обезопасить себя от рецидивов феодальной анархии, так и для подавления выступлений в массовом порядке разорявшихся в период перво­начального накопления капитала крестьян и ремесленников. Во времена Тюдоров недовольство рабочих было причиной того, что все богатые сословия группировались вокруг короны.

По сравнению с абсолютистскими монархами континентальных государств английский абсолютизм носил незавершенный характер. Это выражалось в том, что в стране сохранились сословно-представительный орган в виде парламента и местное самоуправление. Здесь отсутствовали и постоянная армия, и разветвленный бюрократический аппарат. При комплектовании вооруженных сил применялась милиционная система. Островное положение Англии в то время служило достаточной защитой от нападения извне.

Тюдоры обладали огромной властью. Во многом это объяснялось их экономическим могуществом. В собственность короны перешли мэноры погибших в войне Белой и Алой Роз баронов.

В руках монарха оказалась пятая часть всех земель Англии.

Огромные богатства сосредоточились в казне короны после проведенного в 1534 г. переустройства церкви, сопровождавшегося секуляризацией клерикальной собственности.

Широкое распространение получили беневоленции (принуди­тельные займы). При этом руководствовались «правилом Мор-тона» (Мортон — архиепископ Генриха VII). Тем, кто жил бога­то, архиепископ говорил, что об их состоятельности свидетельст­вуют производимые ими траты, тем же, кто жил расчетливо, он заявлял, что при их бережливости они, вероятно, накопили большие деньги. Кроме того, корона присвоила себе право уста­навливать и взимать в свою пользу ряд ввозных пошлин. Бла­годаря этому короли не испытывали нужды в деньгах, к тому же парламент не отказывал им в щедрых субсидиях и вспомо­ществованиях.

Генрих VII сурово расправился с теми, магнатами, кто пытался противодействовать его политике централизации. По так называемому «закону против ливрей» были распущены все феодальные, военные дружины. Послушным органом короля стал королевский совет, который незадолго до воцарения Тюдоров получил наименование Тайного совета. Он состоял из 20 человек.

В нем заседали лорд-канцлер, лорд-казначей и другие высшие сановники. В его работе регулярно принимали участие монархи.

Тайный совет направлял и контролировал деятельность всех центральных и местных государственных органов с помощью указов, носивших различные наименования: регламенты, инструкции, прокламации, манифесты, приказы.

Главная задача совета состояла в подавлении любого рода выступлений против суверенной власти монаха. Самым распро­страненным видом постановления о лишении свободы был указ Тайного совета. Он зачастую выдавался на основе оговоров и голых

При Тюдорах парламент во многом потерял свое прежнее значение. Король также сам назначал светских лордов. Руководившие выборами в графствах шерифы непосредственно от короны полу­чали указания о том, кого следует избирать в палату общин.

Дарование городам (бургам) права посылать своих предста­вителей в парламент являлось исключительной прерогативой монархов. Тюдоры использовали данное полномочие для выдачи такого рода хартий незначительным городским поселениям, где ход парламентских выборов можно было легко контролировать. Так, Мария Кровавая наделила такой привилегией 14, а Елиза­вета 1 — 31 бург. Делегаты от таких местечек считались «вполне свободными от малейшего подозрения» в нелояльности. Под предлогом экономии времени Генрих VIII стал сам наз­начать спикера палаты общин. Последний обладал большими правами: по своему усмотрению предоставлял слово, прерывал выступавшего, запрещал ему продолжать речь и т. д. В необходимых случаях, стремясь добиться желаемого результата, Ген­рих VIII участвовал в заседаниях парламента.

В 1532 г. при голосовании в палате общин он настоял, чтобы вотирование билля производилось не в целом, как это предписывали правила процедуры, а по «отделам», частям, что ранее вообще не практи­ковалось.

Тюдоры старались как можно реже собирать парламент. В течение 24-летнего правления Генриха VII он созывался всего семь раз. За 45 лет пребывания на троне Елизавета I лишь десять раз «призывала» парламенты. Неудивительно, что парламентская нормотворческая деятельность резко снизилась.

В 1539 г. король получил полномочие единолично издавать ордонансы и прокламации, имевшие силу законов. Спикер от имени палаты общин просил у Елизаветы I подтвердить право полной свободы прений в парламенте, на что получил ответ: «Свобода речи состоит» в обязанности говорить „да" или „нет"».

В эпоху правления Тюдоров импичмент вышел из употребле­ния. Лишь однажды, в 1529 г., в соответствии с этой процедурой осудили вызвавшего гнев Генриха VIII кардинала Уолси. В 1548 г. раболепный парламент сам предлагал короне создать в стране постоянную армию. В этих целях был принят специаль­ный акт о военных субсидиях. Парламент послушно следовал воле_монавха. Всякий раз, когда в палате общин произносилось имя Генриха VIII, коммонеры вскакивали со своих мест и друж­но кланялись пустому трону. Генрих VIII был первым королем, которого именовали «ваше величество», при нем парламент декретировал все, что требовал монарх.

Таким образом, Тюдоры превратили сословно-представительный орган в орудие своего деспотизма. Покорные короне парламентарии безропотно принимали билли об опале, отправлявшие на эшафот жертвы королевской немилости. Позднее Звезд­ная палата превратилась в главное средство подавления любой попытки противодействовать королевской власти. Очень часто желание получить денежное взыскание с обвиняемого являлось единственной причиной привлечения к суду Звездной палаты. Штрафы в 5, 10 и даже 20 тыс. ф. ст. были обычным делом в практике этого судилища. Применяемые здесь наказания отли­чались крайней жестокостью.

Одновременно учреждаются аналогичные Звездной палате комитеты Тайного совета: Уэльский совет и Северный совет. При Елизавете I была образована Высокая комиссия, обладавшая обширной юрисдикцией по вопросам верховенства короны в церковных делах, ересях и т. д.

В 1482 г. создается новый прерогативный суд — суд адмиралтейства, расцвет деятельности которого приходится на XVI в. Под его юрисдикцию, подпадали как уголовные преступления, совершаемые на английских судах в открытом море, так и иски, связанные с морской торговлей.

В рассматриваемый период продолжали существовать вест­минстерские суды общего права и суд канцлера. К этому времени установился определенный порядок пересмотра постанов­ляемых им судебных приговоров и решений.

Суд королевской скамьи рассматривал апелляции на решения суда общих тяжб. В 1357—1358 гг. учреждается суд казначей­ской палаты во главе с канцлером и казначеем. Здесь рассмат­ривались дела, поступившие из Палаты шахматной доски. В 1585 г. был создан суд казначейской палаты, куда во время парламентских каникул приносились жалобы наприговоры суда королевской скамьи. В обычное время апелляции подавались в палату лордов.

Вновь созданная судебная инстанция состояла из членов суда Палаты шахматной доски и суда общих тяжб. Жалобы на реше­ния этих двух судов казначейской палаты можно было прино­сить в палату лордов.

Существовал еще один орган под тем же названием. Он состоял из судей суда королевской скамьи и суда общих тяжб. В 1579 г. к нему присоединились члены суда Палаты шахматной доски. Эта инстанция рассматривала сложные правовые пробле­мы, возникающие в практике нижестоящих судов. Именно здесь слушалось в 1637 г. знаменитое дело о «корабельных деньгах».

Мировые судьи проводили предварительное расследование тяжких уголовных преступлений. Наиболее важные уголовные дела ими рассматривались в четвертных сессиях, менее сложные {начиная с XVI в.)—в малых сессиях, когда два или более мировых судьи могли наказывать суммарно (без участия при­сяжных заседателей) за малозначительные преступления.

Шерифы, бейлифы, констебли и мировые судьи являлись главной силой в охране «королевского мира» в графствах. Кон­стебли и бейлифы (полицейские) были своеобразными «глазами и ушами» местных магистратов. Полицейскими функциями обла­дала и старосты местечек - младшие констебли. В городах куп­цы и торговцы создали специальную коммерческую по­лицию, которой вменялась охрана торговых складов, купеческих лавок.

Низшей административной единицей в стране служил церковный приход. Его должностные лица (ректор, церковные ста­росты, синодсмены, сектонмены и бидлы) наделялись определёнными правами по поддержанию общественного порядка: они могли налагать штрафы за бродяжничество, за нарушение воскресного дня и т. д.

Право

В эпоху феодализма созданы основные институты и принципы английского права. Своими источниками оно имеет общее право, суд справедливости и статутное право.

Под статутным правом понимались правовые нормы, изло­женные в актах парламента и короны: королевских хартиях, К концу XIII в. в Англии произошла унификация общего права. Этому способствовала деятельность королевских судов. После реформы Генриха II Плантагенета судебные органы раз­бирали одни и те же категории дел и подчинялись одним и тем же правовым нормам, исходившим из центра. Были выработаны несколько видов так называемых «первоначальных приказов», без которых нельзя было начать дело. По мере надобности созда­вались ночью приказы.

Первую попытку обобщить практику королевских судов сделал в 1189 г. главный судья Англии Ранульф Гленвилль в трактате «О законах Англии». Общее право в середине XIII в. рассмотрел Г. Брактон в труде «О законах и обычаях Англии». Гленвилль и Брактон считаются в Англии «великими классиками права». Общее право оправдывало свое название тем, что, во-первых, действовалона. территории всей Англии. Феодалы-иммунисты должны были применять его нормы. Только манориальные суды руководствовались «обычаями мэнора», т. е. местными обычая­ми. Во-вторых, общее право не делало никаких различий внутри прослойки свободных при разбирательстве гражданских дол, являясь привилегией всех фрименов, отличавшей их от зависи­мых (принцип «исключения вилланства»).

Считалось, что при разрешении того или иного дела судья знает применяемый им закон, т. е. он использует уже существующую правовую норму. Магистраты вестминстерских судов, посещая различные районы страны, были знакомы с местными обычаями.

Тема 5. Развитие государства и права в Соединенных Штатах Америки.

В 1607 г. англичане основывают свой первый форт в Новом свете - Джеймстаун. За ним появляются колонии - Верджиния, Плимут, Массачусетс. К концу XVII в. число колоний достигает тринадцати. Королевская власть распространяет на колонистов права и свободы британских подданных. Статус колоний определяется королевскими хартиями. Колонии начинают борьбу с метрополией, чье политическое и экономическое влияние сдерживает развитие капитализма в Америке.

В 1774 г. участники первого Континентального конгресса, представители двенадцати колоний, решают бойкотировать импорт английских товаров. 10 мая 1775 г. в Филадельфии собирается второй Континентальный конгресс, депутаты которого наделяют Джорджа Вашингтона полномочиями главнокомандующего. Столкновения между колонистами и королевскими войсками перерастают в национально-освободительную войну. 4 июля 1776 г. третий Континентальный конгресс принимает написанную Томасом Джефферсоном Декларацию независимости,в ней объявляется создание независимых Соединенных Штатов Америки.

1 марта 1781 г. вступают в силу Статьи Конфедерации,оформившие создание союза тринадцати бывших колоний. В 1783 г. Великобритания официально признает независимость североамериканских штатов. В 1787 г. созывается Конституционный конвент. 17 сентября 1787 г. конвент принимает КонституциюСоединенных Штатов Америки. Конституция США построена по принципу разделения властей.

Конгресс - парламент, обладает законодательной властью. Он состоит из сената и палаты представителей. Главой государства и правительства является президент. Высшей судебной властью обладает Верховный суд. Первым президентом страны в 1789 г. стал Джордж Вашингтон. Вслед за принятием Конституции начинается расширение территории государства. В 1789 г. первый Конгресс принимает 10 поправок к основному закону (Билль о правах).Они провозгласили основные права граждан страны: свободу вероисповедания; свободу слова и печати; право носить оружие, проводить мирные собрания, неприкосновенность личного жилища, имущества; запрещают изъятие частной собственности для общественных нужд ≪без справедливого вознаграждения; устанавливают правила судебного разбирательства уголовных и гражданских дел; ограничивают возможность размещения войск на постой в домах граждан.

В процессе острой политической борьбы группировки конгресса (федералисты и демократические республиканцы) преобразуются в партии. Первые, возглавляемые А. Гамильтоном, отстаивают интересы промышленных северных штатов, а вторые (Т. Джефферсон и др.) - рабовладельческих южных. После англо-американской войны 1812-1814 гг. партия федералистов практически перестала существовать, а власть находилась в руках республиканцев. В 1828 г. на смену республиканцам пришла Демократическая партия(президент Э. Джексон). В 1854 г. от этой партии откололось северное крыло. В 30-х гг. на основе партии федералистов возникает новая политическая организация буржуазии Севера - виги. В 1854 г. виги распались, образуется Республиканская партия.В ней формируются два течения: правое и либерально-демократическое. В 30-х гг. в США распространяется массовое движение за отмену рабства - аболиционизм.В 1861 г. президентом становится А. Линкольн, сторонник аболиционизма. В 1861 г. 13 южных штатов объявляют о выходе из состава США и образовании Конфедеративных Штатов Америки. Пытаясь распространить рабовладение на северные штаты, 12 апреля 1861 г. мятежники начинают Гражданскую войну.На первом этапе войны (1861-1862) из-за плохого вооружения и неподготовленности армии северяне потерпели поражения. После реорганизации боевых сил произошел перелом. В мае 1862 г. Линкольн подписал Гомстед - закон, предоставляющий каждому желающему заняться сельским хозяйством на западе право на участок земли в 160 акров. К лету 1865 г. войска южан были разгромлены. В феврале 1865 г. конгресс принимает XIII поправку к Конституции, отменившую рабство по всей стране. После Гражданской войны 1861-1865 гг. начинается реконструкция Юга. (1865-1877). Юг разделяют на 5 военных округов. Вводится военное управление.

В 1868 г. принимается XIV поправкак Конституции. Она запретила штатам принимать законы, ограничивающие льготы и привилегии граждан США. Эта поправка создала юридические условия для освобождения негров и уравнивания их в правах с белыми гражданами. В 1870 г. вступила в силу XV поправкак Конституции о предоставлении избирательных прав всем лицам мужского пола, независимо от цвета кожи. В конце XIX в. произошло преобразование страны из аграрной республики в мощную индустриальную державу. В состав союза было принято 12 новых штатов. Продолжалось укрепление федерации. Экономический процесс концентрации производства и капитала сопровождался консолидацией политической власти в руках складывающейся финансовой олигархии

Правовая система США начала складываться со времени образования первых английских колоний. Отношения колонистов долгое время регулировались упрощенным английским правом. После создания единого государства сохранились лишь те нормы общего права и законодательства Англии, которые не противоречили американской Конституции.

Как в Англии, так и в Соединенных Штатах за судебными решениями высших судов признается значение источников права. Еще в колониальный период в Америке произошло смешение общего права и права справедливости.

В ряду источников права совершенно особое место занимает Конституция США 1787 г., являющаяся краеугольным камнем, лежащим в основе здания правовой системы. На протяжении всей истории американского права прослеживается тенденция возрастания роли законодательства. Усиление президентской власти сопровождается расширением нормотворческой деятельности Президента и всех структур исполнительной власти.

Особенности государственно-правового устройства наложили отпечаток и на систему права, которая делится на две подсистемы: подсистему федерального права, общего для всех штатов, входящих в федерацию, и подсистему права отдельных штатов.

С XVIII в. начинается кодификация и сближение (унификация) права штатов, а с XX в. - кодификация федерального права. Так, в 1796 г. принимается Уголовный кодекс Верджинии, в 1848 г. - кодексы гражданского и уголовного судопроизводства штата Нью-Йорк, в 1872 г. - Гражданский кодекс Калифорнии, в 1909 г. - федеральный Уголовный кодекс, с1926 г. издается федеральный Свод законов... В XX в. Национальная конференция уполномоченных по унификации права штатов, Институт американского права создают единообразные и примерные кодексы, служащие для штатов образцами при принятии кодифицированного законодательства (например, Единообразный торговый кодекс 1952 г., Примерный уголовный кодекс 1962 г. и др.).

Тема 5. Развитие государства и права во Франции в XVIII-XIX вв.

 

В конце 70-х гг. XVIII в. торгово-промышленный кризис, вызванный неурожаями голод привели к росту безработицы, к обнищанию городских низов и крестьянства Франции. Крестьянские волнения вскоре перекинулись в города. Королевская власть была вынуждена уступить и 5 мая 1789 г. были открыты заседания Генеральных штатов, не собиравшиеся с 1614 г. 17 июня 1789 г. собрание депутатов третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием, а 9 июля - Учредительным собранием. Попытка королевского двора разогнать Учредительное собрание привела к восстанию в Париже 13-14 июля.

Эт

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...