Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировые религии и их роль в международных отношениях

В современных международных отношениях все определеннее проявляет себя религиозный фактор, связанный с непосредственным участием в мировой политике различных религиозных объединений и организаций. В основном они принадлежат к мировым религиям - христианству, исламу и буддизму.

Христианство, возникшее в Палестине на рубеже первого тысячелетия в результате проповеди Иисуса Христа, в настоящее время состоит из трех основных ветвей - католиков (около 1 млрд.), протестантов различных конфессии (около 400 млн.) и православных (более 200 млн.).

В 1054 году первоначально единая Вселенская христианская церковь разделилась на две части: православную и римско-католическую. В XVI веке от римско-католической церкви отделились протестантские деноминации.

Ислам возник в VII веке на Аравийском полуострове. Его основатель - «пророк и посланник Аллаха» Мухаммед (ок. 570-632 гг.), через которого, по мусульманским предсталениям, Аллах передал людям текст Священной книги - Корана. В современном мире насчитывается около 900 млн. мусульман, проживающих в 120 различных странах.

Буддизм распространен в Индии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме и ряде других азиаских государств. Буддизм возник в Индии в VI-V веках до н.э. Его основатель - Сиддхартхе Гаутаме Шакья-Муни, известный под именем Будды. В основе буддизма лежат представления по преимуществу морально-этического характера. В нем (за исключением ламаизма в Тибете) отсутствуют организованные иерархические структуры, однако отдельные общины образуют национальные объединения.

К числу наиболее многочисленных национальных религий принадлежат индуисты — более 600 млн. верующих.

Попытки международно-правового регулирования религиозной и церковной деятельности предпринимались практически с момента возникновения современного международного права. Так, в Вестфальских мирных договорах (24 октября 1648 г.) гарантировалось равноправие трех религиозных вероисповеданий: кальвинистов, католиков и лютеран, а также содержались правовые нормы, касающиеся территориального церковного устройства и распределения церковной собственности.

Положения, направленные на обеспечение свободы религиозной деятельности, включались в Парижский мирный договор 1856 г., Берлинский трактат 1878 г.. Версальский мирный договор (28 июня 1919 г.) и в другие договоры Версальской системы (1919-1923 гг.).

Религиозные и церковные вопросы издавна занимали значительное место в международно-договорной практике славян. Так, еще в договорах Великого Новгорода с Великим княжеством Литовским (ок. 1445 г.) затрагивались вопросы деятельности православной церкви на литовской территории и католического присутствия на «земле Новгородской».

Статус и права православной церкви были предметом целого ряда статей русско-польского Договора о «вечном мире» 1681 г.

Положения и права православной церкви в Турецкой империи регулировались Кючук-Кайнарджийским мирным договором между Россией и Турцией, подписанным в 1774г.

В основе современного международно-правового регулирования участия религиозных организаций в международных отношениях в конечном счете лежат права на свободу религии и религиозную деятельность, зафиксированные в форме международно-правовых обязательств или рекомендаций в таких международных документах, как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1 августа 1975 г.). Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религиозных убеждений (25 ноября 1986 г.).

Религиозные объединения и организации создаются и выступают в международных отношениях, как правило, независимо от каких-либо межгосударственных договоренностей. Их международно-правовая квалификация зависит, таким образом, прежде всего от конкретного содержания их деятельности в сфере мировой политики и характера взаимоотношений с другими международными организациями, а также с различными государствами.

Международные религиозные организации и объединения могут обладать консультативным статусом и участвовать в таком качестве в деятельности международных межправительственных организаций, включая ООН и ее специализированные организации, а также в различных региональных организациях: Европейском Союзе. Лиге арабских государств. Организации Исламская конференция и т.д.

В международной сфере религиозные организации наиболее активно участвуют в контрольной, правотворческой, информационной и консультативной деятельности. Возрастает их влияние в миротворческой области, включая урегулирование международных конфликтов, разработку инициатив, направленных на укрепление в международных делах климата доверия, диалога и солидарности.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие международного права

2. Чем отличаются нормы международного права от национального?

3. Что такое универсальные нормы?

4. Назовите основные функции международного права

5. Какие отрасли включает в себя международное право?

6. Каким образом связаны религия и международное право?

Литература

1. Дмитриева Г. К. Мораль и международное право. М., 1991.

2. Иваненко В. С. Международное право на рубежах XX и XXI веков (историко-теоретический очерк) / В. С. Иваненко // Российский ежегодник международного права. 2001.

3. Лукашук И. И. Функционирование международного права. М., 1992.

4. Лукашук И. И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000.

5. Международное право в современном мире / под ред. Ю. М. Колосова. М., 1991.

6. Мовчан А. П. Международный правопорядок. М., 1996.

7. Морозов Г. И. Международное право и международные отношения (проблемы взаимосвязи). М., 1997.

8. Тюрина Н. Е. К вопросу об эволюции идеи мирового порядка / Н. Е. Тюрина /7 Российский ежегодник международного права. 2001. СПб., 2001.

9. Черниченко С. В. Международное право: современные теоретические пробле­мы. М., 1993.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...