Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 13: Право внешних сношений

Общие положения

Дипломатическая деятельность государства — это официальная деятельность государства, его органов и должностных лиц по защите прав и интересов данного государства, прав и законных интересов его физических и юридических лиц, поддержанию режима международ­ного правопорядка и законности.

Дипломатическая деятельность государств регулируется норма­ми международного и национального права, в которых устанавлива­ются органы внешних сношений государств, регламентируются их полномочия, определяются формы дипломатической деятельности и другие вопросы.

Среди основных форм дипломатической деятельности государств можно назвать следующие:

· дипломатическая переписка; у

· частие в международных конференциях и совещаниях;

· подготовка и заключение международных договоров;

· повседневное представительство государства за границей, осуществляемое его дипломатическими представительствами;

· участие представителей государства в деятельности международных организаций;

· освещение в печати позиции правительства по общеполитическим вопросам;

· публикация официальной информации о важнейших международных событиях;

· официальное издание международных актов и документов.

Понятие и источники права внешних сношений

Право внешних сношений — это отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами, а также между государствами и другими субъектами международного права по поводу осуществления дипломатической деятельности.

Право внешних сношений включает в себя подотрасли:

· право внутригосударственных органов внешних сношений;

· право зарубежных органов внешних сношений, в том числе дипломатическое и консульское право;

· право специальных миссий;

· право постоянных представительств государств.

Основными источниками права внешних сношений являются международный договор и международный обычай. Первым многосторонним договором права внешних сношений, в котором приняли участие восемь европейских государств, был Венский протокол 1815 г. (Венский регламент) о рангах дипломатических представителей с дополнением, внесенным Аахенским протоколом 1818 г.

Частичная кодификация права внешних сношений впервые была предпринята в региональном масштабе в 1928 г. в Латинской Америке. 20 февраля 1928 г. 20 латиноамериканскими странами и США подписана Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках, которая действует в отношении этих стран и в настоящее время.

Начиная с 1961 г. право внешних сношений развивается как договорное.

Основными источниками современного права внешних сношений являются Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях, 1963 г.

Кроме двух конвенций, в праве внешних сношений действуют также Конвенция о специальных миссиях 1969 г.; Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.; Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.; Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.; Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций 1980 г.; Конвенция о предотвращении преступлений и наказании за преступления против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов 1977 г.; Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994 г.

К источникам права внешних сношений относятся также двусторонние соглашения между государствами и другими субъектами международного права.

Органы внешних сношений государств

Дипломатическая деятельность государств реализуется через систему органов внешних сношений.

Различают внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений.

К внутригосударственным органам внешних сношений относятся глава государства, парламент, правительство, министерство иностранных дел, другие ведомства и службы, в функции которых входит осуществление внешних сношений по отдельным вопросам.

В свою очередь, внутригосударственные органы внешних сношений делятся на:

· конституционные

· специализированные.

Образование первых предусматривается конституцией государства, которая определяет объем их полномочий. Создание вторых зависит от законодательства, практики и наличия соответствующих международных договоров, на основании которых государство осуществляет внешние сношения в какой-либо специальной области.

Зарубежными органами внешних сношений являются дипломати­ческие и консульские представительства, торговые представительст­ва, представительства государств при международных организациях, делегации на международных совещаниях и конференциях, специ­альные миссии.

Дипломатическое право

Дипломатическое право — это институт общего международного права, регулирующий представительство государства в его взаимоот­ношениях с другими государствами и некоторыми международными институциями, в частности международными организациями универ­сального характера.

Существуют два вида дипломатических представительств: по­сольства и миссии.

Посольства - это представительства первого, высшего класса (у Ватикана - нунциатуры). Миссии - представительства второго класса (у Ватикана - интернунциатуры).

Функции дипломатического представительства состоят, в част:

· в представительстве посылающего государства в государстве пре­бывания;

· в защите в государстве пребывания интересов посылающего государства (в пределах, допускаемых международным правом);

· в ве­дении переговоров с правительством государства пребывания (в ши­роком смысле — с главой государства и правительства, с министерст­вом иностранных дел и другими компетентными органами);

· в выясне­нии всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них посылающему государству;

· в поощре­нии и развитии дружественных отношений между посылающим и при­нимающим государствами во всех сферах их взаимоотношений.

Функции специальной миссии — представлять посылающее госу­дарство в государстве пребывания и осуществлять иные функции, оп­ределенные по взаимному согласию посылающим и принимающим го­сударствами с учетом задач специальной миссии.

Персонал дипломатического представительства делится на:

· дипломатический,

· административно-технический

· обслуживающий.

К дипломатическому персоналу относятся послы, посланники, советники, торговые представители и их заместители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный) и их заместители, первые, вторые, третьи секретари, атташе. В Венской конвенции 1961 г. они называются членами дипломатического представительства.

Число сотрудников каждого ранга в разных представительствах неодинаково. Если это большое посольство, то здесь может быть несколько советников, несколько первых, вторых и третьих секретарей, несколько атташе

К административно-техническому персоналу относятся заведующие канцеляриями, бухгалтеры, переводчики, делопроизводители, машинистки и другие сотрудники представительства, исполняющие административные или технические функции.

К обслуживающему персоналу относятся шоферы, курьеры, швейцары, лифтеры, дворники и другие лица, функции которых заключаются в обслуживании дипломатического представительства.

Частные домашние работники, о которых упоминает Венская конвенция 1961 г., исполняют обязанности домашних работников у сотрудников дипломатического представительства. Они не являются служащими аккредитующего государства.

Порядок назначения членов дипломатического, административно- технического и обслуживающего персонала и их численный состав определяются по соглашению между посылающим и принимающим го­сударствами. Принимающее государство может в любой момент объ­явить члена дипломатического персонала persona non grata — лицом, не пользующимся его расположением, а члена иного персонала — лицом неприемлемым, т.е. требовать отзыва таких лиц посылающим государством из состава представительств или специальной миссии.

Необходимо различать классы и ранги дипломатов. Как правило, класс дипломата совпадает с рангом. Но если вопрос о классе дипломата определен международным правом, то вопрос о ранге регулируется внутригосударственным законом, правительством каждого государства.

Почти во всех странах - в представительствах и в центральном ведомстве - имеются ранги атташе, третьего секретаря, второго секретаря, первого секретаря, советника, советника-посланника, посла. Существует ряд градаций этих рангов.

Глава дипломатического представительства - это единственное лицо, которое представляет свое государство в государстве пребывания по всем вопросам. Глава дипломатического представительства является также высшим представителем по сравнению со всеми другими представителями данного государства в стране пребывания.

На назначение главы дипломатического представительства запра­шивается агреман (согласие) принимающего государства, после чего он снабжается верительными грамотами, удостоверяющими его назна­чение. Они вручаются лицу, при котором глава представительства акк­редитован.

Представлять посылающее государство в составе специальной мис­сии назначается одно лицо или несколько лиц, именуемых представи­телями посылающего государства. Из их числа это государство может назначить главу специальной миссии.

Венская конвенция 1961 г. закрепила практику деления глав дипломатических представительств на три класса: послы и папские нунции; посланники и папские интернунции; поверенные в делах.

Следует отличать постоянного поверенного в делах, который возглавляет подведомственное ему дипломатическое представительство в качестве постоянного руководителя, от временного поверенного в делах, который исполняет обязанности главы представительства при отсутствии постоянного дипломатического представителя (например, на период болезни, отпуска).

В дипломатическом праве есть понятие дипломатический корпус. Под ним понимается совокупность всех глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. В широком смысле в понятие "дипломатический корпус", кроме глав дипломатических представительств, включаются также дипломатические работники представительств, а также члены их семей. Дипломатический корпус не является организацией. Главой дипломатического корпуса считается старший по классу и по времени аккредитования в данной стране дипломатический представитель (дуайен, старшина). В католических странах обычно главой дипломатического корпуса является папский нунций.

Министерство иностранных дел публикует список дипломатического корпуса в этой стране. Для удостоверения дипломатического качества членам дипломатического корпуса власти страны пребывания выдают дипломатические карточки.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...