Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой статус почетных консулов

Глава III Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г. устанавливает правовой режим почетных консульских должностных лиц и консульских учреждений, возглавляемых такими должностными лицами.

В ст. 68 конвенции зафиксировано положение о том, что каждое государство может свободно решать будет ли оно назначать или принимать почетных консульских должностных лиц. Что касается привилегий и иммунитетов, то они должны предоставляться почетным консулам в рамках осуществления ими своих консульских функций.

Почетным консулом может быть назначен не только гражданин государства отправления, но и гражданин государства пребывания или третьего государства, с согласия государства пребывания.

При назначении нештатных (почетных) консулов круг его полномочий определяется государством назначения по согласованию с государством пребывания, что дает возможность наделить почетного консула только определенными функциями (например, развитие экономических и культурных связей).

На почетных консулов не распространяется запрет на занятие какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью.

В настоящее время при назначении почетных консулов законодательство ряда стран отдает предпочтение гражданам своего государства, живущим за границей. При отсутствии таковых на этот пост может быть назначен местный житель государства пребывания. Это отражено в законодательстве Франции, Бельгии, Дании, Греции, Уругвая и др.1

Почетный консул находится под контролем как дипломатического представительства, так и штатного консульства государства пребывания.

Ст. 66 Венской Конвенции устанавливает, что почетное консульское должностное лицо не освобождается от всех налогов, сборов и пошлин на вознаграждение и зарплату, которые оно получает от представляемого государства за выполнение консульских функций.

Дипломатические и политические функции почетным консулам государства обязуются не поручать.

Основными функциями нештатных консулов, как правило, являются торговое посредничество и содействие продвижению экспортной продукции представляемого государства на местные рынки.

Постоянные представительства государств при международных организациях

Государство в международной организации может быть пред­ставлено постоянным представительством и миссией наблюдателей. Их правовое положение определяется прежде всего положениями устава этой организации, нормами Венской конвенции о представи­тельстве государств в их отношениях с международными организа­циями универсального характера 1975 г., соглашениями о привилеги­ях и иммунитетах организации и другими документами.

Представительство государства в международной организации включает в себя главу представительства, членов дипломатического, административно-технического и обслуживающего персоналов. Пол­номочия главы представительства выдаются от имени главы государ­ства, главы правительства, министра иностранных дел или иного компетентного органа. Аккредитующее государство уведомляет ор­ганизацию о назначении, должности, звании сотрудников представи­тельства, о прибытии и убытии персонала и членов их семей; о место­нахождении помещений представительства и частных резиденций сотрудников и т.д.

Функции постоянных представительств состоят, в частности, в:

· обеспечении представительства посылающего государства при организации;

· поддержании связи между посылающим государством и органи­зацией;

· ведении переговоров с организацией и в ее рамках;

· выяснении осуществляемой в организации деятельности и сооб­щении о ней правительству посылающего государства;

· обеспечении участия посылающего государства в деятельности организации;

· защите интересов посылающего государства по отношению к организации;

· содействии осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией.

Функции постоянной миссии наблюдателей несколько уже, чем у представительств. В их числе:

· обеспечение представительства посылающего государства и ох­рана его интересов по отношению к организации, поддержание связи с ней;

· выяснение осуществляемой в организации деятельности и сооб­щения о ней правительству посылающего государства;

· содействие сотрудничеству с организацией и ведение с ней пере­говоров.

Привилегии и иммунитета постоянных представительств и мис­сий постоянных наблюдателей при международных организациях в принципе такие же, как и у дипломатических представительств: не­прикосновенность помещений, неприкосновенность архивов и доку­ментов, освобождение от налогов и сборов и т.д.

Специальные миссии

В практике международных отношений широко используются специальные миссии (миссии ad hoc) — представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и т.д.).

Дея­тельность специальных миссий регламентируется Венской конвен­цией о специальных миссиях 1969 г. (вступила в силу в 1985 г.). Эту деятельность называют дипломатией ad hoc.

Государство может направить специальную миссию в другое го­сударство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы.

Функции специальной миссии определяются по взаимному согла­сию между посылающим государством и принимающим государст­вом.

Наличие дипломатических или консульских сношений не являет­ся необходимым для посылки или принятия специальной миссии.

Посылающее государство может по своему усмотрению назна­чить членов специальной миссии, сообщив предварительно принима­ющему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии и, в частности, сообщив имена и долж­ности лиц, которых оно намеревается назначить.

Принимающее го­сударство может не дать своего согласия на направление специаль­ной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специ­альной миссии.

Специальная миссия состоит из одного или нескольких предста­вителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслу­живающий персонал.

Когда члены постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, находящегося в принимающем госу­дарстве, включаются в состав специальной миссии, они сохраняют свои привилегия и иммунитета в качестве членов дипломатического представительства или консульского учреждения, помимо привиле­гий и иммунитетов, предоставленных Конвенцией 1969 г.

Функции специальной миссии начинаются с момента установле­ния миссией официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятия права внешних сношений

2. Дайте характеристику органам внешних сношений.

3. Назовите структуру и функции дипломатических представительств.

4. Раскройте основные привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и их персонала.

5. Назовите привилегии и иммунитеты консульских учреждений и их персонала?

6. Какие функции выполняют специальные миссии?

Литература

1. Блищенко И. П. Дипломатическое право. М., 1990.

2. Бобылев Г. В., Зубков Н. Г. Основы консульской службы. М.. 1986.

3. Ганюшкин Б. В. Дипломатическое право международных организаций. М„ 1972.

4. Демин Ю. Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М„ 1995.

5. Захарова Л. М., Коновалова А. А. Основы современной дипломатической и консульской службы: учеб. пособие. Мн., 1999.

6. Ковалев А. А. Привилегии и иммунитеты в современном международном пра­ве. М.. 1986.

7. Кузнецов С. А. Представители государств в международных организациях. М„ 1980.

8. Левин Д. Б. Дипломатический иммунитет. М.; Л., 1949.

9. Новиков И. К. Основы дипломатического права. Ростов н/Д, 2004.

10. Петренко Н. И. Основы консульского права. М., 1986.

11. Плотникова О. В. Консульские отношения и консульское право: учебник для вузов. М., 1998.

12. Сандровский К. К. Право внешних сношений. Киев, 1986.

13. Сборник нормативных документов по консульским вопросам (с комментария­ми) / под общ. ред. Л. В. Павловой. Мн., 2003.

14. Селянинов О. П. Дипломатические представительства. М., 1986.

15. Соловьев Э. Я. Основы дипломатического права: учеб. пособие. М., 2005.

Тема 14: Право прав человека

Международное право прав человека (international law of human rights) - специфическая отрасль международного права, регулирующая межгосударственные отношения в области прав человека.

Права человека как отрасль современного международного права включает в себя нормы и принципы, относящиеся к защите прав человека. В основе их лежит закрепленная в Уставе ООН обязанность государств соблюдать права человека и основные свободы всех лиц, без различия расы, пола, языка и религии. Этот принцип в самом кратком виде выражает сущность данной отрасли права и определяет ее характерные особенности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...