Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие принципы использования международного космического пространства

Принцип равноправия государств

Принцип равноправия нашёл отражение в Договоре по космосу 1967 года, в преамбуле которого говорится о том, что исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического или научного развития, а в самом договоре устанавливается, за государствами право осуществлять исследование и использование космического пространства и небесных тел без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел (а также на равных основаниях рассматривать просьбы других государств о предоставлении или возможности для наблюдения за полётом космических объектов).

Космическое пространство является открытым международным пространством. Это пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми в соответствии с международным правом, не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было образом. Попытка ряда экваториальных стран в 1976 году на конференции в Боготе (Колумбия) заявить свои претензии на сегменты ГСО (геостационарная станция) соответствующие их территории, то есть распространить на них свой суверенитет, противоречит принципу равноправного освоения космоса.

ГСО представляет собой пространственное кольцо на высоте 36 тысяч км в плоскости земного экватора. Запущенный в это пространство спутник совершает обороты с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг своей оси. В результате этого спутник находится в практически неподвижном состоянии относительно поверхности Земли, как бы зависая над определенной точкой. Это создает оптимальные условия для некоторых видов практического использования спутников (например, для осуществления непосредственного телевизионного вещания).

В ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах говорится, что «Луна и её природные ресурсы являются общим наследием человечества.» и поэтому «не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на нее суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.» В п. 3 этой же статьи сказано, что «Поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица.

Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений, включая конструкции, неразрывно связанные с ее поверхностью или недрами, не создает право собственности на поверхность или недра Луны или их участки." Также "стороны имеют право на исследование и использование Луны и других небесных тел без дискриминации любого вида, на основе равенства и в соответствии с международным правом и условиями этого Соглашения".

Принцип мирного использования космического пространства

Луна используется всеми государствами-участниками исключительно в мирных целях. На Луне запрещается угроза силой или применение силы или любые другие враждебные действия или угроза совершения любых враждебных действий. Запрещается также и использование Луны для совершения любых подобных действий или применения любых подобных угроз в отношении Земли, Луны, космических кораблей, персонала космических кораблей или искусственных космических объектов. А использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования и использования Луны.

Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года обязывает его участников запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в космическом пространстве.

По Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года запрещается прибегать к такого рода воздействию в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда другому государству, в том числе для изменения космического пространства, путём преднамеренного управления природными процессами.

Принцип мирного решения международных споров

В Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 года сказано, что при исследовании и использовании космического пространства практические вопросы, которые могут возникнуть в связи с осуществлением деятельности международными межправительственными организациями, решаются государствами-участниками, либо с соответствующей международной организацией, либо с одним или несколькими государствами-членами этой международной организации. Если какое-либо государство-участник Договора о космосе 1967 года имеет основания полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные этим государством могут создать потенциально вредные помехи деятельности других государств-участников, то оно должно провести соответствующие международные консультации.

В Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах, в пунктах 2 и 3 статьи 15 говорится о том, что государство-участник которое имеет основания полагать, что другой государство-участник не выполняет обязательств, возлагаемых на него с настоящим Соглашением, или что другое государство-участник нарушает права, которыми первое государство пользуется в соответствии с настоящим Соглашением, может запросить проведение консультаций с этим государством-участником.

Государство-участник, к которому обращен подобный запрос, незамедлительно вступает в такие консультации. В таких консультациях имеет право принять участие любое другое государство-участник, которое этого требует. Каждое государство-участник, принимающее участие в таких консультациях, стремится к взаимоприемлемому урегулированию любого спора и учитывает права и интересы всех государств-участников. Информация о результатах этих консультаций направляется Генеральному секретарю ООН, который передает полученную информацию всем заинтересованным государствам-участникам. Если консультации не приводят к взаимоприемлемому урегулированию с должным учетом прав и интересов всех государств-участников, заинтересованные стороны принимают все меры для урегулирования спора другими мирными средствами по своему выбору в соответствии с обстоятельствами и характером спора

Принцип сотрудничества государств

Договор по космосу 1967 года закрепил принцип сотрудничества государств как один из общих принципов, основных начал международного космического права. Целый ряд положений Договора по космосу 1967 года вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. К примеру, обязанность учитывать соответствующие интересы всех других государств при осуществлении деятельности в космосе, не создавать потенциально вредных помех деятельности других государств, оказывать возможную помощь космонавтам других государств, информировать все страны о характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом пространстве и т.д.

Основным содержанием принципа сотрудничества международного космического права является обязанность государств сотрудничать друг с другом при освоении космического пространства и обязанность максимально благоприятствовать и содействовать развитию широких контактов и проведению совместных работ по изучению и использованию космоса в рамках ООН.

Вопросам ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами, посвящена Конвенция о международной ответственности за ущерб причиненный космическими объектами 1972 года. Она установила абсолютную ответственность запускающего государства за ущерб, причинённый его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полёте (ст. 2).

Принцип взаимопомощи

Существует такой принцип, как оказание космонавтам всемерной помощи в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки на иностранной территории либо в открытом море. В этих ситуациях космонавты должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль. При осуществлении деятельности в космосе, включая небесные тела, космонавты различных государств должны оказывать друг другу возможную помощь.

Государства обязаны срочно информировать об установленных ими явлениях в космическом пространстве, которые могли бы представлять опасность для жизни или здоровья космонавтов. Экипаж космического корабля во время нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле, остается под юрисдикцией и контролем государства, в регистр которого занесен этот космический корабль.

Права собственности на космические объекты и их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве, на небесном теле или по возвращении на Землю.

Космические объекты, обнаруженные вне пределов территории запустившего их государства, должны быть ему возвращены.

Расходы, понесенные при проведении операции по обнаружению и возвращению космического объекта или его составных частей запустившему государству, покрываются этим государством.

Принцип регистрации

По Конвенции 1975 года о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, каждый запускаемый объект подлежит регистрации путем занесения в национальный регистр. Генеральный секретарь ООН ведет Реестр космических объектов, в который заносятся данные, представляемые запускающими государствами в отношении каждого космического объекта.

Когда космический объект запускается на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, запускающее государство регистрирует этот космический объект. Если в отношении любого такого объекта имеется два или более запускающих государств, то они совместно определяют, которое из них зарегистрирует этот объект. Содержание каждого регистра и условия его ведения определяются соответствующим государством.

Принципы в прикладных видах космической деятельности

Прикладной космической деятельностью принято называть те ее виды, которые имеют непосредственно практическое значение на Земле. Необходимость их международно-правового регулирования предопределяется глобальным характером последствий этих видов деятельности.

Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (16) от 20 декабря 1961 года, связь с помощью спутников должна стать доступной всем государствам на всемирной основе, исключающей дискриминацию.

Координация эксплуатации всех систем спутниковой электросвязи с целью предотвращения взаимных помех и эффективного функционирования осуществляется в рамках Международного союза электросвязи (МСЭ).

В ст. 44 Устава Международного союза электросвязи 1992 года установлено, что при использовании полос частот для радиосвязи члены МСЭ учитывают, что частоты и орбита геостационарных спутников является ограниченными естественными ресурсами, которые надлежит эффективно и экономно использовать, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите и этим частотам с учетом особых потребностей развивающихся стран и географического положения некоторых стран.

В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания. Согласно этому документу, служба МНТВ может быть создана только на основе соглашений или договоренностей между государством приема передач МНТВ. В дальнейшей практике признается допустимость МНТВ без специальных соглашений.

В 1986 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства. Согласно этим принципам, зондирование иностранных территорий из космоса правомерно и государства должны содействовать развитию международного сотрудничества в данной области. Зондирующие государства должны предоставлять зондируемым государствам первичные данные и обработанную информацию, относящиеся к территориям последних. Зондирующие государства должны вступать в консультации с государствами, территория которых зондируется, по просьбе последних.

В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве. Этот документ исходит из практической целесообразности использования ядерных источников энергии на борту космических объектов.

Правовой статус космонавтов

В соответствии с положениями Договора по космосу 1967 г. и Соглашения о спасании космонавтов 1968 г. государства рассматри­вают космонавтов как посланцев человечества в космос и должны оказывать им всемерную помощь.

Принцип неприсвоения космического пространства не исключа­ет осуществления суверенных прав государства в отношении деятель­ности своих граждан и космических аппаратов, находящихся в кос­мическом пространстве.

Государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и его экипажем во время нахождения в космическом пространстве. При этом все станции, установки и космические кораб­ли на Луне и других небесных телах открыты для представителей других государств. О планируемом посещении объекта государство его регистрации должно быть заблаговременно извещено.

В случае аварии или вынужденной посадки космического кораб­ля, зарегистрированного в другом государстве, любой участник дого­вора, получив сведения об этом, информирует власти, осуществив­шие запуск, и Генерального секретаряООН и принимает все меры по спасанию космонавтов.

Космонавты, совершившие вынужденную посадку, а также кос­мический объект и его составные части должны быть в безопасности возвращены государству, в регистр которого занесен космический корабль. Расходы, понесенные при выполнении обязательств по об­наружению и возвращению космического объекта или его составных частей, покрываются властями, осуществившими запуск.

При осуществлении космической деятельности космонавты одного государства должны оказывать любую возможную помощь космонавтам других государств.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...