Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ответственность в международном космическом праве

Согласно положениям Договора по космосу 1967 г., Конвенции об ответственности 1972 г., других соглашений государства несут международную ответственность за деятельность в космическом про­странстве независимо от того, кем она осуществляется — правитель­ственными или неправительственными органами. Космическая дея­тельность неправительственных организаций, как уже говорилось, должна проводиться с разрешения и под контролем соответствующе­го государства.

Понятие «ущерб, причиненный космическим объектом» включа­ет в себя лишение жизни, телесное повреждение или иное поврежде­ние здоровья физических лиц либо уничтожение или повреждение имущества государств, международных организаций, физических и юридических лиц, явившиеся следствием запуска (попытки запуска). Термином «космический объект» охватывается как сам объект, так и средства его доставки.

В соответствии с Конвенцией 1972 г. запускающее государство несет абсолютную ответственность (т.е. независимо от вины) за вы­плату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объек­том лицам или имуществу на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если вне поверхности земли ущерб причинен косми­ческому объекту другого государства, лицам или имуществу на его борту, запускающее государство несет ответственность только в слу­чае его вины или вины лиц, за которых оно отвечает.

Если запуск объекта производится двумя или более государства­ми, они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб. При этом государство, выплатившее компенсацию за ущерб, имеет право регрессного требования к остальным участникам со­вместного запуска.

Срок предъявле­ния претензии — не более одного года с даты причинения ущерба или установления запускающего государства.

Контрольные вопросы

1. Перечислите объекты международного космического права

2. Назовите основные источники международного космического права

3. Какие организации в сфере исследования космического пространства Вы знаете?

4. Охарактеризуйте основные принципы использования космического пространства

5. Какая ответственность установлена в международном космическом праве?

Литература

1. Верещетин В. С Международное сотрудничество в космосе: правовые вопросы. М., 1977.

2. Верещетин В. С. Правовые проблемы полета человека в космос. М., 1986.

3. Каменецкая Е. П. Космос и международные организации: международно-правовые проблемы. М., 1980.

4. Краснов А. Б., Яковенко А. В. Кодекс поведения экипажа Международной кос­мической станции как новый аспект правового регулирования действий физиче­ских лиц в ходе подготовки и осуществления космического полета / А. Б. Крас­нов, А. В. Яковенко // Московский журнал международного права. 2002. № 2.

5. Международное космическое право: учебник / отв. ред. Г. П. Жуков, Ю. М. Ко­лосов. М., 1999.

6. Постышев В. М. Освоение космоса и развивающиеся страны (международно-правовые проблемы). М., 1990.

7. Рудев А. И. Международно-правовой статус космических станций. М., 1982.

Тема 19:Международное уголовное право

19.1. Общие вопросы

Уголовные преступления международного харак­тера — это особая категория преступлений физических лиц (группы лиц), которые являются социально опасными преступлениями для че­ловечества в целом и в отношении которых международное сообщество государств установило особую компетенцию (обязанность) каждого государства в деле борьбы с такими преступлениями.

Источниками данной отрасли являются:

· конвенции о борьбе с международными преступлениями и пре­ступлениями международного характера (с захватом заложников, угоном воздушных судов и т.п.);

· договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам;

· договоры, регулирующие деятельность международных органи­заций, в чью компетенцию входит борьба с преступностью.

Обязательства государств по вышеуказанным договорам заклю­чаются прежде всего в определении международных уголовно нака­зуемых деяний, мерах по предупреждению и пресечению таких пре­ступлений, обеспечению ответственности преступников, установле­нию правил юрисдикции, регламентации правовой помощи по уго­ловным делам и регулировании взаимоотношений государств и меж­дународных правоохранительных организаций.

Республика Беларусь заключила массу двусторонних договоров межправительственного и межведомственного характера. Среди них, можно назвать Соглашение между министерствами внутренних дел Республики Беларусь и Итальянской Республикой о сотрудничестве в борьбе против незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ и с организованной преступностью 1993 г.; Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве и борьбе с международной организованной преступностью, международной нелегальной торговлей наркотиками и международным терроризмом 1996 г.; Соглашение между Министерством внутренних дел Республики Беларусь и МВД Латвийской Республики о сотрудничестве в сфере борьбы с организованной преступностью.

Агрессия

Одним из наиболее опасных международных преступлений явля­ется агрессия. В резолюции Генеральной АссамблеиООН «Определение агрес­сии» от 14 декабря 1974 г. под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территори­альной неприкосновенности или политической независимости друго­го государства или каким-либо иным способом, несовместимым с УставомООН.

В качестве акта агрессии квалифицируются:

· вторжение или нападение вооруженных сил государства на тер­риторию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

· бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия против другого государства;

· блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

· нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты дру­гого государства;

· применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;

· действие государства, позволяющего, чтобы его территория, ко­торую оно предоставило в распоряжение другого государства, ис­пользовалась этим другим государством для совершения акта агрес­сии против третьего государства;

· засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечислен­ным выше актам, или его значительное участие в них.

Геноцид

Согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. геноцид, независимо от того, совершается он в мирное или в военное время, является преступлением, наруша­ющим международное право.

Под геноцидом (ст. II Конвенции) по­нимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничто­жить полностью или частично какую-либо национальную, этничес­кую, расовую или религиозную группу как таковую:

· убийство членов этой группы;

· причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

· предумышленное создание для какой-либо группы таких жизнен­ных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физичес­кое уничтожение ее;

· меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

· насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

По Конвенции наказуемы как сам геноцид, так и заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство к со­вершению геноцида, покушение на совершение и соучастие в гено­циде.

Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или международным уголовным судом.

Государства сотрудничают в пресечении геноцида и обязуются выдавать лиц, обвиняемых в совершении геноцида. В отношении выдачи геноцид не рассматривается как политическое преступление.

Международный терроризм

Международный терроризм - общество опасное в международном масштабе деяние, влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющее осуществление международных контактов, встреч, а также транспортных связей между государствами. Впервые политический терроризм был признан преступлением в 1937 г. после подписания 24 государствами Конвенции о предупреждении и пресечении терроризма и Конвенции о международной уголовной палате для суда над террористами и другими уголовными преступниками. Однако в силу они не вступили.

В примерный перечень актов международного терроризма входят убийства глав иностранных государств и правительств, дипломатов и других лиц, пользующихся международной защитой, взрывы и обстрелы помещений посольств, миссий, представительств, штаб квартир международных организаций, нападения на жилые помещения и транспортные средства указанных лиц, диверсионные акты на улицах, в аэропортах, вокзалах и других общественных местах и др.

Субъектами преступления являются отдельные физические лица, преступные группы или преступные организации, все члены которых должны нести ответственность как соучастники совершенных преступлений. Форма вины может быть только умышленная, а целью является стремление вызвать международные осложнения или их сознательное допущение.

На глобальном уровне такое взаимодействие концентрируется в рамках ООН, ее специализированных учреждений, прежде всего ИКАО, ИМО, МАГАТЭ. Под их эгидой создана и действует международно-правовая база такого сотрудничества, включающая в себя целый ряд универсальных соглашений, таких как:

· Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 года;

· Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года;

· Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года;

· Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года;

· Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года;

· Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 года;

· дополняющий Монреальскую конвенцию Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 года;

· Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года

· Римский протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 года.

· Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 года

На региональном уровне вопросы сотрудничества в борьбе с терроризмом рассматриваются в рамках СБСЕ, ЕС, Совета Европы, Организации американских государств (ОАГ), Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) и др. Разработан и действует ряд международных инструментов, регламентирующих сотрудничество на этом уровне: итоговые документы совещаний СБСЕ в Хельсинки, Мадриде, Вене, Париже; резолюции и решения, принятые органами ЕС; подготовленная ОАГ Конвенция о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму преступлений против лиц и связанного с этим вымогательства, когда такие акты носят международный характер, 1971 года; разработанная Советом Европы Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 года; Региональная конвенция СААРК о пресечении терроризма 1987 года.

В системе ООН был создан Специальный комитет по международному терроризму в составе 35 человек.

19.5. Наемничество

Согласно ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским кон­венциям от 12 августа 1949 года, касающейся защиты жертв между­народных вооруженных конфликтов 1977 г., наемник — это лицо, которое:

· специально завербовано на месте военных действий или за грани­цей для того, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;

· фактически принимает участие в военных действиях, руководст­вуясь главным образом желанием получить личную выгоду. При этом материальное вознаграждение должно существенно превышать воз­награждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в состав вооруженных сил данной стороны. Форма возна­граждения может быть различной (регулярные или разовые выплаты, скажем, за каждого убитого и т.п.);

· не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

· не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящей­ся в конфликте;

· не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входя­щего в состав вооруженных сил. Этим наемники отличаются от воен­ных советников, направленных на службу в иностранную армию по специальному соглашению между государствами и не принимающих непосредственного участия в военных действиях.

Наемничество было квалифицировано преступным и наказуемым деянием в международном уголовном праве сначала в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Так, в 1968 г. в Резолюции № 2465 устанавливалось, что практика использования наемников - уголовно наказуемое деяние, а наемники должны по суду объявляться преступниками, находящимися вне закона.

Государствам - членам ООН было рекомендовано принятие законов, устанавливающих ответственность за набор, финансирование, обучение наемников, а также за поступление граждан на службу в этом качестве и участие их в боевых действиях.

Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирова­ния и обучения наемников 1989 г. к наемникам относит не только лиц, непосредственно участвующих в вооруженных конфликтам, но и лиц, завербованных для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционно­го порядка или нарушение его территориальной целостности и непри­косновенности.

Преступными признаются также действия лиц, осу­ществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также покушение и соучастие в такого рода действиях.

Уголовное преследование наемников осуществляется двумя путями.

Во-первых, по уголовным законам государства, на территории которого они совершили преступления. Ряд государств установили уголовную ответственность за наемничество.

Во-вторых, уголовное преследование осуществляется специально созданными военными трибуналами или другими международными судами, если наемники совершили преступления на территории нескольких государств.

Хищение ядерного материала

Хищение ядерного материала в соответствии с Конвенцией о защите ядерного материала 1980 г. включает любое из следующих умышленно совершенных деяний:

· получение, владение, использование, передача, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала, которое влечет или может повлечь смерть человека, причинить ему увечье или существенный ущерб его собственности;

· кража ядерного материала или его захват путем грабежа;

· присвоение или получение его обманным путем;

· понуждение к выдаче его путем угрозы силой или другой формы запугивания.

Преступлением признается и угроза использовать похищенный ядерный материал с целью шантажа государства, его юридических или физических лиц.

В случае хищения ядерного материала государства-участники обеспечивают максимальное сотрудничество и взаимопомощь в раскрытии преступления, возвращении и защите ядерного материала (ст. 5). Это преступление признается экстрадиционным, поэтому государства могут рассматривать Конвенцию о защите ядерного материала в качестве правовой основы для выдачи преступников, совершивших рассматриваемые деяния.

К Конвен­ции имеются Приложения I и II. Приложение I определяет уровни физической защиты ядерного материала при его международной перевозке. Приложение II подробно классифицирует «ядерные мате­риалы».

Фальшивомонетничество

Действующая Женевская конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков была принята в 1929 г. Государства-участники, в том числе и СССР, взяли на себя обязательства в борьбе с фальшивомонетничеством не делать различия между подделкой иностранных и собственных денежных знаков, ценных бумаг и с одинаковой строгостью наказывать преступников. В рамках Конвенции проведено уже около десяти международных конференций по координации деятельности государств, крупнейших банков и эмиссионных учреждений в борьбе с фальшивомонетничеством.

Преступлениями признаются все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, их сбыт, ввоз в страну, добывание для себя, обманные действия по изготовлению, получению или приобретению предметов, предназначенных для изготовления или изменения денежных знаков, а также покушение и соучастие в их совершении.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...