Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уставы Международных военных трибуналов

Исходя из принятой в Москве 30 октября 1943 г. Великобрита­нией, США и СССР Декларации об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства, 8 августа 1945 г. в Лондоне между СССР, США, Великобританией и Францией было заключено Соглашение о судеб­ном преследовании и наказании военных преступников европейских стран оси, неотъемлемой частью которого является приложенный к нему Устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского трибунала). В дальнейшем к Лондонскому соглашению присоедини­лись еще 19 государств. Принципы Устава Нюрнбергского трибунала были одобрены международным сообществом государств в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 95(I) и имеют ныне общепризнанное значение.

Лондонское соглашение предусматривало, что Нюрнбергский три­бунал учреждается для суда над главными военными преступниками, преступления которых не связаны с географически определенным мес­том, и устанавливало (ст. 6), что Соглашение не умаляет компетенции и не ограничивает прав национальных или оккупационных судов, ко­торые уже созданы или будут созданы на любой союзной территории или в Германии для суда над военными преступниками.

В дальнейшем был учрежден на тех же принципиальных основах Международный военный трибунал для Дальнего Востока (Токийский трибунал) для судебного преследования японских военных преступ­ников.

Устав Нюрнбергского трибунала гласил, что следующие действия или любое из них являются преступлениями, подлежащими юрисдик­ции Трибунала (и соответствующих национальных или оккупацион­ных судов) и влекущими за собой индивидуальную ответственность:

a) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений; участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из перечисленных действий;

b) военные преступления, а именно, нарушение законов или обы­чаев войны. К этим нарушениям относятся: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупи­рованных территорий; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общест­венной или частной собственности; бессмысленное разрушение горо­дов или деревень; разорение, неоправданное военной необходимостью, и другие преступления;

с) преступления против человечности, а именно: убийства, истреб­ление, порабощение, ссылка и иные жестокости, совершенные в отно­шении гражданского населения до или во время войны или преследо­вания по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления преступления, подлежащего юрисдикции Трибунала, или в связи с преступлением, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совер­шены, или нет.

Выдача преступников

Вопросы выдачи регулируются как внутренним правом государств, так и международными договорами. В основном это двусторонние договоры. Иногда такие договоры заключает несколько государств. В 1984 году соглашение о выдаче преступников подписали Гана, Бенин, Нигерия и Того. Среди многосторонних договоров в этой области заслуживают внимания, в частности, Европейская (Парижская) конвенция о выдаче преступников 1957 года, подписанная государствами — членами Совета Европы (участвует более 20 государств), а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года (подписана 10 странами СНГ), раздел IV которой посвящен проблеме выдачи преступников.

Выдача не производится, когда запрашиваемая сторона имеет серьезные основания считать, что требование о выдаче представлено с целью преследования или наказания какого-либо лица по признакам расы, религии, национальности или политических убеждений либо когда положение данного лица может быть усугублено одним из этих обстоятельств. В соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года ни одно государство-участник не должно выдавать какое-либо лицо другому государству, если имеются серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

Государство обычно не выдает своих граждан. Кроме того, во многих странах действует законодательство, согласно которому нельзя выдавать преступников, если в стране, которая требует выдачи, им грозит более строгое наказание, чем в стране, где они находятся. Те страны, которые не применяют смертную казнь, не выдают преступников тем странам, где им грозит такое наказание. Выдача не допускается также, если истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за совершенное преступление, и в ряде других случаев.

Государство, получившее обращение о выдаче, должно удостовериться в том, что речь не идет о лице, которое преследуется по политическим мотивам; данное правонарушение преследуется в уголовном порядке не только в запрашивающем, но и в запрашиваемом государстве; нет никаких веских оснований считать, что просьба о выдаче направлена с целью подвергнуть лицо преследованию по признакам расы, религии, национальности, убеждений, пола или социального статуса; в результате выдачи не будет нарушен принцип недопустимости повторного осуждения лица за одно и то же преступление; в отношении данного лица не возникло какого-либо основания для непривлечения его к ответственности (например, срок давности, амнистия); лицу будет предъявлено обвинение только за то преступление, в связи с которым запрашивается его выдача (неизменность квалификации); в случае заочного осуждения обвиняемому было дано надлежащее уведомление о судебном разбирательстве и была предоставлена надлежащая возможность для защиты.

Контрольные вопросы

1. Что такое уголовные преступления международного харак­тера?

2. Дайте определение геноциду

3. Назовите основные документы регулирующие вопрос борьбы с фальшивомонетничеством

4. Какие действия согласно Единой конвенции о наркотических средствах являются преступлениями?

5. Какие функции выполняет Интерпол?

Литература

1. Блищенко И. П., Фисенко И. В. Международный уголовный суд. М., 1994.

2. Лукашук И. И., Наумов А. В. Выдача обвиняемых и осужденных в междуна­родном уголовном праве. М., 1998.

3. Международное право и борьба с преступностью: сб. документов / сост. Ю. М. Ко­лосов. М.. 2004.

4. Международное уголовное право: учеб. пособие / под. общ. ред. В. П. Кудряв­цева. М., 1999.

5. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием пре­ступных доходов: сб. документов / сост. В. С. Овчинский. М., 2004.

6. Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: сб. документов / сост. В. С. Овчинский. М., 2003.

7. Панов В. П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголов­ными преступлениями. М., 1993.

8. Панов В. П. Международное уголовное право. М., 1997.

9. Родионов К. С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990.

10. Устинов В. В Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., 2002.

11. Фисенко И. В. Борьба с международными преступлениями в международном уголовном праве. Мн., 2000.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...