Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специализированные международные экономические организации

Специализированные учреждения ООН, в том числе испециализированные международные организации, действуют на основании ст.57 Устава ООН.

Специализированное учреждение ООН - самостоятельная международная организация, связанная с ней соглашением, которое определяет условия сотрудничества данного специализированного учреждения с ООН. В настоящее время существуют следующие учреждения ООН, экономического характера:

Международный валютный фонд (МВФ) - -создан в 1945 г. на основе Бреттон-Вудских соглашений ООН. Штаб-квартира -Вашингтон. Высший орган- Совет управляющих. Консультационный орган - Временных комитет (24 члена). Рабочий орган -Исполнительный совет, состоит из 24 исполнительных директоров.

Всемирный банк - сложное международное образование, состоящее из четырех автономных учреждений, подчиненных Президенту Всемирного банка:

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) -учрежден в 1945 г., руководящий орган - Совет управляющих. Повседневное руководство возложено на 24 исполнительных директоров.

Цели деятельности МБРР - содействие реконструкции и развитию государств-членов путем капиталовложений на производственные цели; поощрение частных и иностранных инвестиций; стимулирование роста международной торговли; поддержание сбалансированного платежного баланса путем международных инвестиций.

Международная финансовая корпорация (МФК) — самостоятельное специализированное учреждение ООН. Имеет целью содействие экономическому прогрессу путем поощрения частных производственных предприятий. Член МФК должен быть членом МРБЕ.

Международная ассоциация развития (MAP) - была учреждена как дочерняя организация МРББ. Обладает статусом специализированного учреждения ООН. Имеет те же цели, что и МБРР. Организационная структура такая же, как и в МРББ.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) - образовано в 1988 г. по инициативе Всемирного банка. Общая цель - поощрение капитальных вложений на производственные цели. Агентство предоставляет гарантии, включая страхование и перестрахование рисков. Членами агентства могут быть только члены МБРР. Органы агентства - Совет Управляющих. Директорат (Председатель директората - одновременно по должности Президент МРББ) и Президент. Отношения инвестора с Агентством оформляются контрактом. Инвестор обязуется ежегодно предоставлять Агентству страховой взнос. Агентство обязуется в случае наступления убытков, выплатить страховое возмещение.

Организация ООН по вопросам .промышленного развития (ЮНИДО) - руководящий орган - Совет по промышленному развитию (45 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН). Созывается не реже 1 раза в год. Ген. Секретарь ООН сроком на 4 года назначает Секретариат во главе с Директором- распорядителем. Штаб-квартира - Вена.

Ответственность за выполнение функций ООН, определенных в гл. IX Устава, посвященной международному социально-экономичес­кому сотрудничеству, возлагается, согласно ст. 60, на Генеральную Ас­самблею и, под руководством Генеральной Ассамблеи, на Экономичес­кий и Социальный Совет, которому для этой цели предоставляются полномочия, указанные в гл. Х Устава.

Функции и полномочия Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) определены в ст. 62—66 гл. Х Устава. Они касаются, в част­ности, его взаимоотношений со специализированными учреждениями ООН, о которых речь будет идти ниже. Что же касается собственных функций и полномочий ЭКОСОС, то они в основном сводятся к сле­дующим.

Согласно ст. 62, ЭКОСОС уполномочен предпринимать исследо­вания и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования и т.д. или побуж­дать к этому других, а также делать по любому из этих вопросов реко­мендации Генеральной Ассамблее, членам ООН и заинтересованным специализированным учреждениям. Он уполномочен подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по во­просам, входящим в его компетенцию, а также созывать международ­ные конференции по этим вопросам.

Под руководством ЭКОСОС работают пять региональных комис­сий, в задачи которых входит содействовать социально-экономическо­му развитию стран соответствующих регионов. Такими комиссиями являются: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК); Экономичес­кая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); Экономическая комиссия для Африки (ЭКА); Экономическая комис­сия для Западной Азии (ЭКЗА) и Экономическая комиссия для Ла­тинской Америки и Карибского района (ЭКЛАГ).

Важную роль в регламентации экономических отношений играют международные организации, как универсальные (учреждения ООН), так и региональные (Европейская конференция министров транспорта, Черноморское экономическое сотрудничество) и дву­сторонние организации (смешанные комиссии и пр.).

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

ЮНКТАД была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи ООН. В задачи ЮНКТАД входит: поощрение международной торговли; коор­динация принятия многосторонних документов в области торговли и т.д.

Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) учреждено в 1988 г. в качестве дочерней организации МБРР и входит в систему ООН. Задачами МАИГ являются: поощрение иностранных инвестиций, предоставление гарантий, включая страхо­вание рисков инвестиций в государства — члены МАИГ.

Можно также различать международные организации общего характера, преследующие, помимо экономических, политические, оборонительные и др. цели (Европейский Союз, СНГ и т.п.), и специ­ализированные экономические организации, регулирующие отдель­ные аспекты межгосударственного сотрудничества (Европейский па­тентный союз, международные организации по нефти, сахару, каучу­ку, кофе и т.д.).

Европейская конференция министров транспорта создана в 1953 г. в целях координации деятельности европейских государств в сфере транспорта, гармонизации развития национальных транспорт­ных систем. Конференция разрабатывает рекомендации и резолю­ции, предлагаемые впоследствии участвующим государствам.

В ряду международных таможенных организаций центральное место занимает Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

Генеральное соглашение о тарифах и торговле было подписано в 1947 г. и вступило в силу в 1948 г. Сегодня в эту организацию входят свыше 130 государств. Функции ГАТТ заключаются в регулировании торговой политики государств, подго­товке и принятии соглашений по экономическим вопросам, урегули­ровании межгосударственных споров.

Деятельность ГАТТ была направлена на обеспечение соблюде­ния следующих принципов:

· осуществление торговли без дискриминации;

· поощрение здоровой конкуренции;

· регулирование внешнеэкономических операций и др.

Члены ГАТТ, в частности, обязались сокращать таможенные пошлины и сборы, унифицировать процедуру их взимания, прини­мать меры к сближению систем национального хозяйственного зако­нодательства, предоставление преимуществ в торговле развиваю­щимся странам.

В 1994 г. было подписано соглашение, предусматривающее созда­ние на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО).

Основная цель ВТО — содействие экономическому сотрудниче­ству государств в интересах повышения жизненного уровня путем обеспечения полной занятости, роста производства и торгового об­мена товарами и услугами, оптимального использования источников сырья с целью обеспечения долгосрочного развития, охраны окру­жающей среды.

Высшим органом ВТО является Конференция министров, состо­ящая из представителей всех государств-членов. Созывается раз в два года; создает вспомогательные органы; решения принимаются кон­сенсусом. Исполнительный орган — Генеральный совет, в ведении которого находятся Орган по решению споров, Орган по торговой политике, различные комитеты. Организационной деятельностью за­нимается Секретариат ВТО.

Совет таможенного сотрудничества (СТС) был образован в соот­ветствии с Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудниче­ства 1950 г. (Россия участвует). Цели СТС: исследование вопросов взаимодействия национальных таможенных систем; обеспечение более тесного сотрудничества государств — участников Конвенции, обмен информацией о таможенных процедурах и таможенном регу­лировании; унификация таможенного законодательства стран-участ­ниц; разработка рекомендаций и проектов конвенций по таможен­ным вопросам.

Органами СТС являются Совет, Постоянный технический коми­тет и Генеральный секретариат.

Штаб-квартира Совета располагается в г. Брюсселе.

В 1945 году были созданы как специализированные учреждения ООН Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ), в рамках которых сосредоточено практически все сотрудничество в валютно-финансовой сфере на глобальном уровне.

МБРР имеет целями содействие реконструкции и развитию экономики государств - членов Банка, поощрение частных иностранных капиталовложений, предоставление займов для развития производства, а также содействие росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов. Членами МБРР могут быть лишь государства - члены МВФ.

Целью МВФ, в котором участвует свыше 170 стран, является содействие международному сотрудничеству по вопросам, касающимся валюты и международной торговли, а также по созданию многосторонней системы расчетов по текущим сделкам между государствами-членами и устранению ограничений в обмене валюты, препятствующих мировой торговле.

Выдача займов и кредитов МБРР и МВФ обусловливается выполнением рекомендаций финансово-экономического и социального характера, представлением странами отчетов об использовании займов и другой необходимой информации. В процессе принятия имеющих обязывающий характер решений руководящих органов Банка и Фонда долгое время применялось "взвешенное голосование", при котором количество голосов государств-членов зависит от размеров капитала, вложенного тем или иным государством. На практике члены так называемой "группы десяти" (США и другие развитые страны) располагали необходимым большинством голосов для принятия отвечающих их интересам решений.

На региональном уровне такое сотрудничество ведется прежде всего в рамках экономических комиссий, образованных Экономическим и Социальным Советом:

- в Европейскую экономическую комиссию ООН (ЕЭК) входят европейские государства - члены ООН, а также США и Канада; штаб-квартира - в Женеве;

- членами Экономической и Социальной комиссии ООН для Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО) являются государства Азии (кроме арабских стран Западной Азии), Океании, а также Великобритания, США и Франция; штаб-квартира - в Бангкоке;

- Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА) состоит из африканских государств; штаб-квартира - в Аддис-Абебе;

- Экономическая комиссия ООН для Западной Азии (ЭКЗА) объединяет арабские государства Западной Азии, Египет, в нее также входит Организация освобождения Палестины; штаб-квартира - в Багдаде;

- членами Экономической комиссии ООН для Латинской Америки (ЭКЛА) являются латиноамериканские государства, а также Великобритания, Нидерланды, Испания, Канада, США и Франция; штаб-квартира - в Сантьяго.

Европейский банк реконструкции и развития

Одним из институтов экономического сотрудничества в Европе является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), образованный в 1990 году (местонахождение банка - Лондон). Учредителями Банка стала 41 страна, в том числе страны - члены Европейских Сообществ, восточноевропейские государства, включая СССР, а также США, Япония, несколько арабских государств, Израиль, Южная Корея. Уставный капитал Банка - 10 млрд. ЭКЮ (12 млрд. долл. США). Странам ЕС принадлежит 51% капитала. В Уставе Банка отмечается приверженность стран-членов рыночной экономике. Кредиты для частного сектора должны составлять 60%, а для государственного - 40% всех предоставляемых Банком займов. Средства выделяются преимущественно для создания важнейших объектов инфраструктуры - дорог, транспортных сетей, телекоммуникаций.

Совет Экономической Взаимопомощи

Опыт экономического сотрудничества в рамках созданного в 1949 году Совета уже считается вошедшим в историю: СЭВ прекратил свое существование 28 июня 1991 г. В него входили Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германская Демократическая Республика, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Базой объединения стран - членов СЭВ были не только их взаимные экономические интересы, но прежде всего их политико-идеологическая связь и основанное на ней единообразие социально-экономических систем на базе плановой, централизованно регулируемой экономики. Целями СЭВ являлись организация экономического сотрудничества и интеграция стран-членов.

Содружество Независимых Государств

В подписанном 8 декабря 1991 г. Беларусью, Россией и Украиной Соглашении о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) провозглашалось отнесение к сфере совместной деятельности сторон, в частности, формирования и развития общего экономического пространства, таможенной и миграционной политики, развития системы транспорта и связи.

24 октября 1993 г. был подписан рамочного характера Договор о создании Экономического союза ряда стран СНГ с целями образования единого рынка капиталов, товаров, услуг, согласования валютно-финансовой политики.

Важной инициативой в области энергетического сотрудничества явилось подписание в Сургуте в марте 1993 года Соглашения о создании Межправительственного совета по нефти и газу между почти всеми бывшими республиками СССР (кроме Эстонии, Латвии и Туркменистана). Главной целью Совета является сотрудничество стран-членов в области добычи, транспортирования, переработки и использования нефти и газа.

20 марта 1992 г. были заключены два соглашения с участием Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины: "Об общих условиях поставок товаров", а также "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности".

В 1992 году ряд стран подписали Соглашение о статусе Экономического суда СНГ. Важнейшее значение для экономического сотрудничества имеет создание Координационно-консультативного комитета (ККК) и Исполнительного секретариата СНГ. Европейские Сообщества (ЕС)

Принципиально новой правовой формой экономического сотрудничества стали Европейские Сообщества, состоящие из трех формально самостоятельных, но взаимосвязанных организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), созданного в 1951 году, Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), созданных в 1957 году.

В ЕС сочетаются черты как международной организации, так и федерации государств.

Основные документы учредительного и институционного характера:

- учредительный договор о создании ЕОУС 1951 года;

- учредительный договор о создании Евратома 1957 года:

- Римский договор об учреждении ЕЭС 1957 года;

- Брюссельский договор 1965 года (созданы единые органы трех сообществ);

- Люксембургский договор 1971 года (достигнута договоренность о принятии решений по жизненно важным вопросам на основе общего согласия);

- Единый Европейский Акт 1986 года (поставлены цели создания единого внутреннего рынка до 1993 г. и продвижения к политическому сотрудничеству; Европейскому парламенту предоставлено право отлагательного вето на решения Совета Сообществ);

- Шёнгенское соглашение 1990 года о беспрепятственном перемещении с 1993 года через границы большинства стран ЕС грузов, капиталов и людей;

- Маастрихтские соглашения 1992 года о создании к концу XX века политического союза, включая общую оборону, и валютно-экономического союза. Маастрихтские соглашения, представляющие собой развернутые правовые программы действий, вступили в силу в 1993 году. В связи с чем Европейские Сообщества стали именоваться Европейским Союзом.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) создана в 1960 году семью европейскими странами по инициативе Великобритании с целью обеспечения свободной торговли между странами-членами, но без далеко идущих планов ЕЭС в направлении создания экономического союза. В настоящее время в ЕАСТ участвуют Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария и Финляндия (Великобритания, Дания и Португалия после их вступления в ЕЭС вышли из ЕАСТ).

В 1966 году между странами - членами ЕАСТ была создана зона свободной торговли промышленными товарами, без пошлин и количественных ограничений. Что касается сельскохозяйственных товаров и продуктов морского промысла, то взаимная торговля регулируется на основе особых соглашений.

Сохраняются национальные таможенные тарифы для торговли с третьими странами. После заключения соглашения между ЕАСТ и ЕЭС с 1977 года создана зона свободной беспошлинной торговли 19 европейских стран (для промышленных товаров). Руководящим органом ЕАСТ является постоянно действующий Совет из представителей стран-членов. Дважды в год его заседания проводятся на уровне министров. Создан также ряд отраслевых и функциональных постоянных комитетов, а также Комитет парламентариев. Секретариат ЕАСТ находится в Женеве.

21.7. Физические и юридические лица как субъекты международного экономического права

В международных экономических отношениях частно­правового характера участвуют физические и юридические лица. Физические лица участвуют в гражданско-правовых отно­шениях с иностранным элементом и, следовательно, являют­ся субъектами МЭО. Однако статус физических лиц как субъектов МЭО определяется национальными системами права — внутригосударственным правом (юрисдикция госу­дарства в отношении населения).

В правовой системе ЕС многие вопросы статуса физичес­ких лиц регулируются в «наднациональном» порядке.

Международно-правовым основанием статуса физичес­ких лиц являются:

· Всеобщая Декларацией прав человека 1948 года,

· Пакты о правах человека 1966 года, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года (с после­дующими протоколами),

· Декларация о правах человека в от­ношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (рез. ГА ООН от 13.12.85 г.), и др.

Юридические лица являются основными субъектами международных хозяйственных связей.

Юридические лица в основном осуществляют трансграничное перемещение товаров, услуг, капиталов, фи­нансов и т.д.

В результате этого процесса происходит возникновение и становление транснациональных корпораций (ТНК).

ТНК — это экономически единая система, состоящая из материнской компании, дочерних предпри­ятий, филиалов, отделений, контролируемая и управляемая из одного центра посредством договора, акций, управленчес­кого контроля.

ЭКОСОС ООН учредил Центр по ТНК и Комиссию по ТНК. Комиссия разработала Кодекс поведения ТНК, нормы которого носят рекомендательный характер.

В Кодексе поведения предусмотрено, что ТНК обязаны:

— уважать суверенитет страны пребывания;

— исходить из экономических целей и задач политики, проводимой государством в стране пребывания;

— уважать социально-культурные цели, ценности и тради­ции страны пребывания;

— не вмешиваться во внутренние дела страны пребывания;

— не заниматься деятельностью политического характера;

— воздерживаться от практики коррупции;

— соблюдать законы и постановления, касающиеся огра­ничительной деловой практики;

— соблюдать положения, касающиеся передачи техноло­гии и охраны окружающей среды.

Комиссия ООН по ТНК приняла на себя функции по на­блюдению за осуществлением Кодекса и функции координа­ционного характера. Центр ООН по ТНК действует в качест­ве секретариата Комиссии.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение международному экономическому праву

2. Назовите основные источники международного экономического права

3. Охарактеризуйте принципы международного экономического права

4. Дайте характеристику основным экономическим международным организациям

5. Какие особенности существуют у физических и юридических лиц как субъектов международного экономического права?

Литература

1. Альтшулер А. Б. Международное валютное право. М., 1984.

2. Богатырев А. Г. Инвестиционное право. М., 1992.

3. Богуславский М. М. Международное экономическое право. М.. 1986.

4. Вельяминов Г. М Основы международного экономического права. М., 1994.

5. Войтович С. А. Принципы международно-правового регулирования межгосу­дарственных экономических отношений. Киев, 1988.

6. Евсеева А. И. Региональная экономическая интеграция в рамках СНГ: особен­ности правового регулирования / А. И. Евсеева // Российский ежегодник между­народного права. 2000. СПб., 2000.

7. Ушаков Н. А. Режим наибольшего благоприятствования в межгосударствен­ных отношениях. М, 1995.

8. Шатров В П. Международное экономическое право. М, 1990.

9. Шумилов В М. Международное экономическое право: учеб. пособие: в 2 т. М, 2002.

10. Шумилов В. М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. М„ 2003.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...