Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международно-правовая охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами

Вопросы защиты окружающей среды от радиационного загрязне­ния регулируются нормами Договора о запрещении испытания ядер­ного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договора о нераспространения ядерного оружия 1968 г., Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протокола 1978 г. к этой Конвенции (об эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками), Международной конвен­ции о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 г., Конвенции об ответственности в области морской перевозки ядер­ных материалов 1981 г., Конвенции о ядерной безопасности 1994 г., других международных документов.

Женевская Конвенция об открытом море 1958 г., в частности, обязывает государства принимать меры для предупреждения загряз­нения моря от радиоактивных отходов и загрязнения моря или воз­душного пространства над ним в результате любой деятельности, включающей применение радиоактивных материалов. Государства обязаны сотрудничать с соответствующими международными орга­низациями и учитывать все нормы и правила, которые могут быть выработаны такими организациями. Таким образом, Женевская кон­венция 1958 г. содержит лишь общий запрет радиоактивного загряз­нения морской среды и атмосферы, имея в виду в первом случае захоронение отходов, а во втором — деятельность, связанную с при­менением радиоактивных материалов, и не содержит запрета на за­хоронение радиоактивных отходов в море.

Договор об Антарктике 1959 г. запрещает сброс радиоактивных веществ южнее 60-й параллели южной широты.

Преднамеренному захоронению в океане вредных, в том числе радиоактивных, отходов посвящена Лондонская конвенция 1972 г. по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других мате­риалов. В Приложении I к Конвенции определены категории отхо­дов, сброс которых запрещен (отходы с высоким уровнем радиации или другие радиоактивные вещества с таким же уровнем, которые компетентная в данной области международная организация опреде­ляет, с точки зрения здравоохранения, как недопустимые для сброса в море), в Приложении II — сброс которых требует особой предосто­рожности (все остальные радиоактивные отходы). Конвенция не ре­гулирует порядок захоронения радиоактивных отходов, транспорти­руемых в качестве грузов.

Вопросы эксплуатации судов с ядерными силовыми установками и соответствующей защиты морской среды регламентируют: Лондонская конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г., Брюс­сельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г., Парижская конвенция об ответственности перед третьей сто­роной в области атомной энергии 1960 г. и дополняющая ее Брюс­сельская дополнительная конвенция 1963 г., Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Брюссель­ская конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок расщепляющихся материалов 1971 г., Лондонская конвен­ция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. Эти конвенции регулируют также вопросы ответственности за при­чинение ущерба в результате использования атомной энергии, в том числе в случае сброса радиоактивных отходов.

Стокгольмская конференция ООН по окружающей человека природной среде 1972 г. стала важнейшим шагом к пересмотру приоритетов международного сообщества. Конференцией был принят целый ряд документов, включая Декларацию принципов, выражающих отношение государств к проводимой природоохранной политике

Начиная с 1972 г. большинство демократических государств, в том числе и Республика Беларусь, закрепили на конституционном уровне право человека на благоприятную окружающую среду.

Впервые на конституционном уровне экологическая политика и политика природопользования нашла свое закрепление в 1990 г. в принятой Верховным Советом Белорусской ССР Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР, закрепившей приоритет обеспечения экологических прав граждан наряду с другими задачами государственной политики

Конституция Республики Беларусь в статье 46 закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

Согласно положениям Стокгольмской декларации ключевым признается основополагающий принцип международного права — принцип суверенных прав государств на использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, который гласит: «в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами национальной юрисдикции»

Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде от 14 июня 1992 г., принятая на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, содержит 27 основополагающих принципов международно-правовой охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Один из принципов закрепляет также положение о суверенном праве государств на использование своих собственных ресурсов в осуществлении своей политики в области окружающей среды и развития. Особый акцент в вышеуказанной Декларации сделан на сокращение и ликвидацию нерациональных моделей производства и потребления (принцип 8), а также на введение в действие эффективного законодательства в сфере экологии на уровне каждого из государств.

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 г. (в ред. Закона от 17 июля 2002 г.) среди прочих выделяет и следующие принципы охраны окружающей среды: соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; предупредительного характера мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде; государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования; платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду; запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды; гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной информацией о состоянии окружающей среды; организации и развития системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирования экологической культуры; международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды

Республика Беларусь заключила ряд международных соглашений в природоохранной сфере и сфере природопользования с Россией, Украиной, Таджикистаном, Польшей, Латвией и иными государствами. Республика Беларусь является стороной как двусторонних, так и многосторонних соглашений в области охраны окружающей среды (например, Соглашения о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов Российской Федерации, вступившего в силу 14 марта 2000 г.).

Особое место среди многосторонних договоров в области охраны окружающей среды и природопользования занимают общие многосторонние договоры, т. е. посвященные вопросу, представляющему интерес для международного сообщества государств в целом, направленные на создание общепризнанных норм международного права, предназначенные для участия всех государств.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные источники международного экологического права

2. Что является объектами международного экологического права?

3. Охарактеризуйте основные принципы международного экологического права

4. Какие международные природоохранные организации Вы знаете?

Литература

1. Валашенко С. А., Макарова Т. И. Международно-правовая охрана окружаю­щей среды и права человека. Мн., 1999.

2. Виноградов С. В. Международное право и охрана атмосферы. М., 1987.

3. Кириченко В П., Сидорченко В. Ф. Мореплавание и предотвращение загрязне­ния Мирового океана (международно-правовые аспекты). М., 1985.

4. Колбасов О. С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М.. 1982.

5. Мировой океан и международное право. Защита и сохранение морской среды / отв. ред. Л. П. Мовчан, А. Янков. М., 1990.

6. Сперанская Л. В. Международно-правовая ответственность государств за за­грязнение Мирового океана. М., 1984.

7. Сперанская Л. В., Третьякова К. В. Международное право окружающей сре­ды. М., 1995.

8. Тимошенко А. С. Формирование и развитие международного права окружаю­щей среды. М., 1986.

9. Шишка А. А. Предупреждение трана-раничного загрязнения (международно-правовые проблемы). Киев, 1990.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...