Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учить войска тому, что необходимо для выполнения служебно-боевых задач в современных условиях.

Этот принцип для современных условий является одним из ведущих. Он отражает объективную необходимость готовить личный состав в строгом соответствии с требованиями современной обстановки.

Повышаются требования к полевой выучке солдата. Он должен умело действовать в операции при применении противостоящей стороной разнообразных форм и мощных средств вооруженной борьбы. Для обучения этому благоприятные условия создаются на полевых занятиях и учениях, боевых стрельбах, практических трени­ровках на специально оборудованных учебных полях и на физических тренировках, проводимых в поле.

Характер выполнения служебно-боевых задач в современных условиях предъявляет повышенные требования к психологической закалке личного состава, особенно к его эмоционально-волевой устойчивости, способности противостоять опасности и отрицательным воздействиям на психику условий боевой обстановки.

Такие важнейшие качества, как самообладание, стойкость, мужество, смелость и решительность, инициативность и активность, могут успешно формироваться только в тех случаях, когда на занятиях и учениях будет создаваться обстановка с наличием элементов, характерных для боевой действительности: напряженности и внезапности, опасности и риска; если солдаты будут систематически трениро­ваться в этих условиях в выполнении необходимых приемов и действий.

В этом отношении можно сказать, что необходимость приближения процесса обучения к реальной обстановке определяется тем, насколько в ходе полевых занятий и учений, наряду с другими вопросами, решаются вопросы психологической подготовки личного состава. Поэтому полевая выучка войск неразрывно связана с вопросами психологической закалки солдат и несовместима с шаблоном и упро­щенным вариантом.

Кроме того, готовность солдата к выполнению служебно-боевых задач в совре­менных боевых условиях в значительной степени определяется тем, насколько хорошо он будет знать противоборствующую сторону, возможности его оружия и способы действий мелких подразделений, с которыми придется вести борьбу.

Сознательность и активность обучаемых. Успех обучения во многом зависит от того, насколько сознательно и активно усваивает материал обучаемый.

В сложной обстановке солдат должен проявлять инициативу и творчество, без чего невозможен успех в выполнении служебно-боевых задач. Опыт показывает, что только тот может инициативно и творчески применять знания на практике, кто их усвоил сознательно и глубоко осмыслил.

Механическое усвоение знаний, зубрежка и муштра несовместимы с современ­ными методами подготовки войск.

Сознательность обучаемых проявляется в отношении к изучаемому материалу, приобретаемым умениям и навыкам. Если это отношение положительное, обучаемый активно трудится на занятиях, т. е. у него широко включены в процесс усвоения органы чувств и мышление.

Активность всегда связана с какой-либо потребностью человека, с мотивами его деятельности. Таковы общие потребности и мотивы современных воинов, выступающие в качестве основы их сознательности и активности.

Но в процессе усвоения учебного материала часто приходится считаться и с рядом частных моментов, таких, например, как особенности психического склада отдельных солдат, степень развитости у них внимания, состояние психики в данный момент, содержание учебного материала на данном занятии, его сложность.

С целью повышения сознательности и активности усвоения изучаемого мате­риала всеми солдатами в ходе каждого занятия необходимо добиваться: понимания ими целей и задач каждого занятия; осознания практической важности приобре­тенных знаний, навыков и умений; активизации мыслительной деятельности солдат, исключающей механическое усвоение материала; умения применять свои знания на практике с проявлением разумной инициативы и творчества; широкого исполь­зования метода состязания в выполнении отдельных задач, в том числе нормативов; критической оценки солдатами своих действий, действий товарищей и стремления к совершенствованию.

С этой же целью каждое занятие должно заканчиваться подробным разбором действий обучаемых, поощрением активности и усердия одних и указанием на недостатки других.

Создание на занятиях обстановки активности и творчества достигается также постановкой перед обучаемыми вопросов, заставляющих их глубоко осмысливать и анализировать изучаемый материал, увеличением объема действий по решению вводных и задач, выполнением солдатами самостоятельных заданий в сложной и быстро меняющейся обстановке.

Наглядность обучения. Известно, что усвоение учебного материала начинается с ощущений и происходит на основе работы органов чувств человека. Слух играет при этом ведущую роль в усвоении учебного материала, так как с помощью речи передается основное содержание знаний. Речь, устное изложение сопутствуют всем занятиям и тренировкам, в ходе которых вырабатываются навыки и умения.

Зрение, возможности которого очень велики, также определяет успех обучения. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

К. Д. Ушинский писал: «Чем больше органов наших чувств принимает участие и восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу память».

Учитывая, что через зрение поступает 80 % информации, а через слух – 20%, на всех занятиях необходимо широко использовать различные средства наглядности: натуральные (показ практических действий, образцов оружия, боевой техники и их возможностей); изобразительные (схемы и плакаты, кинофильмы и видеофильмы, тренажеры, средства имитации и т. д.). Кроме того, используется и словесно-образная наглядность в виде образного описания фактов, событий, Применяемых входе рассказа сравнений, эпитетов, метафор, использования звукозаписи характерных шумов и звуковых эффектов. Наглядными пособиями надо умело пользоваться.

Во-первых, следует отбирать на занятие наиболее существенный материал, раскрывающий самые сложные вопросы темы.

Во-вторых, наглядные пособия необходимо демонстрировать не все сразу, а постепенно, по ходу устного изложения материала, чтобы не рассредоточивать внимание обучаемых.

В-третьих, в ходе демонстрации пособия целесообразно замедлять темп объяс­нения с целью лучшего осмысливания содержания пособия обучаемыми.

В-четвертых, нужно стремиться к тому, чтобы обучаемые имели возможность практически поработать с пособием, особенно с образцами оружия, боевой техники, приборов, макетами и тренажерами. Это позволит включить в процессе усвоения ощущения не только слуховые и зрительные, но осязательные и мышечные. Все это, вместе взятое, будет способствовать более эффективному и качественному освоению предмета.

Эффективность применения наглядных пособий зависит также от их оформ­ления. Размеры пособия должны соответствовать размерам аудитории или учебного места (размеры букв и цифр следует иметь не менее 2,6 см на каждые 10 м расстояния от пособия и интервалы между строками - не менее половины высоты букв или цифр).

При цветном изображении пособия важно использовать такие сочетания цветов, которые улучшают восприятие (черный с белым, красный с зеленым, синий с желтым и т. п.).

Необходимо помнить, что умелое применение средств наглядности сокращает время усвоения учебного материала и способствует интенсификации учебного процесса.

Систематичность и последовательность в обучении. Любой учебный материал строится так, что каждая тема, учебный вопрос, прием или действие состоят из взаимосвязанных составных частей. Располагаясь в логическом порядке, они составляют то целое, что входит составной частью в общую сумму приобретенных солдатами знаний, навыков и умений. Успех обучения поэтому возможен только при систематическом и последовательном изложении учебного материала. Это означает, что нужно так располагать и излагать учебный материал обучаемым, чтобы новые знания у них опирались на ранее приобретенные, изученные приемы и действия подготавливали бы обучаемых к усвоению последующих.

Другими словами, должны усваиваться не отдельные, не связанные между собой знания, навыки и умения, а система их. При этом, не усвоив предыдущего, нельзя приступать к последующим.

Так, например, чтобы обучить солдат умелой борьбе с бронированной техникой противника, необходимо вначале изучить с ними возможности этой техники, сильные и слабые ее стороны, затем - приемы борьбы с ней из различных положений, после чего можно переходить к тренировке, приближая условия к реальным.

Точно так же, прежде чем обучать солдат действиям в наступлении, с ними необходимо изучить порядок передвижения на поле боя с использованием защитных свойств местности, приемы и правила стрельбы из личного оружия, способы самоокапывания и пользования индивидуальными средствами защиты.

Принципы систематичности и последовательности в обучении закладываются в планирующих документах по боевой подготовке, в том числе и в расписании занятий. Это обязывает сержантов проводить занятия в строгом соответствии С этими документами, увязывая содержание каждого нового занятия с предыдущими. Очень важно также настойчиво добиваться полного усвоения пройденного мате­риала, чтобы это служило основой для приобретения солдатами последующих знаний, навыков и умений.

Доступность в обучении. Усвоение учебного материала идет хорошо, если онпосвоему содержанию и объему доступен обучаемым с учетом их опыта и знаний.

Доступность в обучении не означает упрощенчество, стремление уйти от сложных вопросов и трудностей в боевой подготовке.

Солдаты обязаны знать программный материал независимо от его сложности и объема, приобрести необходимые для выполнения служебно-боевых задач навыки и умения.

Доступность в обучении достигается соблюдением определенного, проверенного

жизнью правила: от известного - к неизвестному, от простого - к сложному иот

легкого - к трудному.

Умелое применение этого правила раздвигает границы доступности и позволяет

солдатам усваивать материал различной сложности.

Это означает, что в ходе обучения сержанты должны опираться на имеющийся опыт, знания, навыки и умения солдат, просто и доходчиво излагать материал, начинать всегда с легкоусваиваемых обобщений и выводов или легковыполнимых действий и постепенно переходить к более сложным и трудным.

Прочность знаний, навыков и умений. В современных условиях эффективно может действовать только солдат, в совершенстве владеющий воинским мастер­ством, способный выполнять любую задачу в самой сложной обстановке. Для этого нужны прочные, сохраняющиеся длительное время знания, навыки и умения. Прочность овладения ими обеспечивается принятым во внутренних войсках процессом боевой подготовки, предусматривающим систематическое повторение пройденного материала, повседневное применение его на практике и многократные упражнения с целью формирования навыков. Сержанты должны постоянно следить за качеством усвоения программы солдатами, знать, какие вопросы усвоены недо­статочно, и принимать меры к закреплению знаний и совершенствованию навыков у подчиненных путем индивидуальных заданий, дополнительных тренировок, самостоятельной работы.

Другим важным условием прочности знаний, навыков и умений является четкое представление солдатами изучаемых явлений и действий. Для этого им следует просто и доходчиво излагать и объяснять необходимые сведения, постоянно забо­титься о наглядности изучаемого материала и проверке его на практике. Практика - обязательное условие качественного усвоения знаний.

Прочность усвоения учебного материала во многом зависит также от отношения к нему самих обучаемых. Если солдаты будут знать, какое значение для их даль­нейшей службы и деятельности имеют те или иные сведения, они запомнят их более полно и на длительное время. Поэтому в ходе занятий всегда надо подчеркивать практическое значение приобретаемых солдатами знаний, навыков и умений.

Коллективизм и индивидуальный подход в обучении. Солдаты большую часть времени обучаются в составе воинского коллектива, в котором обычно собраны люди с различным складом характера, разными привычками и способностями. В ходе взаимодействия их в коллективе и под влиянием различных факторов формируется психология воинского коллектива (общественное мнение, настроение, привычки, взаимоотношения и характер реакции на события в коллективе и вне его). Положительная психология коллектива способствует росту активности всех его единиц и благоприятно сказывается на качестве боевой подготовки.

Сержанты должны понимать психологию коллектива и учитывать ее при органи­зации подготовки подразделений, добиваться четких и слаженных действий всего личного состава, решения коллективных задач на фоне состязательности, обсуж­дения лучших решений и действий и ежедневного подведения итогов коллективных действий.

Таким образом, коллективизм и индивидуальный подход -две связанные между собой стороны одного учебного процесса, когда наряду с подготовкой каждого солдата производится боевое слаживание воинских коллективов в целом. Это отвечает особенностям воинской деятельности, так как успех в выполнении служебно-боевых задач зависит как от умелых действий одиночных солдат, так и воинских коллективов, отделений, экипажей и расчетов.

Сержанты ежедневно принимают участие в обучении солдат. Поэтому их роль велика не только в самом осуществлении учебного процесса, но и в постоянном его совершенствовании. Что требуется от сержантов в этом отношении?

Во-первых, нельзя серьезно говорить об участии в совершенствовании учебного процесса, если не изучать и не знать педагогические и психологические основы обучения солдат: основные принципы, формы и методы обучения, пути формиро­вания личности, психологические процессы человека в условиях военной деятель­ности и психологию личности воина, а также основные способы психологической закалки солдат в ходе боевой подготовки.

Во-вторых, настойчиво использовать в обучении имеющийся передовой опыт, который приобретается на инструкторско-методических занятиях, совещаниях по подведению итогов боевой и общественно-государственной подготовки, черпается из методической военной литературы.

В-третьих, следует знать и умело применять все новейшие средства обучения, включая различные тренажеры, электрифицированные схемы и изобразительные средства наглядности.

В-четвертых, все занятия проводить в обстановке, максимально приближенной к той, в которой солдаты должны будут реально решать служебно-боевые задачи и, кроме того, следует детально продумывать каждый раз материально-техническое обеспечение занятий.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...