Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Циферблате при определении сторон горизонта

8-3=5 {отметка на циферблате по Луне и часам.

часов, которая направляется на

Луну)

Таблица 1

Определение местоположения Луны по ее фазе и времени суток

Фаза Луны Местоположение Луны
в 7 ч. вечера в 1 ч. ночи в 7 ч. утра
Новолуние (видна лишь правая часть диска Луны) На юге На западе  
Полнолуние (виден весь диск) На востоке На юге На западе
Луна на ущербе (видна лишь левая часть диска)   На востоке На юге

По косвенным признакам. Определение сторон горизонта по косвенным признакам местных предметов в большинстве своем производится весьма приблизительно. Поэтому пользоваться ими можно лишь в тех случаях, когда определить стороны горизонта другими способами не представляется возможным.

Некоторые особенности растительного и животного мира дают возможность приближенно определить направление север - юг:

- мхи и лишайники на коре деревьев, пнях и отдельных камнях сосредоточены преимущественно с северной стороны;

- у отдельно стоящих деревьев кроны пышнее и гуще с южной стороны;

- кора деревьев с северной стороны бывает обычно грубее и темнее, чем с южной;

- с южной стороны на соснах выделяется больше смолы, подсолнухи повора­чивают в течение суток свою головку за Солнцем. Таким образом, в 14 часов головка подсолнуха оказывается повернутой на юг;

- муравейники в лесу почти всегда находятся с южной стороны деревьев, пней и камней, южная сторона муравейника более пологая, чем северная;

- степные пчелы строят свои гнезда на камнях и стенах, обращенных к югу. Определение сторон горизонта по этим признакам можно произвести надежно только в тех случаях, когда оно подтверждается несколькими признаками.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ НА МЕСТНОСТИ

Приближенные расстояния до различных объектов на местности обычно опреде­ляют по линейному размеру и угловой величине предмета;

Д = В х 1000, У

где Д - расстояние до предмета, м;

В - линейный размер предмета, м;

У- угловая величина предмета, тысячные.

Угловую величину предметов определяют с помощью бинокля, линейки или других предметов.

Измерение угла биноклем. В поле зрения бинокля имеются две взаимно перпен­дикулярные угловые шкалы. Определив наблюдением угловую величину объекта, умножают ее на цену деления бинокля. Величина (цена) малого деления бинокля 0 - 05, большого - 0 - 10.

Определение угловой величины предметов с помощью линейки. Если линейку держать на расстоянии 50 см от глаза, то деление линейки в 1 мм будет соответствовать 0 - 02 (двум тысячным)

Например: высота танка соответствует 22 мм по линейке, удаленной на 50 см от глаза наблюдателя; У = 22 х 2 = 0 - 44 (сорок четыре тысячные) Д = 61 м.

Приближенное определение угловой величины объектов с помощью предметов.При отсутствии бинокля и линейки с миллиметровыми делениями для определения угловой величины объектов можно использовать предметы, угловые величины которых известны (карандаш, патрон, монета и т. д.).

Приближенное значение расстояния до объекта, ведущего огонь, можно получить, определив время t от момента наблюдаемой вспышки выстрела до момента воспри­ятия звука и разделив его на 3: Д = t : 3. Например, с момента вспышки выстрела танка до момента восприятия наблюдателем звука прошло 4 с: Д = 4 : 3 = 1,3 км.

Достаточно надежно расстояние можно определить шагами. При измерении обычно проводится отсчет пар шагов. За среднее значение длины пары шагов обычно принимают 1,5 м. Для более точных измерений необходимо на заранее известном отрезке длиной не менее 20 м определить длину пары шагов, при этом двигаться вдоль мерного отрезка походным шагом.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧКИ СТОЯНИЯ

Проще всего определить на карте свое местоположение (точку стояния), когда находишься на местности рядом с каким-нибудь предметом или ориентиром, изобра­женным на карте (перекресток дорог, мост, вершина холма, седловина и т. п.). В этом случае расположение условного знака ориентира на карте будет совпадать с искомой точкой стояния.

Если точка стояния на местности ничем не обозначена, то ее можно определить одним из следующих способов.

По ближайшим местным предметам и рельефу на глаз (рис. 11.7). Для этого ориенти­руют карту и опознают на ней и на местности ближайшие один-два ориентира (местные предметы или детали рельефа). Затем определяют глазомерно свое местопо­ложение относительно них на местности и на глаз намечают свою точку стояния Рис. 11.7. Ориентирование карты по ближайшим

на карте. местным предметам и рельефу.

Засечкой.При движении по дороге легко определить свое местоположение по ориен­тирам, расположенным по сторонам дороги. Для этого необходимо (рис. 11.8):

- сориентировать карту по направлению дороги и опознать на ней и на местности какой-либо ориентир;

- приложить линейку к выбранному на карте ориентиру и, не сбивая ориентировки карты, визировать линейку, удерживая ее на услов-Рис. 11.8. Определение точки стояния обратнойном знаке этого ориентира дозасечкой по двум-трем ориентирам

тех пор, пока направление

линейки не совпадет с направлением на ориентир на местности.

То место, где линейка пересечет дорогу, и будет искомой точкой стояния. Таким же способом можно определить точку стояния, когда она находится не на дороге, а в любом месте, не обозначенном на карте (рис. 11.9). Для этого сначала опознают на карте и местности два-три ориентира. Затем ориентируют карту по компасу и так же, как в предыдущем случае, визируют и прочерчивают на ней по линейке направления на каждый из выбранных ориентиров. Место пересечения на карте прочерченных направлений и будет искомой точкой стояния.

Рис. 11.9. Определение местоположения обратной засечкой по ориентиру,

располо­женному в стороне от дороги

Ориентиры следует выбирать так, чтобы прочерченные от них линии взаимно пересекались по возможности под углом не менее 30° и не более 150°.

Такой способ засечки, когда линии прочерчиваются от ориентиров на себя (точку стояния), называется обратной засечкой.

ДВИЖЕНИЕ НА МЕСТНОСТИ ПО КАРТЕ

Движение по дорогам. Предварительно изучают по карте маршрут движения, имеющиеся ориентиры на пути движения и по сторонам, определяют и запоминают общее направление пути относительно сторон горизонта, расположение своих войск и войск противника. Затем выбирают основные ориентиры по маршруту (населенные пункты, перекрестки и развилки дорог, мосты, характерные складки местности), необходимые для контроля правильности движения, отмечают их на карте, измеряют и запоминают (записывают) расстояния между ними, чтобы заранее знать, где и когда каждый из ориентиров встретится.

Ориентиры делают более заметными: рисуют более крупными, обводят знак красным кружком или выделяют его каким-либо другим способом.

В пути при необходимости проверки правильности движения сличают карту с местностью, определив на ней место своего нахождения. Особенно тщательно проверяют по карте правильность движения при выходе из населенных пунктов, на перекрестках и развилках дорог.

Входя в лес или вступая на участок местности, бедный ориентирами, замечают время по часам и затем, зная скорость своего движения, проверяют по карте свое местоположение, определяя по времени движения расстояния, пройденные от ориентиров.

Движение вне дорог. Предварительно изучая по карте намеченный маршрут, уточняют его так, чтобы каждый поворот пути был по возможности четко обозначен на карте каким-либо ориентиром. При этом полезно прочертить весь маршрут на карте. В дальнейшем, двигаясь от одного ориентира к другому, пользуются картой так же, как и при движении по дорогам, сличая ее с местностью.

Движение вне дорог на закрытой местности или ночью. Так же, как в предыдущем случае, наносят на карту маршрут. Для ночного движения выбирают большее коли­чество таких ориентиров, которые заметны и опознаваемы в темноте; затем измеряют по карте расстояния между ориентирами, выбранными в точках поворота маршрута, и азимуты направлений движения от одного ориентира к другому.

В дальнейшем, двигаясь от одного ориентира к другому, проверяют правильность движения сличением карты с местностью, а в необходимых случаях по азимутам и пройденным расстояниям между ориентирами. Расстояния в пути измеряют шагами (при движении пешком), по времени движения (верхом, на повозке) или по спидо­метру (при движении на автомобиле или мотоцикле).

Движение по азимутам. Сущность движения по азимутам заключается в умении найти и выдержать с помощью компаса указанное или намеченное направление (маршрут) и точно выйти в назначенный пункт.

На карте намечают маршрут движения с четкими ориентирами на поворотах и измеряют дирекционный угол и длину каждого прямолинейного участка маршрута. Дирекционные углы переводят в магнитные азимуты, а расстояния при движении в пешем порядке - в пары шагов, при совершении марша на машинах - в показания спидометра. Данные для движения по азимутам оформляют на карте, а если карты в пути не бу­дет, то составляют схему маршрута (рис. 11.10).

№ ориен-тира Наименование ориентира Магнитный азимут Расстояние
ам метры пары шагов
Перекрёсток дорог 2540
Дамба 3020
Отдельное дерево 2810
Отдельный камень 2800

У исходного ориен­тира (№ 1) с помощью компаса определяют азимут направления движения к ориентиру № 2. В этом направлении замечают какой-либоудаленный ориентир (вспомогательный) и начинают движение. Дойдя до намеченного ориентира, вновь определяют по компасу направление движения до следующего промежуточного Рис. 11.10. Схема маршрута для движения по азимуту ориентира и так продолжают движение до выхода к ориентиру № 2.

В таком же порядке, но уже по другому азимуту, продолжают движение от ориентира № 2 к ориентиру № 3 и т. д. В пути, учитывая пройденные расстояния, отыскивают ориентиры на поворотах маршрута и тем самым контролируют правильность движения.

Точность выхода к ориентиру зависит от точности определения направления движения и измерения расстояния. Отклонение от маршрута из-за погрешности определения направления по компасу обычно не превышает 5 % пройденного пути. Если направление движения уточняется по компасу достаточно часто, то отклонение от маршрута будет порядка 2 % пройденного расстояния.

Если на маршруте имеются препятствия, то на карте намечают пути их обхода и подготавливают для этого необходимые данные - азимуты и расстояния. Препятствия, не учтенные при подготовке к движению, обходят.

Если препятствие просматривается до конца, то по направлению движения на противоположной стороне препятствия отмечают какой-либо ориентир. Затем препят­ствие обходят, находят замеченный ориентир и от него продолжают движение в прежнем направлении. Ширину препятствия оценивают на глаз и добавляют ее к расстоянию, пройденному до препятствия.

Если противоположная сторона препятствия не просматривается, его обходят по направлениям, образующим прямоугольник или параллелограмм, азимуты и длины сторон которого определяют на местности.

При движении по азимутам на машине направление движения, заданное магнитным азимутом, определяют по компасу, располагаясь не ближе 10 м от автомо­биля и 30 м от танка. Заметив в данном направлении удаленный (вспомогательный) ориентир, ведут машину по направлению к нему и по спидометру отсчитывают расстояние до поворотного ориентира. Здесь останавливают машину, и действия повторяют снова.

При движении по азимутам на машине, когда ориентиров нет или они не видны, можно использовать компас. Пользоваться компасом в машине можно лишь после предварительного определения его поправки для данного направления движения.

Практически определяют не поправку, а отсчет азимута по компасу с учетом поправки. Для этого устанавливают машину в заданном направлении, занимают в ней место по возможности дальше от аккумулятора и компасом измеряют магнитный азимут продольной оси машины, т. е. азимут направления движения. Начав движение, нужно убедиться в устойчивости магнитной стрелки, если она имеет большую амплитуду колебания, пользоваться компасом в машине не следует.

При повороте маршрута все эти действия необходимо повторить, т. е. определить поправку компаса для нового направления движения.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...