Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Межпредметные связи школьного курса биологии.

СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Средства обучения — разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения. Выделяют основные и вспомогательные средства обуче­ния. Можно выделить три основных вида средств обуче­ния: натуральные объекты и процессы, изоб­разительные заместители реальных объектов и процессов, сло­весные средства. Выделение этих трех видов соответствует стадиям развития мышления. На первой стадии ведущим является наглядно-действенное мышление, которое осуществляется в конкретной ситуа­ции в процессе непосредственных практических действий с ре­альными объектами. На второй стадии преобладает наглядно-об­разное мышление, которое позволяет решать задачи на основе использования не реальными предметами, а образами вос­приятий и представлений, накопленными опытом учащихся. На третьей, высшей, стадии ведущая роль в мыслительной деятель­ности принадлежит отвлеченному, абстрактно-теоретическому мышлению. Оно выступает здесь в форме отвлеченных понятий и рассуждений, в вербальной форме, в форме слова. Натуральные, объекты — это микропрепараты, организмы живые или фиксированные, большие или маленькие и надорганизменные биосистемы (лес, озеро и пр.), с которыми ученики знакомятся непосредственно на уроке или во время экс­курсии. Реальные свойства изучаемых объектов могут восприниматься зрением, органами обоняния, слуха, осязания. Изобразительными, заменителями реальных объектов и процессов являются таблицы с изображением, например, строения клетки, организмов. Сюда же относятся схемы, фотографии и материали­зованные модели разных объектов и процессов (например модель ДНК, модель работы сердца.) Как особая группа изобразительных выступают компьютерные мультимедийные (многоканальные) средства обучения. Словесные средства — это книга, в том числе учебник, слово учителя, программное обеспечение для работы с компью­тером (видеокадры, модели, программы действий и контроля за достижениями), тесты и рабочие тетради. Наглядность является необходимым средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Термином «наглядность» обычно обозначают принцип, кото­рым руководствуется учитель в процессе обучения биологии. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие «средство нагляд­ности» очень близко по содержанию с поня­тием «наглядное пособие», но значительно шире по объему. Так, например, опыт по испарению, телепередача, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями. Наглядные пособия — это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие био­логическое содержание изучаемых предметов и явлений — основ­ные средства обучения, а различные приборы, инструменты, тех­ническое оборудование — вспомогательные. К средствам обучения, помогающим повысить эффективность наглядного обучения, относятся технические средства обучения (приборы и реактивы, нужные для выполнения практических и демонстрационных работ, телевизор, компьютер, магнитафоны, видиетехника).Все эти средства обучения имеют преимущество пе­ред обычными печатными пособиями, так как позволяют пока­зать изучаемые явления и процессы во всех стадиях и в нужной последовательности. Использование телевидения для обучения биологии во многом расширило воз­можности изучения живой природы на уроке в условиях класса. С внедрением в школу компьютеров позволяет учащимся самостоятельно осваивать учебное содер­жание, иллюстрировать его виртуальными примерами природ­ных явлений и контролировать степень усвоения знаний. К со­жалению, пока еще не все школы страны имеют компьютерные классы. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домаш­них заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других фор­ма обучения биологии.

25. УМК в современном биол.образованииОдна из отличительных особенностей соврем. обучения биологии – это то, что учит. работает не просто по отдельным учебникам, а по учебно-методическим комплексам. Это определяет минимальное содержание биол. образования и требов. к уровню подготовки учен. в сред. школе. Минист. образов. рекомендует в школах России испол. 4 варианта УМК Все 4 варианта УМК созданы на основе авторских программ по биологии: - под руковод. акад. Захарова (Биология). Изучается с 5-11 класс; - под руковод. акад. Пономаревой (Санкт-Петербург) Программа наз. Биология; - под руковод. Пасечникова; вариант основан на базе курса «Естествознание» (5,6,7 кл.) В 8,9,10,11 кл. ученики приступают у изучению Биологии. Под рук. проф. Хрипкова. Все варианты программ и УМК имеют особенности, в них заложены опред. идеи содержательного и дидактического характера. Программа по биологии и УМК под руков. Захарова построен на основе уровневой организации живой природы. При этом общая биол. изучается 2 раза: в 9 кл. – 1год; 10-11 кл. – 2 года.Каждый УМК – это не только учебники, это и рабочая тетрадь для ученика; лабор. практикум; дидактич. иатериалы; методика проведения уроков для учителя по темам и разделам. Построение программы Сонина, программа основана на дидукции, идея организма. Организация как целостность системы. 5кл. – «Природоведение», 6кл. – «Биология: живой организм», 7кл. – «Разнообразие живых организмов», 8кл. «Человек и его здоровье», 9кл. «Общая биология», 10-11кл. – «Биология: Общие закономерности».

Подготовка учителя к уроку.

Проведение каждого урока — это большой творческий труд, успех которого зависит от тщательной подготовки. Она начинается с осмысления того, каким будет урок, какие цели обучения он будет реализовывать. Подготовка к уроку включает отбор учебного материала, определение методов, типа и структуры урока, подготовку наглядных пособий и составления плана или конспекта. В основе реализации плана — безусловное владение учителем научным содержанием урока. Подготовка учителя к уроку состоит из нескольких этапов:1)определение места данного урока в системе уроков курса и темы с учетом программы, перспективного и тематического пла­на, отражения вертикальных (перспективные и ретроспективные) и горизонтальных внутрипредметных связей, связей с другими уроками и предметами (географией, химией и др.);2)обстоятельное ознакомление с объемом и содержанием ин­формации учебника, соотнесение ее с обязательным минимумом и требованиями, выдвигаемыми перед школой по данному курсу биологии; 3)выбор типа урока, отражение его структуры, выделение главной дидактической задачи, отбор материала из обильной научной информации и определение вопросов воспитания и развития учащихся; 4)изучение методической литературы по теме урока и твор­ческое осмысление прочитанного;5)подбор или разработка дидактического материала, наглядных пособий, тестов, заданий, литературы для внеклассного чтения;6)отбор нужных объектов, составление инструкции для самостоятельного выполнения учащимися лабораторных или прак­тических работ;7)указание фамилий учеников для проверки домашнего зада­ния:8)определение хода урока и времени, которое отводится на его части:9)составление плана или конспекта урока. Планирование учебно-воспитательного процесса.Основная задача планирование во всех его формах – это своевременное и равномерное изучение материала по биологии. Планирование позволяет организовать учебно-воспитательный процесс, сделать его управляемым, а не стихийным. Планирование уч.-восп. процесса: - поурочное (по расписанию); - перспективное (учитель должен предоставить уч.-восп. процесс от начала до конца года): годовое) и календарно-тематическое (утверждается адменистрацией) Тематич. планир. позволяет обьединить весь разнооб. материал, котор. изучается на уроках в единое целое систем . Тематич. планир обеспечив. формирование на уроках понятий в их системе. В тематич. планир. включ. все уроки по каждой теме или все уроки из разных тем, котор должны быть проведены 1 четвер , полугодие или всего учебного года. Поурочное планирование - предполагает подготовку и планирование очередного ближайшего урока, цели и задачи урока, основные этапы урока, средства обучения урока, конец урока и дом. задание, написание: 1. плана урока, 2. плана конспекта урока, 3. конспекта урока, 4. модели урока, 5. проекта урока. Требование к написанию плана урока:1. Обязательно должна быть указана тема урока. 2. Определяются задачи урока Задачи разделяются на 3 группы : - образовательные задачи- формируются усвоения знаний и программного материала.-развивающиеся задачи –направлены на развития мысленного процесса ученика ( умение анализировать, обобщать, сравнивать)- воспитательные задачи – связана с изменением личности (эстетич. воспитание, экологич., гигиеническое ) 3. Методы и приемы. Сущест. 3 вида методов: 1. Словесные, 2 Наглядные, 3. Практические (обьяснительно-иллюстрированые, поисковые методы) 4. Оборудование: различные таблицы,учебные картины, оборудование для лабор. работ. План урока — это краткое отображение содержания и хода уро­ка. Конспект урока — наиболее подробное и полное изложение содер­жания и хода урока, отражающее совместную деятельность и учи­теля, и учащегося. В конспекте в отличие от плана отражается весь ход урока, из­лагается подробное содержание учебного материала, вопросы для контроля знаний, умений и отношений. В конспекте также пред­ставлены модельные ответы учащихся, приводятся рисунки и схе­мы, формулировки для записи в ученических тетрадях и пр. Указы­вается методическая и биологическая литература, использованная в ходе подготовки к уроку. Форма написания конспекта не имеет каких-либо регламентации по его оформлению. Однако опыт ра­боты учителей показывает, что в конспекте полезно оставлять большие поля для различных замечаний по ходу урока (вопросы к ученикам, термины, даты, наглядные пособия и пр.), использо­вание цветных фломастеров (например, красным цветом выде­лять вопросы, а зеленым — нужное по ходу урока наглядное посо­бие) поможет лучше ориентироваться в конспекте. Ход урока: 1. Организационный момент,2. Проверка дом. задания, 3.Актуализация. 4. Изучения нового материала, 5. Закрепление материала, 6. Обобщение и систематизация, 7.Информация о дом. задание.

26. Роль школьной биологии в эколог. воспитании уч-сяЭкологическое воспитание — это формирование у школьни­ков заботливого, бережного отношения к природе и всему живо­му на Земле, развитие понимания непреходящей ценности при­роды, готовности к рациональному природопользованию, к уча­стию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Экологическая культура — важнейшая часть общей культуры, проявляющаяся в духовной жизни и поступках, это особое качество личности осознавать непреходящую ценность жизни, природы и про­являть активность в их защите.Экологический материал школьного предмета разнообразен многоаспектен и входит во все учебные курсы биологии. Это помогает ученикам осознать гармоническую сущность природы, механизм ее функ­ционирования и понять, как легко можно нарушить существую­щие естественные взаимосвязи. В этих целях особенно важно усвое­ние таких экологических понятий, как взаимозависимость орга­низма и среды, смена природных сообществ, смена биогеоценозов, ус­тойчивость экосистем, биосфера и особенно человек как экологи­ческий фактор.Однако следует помнить, что воспитательное значение имеют не только примеры отрицательного действия человека в природе, что нередко наблюдается в массовой практике обучения и методичес­ких рекомендациях для учителя. Безусловно, обращая внимание учащихся лишь на неблаговидную роль человека в природе, мож­но достигнуть определенных целей экологического воспитания, но это может привести и к неправильным, односторонним выво­дам о практической деятельности человека в природе. Поэтому надо всесторонне рассматривать вопросы природопользования. При правильном осмыслении примеров действия антропоген­ных факторов у школьников формируются истинная оценка ре­альной действительности, готовность к участию в созидательной работе, установки на рациональное природопользование. Большое воспитательное значение имеет экологический мате­риал о смене природных сообществ (курс 6 класса), а также о смене биогеоценозов и их устойчивости (курс общей биологии). В ходе образования и развития этих понятий школьники не только получают представление о смене сообществ, но и узнают о том, как совершается данный процесс. Следовательно, можно проана­лизировать его причины, в том числе внезапные (катастрофичес­кие), обусловленные деятельностью человека. Очень нагляден при­мер зарастания лесной гари, так как обсуждаются вопросы бе­режного отношения к природным ресурсам, причины гибели леса и возможности восстановления разрушенного биогеоценоза. Для осуществления экологического воспитания большое зна­чение имеют материалы о сложности взаимодействий между по­пуляциями, видами в больших и малых экосистемах, о продук­тивности и устойчивости биосферы, об экологическом равнове­сии в биосистемах, о живом веществу, о биологическом разнооб­разии. Изучение этих вопросов развивает школьников осознание ценности жизни, значения ее разнообразия дляприроды и чело­вечества, позволяет раскрыть принципы рационального природо­пользования: поддержание определенной численности населения биогеоценозов, сохранение большого видового разнообразия в них, сохранение среды обитания и пр. Такие сведения помогают школь­никам понять возможности экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой природе. Формы: экскурсии, дискуссии, семинары.

Уголок живой природы в школе.

Уголок живой природы дополняет кабинет биологии. В нем раз­мещают и содержат живые объекты кабинета. В уголке живой при­роды находятся только те растения и животные, которые необхо­димы для лабораторных работ, опытов и наблюдений, предус­мотренных учебной программой по биологии в 6 —11 классах, программами внеклассной работы по биологии. Для уголка живой природы отводят специальное помещение площадью от 15 до 18 м2. Лучше, чтобы его окна выходили на юг или юго-восток. Наличие в школе уголка живой природы содействует реализа­ции задач обучения, развития и воспитания учащихся. В первую очередь в уголок живой природы подбирают объекты, необходимые для использования в учебном процессе. Следователь­но, уголок выполняет учебные задачи. Здесь учащиеся ставят опы­ты с живыми объектами, наблюдают за ними. Длительные наблю­дения за растениями и животными способствуют развитию исследовательских умений; школьники на практике убеждаются в боль­шом разнообразии живой природы. Под руководством учителя дети ухаживают за растениями и животными, проводят наблюдения за ними, составляют карточки по уходу и содержанию объектов в живом уголке. В процессе рабо­ты с живыми объектами у учащихся формируются трудовые уме­ния и навыки, воспитывается культура труда по уходу за растени­ями и животными, прививаются навыки бережного отношения к объектам природы. Содержание и размещение животных в уголке живой природы должны соответствовать биологическим и санитарно-гигиеничес­ким нормам. В ботаническом отделе уголка содержатся главным образом до­машние (комнатные) растения, обеспечивающие живой нагляд­ностью уроки биологии, внеурочную и внеклассную работу. Сре­ди высших растений есть папоротниковидные, моховидные; низ­шие растения представлены водорослями пресных водоемов. Сре­ди цветковых есть травянистые и древесные, кустарники; цвету­щие в домашних условиях и нецветущие. В зоологическом отделе уголка содержат мелких животных, которые не требуют сложного ухода: среди беспозвоночных — про­стейшие — амебы, инфузории-туфельки, сувойки и др.; много­клеточные — дождевые черви, моллюски, ракообразные (цикло­пы, дафнии, мелкие речные раки); насекомые — пауки, дрозо­фила, палочники и др.; среди позвоночных — рыбы, тритоны, жабы, черепахи, ящерицы, волнистые попугайчики, хомяки, бел­ки, морские свинки, мыши. Все объекты уголка живой природы оснащаются этикетками и паспортами. Требования к подбору объектов для уголка живой природы. При подборе объектов для кабинета в первую очередь учитывается, насколько они необходимы для учебного процесса. Объекты в живом уголке представлены растениями и живот­ными. В подборе растений можно руководствоваться следующими объектами: 1.комнатные растения с декоративными формами; 2.дикорастущие травянистые (семенные и споровые); 3. растения, размножаемые семенами, корнями, черенками побегов, листьями, клубнями и луковицами; 4. ветки деревьев и кустарников (в безлистном и облиственном состоянии). Таким образом, состав обитателей живого уголка и работа в нем способствуют совершенствованию знаний об объектах живой природы, развивают учащихся, учат наблюдать, формируют по­знавательные интересы и эстетические вкусы, ориентируют на выбор биологических профессий, вырабатывают волевые качества и трудовые навыки по уходу за живыми объектами, умения рабо­тать в группе.

 

Зарождение МОБ в РОССИИ

Становление методики обучения биологии можно проследить с глубокой древности. Это связано с освоением условий окружаю­щей среды, развитием ботаники и зоологии, практическими зна­ниями и наблюдениями природы, которые накапливались веками. Вопросы относительно природных явлений с давних пор включа­лись в содержание образования. Об этом свидетельствует история школьного естествознания в нашей стране. На первых этапах содержание школьного естествознания было далеко от науки, имело религиозную направленность. Первоначальные представления о природе на Руси получали из Библии и рукописной литературы преимущественно духовного содержания. На Руси в Средние века школы создавались, как правило, при церкви или монастыре. Наряду с грамматикой и риторикой в ней преподавали математику и физику. Предмет под названием «Физика» рассматривал вопросы естественной философии. На уроках обсуждались положения натуралистического порядка — строение земли и неба, различные метеорологические явления, свойства предметов неживой природы, например минералов, свой­ства растений, животных и человека. Одна из первых книг ХV в. по которой обучали детей на Ру­си, — сборник рассказов «Физиолог» о реальных и реальных фантастических животных, Этот труд был создан во II—III вв. н.э. на основа­нии античных и восточных источников. В Средние века в России и других странах в качестве учебника был популярен «Шестоднев» — сочинение епископа Василия Великого (ок. 330—379 гг.). В нем автор изложил принципы христианской космологии (библейский рассказ о сотворении мира), дал отдельные пояснения натурали­стического плана и привел географические, зоологические и бо­танические сведения о разнообразии животных, растений, об их свойствах «Толковая Палея», составленный из различных сочинений религиозного ха­рактерами произведений античных писателей — Аристотеля, Оппиана и др. В XVI в. в Россию попадает переведенная с латинского на русский язык книга «Луцидариус». Широкое распространение получили «Азбуковники» и «Афавиты» как учебники и книги для чтения, особенно в XVI - XVIIвв. В них в алфавитном порядке размещались сведения «обо всем», в том числе по естествознанию. В качестве источника использова­лись книги «Физиолог» и «Толковая Палея». Значительный интерес для России XVIII в. представлял труд «Зерцало естествозрительное», изданный в Москве в июле 1713г. по заказу и на средства купца Ивана Короткого. Сочинение (на 218 страницах) представляло собой курс естественной фило­софии для учащихся старших ступеней школы. Оно включало све­дения о строении Вселенной, неорганических веществах, расте­ниях, животных и человеке. Курс излагался с позиций филосо­фии Аристотеля, но знания о природе были очень поверхностны и перемешаны с вымыслом, суевериями и фантазиями. Такое мистико-символическое объяснение природных явлений свидетель­ствовало о средневековом уровне мышления. Таким образом, в России вплоть до XVIII в. натуралистическое просвещение основывалось на устаревших средневековых и древних источниках. Вместе с тем уже в XVII в. начинают проявляться изменения в общественно-экономическом развитии. Государство испытывало острую потребность в грамотных специалистах. В конце XVII — начале XVIII в. создаются первые светские школы, дававшие начальные практические знания, необходимые в обстановке реформ. Помимо обучения грамоте и сче­ту школьники получали сведения и по естествознанию, что обеспечивало профессиональную подготовку, необходимую для гео­логических изысканий, исследования недр, организации различ­ных промышленных производств. В 1724г. Петр основал Петербургскую Академию наук. Естествознание как учебный предмет впервые вводится в шко­лу России только в конце XVIII — в период реформирования народного образования в 1782—1786 гг. Тогда же в1783 г. была, открыта первая учительская семинария для подготовки учителей К работе над учебником по естествознанию был при­глашен Василий Федорович Зуев В 1786 г без указания имени автора вышел первый отечествен­ный учебник естествознания под названием «Начертание есте­ственной истории, изданное для народных училищ Российской импе­рии по высочайшему повелению царствующей императрицы Екате­рины Вторым». Можно считать, что с этого года началась история отечественной методики преподавания биологии. В. Ф. Зуеву пришлось решать все основные методические зада­чи преподавания впервые вводимого предмета (отбор учебного содержания, его структура, стиль изложения), реализовывать цели обучения в соответствии с запросами общества, определять мето­ды и средства обучения. Названный учебник состоит двух частей и разделяется на три отдела: «Ископаемое царство» (неживая природа) «Про­зябаете царство» (ботаника) и «Животное царство» (зоология). Во времена Зуева растения называли «прозябениями», считалось, что они «промерзают» в зимнее время, отсюда название — «прозябаемое царство». В первой части дается описание земель, камней, солей, горючих веществ, полуметаллов и окаменелостей. Ботаническая часть начинается кратким очерком о жизни и строении растений, здесь упоминается и об их «клеточном» строении, затем следует науч­ное описание отдельных представителей растительного царства. Ин­тересно, что в основу разделения растений на группы положена не господствующая в то время система Линнея, а группировка растений по их практической значимости для человека:вначале характеризуются деревья и кустарники, далее «цветки», т.е. некоторые садовые и дикорастущие цветковые растения, затем огородные растения («огородная зелень»), культурные злаки («нивянная зелень») и луговые растения («луговая зелень»), в конце приводятся краткие сведения о мхах, папоротниках, лишайниках и грибах Зоологическая часть также излагается в научном плане, при этом ведется очень живой рассказ об отдельных животных с элементами описания их образу жизни и повадок. В книге даются сведения о строении тела чёловека. О человеке B. Ф.Зуев пишет: «По строению тела человек —подобное прочим зверям животное». В учебнике хорошо выражен преимущественный интерес к местному материалу, хотя есть сведения и о некоторых представителях, распространенных в других регионах Земли. Всего в учебнике дано описание 148 растений и 157 животных. Этот текст читается легко, так как изложен простым языком с привлечением интересного биологического и практического (прикладного) материала. Необходимо также подчеркнуть, что Зуев сумел включить в школьный учебник наряду с морфологией и систематикой боль­шой фактический материал об экологии растений и животных, окружающей среде и бережном отношении к растениям и живот­ным, т.е. сведения из области экологической науки, которая нахо­дилась в то время лишь на первоначальном этапе своего развития. Выполняя заказ общества, Зуев в монографические описания растений и животных включает материалы практического значения. Например, описывая березу, он сообщает, как изготовить хороший деготь, на примере липы — как приготовить из нее мочало, даёт совет, что лучше всего из липы делать ложки для еды что она хороша для посадки в аллеях. Такой сильно выраженный практический материал, полезный для человека, тогда был очень важен, так как показывал большую роль естественно-научной гра­мотности для человека в его повседневной и трудовой жизни. Учебник В. Ф. Зуева «Начертание естественной истории...>> стал основным и единственным пособием для учеников и учителя по изучению природы. Содержание учебника, стиль его изложения по праву заслужили высокую оценку ученых (современников ав­тора) и методистов наших дней. Данный учебник явился одновременно и первой программой по естествознанию в школе, и первым методическим пособием В нем есть ряд указаний о том, как осуществлять процесс преподавания (автор рекомендует строить уроки в виде бесёды) какие использовать средства наглядности, как организовать предметный кабинет. В. Ф. Зуев пишет: «При обсуждении какой-либо вещи учитель показывает оную в натуре или, по крайней мере, на картине, по­чему при каждом народном училище в сем классе нужно старать­ся иметь таковых собрание, которые в натуре, которые в рисун­ках». Ученым был издан зоологический атлас, составленный из 57 отдельных таблиц на плотной бумаге форматом в1/2 печатного листа. Эти таблицы широко использовались в отечественной шко­ле на протяжении более 40 лет. Учебник Зуева переиздавался несколько раз, но им пользова­лись недолго. Однако его роль в образовании была очень велика, ибо он содействовал развитию научного мировоззрения, способ­ствовал применению знаний в практической жизни (т. е. готовил учащихся к жизни), развивал интерес к биологическим знаниям, знакомил с экологическими особенностями организмов, живу­щих в разных условиях, с повадками животных, убеждал в необ­ходимости бережного отношения к натуральным объектам окру­жающей среды

29. Современные педагогические технологии в обучении биологии (примеры).

1. Пед. технология – как вариант программированного обучения или обучения с помощью технических средств. В любой техники есть: 1. Планирование обучения. 2. Программирование обучения (строгая последовательность в действиях учителя). 3. Предполагается такие действия учителя кот. гарантируют успех. Пед. технология – упорядочная система действий выполнения которых приводит к гарантированному достижению педагогической целей. 2 Техника обучения.-представляет собой упорядочную деятельность учителя и ответную деятельность учащихся с учетом содержания предмета биологии и интеллектуальных возможностей учащихся. Отлич. от методики обучения: 1. Технология обучения отвечает не только на вопросы: Кого учить?, Как учить?, Зачем учить?, Как учить результативно?. 2. Методика имеет слабую психол. и общую дидактическую основу педагог. поцесса.

СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Средства обучения — разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения. Выделяют основные и вспомогательные средства обуче­ния. Можно выделить три основных вида средств обуче­ния: натуральные объекты и процессы, изоб­разительные заместители реальных объектов и процессов, сло­весные средства. Выделение этих трех видов соответствует стадиям развития мышления. На первой стадии ведущим является наглядно-действенное мышление, которое осуществляется в конкретной ситуа­ции в процессе непосредственных практических действий с ре­альными объектами. На второй стадии преобладает наглядно-об­разное мышление, которое позволяет решать задачи на основе использования не реальными предметами, а образами вос­приятий и представлений, накопленными опытом учащихся. На третьей, высшей, стадии ведущая роль в мыслительной деятель­ности принадлежит отвлеченному, абстрактно-теоретическому мышлению. Оно выступает здесь в форме отвлеченных понятий и рассуждений, в вербальной форме, в форме слова. Натуральные, объекты — это микропрепараты, организмы живые или фиксированные, большие или маленькие и надорганизменные биосистемы (лес, озеро и пр.), с которыми ученики знакомятся непосредственно на уроке или во время экс­курсии. Реальные свойства изучаемых объектов могут восприниматься зрением, органами обоняния, слуха, осязания. Изобразительными, заменителями реальных объектов и процессов являются таблицы с изображением, например, строения клетки, организмов. Сюда же относятся схемы, фотографии и материали­зованные модели разных объектов и процессов (например модель ДНК, модель работы сердца.) Как особая группа изобразительных выступают компьютерные мультимедийные (многоканальные) средства обучения. Словесные средства — это книга, в том числе учебник, слово учителя, программное обеспечение для работы с компью­тером (видеокадры, модели, программы действий и контроля за достижениями), тесты и рабочие тетради. Наглядность является необходимым средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Термином «наглядность» обычно обозначают принцип, кото­рым руководствуется учитель в процессе обучения биологии. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие «средство нагляд­ности» очень близко по содержанию с поня­тием «наглядное пособие», но значительно шире по объему. Так, например, опыт по испарению, телепередача, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями. Наглядные пособия — это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие био­логическое содержание изучаемых предметов и явлений — основ­ные средства обучения, а различные приборы, инструменты, тех­ническое оборудование — вспомогательные. К средствам обучения, помогающим повысить эффективность наглядного обучения, относятся технические средства обучения (приборы и реактивы, нужные для выполнения практических и демонстрационных работ, телевизор, компьютер, магнитафоны, видиетехника).Все эти средства обучения имеют преимущество пе­ред обычными печатными пособиями, так как позволяют пока­зать изучаемые явления и процессы во всех стадиях и в нужной последовательности. Использование телевидения для обучения биологии во многом расширило воз­можности изучения живой природы на уроке в условиях класса. С внедрением в школу компьютеров позволяет учащимся самостоятельно осваивать учебное содер­жание, иллюстрировать его виртуальными примерами природ­ных явлений и контролировать степень усвоения знаний. К со­жалению, пока еще не все школы страны имеют компьютерные классы. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домаш­них заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других фор­ма обучения биологии.

25. УМК в современном биол.образованииОдна из отличительных особенностей соврем. обучения биологии – это то, что учит. работает не просто по отдельным учебникам, а по учебно-методическим комплексам. Это определяет минимальное содержание биол. образования и требов. к уровню подготовки учен. в сред. школе. Минист. образов. рекомендует в школах России испол. 4 варианта УМК Все 4 варианта УМК созданы на основе авторских программ по биологии: - под руковод. акад. Захарова (Биология). Изучается с 5-11 класс; - под руковод. акад. Пономаревой (Санкт-Петербург) Программа наз. Биология; - под руковод. Пасечникова; вариант основан на базе курса «Естествознание» (5,6,7 кл.) В 8,9,10,11 кл. ученики приступают у изучению Биологии. Под рук. проф. Хрипкова. Все варианты программ и УМК имеют особенности, в них заложены опред. идеи содержательного и дидактического характера. Программа по биологии и УМК под руков. Захарова построен на основе уровневой организации живой природы. При этом общая биол. изучается 2 раза: в 9 кл. – 1год; 10-11 кл. – 2 года.Каждый УМК – это не только учебники, это и рабочая тетрадь для ученика; лабор. практикум; дидактич. иатериалы; методика проведения уроков для учителя по темам и разделам. Построение программы Сонина, программа основана на дидукции, идея организма. Организация как целостность системы. 5кл. – «Природоведение», 6кл. – «Биология: живой организм», 7кл. – «Разнообразие живых организмов», 8кл. «Человек и его здоровье», 9кл. «Общая биология», 10-11кл. – «Биология: Общие закономерности».

Межпредметные связи школьного курса биологии.

Биология проникает в др. науки, пользуется знаниями и умениями этих наук. Связь биол. с химией (суперхимия). Биол. имеет фундамент химич. основы (молек, все тела сост. из в-в). Биол. тесно связана с географией и астрономией: пространственное размещение организма, влияние среды обитания на орг. Связь с геогр.: в биол. есть понятие биогеоценоз, в геогр.-ландшафт. Биол. тесно связана с математикой (испол. тематич. методы: измерение) Биол. связана с философией: биол. дает материал для филосов. знаний (биолог. картина мира). Учит. биолог. необходим. представлять, что знает уч-ся по др. предметам: - Для того, чтобы более глубоко сформировать биолог. понятия; бля того, чтобы создать опорные знания; - знан. уч-ся по др. предм. явл. мотивом для побужден. познав. деятельности.; - межпред. знан. нужны для активиз. познават. деят-сти. Отдел Растений (Битаника) Ботан. испол. знания из природоведения (о сост возд) Испол. хорошо знания из географ., где изуч. почва, раст. разных геогр. зон (пустыни….) Раздел живот – также широко опирается на природоведение. Природовед – знание о кислороде при изучение дыхания. Из физики исполь. знания о законах выталкивания тел из жидкости. Из географ – различ. материки, зоны раст. Особо тесные связи с физ. и хим. Движение крови по сосудам, газообмен. Общая биол. – также треб. опред. объем знаний из физики. Спектры света. При изучении генетики необходимо предст. о радиоактив, ренген лучах. Общая биология связана с хим. – изучен хим законов. Виды межпредметных связей. 2 классифик.: 1 классиф.–гр. внутрицекловые (с физкой, хим, геогр.);-гр. межцикловые (межпредмет. связи с историей, труд. обучением) 2 классиф.Опирается на содержание, формы и методы обучения биол. :1гр. – организационно-методичекие (отражают особенности позноват. деятельности, хар-ные для др. предметов) репродуктивные, поисковые творчес. межпред. связи. –2 гр. содержательно-информацион.: -фактичесие межпред. связи; -понятийные; - теоретич. межпред. св. Формы реализации межпред связи: -урок на межпред основе (бинарные, т.е. двойные уроки – провод 2уч.); - экскурсии (ботаника-геогр. экскурсия ); - конференции (напр: физика и химия гидробионтов); комплексные семинары (тема: охрана воздуш. среды; требуется пресутствие многих учителей) ; - интегриров. учеб. день или учебная неделя в школе). Включает в себя целую серию связанных между собой уроков с единой проблемой. (Провод-ся в 1 классе)

14. Биологические экскурсии и их роль в преподавании биологии.Школьная экскурсия — форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познаватель­ной целью при передвижении от объекта к объекту в их естествен­ной среде или искусственно созданных условиях, по вы

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...