Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Межпредметные связи школьного курса биологии.СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Средства обучения — разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения. Выделяют основные и вспомогательные средства обучения. Можно выделить три основных вида средств обучения: натуральные объекты и процессы, изобразительные заместители реальных объектов и процессов, словесные средства. Выделение этих трех видов соответствует стадиям развития мышления. На первой стадии ведущим является наглядно-действенное мышление, которое осуществляется в конкретной ситуации в процессе непосредственных практических действий с реальными объектами. На второй стадии преобладает наглядно-образное мышление, которое позволяет решать задачи на основе использования не реальными предметами, а образами восприятий и представлений, накопленными опытом учащихся. На третьей, высшей, стадии ведущая роль в мыслительной деятельности принадлежит отвлеченному, абстрактно-теоретическому мышлению. Оно выступает здесь в форме отвлеченных понятий и рассуждений, в вербальной форме, в форме слова. Натуральные, объекты — это микропрепараты, организмы живые или фиксированные, большие или маленькие и надорганизменные биосистемы (лес, озеро и пр.), с которыми ученики знакомятся непосредственно на уроке или во время экскурсии. Реальные свойства изучаемых объектов могут восприниматься зрением, органами обоняния, слуха, осязания. Изобразительными, заменителями реальных объектов и процессов являются таблицы с изображением, например, строения клетки, организмов. Сюда же относятся схемы, фотографии и материализованные модели разных объектов и процессов (например модель ДНК, модель работы сердца.) Как особая группа изобразительных выступают компьютерные мультимедийные (многоканальные) средства обучения. Словесные средства — это книга, в том числе учебник, слово учителя, программное обеспечение для работы с компьютером (видеокадры, модели, программы действий и контроля за достижениями), тесты и рабочие тетради. Наглядность является необходимым средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Термином «наглядность» обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения биологии. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие «средство наглядности» очень близко по содержанию с понятием «наглядное пособие», но значительно шире по объему. Так, например, опыт по испарению, телепередача, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями. Наглядные пособия — это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие биологическое содержание изучаемых предметов и явлений — основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование — вспомогательные. К средствам обучения, помогающим повысить эффективность наглядного обучения, относятся технические средства обучения (приборы и реактивы, нужные для выполнения практических и демонстрационных работ, телевизор, компьютер, магнитафоны, видиетехника).Все эти средства обучения имеют преимущество перед обычными печатными пособиями, так как позволяют показать изучаемые явления и процессы во всех стадиях и в нужной последовательности. Использование телевидения для обучения биологии во многом расширило возможности изучения живой природы на уроке в условиях класса. С внедрением в школу компьютеров позволяет учащимся самостоятельно осваивать учебное содержание, иллюстрировать его виртуальными примерами природных явлений и контролировать степень усвоения знаний. К сожалению, пока еще не все школы страны имеют компьютерные классы. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других форма обучения биологии. 25. УМК в современном биол.образованииОдна из отличительных особенностей соврем. обучения биологии – это то, что учит. работает не просто по отдельным учебникам, а по учебно-методическим комплексам. Это определяет минимальное содержание биол. образования и требов. к уровню подготовки учен. в сред. школе. Минист. образов. рекомендует в школах России испол. 4 варианта УМК Все 4 варианта УМК созданы на основе авторских программ по биологии: - под руковод. акад. Захарова (Биология). Изучается с 5-11 класс; - под руковод. акад. Пономаревой (Санкт-Петербург) Программа наз. Биология; - под руковод. Пасечникова; вариант основан на базе курса «Естествознание» (5,6,7 кл.) В 8,9,10,11 кл. ученики приступают у изучению Биологии. Под рук. проф. Хрипкова. Все варианты программ и УМК имеют особенности, в них заложены опред. идеи содержательного и дидактического характера. Программа по биологии и УМК под руков. Захарова построен на основе уровневой организации живой природы. При этом общая биол. изучается 2 раза: в 9 кл. – 1год; 10-11 кл. – 2 года.Каждый УМК – это не только учебники, это и рабочая тетрадь для ученика; лабор. практикум; дидактич. иатериалы; методика проведения уроков для учителя по темам и разделам. Построение программы Сонина, программа основана на дидукции, идея организма. Организация как целостность системы. 5кл. – «Природоведение», 6кл. – «Биология: живой организм», 7кл. – «Разнообразие живых организмов», 8кл. «Человек и его здоровье», 9кл. «Общая биология», 10-11кл. – «Биология: Общие закономерности». Подготовка учителя к уроку. Проведение каждого урока — это большой творческий труд, успех которого зависит от тщательной подготовки. Она начинается с осмысления того, каким будет урок, какие цели обучения он будет реализовывать. Подготовка к уроку включает отбор учебного материала, определение методов, типа и структуры урока, подготовку наглядных пособий и составления плана или конспекта. В основе реализации плана — безусловное владение учителем научным содержанием урока. Подготовка учителя к уроку состоит из нескольких этапов:1)определение места данного урока в системе уроков курса и темы с учетом программы, перспективного и тематического плана, отражения вертикальных (перспективные и ретроспективные) и горизонтальных внутрипредметных связей, связей с другими уроками и предметами (географией, химией и др.);2)обстоятельное ознакомление с объемом и содержанием информации учебника, соотнесение ее с обязательным минимумом и требованиями, выдвигаемыми перед школой по данному курсу биологии; 3)выбор типа урока, отражение его структуры, выделение главной дидактической задачи, отбор материала из обильной научной информации и определение вопросов воспитания и развития учащихся; 4)изучение методической литературы по теме урока и творческое осмысление прочитанного;5)подбор или разработка дидактического материала, наглядных пособий, тестов, заданий, литературы для внеклассного чтения;6)отбор нужных объектов, составление инструкции для самостоятельного выполнения учащимися лабораторных или практических работ;7)указание фамилий учеников для проверки домашнего задания:8)определение хода урока и времени, которое отводится на его части:9)составление плана или конспекта урока. Планирование учебно-воспитательного процесса.Основная задача планирование во всех его формах – это своевременное и равномерное изучение материала по биологии. Планирование позволяет организовать учебно-воспитательный процесс, сделать его управляемым, а не стихийным. Планирование уч.-восп. процесса: - поурочное (по расписанию); - перспективное (учитель должен предоставить уч.-восп. процесс от начала до конца года): годовое) и календарно-тематическое (утверждается адменистрацией) Тематич. планир. позволяет обьединить весь разнооб. материал, котор. изучается на уроках в единое целое систем . Тематич. планир обеспечив. формирование на уроках понятий в их системе. В тематич. планир. включ. все уроки по каждой теме или все уроки из разных тем, котор должны быть проведены 1 четвер , полугодие или всего учебного года. Поурочное планирование - предполагает подготовку и планирование очередного ближайшего урока, цели и задачи урока, основные этапы урока, средства обучения урока, конец урока и дом. задание, написание: 1. плана урока, 2. плана конспекта урока, 3. конспекта урока, 4. модели урока, 5. проекта урока. Требование к написанию плана урока:1. Обязательно должна быть указана тема урока. 2. Определяются задачи урока Задачи разделяются на 3 группы : - образовательные задачи- формируются усвоения знаний и программного материала.-развивающиеся задачи –направлены на развития мысленного процесса ученика ( умение анализировать, обобщать, сравнивать)- воспитательные задачи – связана с изменением личности (эстетич. воспитание, экологич., гигиеническое ) 3. Методы и приемы. Сущест. 3 вида методов: 1. Словесные, 2 Наглядные, 3. Практические (обьяснительно-иллюстрированые, поисковые методы) 4. Оборудование: различные таблицы,учебные картины, оборудование для лабор. работ. План урока — это краткое отображение содержания и хода урока. Конспект урока — наиболее подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность и учителя, и учащегося. В конспекте в отличие от плана отражается весь ход урока, излагается подробное содержание учебного материала, вопросы для контроля знаний, умений и отношений. В конспекте также представлены модельные ответы учащихся, приводятся рисунки и схемы, формулировки для записи в ученических тетрадях и пр. Указывается методическая и биологическая литература, использованная в ходе подготовки к уроку. Форма написания конспекта не имеет каких-либо регламентации по его оформлению. Однако опыт работы учителей показывает, что в конспекте полезно оставлять большие поля для различных замечаний по ходу урока (вопросы к ученикам, термины, даты, наглядные пособия и пр.), использование цветных фломастеров (например, красным цветом выделять вопросы, а зеленым — нужное по ходу урока наглядное пособие) поможет лучше ориентироваться в конспекте. Ход урока: 1. Организационный момент,2. Проверка дом. задания, 3.Актуализация. 4. Изучения нового материала, 5. Закрепление материала, 6. Обобщение и систематизация, 7.Информация о дом. задание. 26. Роль школьной биологии в эколог. воспитании уч-сяЭкологическое воспитание — это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Экологическая культура — важнейшая часть общей культуры, проявляющаяся в духовной жизни и поступках, это особое качество личности осознавать непреходящую ценность жизни, природы и проявлять активность в их защите.Экологический материал школьного предмета разнообразен многоаспектен и входит во все учебные курсы биологии. Это помогает ученикам осознать гармоническую сущность природы, механизм ее функционирования и понять, как легко можно нарушить существующие естественные взаимосвязи. В этих целях особенно важно усвоение таких экологических понятий, как взаимозависимость организма и среды, смена природных сообществ, смена биогеоценозов, устойчивость экосистем, биосфера и особенно человек как экологический фактор.Однако следует помнить, что воспитательное значение имеют не только примеры отрицательного действия человека в природе, что нередко наблюдается в массовой практике обучения и методических рекомендациях для учителя. Безусловно, обращая внимание учащихся лишь на неблаговидную роль человека в природе, можно достигнуть определенных целей экологического воспитания, но это может привести и к неправильным, односторонним выводам о практической деятельности человека в природе. Поэтому надо всесторонне рассматривать вопросы природопользования. При правильном осмыслении примеров действия антропогенных факторов у школьников формируются истинная оценка реальной действительности, готовность к участию в созидательной работе, установки на рациональное природопользование. Большое воспитательное значение имеет экологический материал о смене природных сообществ (курс 6 класса), а также о смене биогеоценозов и их устойчивости (курс общей биологии). В ходе образования и развития этих понятий школьники не только получают представление о смене сообществ, но и узнают о том, как совершается данный процесс. Следовательно, можно проанализировать его причины, в том числе внезапные (катастрофические), обусловленные деятельностью человека. Очень нагляден пример зарастания лесной гари, так как обсуждаются вопросы бережного отношения к природным ресурсам, причины гибели леса и возможности восстановления разрушенного биогеоценоза. Для осуществления экологического воспитания большое значение имеют материалы о сложности взаимодействий между популяциями, видами в больших и малых экосистемах, о продуктивности и устойчивости биосферы, об экологическом равновесии в биосистемах, о живом веществу, о биологическом разнообразии. Изучение этих вопросов развивает школьников осознание ценности жизни, значения ее разнообразия дляприроды и человечества, позволяет раскрыть принципы рационального природопользования: поддержание определенной численности населения биогеоценозов, сохранение большого видового разнообразия в них, сохранение среды обитания и пр. Такие сведения помогают школьникам понять возможности экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой природе. Формы: экскурсии, дискуссии, семинары. Уголок живой природы в школе. Уголок живой природы дополняет кабинет биологии. В нем размещают и содержат живые объекты кабинета. В уголке живой природы находятся только те растения и животные, которые необходимы для лабораторных работ, опытов и наблюдений, предусмотренных учебной программой по биологии в 6 —11 классах, программами внеклассной работы по биологии. Для уголка живой природы отводят специальное помещение площадью от 15 до 18 м2. Лучше, чтобы его окна выходили на юг или юго-восток. Наличие в школе уголка живой природы содействует реализации задач обучения, развития и воспитания учащихся. В первую очередь в уголок живой природы подбирают объекты, необходимые для использования в учебном процессе. Следовательно, уголок выполняет учебные задачи. Здесь учащиеся ставят опыты с живыми объектами, наблюдают за ними. Длительные наблюдения за растениями и животными способствуют развитию исследовательских умений; школьники на практике убеждаются в большом разнообразии живой природы. Под руководством учителя дети ухаживают за растениями и животными, проводят наблюдения за ними, составляют карточки по уходу и содержанию объектов в живом уголке. В процессе работы с живыми объектами у учащихся формируются трудовые умения и навыки, воспитывается культура труда по уходу за растениями и животными, прививаются навыки бережного отношения к объектам природы. Содержание и размещение животных в уголке живой природы должны соответствовать биологическим и санитарно-гигиеническим нормам. В ботаническом отделе уголка содержатся главным образом домашние (комнатные) растения, обеспечивающие живой наглядностью уроки биологии, внеурочную и внеклассную работу. Среди высших растений есть папоротниковидные, моховидные; низшие растения представлены водорослями пресных водоемов. Среди цветковых есть травянистые и древесные, кустарники; цветущие в домашних условиях и нецветущие. В зоологическом отделе уголка содержат мелких животных, которые не требуют сложного ухода: среди беспозвоночных — простейшие — амебы, инфузории-туфельки, сувойки и др.; многоклеточные — дождевые черви, моллюски, ракообразные (циклопы, дафнии, мелкие речные раки); насекомые — пауки, дрозофила, палочники и др.; среди позвоночных — рыбы, тритоны, жабы, черепахи, ящерицы, волнистые попугайчики, хомяки, белки, морские свинки, мыши. Все объекты уголка живой природы оснащаются этикетками и паспортами. Требования к подбору объектов для уголка живой природы. При подборе объектов для кабинета в первую очередь учитывается, насколько они необходимы для учебного процесса. Объекты в живом уголке представлены растениями и животными. В подборе растений можно руководствоваться следующими объектами: 1.комнатные растения с декоративными формами; 2.дикорастущие травянистые (семенные и споровые); 3. растения, размножаемые семенами, корнями, черенками побегов, листьями, клубнями и луковицами; 4. ветки деревьев и кустарников (в безлистном и облиственном состоянии). Таким образом, состав обитателей живого уголка и работа в нем способствуют совершенствованию знаний об объектах живой природы, развивают учащихся, учат наблюдать, формируют познавательные интересы и эстетические вкусы, ориентируют на выбор биологических профессий, вырабатывают волевые качества и трудовые навыки по уходу за живыми объектами, умения работать в группе.
Зарождение МОБ в РОССИИ Становление методики обучения биологии можно проследить с глубокой древности. Это связано с освоением условий окружающей среды, развитием ботаники и зоологии, практическими знаниями и наблюдениями природы, которые накапливались веками. Вопросы относительно природных явлений с давних пор включались в содержание образования. Об этом свидетельствует история школьного естествознания в нашей стране. На первых этапах содержание школьного естествознания было далеко от науки, имело религиозную направленность. Первоначальные представления о природе на Руси получали из Библии и рукописной литературы преимущественно духовного содержания. На Руси в Средние века школы создавались, как правило, при церкви или монастыре. Наряду с грамматикой и риторикой в ней преподавали математику и физику. Предмет под названием «Физика» рассматривал вопросы естественной философии. На уроках обсуждались положения натуралистического порядка — строение земли и неба, различные метеорологические явления, свойства предметов неживой природы, например минералов, свойства растений, животных и человека. Одна из первых книг ХV в. по которой обучали детей на Руси, — сборник рассказов «Физиолог» о реальных и реальных фантастических животных, Этот труд был создан во II—III вв. н.э. на основании античных и восточных источников. В Средние века в России и других странах в качестве учебника был популярен «Шестоднев» — сочинение епископа Василия Великого (ок. 330—379 гг.). В нем автор изложил принципы христианской космологии (библейский рассказ о сотворении мира), дал отдельные пояснения натуралистического плана и привел географические, зоологические и ботанические сведения о разнообразии животных, растений, об их свойствах «Толковая Палея», составленный из различных сочинений религиозного характерами произведений античных писателей — Аристотеля, Оппиана и др. В XVI в. в Россию попадает переведенная с латинского на русский язык книга «Луцидариус». Широкое распространение получили «Азбуковники» и «Афавиты» как учебники и книги для чтения, особенно в XVI - XVIIвв. В них в алфавитном порядке размещались сведения «обо всем», в том числе по естествознанию. В качестве источника использовались книги «Физиолог» и «Толковая Палея». Значительный интерес для России XVIII в. представлял труд «Зерцало естествозрительное», изданный в Москве в июле 1713г. по заказу и на средства купца Ивана Короткого. Сочинение (на 218 страницах) представляло собой курс естественной философии для учащихся старших ступеней школы. Оно включало сведения о строении Вселенной, неорганических веществах, растениях, животных и человеке. Курс излагался с позиций философии Аристотеля, но знания о природе были очень поверхностны и перемешаны с вымыслом, суевериями и фантазиями. Такое мистико-символическое объяснение природных явлений свидетельствовало о средневековом уровне мышления. Таким образом, в России вплоть до XVIII в. натуралистическое просвещение основывалось на устаревших средневековых и древних источниках. Вместе с тем уже в XVII в. начинают проявляться изменения в общественно-экономическом развитии. Государство испытывало острую потребность в грамотных специалистах. В конце XVII — начале XVIII в. создаются первые светские школы, дававшие начальные практические знания, необходимые в обстановке реформ. Помимо обучения грамоте и счету школьники получали сведения и по естествознанию, что обеспечивало профессиональную подготовку, необходимую для геологических изысканий, исследования недр, организации различных промышленных производств. В 1724г. Петр основал Петербургскую Академию наук. Естествознание как учебный предмет впервые вводится в школу России только в конце XVIII — в период реформирования народного образования в 1782—1786 гг. Тогда же в1783 г. была, открыта первая учительская семинария для подготовки учителей К работе над учебником по естествознанию был приглашен Василий Федорович Зуев В 1786 г без указания имени автора вышел первый отечественный учебник естествознания под названием «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Вторым». Можно считать, что с этого года началась история отечественной методики преподавания биологии. В. Ф. Зуеву пришлось решать все основные методические задачи преподавания впервые вводимого предмета (отбор учебного содержания, его структура, стиль изложения), реализовывать цели обучения в соответствии с запросами общества, определять методы и средства обучения. Названный учебник состоит двух частей и разделяется на три отдела: «Ископаемое царство» (неживая природа) «Прозябаете царство» (ботаника) и «Животное царство» (зоология). Во времена Зуева растения называли «прозябениями», считалось, что они «промерзают» в зимнее время, отсюда название — «прозябаемое царство». В первой части дается описание земель, камней, солей, горючих веществ, полуметаллов и окаменелостей. Ботаническая часть начинается кратким очерком о жизни и строении растений, здесь упоминается и об их «клеточном» строении, затем следует научное описание отдельных представителей растительного царства. Интересно, что в основу разделения растений на группы положена не господствующая в то время система Линнея, а группировка растений по их практической значимости для человека:вначале характеризуются деревья и кустарники, далее «цветки», т.е. некоторые садовые и дикорастущие цветковые растения, затем огородные растения («огородная зелень»), культурные злаки («нивянная зелень») и луговые растения («луговая зелень»), в конце приводятся краткие сведения о мхах, папоротниках, лишайниках и грибах Зоологическая часть также излагается в научном плане, при этом ведется очень живой рассказ об отдельных животных с элементами описания их образу жизни и повадок. В книге даются сведения о строении тела чёловека. О человеке B. Ф.Зуев пишет: «По строению тела человек —подобное прочим зверям животное». В учебнике хорошо выражен преимущественный интерес к местному материалу, хотя есть сведения и о некоторых представителях, распространенных в других регионах Земли. Всего в учебнике дано описание 148 растений и 157 животных. Этот текст читается легко, так как изложен простым языком с привлечением интересного биологического и практического (прикладного) материала. Необходимо также подчеркнуть, что Зуев сумел включить в школьный учебник наряду с морфологией и систематикой большой фактический материал об экологии растений и животных, окружающей среде и бережном отношении к растениям и животным, т.е. сведения из области экологической науки, которая находилась в то время лишь на первоначальном этапе своего развития. Выполняя заказ общества, Зуев в монографические описания растений и животных включает материалы практического значения. Например, описывая березу, он сообщает, как изготовить хороший деготь, на примере липы — как приготовить из нее мочало, даёт совет, что лучше всего из липы делать ложки для еды что она хороша для посадки в аллеях. Такой сильно выраженный практический материал, полезный для человека, тогда был очень важен, так как показывал большую роль естественно-научной грамотности для человека в его повседневной и трудовой жизни. Учебник В. Ф. Зуева «Начертание естественной истории...>> стал основным и единственным пособием для учеников и учителя по изучению природы. Содержание учебника, стиль его изложения по праву заслужили высокую оценку ученых (современников автора) и методистов наших дней. Данный учебник явился одновременно и первой программой по естествознанию в школе, и первым методическим пособием В нем есть ряд указаний о том, как осуществлять процесс преподавания (автор рекомендует строить уроки в виде бесёды) какие использовать средства наглядности, как организовать предметный кабинет. В. Ф. Зуев пишет: «При обсуждении какой-либо вещи учитель показывает оную в натуре или, по крайней мере, на картине, почему при каждом народном училище в сем классе нужно стараться иметь таковых собрание, которые в натуре, которые в рисунках». Ученым был издан зоологический атлас, составленный из 57 отдельных таблиц на плотной бумаге форматом в1/2 печатного листа. Эти таблицы широко использовались в отечественной школе на протяжении более 40 лет. Учебник Зуева переиздавался несколько раз, но им пользовались недолго. Однако его роль в образовании была очень велика, ибо он содействовал развитию научного мировоззрения, способствовал применению знаний в практической жизни (т. е. готовил учащихся к жизни), развивал интерес к биологическим знаниям, знакомил с экологическими особенностями организмов, живущих в разных условиях, с повадками животных, убеждал в необходимости бережного отношения к натуральным объектам окружающей среды 29. Современные педагогические технологии в обучении биологии (примеры). 1. Пед. технология – как вариант программированного обучения или обучения с помощью технических средств. В любой техники есть: 1. Планирование обучения. 2. Программирование обучения (строгая последовательность в действиях учителя). 3. Предполагается такие действия учителя кот. гарантируют успех. Пед. технология – упорядочная система действий выполнения которых приводит к гарантированному достижению педагогической целей. 2 Техника обучения.-представляет собой упорядочную деятельность учителя и ответную деятельность учащихся с учетом содержания предмета биологии и интеллектуальных возможностей учащихся. Отлич. от методики обучения: 1. Технология обучения отвечает не только на вопросы: Кого учить?, Как учить?, Зачем учить?, Как учить результативно?. 2. Методика имеет слабую психол. и общую дидактическую основу педагог. поцесса. СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Средства обучения — разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения. Выделяют основные и вспомогательные средства обучения. Можно выделить три основных вида средств обучения: натуральные объекты и процессы, изобразительные заместители реальных объектов и процессов, словесные средства. Выделение этих трех видов соответствует стадиям развития мышления. На первой стадии ведущим является наглядно-действенное мышление, которое осуществляется в конкретной ситуации в процессе непосредственных практических действий с реальными объектами. На второй стадии преобладает наглядно-образное мышление, которое позволяет решать задачи на основе использования не реальными предметами, а образами восприятий и представлений, накопленными опытом учащихся. На третьей, высшей, стадии ведущая роль в мыслительной деятельности принадлежит отвлеченному, абстрактно-теоретическому мышлению. Оно выступает здесь в форме отвлеченных понятий и рассуждений, в вербальной форме, в форме слова. Натуральные, объекты — это микропрепараты, организмы живые или фиксированные, большие или маленькие и надорганизменные биосистемы (лес, озеро и пр.), с которыми ученики знакомятся непосредственно на уроке или во время экскурсии. Реальные свойства изучаемых объектов могут восприниматься зрением, органами обоняния, слуха, осязания. Изобразительными, заменителями реальных объектов и процессов являются таблицы с изображением, например, строения клетки, организмов. Сюда же относятся схемы, фотографии и материализованные модели разных объектов и процессов (например модель ДНК, модель работы сердца.) Как особая группа изобразительных выступают компьютерные мультимедийные (многоканальные) средства обучения. Словесные средства — это книга, в том числе учебник, слово учителя, программное обеспечение для работы с компьютером (видеокадры, модели, программы действий и контроля за достижениями), тесты и рабочие тетради. Наглядность является необходимым средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Термином «наглядность» обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения биологии. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие «средство наглядности» очень близко по содержанию с понятием «наглядное пособие», но значительно шире по объему. Так, например, опыт по испарению, телепередача, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями. Наглядные пособия — это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие биологическое содержание изучаемых предметов и явлений — основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование — вспомогательные. К средствам обучения, помогающим повысить эффективность наглядного обучения, относятся технические средства обучения (приборы и реактивы, нужные для выполнения практических и демонстрационных работ, телевизор, компьютер, магнитафоны, видиетехника).Все эти средства обучения имеют преимущество перед обычными печатными пособиями, так как позволяют показать изучаемые явления и процессы во всех стадиях и в нужной последовательности. Использование телевидения для обучения биологии во многом расширило возможности изучения живой природы на уроке в условиях класса. С внедрением в школу компьютеров позволяет учащимся самостоятельно осваивать учебное содержание, иллюстрировать его виртуальными примерами природных явлений и контролировать степень усвоения знаний. К сожалению, пока еще не все школы страны имеют компьютерные классы. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других форма обучения биологии. 25. УМК в современном биол.образованииОдна из отличительных особенностей соврем. обучения биологии – это то, что учит. работает не просто по отдельным учебникам, а по учебно-методическим комплексам. Это определяет минимальное содержание биол. образования и требов. к уровню подготовки учен. в сред. школе. Минист. образов. рекомендует в школах России испол. 4 варианта УМК Все 4 варианта УМК созданы на основе авторских программ по биологии: - под руковод. акад. Захарова (Биология). Изучается с 5-11 класс; - под руковод. акад. Пономаревой (Санкт-Петербург) Программа наз. Биология; - под руковод. Пасечникова; вариант основан на базе курса «Естествознание» (5,6,7 кл.) В 8,9,10,11 кл. ученики приступают у изучению Биологии. Под рук. проф. Хрипкова. Все варианты программ и УМК имеют особенности, в них заложены опред. идеи содержательного и дидактического характера. Программа по биологии и УМК под руков. Захарова построен на основе уровневой организации живой природы. При этом общая биол. изучается 2 раза: в 9 кл. – 1год; 10-11 кл. – 2 года.Каждый УМК – это не только учебники, это и рабочая тетрадь для ученика; лабор. практикум; дидактич. иатериалы; методика проведения уроков для учителя по темам и разделам. Построение программы Сонина, программа основана на дидукции, идея организма. Организация как целостность системы. 5кл. – «Природоведение», 6кл. – «Биология: живой организм», 7кл. – «Разнообразие живых организмов», 8кл. «Человек и его здоровье», 9кл. «Общая биология», 10-11кл. – «Биология: Общие закономерности». Межпредметные связи школьного курса биологии. Биология проникает в др. науки, пользуется знаниями и умениями этих наук. Связь биол. с химией (суперхимия). Биол. имеет фундамент химич. основы (молек, все тела сост. из в-в). Биол. тесно связана с географией и астрономией: пространственное размещение организма, влияние среды обитания на орг. Связь с геогр.: в биол. есть понятие биогеоценоз, в геогр.-ландшафт. Биол. тесно связана с математикой (испол. тематич. методы: измерение) Биол. связана с философией: биол. дает материал для филосов. знаний (биолог. картина мира). Учит. биолог. необходим. представлять, что знает уч-ся по др. предметам: - Для того, чтобы более глубоко сформировать биолог. понятия; бля того, чтобы создать опорные знания; - знан. уч-ся по др. предм. явл. мотивом для побужден. познав. деятельности.; - межпред. знан. нужны для активиз. познават. деят-сти. Отдел Растений (Битаника) Ботан. испол. знания из природоведения (о сост возд) Испол. хорошо знания из географ., где изуч. почва, раст. разных геогр. зон (пустыни….) Раздел живот – также широко опирается на природоведение. Природовед – знание о кислороде при изучение дыхания. Из физики исполь. знания о законах выталкивания тел из жидкости. Из географ – различ. материки, зоны раст. Особо тесные связи с физ. и хим. Движение крови по сосудам, газообмен. Общая биол. – также треб. опред. объем знаний из физики. Спектры света. При изучении генетики необходимо предст. о радиоактив, ренген лучах. Общая биология связана с хим. – изучен хим законов. Виды межпредметных связей. 2 классифик.: 1 классиф.–гр. внутрицекловые (с физкой, хим, геогр.);-гр. межцикловые (межпредмет. связи с историей, труд. обучением) 2 классиф.Опирается на содержание, формы и методы обучения биол. :1гр. – организационно-методичекие (отражают особенности позноват. деятельности, хар-ные для др. предметов) репродуктивные, поисковые творчес. межпред. связи. –2 гр. содержательно-информацион.: -фактичесие межпред. связи; -понятийные; - теоретич. межпред. св. Формы реализации межпред связи: -урок на межпред основе (бинарные, т.е. двойные уроки – провод 2уч.); - экскурсии (ботаника-геогр. экскурсия ); - конференции (напр: физика и химия гидробионтов); комплексные семинары (тема: охрана воздуш. среды; требуется пресутствие многих учителей) ; - интегриров. учеб. день или учебная неделя в школе). Включает в себя целую серию связанных между собой уроков с единой проблемой. (Провод-ся в 1 классе) 14. Биологические экскурсии и их роль в преподавании биологии.Школьная экскурсия — форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по вы |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |