Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок — основная форма организации учебно-воспитательной работы по биологии.

Урок — это основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом — постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся — по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении. Проведение уроков биологии возможно и «под открытым небом» — на школьном опытном участке, на территории около школы. Каждый урок представляет собой целостную и сложную систему, включающую приобретение учащимися знаний, умений, развитие их ума и мировоззрения, воспитание чувств и личных качеств, осознание себя как личность, формирование отношений к окружающей действительности. Различаются такие типы (виды) уроков: 1) вводные (Урок-беседа. Комбинированный урок. Проблемный урок) –подготовка учащихся к восприятию нового материала; 2) раскрывающие содержание темы (Комбинированный урок. Киноурок. Урок-беседа. Урок лабор. работа. Урок-лекция. Урок-семинар. Игровой урок) 3) заключительные, или обобщающие (Урок-беседа. Урок- конференция. Урок-экскурсия. Урок-беседа. Урок-семинар. Урок –зачет.)

В педагогике общие требования к уроку подразделяют на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К числу дидактических требований, как и ме­тодических, относятся: -четкое определение образовательных задач каждого конк­ретного урока и его места в общей системе уроков; -определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока и с учетом
подготовки учащихся; -выбор рациональных методов, приемов и средств стимули­рования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом
этапе урока, выбор методов, обеспечивающих познавательную ак­тивность, сочетание различных форм коллективной работы на
уроке с самостоятельной деятельностью учащихся. Воспитательные требования к уроку: - четкая постановка воспитательных задач урока, обеспечива­ющих на основе приобретаемых научных знаний по биологии, формирование научной картины мира, эстетического вкуса, тру­долюбия и экологической культуры; -формирование и развитие у учащихся познавательных инте­ресов, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности;-соблюдение учителем педагогического такта. Организационные требования к уроку: - наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования;- четкая организация урока на всех этапах его проведения; - подготовка и рациональное использование различных средств обучения.

 

Подготовка учителя к уроку.

Проведение каждого урока — это большой творческий труд, успех которого зависит от тщательной подготовки. Она начинается с осмысления того, каким будет урок, какие цели обучения он будет реализовывать. Подготовка к уроку включает отбор учебного материала, определение методов, типа и структуры урока, подготовку наглядных пособий и составления плана или конспекта. В основе реализации плана — безусловное владение учителем научным содержанием урока. Подготовка учителя к уроку состоит из нескольких этапов:1)определение места данного урока в системе уроков курса и темы с учетом программы, перспективного и тематического пла­на, отражения вертикальных (перспективные и ретроспективные) и горизонтальных внутрипредметных связей, связей с другими уроками и предметами (географией, химией и др.);2)обстоятельное ознакомление с объемом и содержанием ин­формации учебника, соотнесение ее с обязательным минимумом и требованиями, выдвигаемыми перед школой по данному курсу биологии; 3)выбор типа урока, отражение его структуры, выделение главной дидактической задачи, отбор материала из обильной научной информации и определение вопросов воспитания и развития учащихся; 4)изучение методической литературы по теме урока и твор­ческое осмысление прочитанного;5)подбор или разработка дидактического материала, наглядных пособий, тестов, заданий, литературы для внеклассного чтения;6)отбор нужных объектов, составление инструкции для самостоятельного выполнения учащимися лабораторных или прак­тических работ;7)указание фамилий учеников для проверки домашнего зада­ния:8)определение хода урока и времени, которое отводится на его части:9)составление плана или конспекта урока. Планирование учебно-воспитательного процесса.Основная задача планирование во всех его формах – это своевременное и равномерное изучение материала по биологии. Планирование позволяет организовать учебно-воспитательный процесс, сделать его управляемым, а не стихийным. Планирование уч.-восп. процесса: - поурочное (по расписанию); - перспективное (учитель должен предоставить уч.-восп. процесс от начала до конца года): годовое) и календарно-тематическое (утверждается адменистрацией) Тематич. планир. позволяет обьединить весь разнооб. материал, котор. изучается на уроках в единое целое систем . Тематич. планир обеспечив. формирование на уроках понятий в их системе. В тематич. планир. включ. все уроки по каждой теме или все уроки из разных тем, котор должны быть проведены 1 четвер , полугодие или всего учебного года. Поурочное планирование - предполагает подготовку и планирование очередного ближайшего урока, цели и задачи урока, основные этапы урока, средства обучения урока, конец урока и дом. задание, написание: 1. плана урока, 2. плана конспекта урока, 3. конспекта урока, 4. модели урока, 5. проекта урока. Требование к написанию плана урока:1. Обязательно должна быть указана тема урока. 2. Определяются задачи урока Задачи разделяются на 3 группы : - образовательные задачи- формируются усвоения знаний и программного материала.-развивающиеся задачи –направлены на развития мысленного процесса ученика ( умение анализировать, обобщать, сравнивать)- воспитательные задачи – связана с изменением личности (эстетич. воспитание, экологич., гигиеническое ) 3. Методы и приемы. Сущест. 3 вида методов: 1. Словесные, 2 Наглядные, 3. Практические (обьяснительно-иллюстрированые, поисковые методы) 4. Оборудование: различные таблицы,учебные картины, оборудование для лабор. работ. План урока — это краткое отображение содержания и хода уро­ка. Конспект урока — наиболее подробное и полное изложение содер­жания и хода урока, отражающее совместную деятельность и учи­теля, и учащегося. В конспекте в отличие от плана отражается весь ход урока, из­лагается подробное содержание учебного материала, вопросы для контроля знаний, умений и отношений. В конспекте также пред­ставлены модельные ответы учащихся, приводятся рисунки и схе­мы, формулировки для записи в ученических тетрадях и пр. Указы­вается методическая и биологическая литература, использованная в ходе подготовки к уроку. Форма написания конспекта не имеет каких-либо регламентации по его оформлению. Однако опыт ра­боты учителей показывает, что в конспекте полезно оставлять большие поля для различных замечаний по ходу урока (вопросы к ученикам, термины, даты, наглядные пособия и пр.), использо­вание цветных фломастеров (например, красным цветом выде­лять вопросы, а зеленым — нужное по ходу урока наглядное посо­бие) поможет лучше ориентироваться в конспекте. Ход урока: 1. Организационный момент,2. Проверка дом. задания, 3.Актуализация. 4. Изучения нового материала, 5. Закрепление материала, 6. Обобщение и систематизация, 7.Информация о дом. задание.

26. Роль школьной биологии в эколог. воспитании уч-сяЭкологическое воспитание — это формирование у школьни­ков заботливого, бережного отношения к природе и всему живо­му на Земле, развитие понимания непреходящей ценности при­роды, готовности к рациональному природопользованию, к уча­стию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Экологическая культура — важнейшая часть общей культуры, проявляющаяся в духовной жизни и поступках, это особое качество личности осознавать непреходящую ценность жизни, природы и про­являть активность в их защите.Экологический материал школьного предмета разнообразен многоаспектен и входит во все учебные курсы биологии. Это помогает ученикам осознать гармоническую сущность природы, механизм ее функ­ционирования и понять, как легко можно нарушить существую­щие естественные взаимосвязи. В этих целях особенно важно усвое­ние таких экологических понятий, как взаимозависимость орга­низма и среды, смена природных сообществ, смена биогеоценозов, ус­тойчивость экосистем, биосфера и особенно человек как экологи­ческий фактор.Однако следует помнить, что воспитательное значение имеют не только примеры отрицательного действия человека в природе, что нередко наблюдается в массовой практике обучения и методичес­ких рекомендациях для учителя. Безусловно, обращая внимание учащихся лишь на неблаговидную роль человека в природе, мож­но достигнуть определенных целей экологического воспитания, но это может привести и к неправильным, односторонним выво­дам о практической деятельности человека в природе. Поэтому надо всесторонне рассматривать вопросы природопользования. При правильном осмыслении примеров действия антропоген­ных факторов у школьников формируются истинная оценка ре­альной действительности, готовность к участию в созидательной работе, установки на рациональное природопользование. Большое воспитательное значение имеет экологический мате­риал о смене природных сообществ (курс 6 класса), а также о смене биогеоценозов и их устойчивости (курс общей биологии). В ходе образования и развития этих понятий школьники не только получают представление о смене сообществ, но и узнают о том, как совершается данный процесс. Следовательно, можно проана­лизировать его причины, в том числе внезапные (катастрофичес­кие), обусловленные деятельностью человека. Очень нагляден при­мер зарастания лесной гари, так как обсуждаются вопросы бе­режного отношения к природным ресурсам, причины гибели леса и возможности восстановления разрушенного биогеоценоза. Для осуществления экологического воспитания большое зна­чение имеют материалы о сложности взаимодействий между по­пуляциями, видами в больших и малых экосистемах, о продук­тивности и устойчивости биосферы, об экологическом равнове­сии в биосистемах, о живом веществу, о биологическом разнооб­разии. Изучение этих вопросов развивает школьников осознание ценности жизни, значения ее разнообразия дляприроды и чело­вечества, позволяет раскрыть принципы рационального природо­пользования: поддержание определенной численности населения биогеоценозов, сохранение большого видового разнообразия в них, сохранение среды обитания и пр. Такие сведения помогают школь­никам понять возможности экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой природе. Формы: экскурсии, дискуссии, семинары.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...