Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок — основная форма организации учебно-воспитательной работы по биологии.Урок — это основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом — постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся — по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении. Проведение уроков биологии возможно и «под открытым небом» — на школьном опытном участке, на территории около школы. Каждый урок представляет собой целостную и сложную систему, включающую приобретение учащимися знаний, умений, развитие их ума и мировоззрения, воспитание чувств и личных качеств, осознание себя как личность, формирование отношений к окружающей действительности. Различаются такие типы (виды) уроков: 1) вводные (Урок-беседа. Комбинированный урок. Проблемный урок) –подготовка учащихся к восприятию нового материала; 2) раскрывающие содержание темы (Комбинированный урок. Киноурок. Урок-беседа. Урок лабор. работа. Урок-лекция. Урок-семинар. Игровой урок) 3) заключительные, или обобщающие (Урок-беседа. Урок- конференция. Урок-экскурсия. Урок-беседа. Урок-семинар. Урок –зачет.) В педагогике общие требования к уроку подразделяют на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К числу дидактических требований, как и методических, относятся: -четкое определение образовательных задач каждого конкретного урока и его места в общей системе уроков; -определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока и с учетом
Подготовка учителя к уроку. Проведение каждого урока — это большой творческий труд, успех которого зависит от тщательной подготовки. Она начинается с осмысления того, каким будет урок, какие цели обучения он будет реализовывать. Подготовка к уроку включает отбор учебного материала, определение методов, типа и структуры урока, подготовку наглядных пособий и составления плана или конспекта. В основе реализации плана — безусловное владение учителем научным содержанием урока. Подготовка учителя к уроку состоит из нескольких этапов:1)определение места данного урока в системе уроков курса и темы с учетом программы, перспективного и тематического плана, отражения вертикальных (перспективные и ретроспективные) и горизонтальных внутрипредметных связей, связей с другими уроками и предметами (географией, химией и др.);2)обстоятельное ознакомление с объемом и содержанием информации учебника, соотнесение ее с обязательным минимумом и требованиями, выдвигаемыми перед школой по данному курсу биологии; 3)выбор типа урока, отражение его структуры, выделение главной дидактической задачи, отбор материала из обильной научной информации и определение вопросов воспитания и развития учащихся; 4)изучение методической литературы по теме урока и творческое осмысление прочитанного;5)подбор или разработка дидактического материала, наглядных пособий, тестов, заданий, литературы для внеклассного чтения;6)отбор нужных объектов, составление инструкции для самостоятельного выполнения учащимися лабораторных или практических работ;7)указание фамилий учеников для проверки домашнего задания:8)определение хода урока и времени, которое отводится на его части:9)составление плана или конспекта урока. Планирование учебно-воспитательного процесса.Основная задача планирование во всех его формах – это своевременное и равномерное изучение материала по биологии. Планирование позволяет организовать учебно-воспитательный процесс, сделать его управляемым, а не стихийным. Планирование уч.-восп. процесса: - поурочное (по расписанию); - перспективное (учитель должен предоставить уч.-восп. процесс от начала до конца года): годовое) и календарно-тематическое (утверждается адменистрацией) Тематич. планир. позволяет обьединить весь разнооб. материал, котор. изучается на уроках в единое целое систем . Тематич. планир обеспечив. формирование на уроках понятий в их системе. В тематич. планир. включ. все уроки по каждой теме или все уроки из разных тем, котор должны быть проведены 1 четвер , полугодие или всего учебного года. Поурочное планирование - предполагает подготовку и планирование очередного ближайшего урока, цели и задачи урока, основные этапы урока, средства обучения урока, конец урока и дом. задание, написание: 1. плана урока, 2. плана конспекта урока, 3. конспекта урока, 4. модели урока, 5. проекта урока. Требование к написанию плана урока:1. Обязательно должна быть указана тема урока. 2. Определяются задачи урока Задачи разделяются на 3 группы : - образовательные задачи- формируются усвоения знаний и программного материала.-развивающиеся задачи –направлены на развития мысленного процесса ученика ( умение анализировать, обобщать, сравнивать)- воспитательные задачи – связана с изменением личности (эстетич. воспитание, экологич., гигиеническое ) 3. Методы и приемы. Сущест. 3 вида методов: 1. Словесные, 2 Наглядные, 3. Практические (обьяснительно-иллюстрированые, поисковые методы) 4. Оборудование: различные таблицы,учебные картины, оборудование для лабор. работ. План урока — это краткое отображение содержания и хода урока. Конспект урока — наиболее подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность и учителя, и учащегося. В конспекте в отличие от плана отражается весь ход урока, излагается подробное содержание учебного материала, вопросы для контроля знаний, умений и отношений. В конспекте также представлены модельные ответы учащихся, приводятся рисунки и схемы, формулировки для записи в ученических тетрадях и пр. Указывается методическая и биологическая литература, использованная в ходе подготовки к уроку. Форма написания конспекта не имеет каких-либо регламентации по его оформлению. Однако опыт работы учителей показывает, что в конспекте полезно оставлять большие поля для различных замечаний по ходу урока (вопросы к ученикам, термины, даты, наглядные пособия и пр.), использование цветных фломастеров (например, красным цветом выделять вопросы, а зеленым — нужное по ходу урока наглядное пособие) поможет лучше ориентироваться в конспекте. Ход урока: 1. Организационный момент,2. Проверка дом. задания, 3.Актуализация. 4. Изучения нового материала, 5. Закрепление материала, 6. Обобщение и систематизация, 7.Информация о дом. задание. 26. Роль школьной биологии в эколог. воспитании уч-сяЭкологическое воспитание — это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Экологическая культура — важнейшая часть общей культуры, проявляющаяся в духовной жизни и поступках, это особое качество личности осознавать непреходящую ценность жизни, природы и проявлять активность в их защите.Экологический материал школьного предмета разнообразен многоаспектен и входит во все учебные курсы биологии. Это помогает ученикам осознать гармоническую сущность природы, механизм ее функционирования и понять, как легко можно нарушить существующие естественные взаимосвязи. В этих целях особенно важно усвоение таких экологических понятий, как взаимозависимость организма и среды, смена природных сообществ, смена биогеоценозов, устойчивость экосистем, биосфера и особенно человек как экологический фактор.Однако следует помнить, что воспитательное значение имеют не только примеры отрицательного действия человека в природе, что нередко наблюдается в массовой практике обучения и методических рекомендациях для учителя. Безусловно, обращая внимание учащихся лишь на неблаговидную роль человека в природе, можно достигнуть определенных целей экологического воспитания, но это может привести и к неправильным, односторонним выводам о практической деятельности человека в природе. Поэтому надо всесторонне рассматривать вопросы природопользования. При правильном осмыслении примеров действия антропогенных факторов у школьников формируются истинная оценка реальной действительности, готовность к участию в созидательной работе, установки на рациональное природопользование. Большое воспитательное значение имеет экологический материал о смене природных сообществ (курс 6 класса), а также о смене биогеоценозов и их устойчивости (курс общей биологии). В ходе образования и развития этих понятий школьники не только получают представление о смене сообществ, но и узнают о том, как совершается данный процесс. Следовательно, можно проанализировать его причины, в том числе внезапные (катастрофические), обусловленные деятельностью человека. Очень нагляден пример зарастания лесной гари, так как обсуждаются вопросы бережного отношения к природным ресурсам, причины гибели леса и возможности восстановления разрушенного биогеоценоза. Для осуществления экологического воспитания большое значение имеют материалы о сложности взаимодействий между популяциями, видами в больших и малых экосистемах, о продуктивности и устойчивости биосферы, об экологическом равновесии в биосистемах, о живом веществу, о биологическом разнообразии. Изучение этих вопросов развивает школьников осознание ценности жизни, значения ее разнообразия дляприроды и человечества, позволяет раскрыть принципы рационального природопользования: поддержание определенной численности населения биогеоценозов, сохранение большого видового разнообразия в них, сохранение среды обитания и пр. Такие сведения помогают школьникам понять возможности экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой природе. Формы: экскурсии, дискуссии, семинары. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |