Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биология как наука и как учебный предмет в школе.

Биология как наука в настоящее время представляет собой весь­ма сложный, разветвленный и многослойный комплекс (целост­ную систему) различных областей, уже имеющих статус самосто­ятельных наук о живой природе, — фундаментальных и приклад­ных, теоретических и практических, которые влияют на многие стороны материальной и духовной жизни общества. Это ботаника, зоология, генетика, экология, физиология, учение об эволюции, анатомия, мик­робиология, биогеография, гигиена, медицина, растениеводство, животноводство, биотехнология, биоэтика, биоэстетика и др. Процесс дифференциации биологии, связанный с накопле­нием новых знаний, с открытиями, сделанными на стыке биоло­гии с другими науками, возникновением новых направлений в уже существующих научных отраслях биологии, которые обуслов­лены развитием идей молекулярной биологии, генетики, эколо­гии, а также с использованием методов математики и кибернети­ки, следует одновременно с процессом интеграции. В связи с этим биологические понятия чрезвычайно разнообразны. С развитием биологической науки они совершенствуются, их содержание пе­реосмысливается, конкретизируется, углубляется. Объем знаний и опыта, накопленных биологической наукой, велик, многозначен и постоянно расширяется. Но для содержа­ния школьного образования отбирается только тот материал, ко­торый ученики обязательно должны знать, уметь применять в своей жизни. Главный принцип отбора научного содержания для изуче­ния в школе — это соответствие всех элементов содержания об­щим целям современного образования. В содержание школьной биологии включены факты, поня­тия, закономерности и термины, которые должен знать каждый челове­к, имеющий среднее образование, незави­симо от его специальности. Образованному челове­ку необходимо иметь знания об окружающей живой природе — растениях, животных, микроорганизмах —и собственном орга­низме: строении, функциях и закономерностях индивидуального и исторического развития; группировках и значении растений и животных, и микроорганизмов в природе и народном хозяй­стве. Эти знания выстраиваются в стройную систему при усло­вии объединения их научными понятиями. В школьном предмете биологии имеются последовательно расположенные курсы: ботаника, зоология, анатомия, физиоло­гия и гигиена человека; изучение их завершается курсом общей биологии. Такая система, сложившаяся в средней школе, отражает в основном систему биологических наук и яв­ляется объективной и научной. Последовательность биологических курсов определяется до­ступностью учебного материала учащимся в зависимости от их возраста, подготовки и развития и необходимой преемственностью в содержании. Ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена чело­века представляют взаимно связанные разделы единого учебного предмета — биологии, а не изолированные один от другого курсы. Преподавание курса общей биологии в X—XI классах строится на основе и с учетом знаний, получен­ных учащимися в V— X I классах Содержание биологии в средней школе не может быть тож­дественным содержанию научных дисциплин высшей школы, которые преследуют цель полного освещения современного со­стояния науки. В средней школе основы наук даются в элемен­тарном виде: например, жизнь растений освещается в V классе без раскрытия химизма жизненных процессов, вопросы фило­гении растений и животных даются схематично в V—VII клас­сах и более углубленно — в IX классе. Ориентация общества на демократизацию, гуманизацию, культуросообразность и экологизацию обусловила новые направления в определении целей общего образования. В указанный период школьная биологии как важное звено в общей системе образования была призвана руководствоваться сле­дующими целями обучения: - овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями; -формирование на базе этих знаний научной картины мира; -гигиеническое воспитание и формирование здорового обра­за жизни, способствующего сохранению физического и нравствен­ного здоровья человека; -формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организма­ми, их эволюцию, причины видового разнообразия; - установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, отражение гуманистической значимости природы; - сохранение позитивного опыта процесса обучения биологии, накопленного в отечественной школе. Дидактический принципы Под дидактич. принципами понимают правило и требования, основные идеи которые опред. характер образов. процесса. Принципы: 1. Научность и доступность Научность отражает соответствие школьной биологии уровню достижений биолог. науки. Научность гарантирует истинность знания, его доступность. Достоверность предпологает создание условий для преодоления трудностей, препятствий для освоения биолог. знаний. 2. Единство – обучения, воспитания и развития. Этот принцеп предполагает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития. 3. Систематичность и последовательность. Систематичность отражается в составе и вособом опред. расположении элементов содержания биолог. образования. 4. Фундаментальность – этот принцип ориентирует учителя на изучении в школе основных или базовых знаний. 5. Гуманизация – создания в школе комфортных условий для получения образования. 6. Вариативности – предпологает реализацию одного и того же образования на основе различных методических подходов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...