Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика формирования и развития биологических понятий.

Предмет «Биология», как и любая другая учебная дисциплина средней школы, представляет собой систему понятий, отражаю­щих основы науки. Понятие может выступать как форма мышления и результат познания. Овладение понятием — процесс научного познания, завершающийся переходом от незнания к знанию. Этот процесс проходит ряд стадий. Исходным моментом в познании внешнего мира и образовании понятий служит живое созерцание. Самые абстрактные понятия связаны хотя бы косвенно с ощущениями. Материальный мир яв­ляется источником понятий. Исход­ный путь познания — ощущения, восприятия и представления. Ощущение — это чувственная форма отражения объективного мира. Оно адекватно отражает внешние свойства в виде отдельных сторон и качеств вещей и явлений. Однако ощущения служат ис­ходной ступенью всего процесса познания. На их основе возника­ют восприятия, отражающие целостный образ объекта, совокуп­ность его внешних сторон, т.е. вещь в целом. Восприятие — это начало процесса осмысления ощущений. На основе восприятий возникают представления. Представления — это воспроизведение в сознании человека образов вещи и явлений, полученных ранее в ходе их непосредственного восприятия. Представления — наиболее сложная форма чувственного по­знания. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного взаимодействия с изучаемыми объек­тами, так как представления заключаются во внутренних образах, хранимых в памяти. Представления — это чувственно-наглядный и обобщенный образ, который можно воспроизвести по памяти и мысленно оперировать им. Они являются в известной мере уже обобщениями. Ступень к абстрагированию; служат переходной формой к рациональному познанию. Обобщенные представления образуют понятия, обеспечиваю­щие" выход за пределы чувственного познания объективной ре­альности. Поэтому понятия являются качественно новым уровнем познания. На их основе формируются суждения и умозаключения. Все эти формы мышления связаны между собой. Суждения и умо­заключения обеспечивают оценочный аспект понятий в результате их сравнения и соединения. Переход к формированию понятий, оперирование ими углубляет и расширяет возможности по­знания. Наиболее существенным в формировании понятий явля­ется их развитие В современных условиях обучения в средней школе взаимосвя­зи в системе «ощущения—восприятия — представления—понятия» представлены неоднозначно. Формирование многих биологиче­ских понятий не отражает всего цикла системы познания. Совсем необязательно начинать изучение учебного материала по биоло­гии с живого созерцания, на основе чувственных данных. Многое заменяет образное слово учителя и изобразительная наглядность. Даже на начальном (эмпирическом) этапе изучения предметов и явлений живой природы этапы живого созерцания активно опос­редованы мышлением ученика, его предшествующим познани­ем, опытом. Однако надо помнить, что без предметно-чувствен­ной опоры на натуральный, естественный материал нельзя сфор­мировать ни одного правильного понятия о живом мире. Психологи подчеркивают, что понятия всегда формируются и усваиваются через посредство действий, в процессе, через вклю­чение в познавательную деятельность. Поэтому процесс становле­ния понятий в мышлении школьников представляется как про­цесс постепенного, поэтапного восхождения от предметного, образного отражения явлений к абстрагированию понятий. Этот процесс формирования и развития понятий не сводится к заучива­нию готовых знаний, он реализуется путем активной мыслительной деятельности учащихся Указанный процесс, как отмечалось выше, проходит через ряд этапов овладения понятием (обычно по схеме: восприятие — пред­ставление—понятие—система понятий). При определении дан­ных этапов учитывают возраст учащихся, так как это позволяет установить качественное состояние процесса овладения понятия­ми. Безусловно также важным является содержание изучаемого ма­териала. Если содержание понятия оказывается сложным и не мо­жет быть раскрыто при первоначальном знакомстве, или выведе­ние (определение) понятия осуществляется не на основе генера­лизации, а путем развертывания одного за другим признаков пред­метов и явлений, заключенных в понятии, то процесс формиро­вания понятия растягивается на продолжительное время. В таком случае в характеристике процесса формирования и раз­вития понятий существенна не только систематизация элемен­тарных понятий и представлений. Необходимо пройти этап накоп­ления опорных знаний, на основе которых возможно выведение понятия. Накопление предшествующих (опорных) знаний — это одно из важных условий для определения (выведения) многих биоло­гических, особенно экологических и эволюционных, понятий. Дан­ное обстоятельство послужило основанием для выделения трех этапов в формировании и развитии понятий такого плана: -I этап — накопление, развитие опорных знаний (фактов, соподчиненных понятий) как основных элементов содержания определяемого понятия; -II этап — интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия; -III этап — использование сформированного понятия как целостного знания по пути закрепления и дальнейшего развития (углубление, расширение, взаимослияние с другими или, наобо­рот, отдифференцировка). Указанные этапы являются общими для формирования всех сложных биологических понятий, хотя некоторые из них имеют свою специфику, обусловленную содержательной сутью, местом включения в учебный предмет и гносеологическими особеннос­тями. Таким образом, формирование и развитие биологических по­нятий представляют собой сложный процесс, основой которого является развитие знаний не только в плане: восприятие—пред­ставление— понятие — система понятий, но и как накопление опорных знаний—определение и закрепление понятий—дальней­шее развитие понятий в их системе на базе структуры учебного материала. При этом содержание понятия и его структура имеют большое дидактическое значение. В методической литературе, когда говорят об определении и применении понятий в образовательном процессе, обычно ис­пользуются два выражения: формирование понятий и развитие по­нятий. Словосочетание «формирование понятий» обычно использу­ют, когда идет речь об определении понятия, выведении его дефиниции. Выражение «развитие понятий» фактически отражает пробле­му постепенного обогащения знания и, следовательно, расширяет, углубляет содержание понятия в учебном предмете на том или ином этапе обучения. Развитие биологического понятия может идти
или от простого к сложному, или от конкретного к обобщенно­му, абстрактному. Процесс развития понятия может складываться
поэтапно, каждый раз на качественно новом уровне обобщения,
углубляющем или расширяющем содержание развиваемого поня­тия.

2. Цели и задачи современного биолог. образования.

Новые программы и новые учебники, крупные методические труды и открытия в области методики обучения биологии как науки значительно улучшили подготовку школьников по биологии, по всем основным ее разделам — морфологии, систематике, физио­логии, экологии, цитологии, генетике, молекулярной биологии и эволюционному учению. Однако уже в середине 80-х годов XX в. обнаружилась существенная перегрузка учебного биологического содержания фактами, теориями, терминами и понятиями. Новое содержание предмета излагалось на каждом уроке без перерыва на обобщение и повторение. Многие ученики не успевали осознать и усвоить новый материал. В связи с этим остро встал вопрос об отборе учебного содержания по биологии и его соответствии воз­расту учащихся, о методах, средствах и формах обучения, способ­ствующих усвоению знаний, но без перегрузки учебной деятель­ности в школе и домашней работы по биологии. Понимание противоречий процессов обучения основам совре­менной биологии и познавательной способности учащихся, с одной стороны, привело к существенному сокращению учебного материала до его оптимального уровня, а с другой — способство­вало развитию поиска новых (инновационных) технологий в орга­низации образовательного процесса. Кроме того, по решению Министерства образования Российской Федерации в стране ста­ли вводиться стандарты образования, в том числе стандарт био­логического образования. В нем обозначены содержание учебного предмета на уровне образовательного минимума формирования зна­ний, умений и ценностных отношений. Перед школой была поставлена задача развить у де­тей понимание гуманистических и экокультурных ценностей. Со­временные установки на изучение биологии в школе выявили в методике обучения этому предмету ряд новых проблем и, прежде всего проблемы определения целей обучения биологии в школе, содержания предмета и его структуры. Предстояло переработать принципы и подходы в осуществле­нии биологического образования, а также определить методику достижения поставленных целей с учетом возрастных особенно­стей школьников. В связи с переходом российской школы на 12-летнюю систему образования необходимо изменить сложив­шиеся ранее цели и задачи среднего биологического образования. Они должны быть ориентированы на удовлетворение интересов и потребностей отдельной личности, на ее развитие, формирова­ние мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей. Биология как наука в настоящее время уже не является унитар­ной областью знаний о живой природе, а представляет собой весь­ма сложный, разветвленный и многослойный комплекс (целост­ную систему) различных областей, уже имеющих статус самосто­ятельных наук о живой природе, — фундаментальных и приклад­ных, теоретических и практических, которые влияют на многие стороны материальной и духовной жизни общества. Это ботаника, зоология, генетика, экология, физиология, учение об эволюции, цитология, систематика, биогеоценология, анатомия, морфоло­гия, антропология, этология, палеонтология, эмбриология, мик­робиология, биогеография, гигиена, медицина, растениеводство, животноводство, биотехнология, биоэтика, биоэстетика и др.Объем знаний и опыта, накопленных биологической наукой, велик, многозначен и постоянно расширяется. Но для содержа­ния школьного образования отбирается только тот материал, ко­торый ученики обязательно должны знать, уметь применять в своей Жизни. Главный принцип отбора научного содержания для изуче­ния в школе — это соответствие всех элементов содержания об­щим целям современного образования.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...