Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание учащихся при обучении биологии.

Воспитание — целенаправленное и специально организован­ное влияние воспитателя на воспитанника. Это один из видов деятельности по образованию или преобразованию человека. Воспитание может быть успешным при условии, если оно связано с обучением, приобретением знаний и умений, если оно проводится в системе и развитии взаимодействующих элементов. Правильно осуществляемое воспитание при обучении биологии сформировать у школьников определенную систему ценностных отношений к окружающей действительности, в том чис­ле к природе и роли человека в ней. Сущность воспитания заключается в целенаправленном превра­щении социального опыта в опыт личный, приобщающий человека ко всему богатству человеческой культурыМировоззрение — это целостная система взглядов на окружа­ющий мир, представляющая собой совокупность философских, научных, политических, экономических, правовых, этических, эстетических, биологических и других понятий о месте человека в природе и обществе, характере его отношений к окружающей среде и к самому себе. Мировоззрение включает в свою сферу также убеждения, идеалы, жизненную и научно-теоретическую ориен­тацию, систему взглядов и ценностей, определяющих направле­ние деятельности и отношение к окружающему миру, способы осознания действительности. Сложный состав знаний по курсу 6 класса — многообразие растений, органы цветковых растений и их функции, особенно­сти жизнедеятельности — позволяет рассматривать организм как единое целое и в связи со средой; оценивать значение растений и всего многообразия растительного мира в природе, способность его к развитию. С начала изучения биологии дети приобщаются к научной системе взглядов на окружающий мир, природу, у них закладываются основы материалистического миропонимания. Изучение зоологии раскрывает перед учащимися многообра­зие животного мира в связи с условиями существования (начиная с простейших и кончая млекопитающими). Этот «восходящий по­рядок» в изучении животных, основанный в отечественной шко­ле еще А.П.Богдановым (1862) и А.Я.Гердом (1879), убеждает в историческом, эволюционном развитии животного мира. На при­мере типов и классов животных рассматриваются сложные свой­ства организмов, элементы морфологии, анатомии, физиологии, экологии, выясняется роль животных в природе и значение для человека. Все эти сведения углубляют представления и понятия школьников о живом организме, его целостности, строении и свойствах, приспособленности к условиям обитания и роли в природе. Аналогичным образом материалы курса о человеке углубляют научные знания о свойствах живых организмов. Но в данном курсе школьники познают не только биологические свойства организма человека, но и социальные его особенности. Кроме того, при изу­чении свойств организма человека на примере ряда систем орга­нов (пищеварительной, кровеносной, дыхательной, нервной и др.) обращают внимание на эволюционную продвинутость чело­века по сравнению с другими животными. Таким же значимым для воспитания мировоззрения школьни­ков является материал курса общей биологии. Изучение свойств живой клетки, ее внутриклеточных структур, свойств ДНК, ме­ханизмов биосинтеза, законов наследственности, причин измен­чивости, естественного отбора, обсуждение вопросов приспособ­ленности организмов к среде обитания, коэволюционного разви­тия хищника и жертвы, паразита и хозяина, изучение темы о происхождении жизни, антропогенеза, структурных уровней орга­низации жизни — все это развивает у учащихся материалистическoe миропонимание. Экологическое воспитание — это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к уча­стию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Основ­ной целью экологического воспитания является экологическая культура личности и общества. Экологический материал школьного предмета многоаспектен и входит во все учебные курсы биологии. Это помогает ученикам осознать гармоническую сущность природы, механизм ее функ­ционирования и понять, как легко можно нарушить существую­щие естественные взаимосвязи. В этих целях особенно важно усвое­ние таких экологических понятий, как взаимозависимость орга­низма и среды, смена природных сообществ, смена биогеоценозов, ус­тойчивость экосистем, биосфера и особенно человек как экологи­ческий фактор. Однако, развивая понятие об антропогенном фак­торе, следует помнить, что воспитательное значение имеют не только примеры отрицательного действия человека в природе, что нередко наблюдается в массовой практике обучения и методичес­ких рекомендациях для учителя. Безусловно, обращая внимание учащихся лишь на неблаговидную роль человека в природе, мож­но достигнуть определенных целей экологического воспитания, но это может привести и к неправильным, односторонним выво­дам о практической деятельности человека в природе. Поэтому надо всесторонне рассматривать вопросы природопользования. Большое воспитательное значение имеет экологический мате­риал о смене природных сообществ (курс 6 класса), а также о смене биогеоценозов и их устойчивости (курс общей биологии). В ходе образования и развития этих понятий школьники не только получают представление о смене сообществ, но и узнают о том, как совершается данный процесс. Следовательно, можно проана­лизировать его причины, в том числе внезапные (катастрофичес­кие), обусловленные деятельностью человека. Очень нагляден при­мер зарастания лесной гари, так как обсуждаются вопросы бе­режного отношения к природным ресурсам, причины гибели леса и возможности восстановления разрушенного биогеоценоза, осо­бенно в местах, подверженных заболачиванию. Этот пример слу­жит конкретной основой проведения на уроке воспитательной беседы о бережном и ответственном отношении к природе, о со­блюдении определенных правил общения с ней, о негативной и позитивной роли антропогенного воздействия в природе. Трудовое воспитание.Для методики обучения биологии особенно важно положение о том, что труд является главным в отношениях человека и при­роды. Изучение живой природы направлено на понимание этой специфики труда. Так, в курсе 6 класса учащиеся знакомятся с культурными растениями, приемами их выращивания, ухода за ними, проращивания семян, вегетативного размножения и дру­гих растениеводческих работ; в курсе зоологии школьники полу­чают представление о работе по охране редких и исчезающих ви­дов, выращиванию домашних животных; курс «Человек» знако­мит с вопросами охраны здоровья людей; в курсе общей биоло­гии раскрывается значение трудов ученых-биологов, изучающих законы природы, приемы работы селекционеров и биотехнологов. На этой достаточно фундаментальной основе формируется пред­ставление о том, что труд человека является не только произво­дительным, но и созидательным, интересным и творческим про­цессом В процессе обучения биологии имеется возможность воспиты­вать культуру умственного труда, формировать умение выступать с сообщениями, докладами, использовать наглядные пособия. Культура труда тесно связана с эсте­тическим воспитанием. Эстетическое воспитание— формирование эстетического восприятия явле­ний действительности или произведений искусства, которое вы­ражается в виде переживаний и чувств, вызываемых чем-либо прекрасным или возвышенным. Эстетическое воспитание школь­ников направлено на развитие чувства прекрасного, художествен­ного вкуса, тесно связано с эмоциональным воспитанием. Восприятие красоты природы должно быть связано с ее науч­ным познанием, развитием интереса кприроде, науке, труду, окружающей жизни. Поэтому чрезвычайно важно пробудить в де­тях эстетические чувства, восприимчивость к природе, способ­ность увидеть прекрасное даже в простых природных объектах. В процессе изучения живых объектов школьники могут научиться восприятию красоты «некрасивых» животных или растений, на­пример обыкновенной жабы, гадюки, кобры, паразитических организмов, хищников, жуков (мертвоедов, навозников и др.). Это объясняется тем, что на уроках учитель не только обращает внимание на внешнюю красоту или иной облик, но и постоянно развивает у учащихся умение видеть скрытую красоту и гармо­нию — пропорциональность и изящество форм тела, образ жиз­ни, приспособленность организмов к среде обитания, сложность взаимодействия с другими объектами, со средой и др. Особенно много такого материала в курсе о животных — красота звуков (пение птиц, шум леса), изящество движений, взаимоотношения с детенышами, брачные игры и пр. Этическое воспитаниеявляется теоретической основой нрав­ственного воспитания. Этика (от греч. ethos — обычай) — это об­ласть знаний, объектом которой является мораль (от лат. mores — нравы; moralis — нравственный). Ее цели преобразования мира выражаются в идеях о должном, о добре и зле, в идеалах, мораль­ных принципах и нормах поведения, а также в учении о назначе­нии человека и смысле его жизни. Среди главных задач этического воспитания следует отметить накопление положительного нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения, разумное использование сво­бодного времени, развитие таких качеств, как внимательное от­ношение к людям, порученному делу, честность, принципиаль­ность, дисциплинированность, чувство чести и долга, уважение человеческого достоинства и пр. У школьников в процессе обучения биологии воспитывается нравственное отношение к труду, природе, ко всему живому, окружающим людям. Патриотическое воспитание.Школьный курс биологии в значительной мере содействует формированию патриотических чувств у учащихся: уважения и любви к родине, земле, на которой они родились и выросли; стремлению сберечь, украсить и защитить ее. Для успешного решения задач патриотического воспитания рекомендуется использовать на уроках биологии краеведческий экологический материал, который не только позволяет на примере своего региона обсуждать особенности природы и проблемы окружающей среды, но и способствует формированию у школьников чувства рачительного хозяина своего края. Гражданское воспитание— это формирование высоконравствен­ного отношения к жизни и чувства долга гражданина, т. е. воспи­тание самосознания и ответственности за свою страну.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...