Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Растение и животные кабинета биологии.Среди высших растений есть папоротниковидные, моховидные низшие растения представлены водорослями пресных водоемов. Среди цветковых есть травянистые и древесные, кустарники; цветущие в домашних условиях и нецветущие. В зоологическом отделе уголка содержат мелких животных, которые не требуют сложного ухода: среди беспозвоночных — простейшие — амебы, инфузории-туфельки, сувойки и др.; многоклеточные — дождевые черви, моллюски, ракообразные (циклопы, дафнии, мелкие речные раки); насекомые — пауки, дрозофила, палочники и др.; среди позвоночных — рыбы, тритоны, жабы, черепахи, ящерицы, волнистые попугайчики, хомяки, белки, морские свинки, мыши. Все объекты уголка живой природы оснащаются этикетками и паспортами. Этикетки с названиями растений и животных размешают непосредственно около объекта (прикрепляют к клетке, к цветочному горшку), а паспорта, в которых даны сведения об ареале, местообитании и условиях содержания (и кормления) животных, возрасте объекта и о справочной литературе, хранят в каталожном ящике. Этикетки и паспорта содержат важные биологические сведения о данном виде растения или животного. 1) комнатные растения с декоративными формами; 2)дикорастущие травянистые (семенные и споровые); 3) растения, размножаемые семенами, корнями, черенкамипобегов, листьями, клубнями и луковицами;4)ветки деревьев и кустарников (в безлистном и облиственном состоянии). Постоянную экспозицию составляют комнатные растения. Среди многообразия комнатных растений выбирают такие, которые можно многократно использовать в разных учебных целях. Это пеларгонии (герани), бальзамин, фуксия, колеус (крапивка), традесканции, бегонии, хлорофитум, алое, фикус, цереус, маммилярия, а из споровых — нефролепис. Растения требуют определенных условий содержания. В уголке живой природы их располагают на подоконниках или стеллажах с подсветкой. Ампельные растения можно подвесить. Если подоконники узкие, их наращивают — немного расширяют. В живом уголке должно быть место для дикорастущих растений, выкопанных с комом земли на участке или во время экскурсии. Их высаживают в небольшие горшки. Эти растения требуют длительного наблюдения, их можно использовать также для проведения опытов. Некоторые растения выращивают из семян по мере надобности в учебном процессе (наблюдение проростков, особенностей фенологического развития и др.). Декоративные растения используют для выгонки цветков и др. Растения, высеянные для опытов, ставят отдельно. В аквариумах содержат рыб, улиток, гидр, дафний и т. п. На примерах разных аквариумов демонстрируют возможные сочетания водных животных с водными растениями (элодея, валлиснерия рдест, роголистник, риччия, водокрас, пузырчатка). Для содержания насекомых, ухода и наблюдения за ними в живом уголке должны быть инсектариумы. Они удобны для наблюдения за превращениями насекомых в процессе развития. Можно иметь плоский садок с мукой для наблюдений за мучным хрущаком, а также самодельный садок с почвой для содержания и наблюдения за дождевым червем. Террариумы устраивают для содержания земноводных и пресмыкающихся. При его оборудовании учитывают условия среды обитания данного животного. Необходимое дополнительное тепло создают с помощью электрической лампы, увлажнение обеспечивают, заполняя песком пластиковые поддоны. Птиц и млекопитающих размещают в клетках разных размеров или вольерах. При этом клетки оборудуют кормушками и специальными приспособлениями. Для птиц предусматривают посадочные жердочки, а для млекопитающих — специальные домики, где они могут спрятаться. Форма домиков и кормушек должна соответствовать определенным требованиям содержания животных в неволе. Наиболее удобно размещать животных на стойках-стеллажах, учитывая потребность организма в свете и тепле. Птиц, пресмыкающихся и некоторых беспозвоночных помещают в наиболее освещенных местах, земноводных и скрытно живущих насекомых в менее освещенных. Многих животных можно использовать для опытов по выработке условных рефлексов при кормлении, а также для длительных наблюдений за особенностями их развития. Можно наблюдать за избирательностью (предпочтением) того или иного корма животными, особенностями их брачного поведения, проводить эксперименты, связанные с условными рефлексами, и др. Содержание большого количества разных объектов требует от учителя четкой организации работы. В уголке живой природы могут работать ученики и кружковцы. Из желающих ухаживать за конкретными растениями и животными выбирают ответственных учеников, которые смогут обеспечить нормальную жизнедеятельность объектов. Для контроля за выполнением работ составляют график поручений и дежурств в уголке живой природы. Зарождение МОБ в РОССИИ Становление методики обучения биологии можно проследить с глубокой древности. Это связано с освоением условий окружающей среды, развитием ботаники и зоологии, практическими знаниями и наблюдениями природы, которые накапливались веками. Вопросы относительно природных явлений с давних пор включались в содержание образования. Об этом свидетельствует история школьного естествознания в нашей стране. На первых этапах содержание школьного естествознания было далеко от науки, имело религиозную направленность. Первоначальные представления о природе на Руси получали из Библии и рукописной литературы преимущественно духовного содержания. На Руси в Средние века школы создавались, как правило, при церкви или монастыре. Наряду с грамматикой и риторикой в ней преподавали математику и физику. Предмет под названием «Физика» рассматривал вопросы естественной философии. На уроках обсуждались положения натуралистического порядка — строение земли и неба, различные метеорологические явления, свойства предметов неживой природы, например минералов, свойства растений, животных и человека. Одна из первых книг ХV в. по которой обучали детей на Руси, — сборник рассказов «Физиолог» о реальных и реальных фантастических животных, Этот труд был создан во II—III вв. н.э. на основании античных и восточных источников. В Средние века в России и других странах в качестве учебника был популярен «Шестоднев» — сочинение епископа Василия Великого (ок. 330—379 гг.). В нем автор изложил принципы христианской космологии (библейский рассказ о сотворении мира), дал отдельные пояснения натуралистического плана и привел географические, зоологические и ботанические сведения о разнообразии животных, растений, об их свойствах «Толковая Палея», составленный из различных сочинений религиозного характерами произведений античных писателей — Аристотеля, Оппиана и др. В XVI в. в Россию попадает переведенная с латинского на русский язык книга «Луцидариус». Широкое распространение получили «Азбуковники» и «Афавиты» как учебники и книги для чтения, особенно в XVI - XVIIвв. В них в алфавитном порядке размещались сведения «обо всем», в том числе по естествознанию. В качестве источника использовались книги «Физиолог» и «Толковая Палея». Значительный интерес для России XVIII в. представлял труд «Зерцало естествозрительное», изданный в Москве в июле 1713г. по заказу и на средства купца Ивана Короткого. Сочинение (на 218 страницах) представляло собой курс естественной философии для учащихся старших ступеней школы. Оно включало сведения о строении Вселенной, неорганических веществах, растениях, животных и человеке. Курс излагался с позиций философии Аристотеля, но знания о природе были очень поверхностны и перемешаны с вымыслом, суевериями и фантазиями. Такое мистико-символическое объяснение природных явлений свидетельствовало о средневековом уровне мышления. Таким образом, в России вплоть до XVIII в. натуралистическое просвещение основывалось на устаревших средневековых и древних источниках. Вместе с тем уже в XVII в. начинают проявляться изменения в общественно-экономическом развитии. Государство испытывало острую потребность в грамотных специалистах. В конце XVII — начале XVIII в. создаются первые светские школы, дававшие начальные практические знания, необходимые в обстановке реформ. Помимо обучения грамоте и счету школьники получали сведения и по естествознанию, что обеспечивало профессиональную подготовку, необходимую для геологических изысканий, исследования недр, организации различных промышленных производств. В 1724г. Петр основал Петербургскую Академию наук. Естествознание как учебный предмет впервые вводится в школу России только в конце XVIII — в период реформирования народного образования в 1782—1786 гг. Тогда же в1783 г. была, открыта первая учительская семинария для подготовки учителей К работе над учебником по естествознанию был приглашен Василий Федорович Зуев В 1786 г без указания имени автора вышел первый отечественный учебник естествознания под названием «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Вторым». Можно считать, что с этого года началась история отечественной методики преподавания биологии. В. Ф. Зуеву пришлось решать все основные методические задачи преподавания впервые вводимого предмета (отбор учебного содержания, его структура, стиль изложения), реализовывать цели обучения в соответствии с запросами общества, определять методы и средства обучения. Названный учебник состоит двух частей и разделяется на три отдела: «Ископаемое царство» (неживая природа) «Прозябаете царство» (ботаника) и «Животное царство» (зоология). Во времена Зуева растения называли «прозябениями», считалось, что они «промерзают» в зимнее время, отсюда название — «прозябаемое царство». В первой части дается описание земель, камней, солей, горючих веществ, полуметаллов и окаменелостей. Ботаническая часть начинается кратким очерком о жизни и строении растений, здесь упоминается и об их «клеточном» строении, затем следует научное описание отдельных представителей растительного царства. Интересно, что в основу разделения растений на группы положена не господствующая в то время система Линнея, а группировка растений по их практической значимости для человека:вначале характеризуются деревья и кустарники, далее «цветки», т.е. некоторые садовые и дикорастущие цветковые растения, затем огородные растения («огородная зелень»), культурные злаки («нивянная зелень») и луговые растения («луговая зелень»), в конце приводятся краткие сведения о мхах, папоротниках, лишайниках и грибах Зоологическая часть также излагается в научном плане, при этом ведется очень живой рассказ об отдельных животных с элементами описания их образу жизни и повадок. В книге даются сведения о строении тела чёловека. О человеке B. Ф.Зуев пишет: «По строению тела человек —подобное прочим зверям животное». В учебнике хорошо выражен преимущественный интерес к местному материалу, хотя есть сведения и о некоторых представителях, распространенных в других регионах Земли. Всего в учебнике дано описание 148 растений и 157 животных. Этот текст читается легко, так как изложен простым языком с привлечением интересного биологического и практического (прикладного) материала. Необходимо также подчеркнуть, что Зуев сумел включить в школьный учебник наряду с морфологией и систематикой большой фактический материал об экологии растений и животных, окружающей среде и бережном отношении к растениям и животным, т.е. сведения из области экологической науки, которая находилась в то время лишь на первоначальном этапе своего развития. Выполняя заказ общества, Зуев в монографические описания растений и животных включает материалы практического значения. Например, описывая березу, он сообщает, как изготовить хороший деготь, на примере липы — как приготовить из нее мочало, даёт совет, что лучше всего из липы делать ложки для еды что она хороша для посадки в аллеях. Такой сильно выраженный практический материал, полезный для человека, тогда был очень важен, так как показывал большую роль естественно-научной грамотности для человека в его повседневной и трудовой жизни. Учебник В. Ф. Зуева «Начертание естественной истории...>> стал основным и единственным пособием для учеников и учителя по изучению природы. Содержание учебника, стиль его изложения по праву заслужили высокую оценку ученых (современников автора) и методистов наших дней. Данный учебник явился одновременно и первой программой по естествознанию в школе, и первым методическим пособием В нем есть ряд указаний о том, как осуществлять процесс преподавания (автор рекомендует строить уроки в виде бесёды) какие использовать средства наглядности, как организовать предметный кабинет. В. Ф. Зуев пишет: «При обсуждении какой-либо вещи учитель показывает оную в натуре или, по крайней мере, на картине, почему при каждом народном училище в сем классе нужно стараться иметь таковых собрание, которые в натуре, которые в рисунках». Ученым был издан зоологический атлас, составленный из 57 отдельных таблиц на плотной бумаге форматом в1/2 печатного листа. Эти таблицы широко использовались в отечественной школе на протяжении более 40 лет. Учебник Зуева переиздавался несколько раз, но им пользовались недолго. Однако его роль в образовании была очень велика, ибо он содействовал развитию научного мировоззрения, способствовал применению знаний в практической жизни (т. е. готовил учащихся к жизни), развивал интерес к биологическим знаниям, знакомил с экологическими особенностями организмов, живущих в разных условиях, с повадками животных, убеждал в необходимости бережного отношения к натуральным объектам окружающей среды 29. Современные педагогические технологии в обучении биологии (примеры). 1. Пед. технология – как вариант программированного обучения или обучения с помощью технических средств. В любой техники есть: 1. Планирование обучения. 2. Программирование обучения (строгая последовательность в действиях учителя). 3. Предполагается такие действия учителя кот. гарантируют успех. Пед. технология – упорядочная система действий выполнения которых приводит к гарантированному достижению педагогической целей. 2 Техника обучения.-представляет собой упорядочную деятельность учителя и ответную деятельность учащихся с учетом содержания предмета биологии и интеллектуальных возможностей учащихся. Отлич. от методики обучения: 1. Технология обучения отвечает не только на вопросы: Кого учить?, Как учить?, Зачем учить?, Как учить результативно?. 2. Методика имеет слабую психол. и общую дидактическую основу педагог. поцесса. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |