Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Растение и животные кабинета биологии.

Сре­ди высших растений есть папоротниковидные, моховидные низшие растения представлены водорослями пресных водоемов. Сре­ди цветковых есть травянистые и древесные, кустарники; цвету­щие в домашних условиях и нецветущие. В зоологическом отделе уголка содержат мелких животных, которые не требуют сложного ухода: среди беспозвоночных — про­стейшие — амебы, инфузории-туфельки, сувойки и др.; много­клеточные — дождевые черви, моллюски, ракообразные (цикло­пы, дафнии, мелкие речные раки); насекомые — пауки, дрозо­фила, палочники и др.; среди позвоночных — рыбы, тритоны, жабы, черепахи, ящерицы, волнистые попугайчики, хомяки, бел­ки, морские свинки, мыши. Все объекты уголка живой природы оснащаются этикетками и паспортами. Этикетки с названиями растений и животных разме­шают непосредственно около объекта (прикрепляют к клетке, к цветочному горшку), а паспорта, в которых даны сведения об ареале, местообитании и условиях содержания (и кормления) животных, возрасте объекта и о справочной литературе, хранят в каталожном ящике. Этикетки и паспорта содержат важные биоло­гические сведения о данном виде растения или животного. 1) комнатные растения с декоративными формами; 2)дикорастущие травянистые (семенные и споровые); 3) растения, размножаемые семенами, корнями, черенкамипобегов, листьями, клубнями и луковицами;4)ветки деревьев и кустарников (в безлистном и облиственном состоянии). Постоянную экспозицию составляют комнатные растения. Среди многообразия комнатных растений выбирают такие, которые мож­но многократно использовать в разных учебных целях. Это пелар­гонии (герани), бальзамин, фуксия, колеус (крапивка), традес­канции, бегонии, хлорофитум, алое, фикус, цереус, маммилярия, а из споровых — нефролепис. Растения требуют определенных условий содержания. В уголке живой природы их располагают на подоконниках или стеллажах с подсветкой. Ампельные растения можно подвесить. Если подокон­ники узкие, их наращивают — немного расширяют. В живом уголке должно быть место для дикорастущих расте­ний, выкопанных с комом земли на участке или во время экскур­сии. Их высаживают в небольшие горшки. Эти растения требуют длительного наблюдения, их можно использовать также для про­ведения опытов. Некоторые растения выращивают из семян по мере надобнос­ти в учебном процессе (наблюдение проростков, особенностей фенологического развития и др.). Декоративные растения исполь­зуют для выгонки цветков и др. Растения, высеянные для опытов, ставят отдельно. В аквариумах содержат рыб, улиток, гидр, дафний и т. п. На примерах разных аквариумов демонстрируют возможные сочетания водных животных с водными растениями (элодея, валлиснерия рдест, роголистник, риччия, водокрас, пузырчатка). Для содержания насекомых, ухода и наблюдения за ними в живом уголке должны быть инсектариумы. Они удобны для на­блюдения за превращениями насекомых в процессе развития. Мож­но иметь плоский садок с мукой для наблюдений за мучным хру­щаком, а также самодельный садок с почвой для содержания и наблюдения за дождевым червем. Террариумы устраивают для содержания земноводных и пре­смыкающихся. При его оборудовании учитывают условия среды обитания данного животного. Необходимое дополнительное теп­ло создают с помощью электрической лампы, увлажнение обес­печивают, заполняя песком пластиковые поддоны. Птиц и млекопитающих размещают в клетках разных размеров или вольерах. При этом клетки оборудуют кормушками и специ­альными приспособлениями. Для птиц предусматривают посадоч­ные жердочки, а для млекопитающих — специальные домики, где они могут спрятаться. Форма домиков и кормушек должна со­ответствовать определенным требованиям содержания животных в неволе. Наиболее удобно размещать животных на стойках-стеллажах, учитывая потребность организма в свете и тепле. Птиц, пресмы­кающихся и некоторых беспозвоночных помещают в наиболее освещенных местах, земноводных и скрытно живущих насекомых в менее освещенных. Многих животных можно использовать для опытов по выра­ботке условных рефлексов при кормлении, а также для длитель­ных наблюдений за особенностями их развития. Можно наблюдать за избирательностью (предпочтением) того или иного корма жи­вотными, особенностями их брачного поведения, проводить экс­перименты, связанные с условными рефлексами, и др. Содержание большого количества разных объектов требует от учителя четкой организации работы. В уголке живой природы мо­гут работать ученики и кружковцы. Из желающих ухаживать за конкретными растениями и животными выбирают ответственных учеников, которые смогут обеспечить нормальную жизнедеятель­ность объектов. Для контроля за выполнением работ составляют график поручений и дежурств в уголке живой природы.

Зарождение МОБ в РОССИИ

Становление методики обучения биологии можно проследить с глубокой древности. Это связано с освоением условий окружаю­щей среды, развитием ботаники и зоологии, практическими зна­ниями и наблюдениями природы, которые накапливались веками. Вопросы относительно природных явлений с давних пор включа­лись в содержание образования. Об этом свидетельствует история школьного естествознания в нашей стране. На первых этапах содержание школьного естествознания было далеко от науки, имело религиозную направленность. Первоначальные представления о природе на Руси получали из Библии и рукописной литературы преимущественно духовного содержания. На Руси в Средние века школы создавались, как правило, при церкви или монастыре. Наряду с грамматикой и риторикой в ней преподавали математику и физику. Предмет под названием «Физика» рассматривал вопросы естественной философии. На уроках обсуждались положения натуралистического порядка — строение земли и неба, различные метеорологические явления, свойства предметов неживой природы, например минералов, свой­ства растений, животных и человека. Одна из первых книг ХV в. по которой обучали детей на Ру­си, — сборник рассказов «Физиолог» о реальных и реальных фантастических животных, Этот труд был создан во II—III вв. н.э. на основа­нии античных и восточных источников. В Средние века в России и других странах в качестве учебника был популярен «Шестоднев» — сочинение епископа Василия Великого (ок. 330—379 гг.). В нем автор изложил принципы христианской космологии (библейский рассказ о сотворении мира), дал отдельные пояснения натурали­стического плана и привел географические, зоологические и бо­танические сведения о разнообразии животных, растений, об их свойствах «Толковая Палея», составленный из различных сочинений религиозного ха­рактерами произведений античных писателей — Аристотеля, Оппиана и др. В XVI в. в Россию попадает переведенная с латинского на русский язык книга «Луцидариус». Широкое распространение получили «Азбуковники» и «Афавиты» как учебники и книги для чтения, особенно в XVI - XVIIвв. В них в алфавитном порядке размещались сведения «обо всем», в том числе по естествознанию. В качестве источника использова­лись книги «Физиолог» и «Толковая Палея». Значительный интерес для России XVIII в. представлял труд «Зерцало естествозрительное», изданный в Москве в июле 1713г. по заказу и на средства купца Ивана Короткого. Сочинение (на 218 страницах) представляло собой курс естественной фило­софии для учащихся старших ступеней школы. Оно включало све­дения о строении Вселенной, неорганических веществах, расте­ниях, животных и человеке. Курс излагался с позиций филосо­фии Аристотеля, но знания о природе были очень поверхностны и перемешаны с вымыслом, суевериями и фантазиями. Такое мистико-символическое объяснение природных явлений свидетель­ствовало о средневековом уровне мышления. Таким образом, в России вплоть до XVIII в. натуралистическое просвещение основывалось на устаревших средневековых и древних источниках. Вместе с тем уже в XVII в. начинают проявляться изменения в общественно-экономическом развитии. Государство испытывало острую потребность в грамотных специалистах. В конце XVII — начале XVIII в. создаются первые светские школы, дававшие начальные практические знания, необходимые в обстановке реформ. Помимо обучения грамоте и сче­ту школьники получали сведения и по естествознанию, что обеспечивало профессиональную подготовку, необходимую для гео­логических изысканий, исследования недр, организации различ­ных промышленных производств. В 1724г. Петр основал Петербургскую Академию наук. Естествознание как учебный предмет впервые вводится в шко­лу России только в конце XVIII — в период реформирования народного образования в 1782—1786 гг. Тогда же в1783 г. была, открыта первая учительская семинария для подготовки учителей К работе над учебником по естествознанию был при­глашен Василий Федорович Зуев В 1786 г без указания имени автора вышел первый отечествен­ный учебник естествознания под названием «Начертание есте­ственной истории, изданное для народных училищ Российской импе­рии по высочайшему повелению царствующей императрицы Екате­рины Вторым». Можно считать, что с этого года началась история отечественной методики преподавания биологии. В. Ф. Зуеву пришлось решать все основные методические зада­чи преподавания впервые вводимого предмета (отбор учебного содержания, его структура, стиль изложения), реализовывать цели обучения в соответствии с запросами общества, определять мето­ды и средства обучения. Названный учебник состоит двух частей и разделяется на три отдела: «Ископаемое царство» (неживая природа) «Про­зябаете царство» (ботаника) и «Животное царство» (зоология). Во времена Зуева растения называли «прозябениями», считалось, что они «промерзают» в зимнее время, отсюда название — «прозябаемое царство». В первой части дается описание земель, камней, солей, горючих веществ, полуметаллов и окаменелостей. Ботаническая часть начинается кратким очерком о жизни и строении растений, здесь упоминается и об их «клеточном» строении, затем следует науч­ное описание отдельных представителей растительного царства. Ин­тересно, что в основу разделения растений на группы положена не господствующая в то время система Линнея, а группировка растений по их практической значимости для человека:вначале характеризуются деревья и кустарники, далее «цветки», т.е. некоторые садовые и дикорастущие цветковые растения, затем огородные растения («огородная зелень»), культурные злаки («нивянная зелень») и луговые растения («луговая зелень»), в конце приводятся краткие сведения о мхах, папоротниках, лишайниках и грибах Зоологическая часть также излагается в научном плане, при этом ведется очень живой рассказ об отдельных животных с элементами описания их образу жизни и повадок. В книге даются сведения о строении тела чёловека. О человеке B. Ф.Зуев пишет: «По строению тела человек —подобное прочим зверям животное». В учебнике хорошо выражен преимущественный интерес к местному материалу, хотя есть сведения и о некоторых представителях, распространенных в других регионах Земли. Всего в учебнике дано описание 148 растений и 157 животных. Этот текст читается легко, так как изложен простым языком с привлечением интересного биологического и практического (прикладного) материала. Необходимо также подчеркнуть, что Зуев сумел включить в школьный учебник наряду с морфологией и систематикой боль­шой фактический материал об экологии растений и животных, окружающей среде и бережном отношении к растениям и живот­ным, т.е. сведения из области экологической науки, которая нахо­дилась в то время лишь на первоначальном этапе своего развития. Выполняя заказ общества, Зуев в монографические описания растений и животных включает материалы практического значения. Например, описывая березу, он сообщает, как изготовить хороший деготь, на примере липы — как приготовить из нее мочало, даёт совет, что лучше всего из липы делать ложки для еды что она хороша для посадки в аллеях. Такой сильно выраженный практический материал, полезный для человека, тогда был очень важен, так как показывал большую роль естественно-научной гра­мотности для человека в его повседневной и трудовой жизни. Учебник В. Ф. Зуева «Начертание естественной истории...>> стал основным и единственным пособием для учеников и учителя по изучению природы. Содержание учебника, стиль его изложения по праву заслужили высокую оценку ученых (современников ав­тора) и методистов наших дней. Данный учебник явился одновременно и первой программой по естествознанию в школе, и первым методическим пособием В нем есть ряд указаний о том, как осуществлять процесс преподавания (автор рекомендует строить уроки в виде бесёды) какие использовать средства наглядности, как организовать предметный кабинет. В. Ф. Зуев пишет: «При обсуждении какой-либо вещи учитель показывает оную в натуре или, по крайней мере, на картине, по­чему при каждом народном училище в сем классе нужно старать­ся иметь таковых собрание, которые в натуре, которые в рисун­ках». Ученым был издан зоологический атлас, составленный из 57 отдельных таблиц на плотной бумаге форматом в1/2 печатного листа. Эти таблицы широко использовались в отечественной шко­ле на протяжении более 40 лет. Учебник Зуева переиздавался несколько раз, но им пользова­лись недолго. Однако его роль в образовании была очень велика, ибо он содействовал развитию научного мировоззрения, способ­ствовал применению знаний в практической жизни (т. е. готовил учащихся к жизни), развивал интерес к биологическим знаниям, знакомил с экологическими особенностями организмов, живу­щих в разных условиях, с повадками животных, убеждал в необ­ходимости бережного отношения к натуральным объектам окру­жающей среды

29. Современные педагогические технологии в обучении биологии (примеры).

1. Пед. технология – как вариант программированного обучения или обучения с помощью технических средств. В любой техники есть: 1. Планирование обучения. 2. Программирование обучения (строгая последовательность в действиях учителя). 3. Предполагается такие действия учителя кот. гарантируют успех. Пед. технология – упорядочная система действий выполнения которых приводит к гарантированному достижению педагогической целей. 2 Техника обучения.-представляет собой упорядочную деятельность учителя и ответную деятельность учащихся с учетом содержания предмета биологии и интеллектуальных возможностей учащихся. Отлич. от методики обучения: 1. Технология обучения отвечает не только на вопросы: Кого учить?, Как учить?, Зачем учить?, Как учить результативно?. 2. Методика имеет слабую психол. и общую дидактическую основу педагог. поцесса.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...