Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Одно из основных препятствий в общении между людьми - заблуждение о том, что все люди думают и

чувствуют примерно одинаковым образом

С человеком нужно общаться в том мире, в котором он

Живет


МАНИПУЛЯЦИИ

Против попыток насильственного придания Человеку, прекрасному творению Господа Бога, венцу Вселенной, призванному творить Добро, свойств механической куклы, я возвышаю свой голос...

Э.Борджесс

Каждый человек, общаясь, действует в соответствии с определенными поведенческими схемами. Попытка найти самый общий алгоритм поведения была предпринята Эриком Берном - создателем ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА. В соответствии с ним, каждый наш поступок продиктован логикой одного из трех состояний сознания (состояний Я): Родителя, Взрослого или Ребенка.

Родитель- это живущая в нас система стереотипов, впитанных в детстве и воспитанных социумом, это комплекс традиций, предрассудков и норм поведения. Девиз Родителя - "полагается".

Взрослый- присущая в той или иной мере каждому способность к самостоятельному и непредвзятому принятию решений, объективному восприятию и взвешенному анализу ситуации. Лозунг Взрослого - "разумно".

Ребенок- область спонтанности, фантазии, творчества и эмоций. Ребенок руководствуется словом "хочу".

Эти три состояния - не три человека, живущие в каждом из нас, как иногда пишут. Если бы это было так, можно было бы смело ставить такому человеку диагноз шизофрении. Но это всего лишь три связанные между собой характеристики одной личности, и все три необходимы для ее полноценности. Без Родителя человек был бы вынужден многие стереотипные ходы обдумывать каждый раз заново, тогда как может их делать автоматически. Взрослый - это возможность трезвой оценки, а одновременно контроля за действиями Родителя и Ребенка. Ребенок - источник многих радостей и чувств, постоянного ощущения новизны и поиска. Если одно из этих состояний развито значительно сильнее других, подавляет их, возможны значительные отклонения.

Контаминация- заражение одного эго-состояния другим, проникновение одного в другое. Контаминация Взрослого Родителем дает представление о структуре предрассудка (Усвоенные убеждения, типа "Черные хуже белых" и "Советское - значит отличное." Противоречащая этим убеждениям реальность отвергается при помощи любых аргументов типа "Этого не может быть, потому что не может быть никогда"). Контаминация Взрослого Ребенком - структура иллюзий (это, например, наша вера в Деда Мороза, а также наши ложные страхи - идущая из детства боязнь темноты и т.д.)

Когда же все три эго-состояния контаминированы, включая взаимопроникновения Родителя и Ребенка, это шизофрения.

Кроме того, Ребенок в зависимости от того, насколько жестко его контролировали, может быть Спонтанным, а может быть Приспособившимся, а Родитель - Заботливым или Контролирующим. Тогда, фантазер - это контаминация Взрослого Спонтанным Ребенком, а Угодник - Ребенком Приспособившимся и т.д. (см. рис.)

Так же как различные процессы для их описания нуждаются в единицах измерения, единицей межличностного общения можно считать простой обмен репликами (стимул и реакция) - трансакцию.

При ровно протекающем общении, нормальных отношениях между людьми, стимул вызывает вполне адекватную и естественную реакцию. В этом случае трансакции (Взрослый-Взрослый или Родитель-Ребенок) являются дополнительными (рис. 1 и 2).Пока трансакции дополнительны, общение будет протекать гладко, независимо от того, перемывают ли собеседники косточки отбившимся от рук детям (Родитель-Родитель), работают над решением важной задачи (Взрослый-Взрослый) или играют в крестики-нолики (Ребенок-Ребенок).

Когда вы приходите в школу к разгневанной поведением вашего чада классной руководительнице, вы заранее можете быть уверены, что она будет говорить с позиции Родителя. В этом случае (если, конечно, вы не хотите усугублять бессмысленный спор, а, напротив, пришли, чтобы нормализовать ситуацию) у вас есть две возможности ведения диалога: либо занять позицию Родителя ("Тяжело Вам приходится, Марья Петровна с этими оболтусами") и солидаризоваться с достойной дамой, либо - позицию Ребенка ("Просто не знаю, как с ним справиться") и дать ей поделиться с вами мудростью. В обоих случаях она останется удовлетворена, а репрессии против ребенка будут, как минимум, ослаблены.

В том же случае, если векторы стимула и реакции не параллельны, а пересекаются (пересекающаясятрансакция), коммуникация прерывается (рис. 3).

 

В некоторых случаях прекращение коммуникации может давать положительный эффект. Вы, например, хотите, чтобы ваш подчиненный начал, наконец, принимать самостоятельные и ответственные решения, а он по-прежнему постоянно приходит к вам за указаниями по каждой мелочи. В один прекрасный момент вы перестаете откликаться на глас его вопиющего Ребенка с позиции Родителя и встречаете его Взрослым. Коммуникация пресекается. Повторение этого в течение нескольких раз может заставить его "повзрослеть".

В том случае, если стимул содержит скрытый мотив, трансакции выглядят сложнее. Именно скрытыетрансакции показывают механизм манипулирования человеком. Создавая второй, завуалированный, но главный пласт общения, они являются основой игр, которым с таким воодушевлением предаются люди.

Иногда скрытые трансакции могут быть использованы с позитивными целями, например: чтобы высказать собеседнику не совсем приятную информации в необидной или недирективной форме.

- Когда вы планировали ответить на письмо нашего милого партнера? (Имеется в виду "Вы что же, до сих пор, черт возьми, не ответили на это письмо?")

- Ответ уже практически готов, я перепечатаю его набело и буквально через полчаса покажу вам ("Ой, как неудобно-то получилось, совсем забыл о нем, но
сейчас же исправлюсь")

Под игройв трансактном анализе понимается серия скрытых дополнительных трансакций, внешне выглядящих вполне невинно, но содержащих подтекст, ловушку, которая должна привести к определенному скрытому результату (выигрышу). Карлсон, симулирующий болезнь и просящий Малыша быть ему "родной матерью"'на самом деле имеет очень ясную цель -банку варенья.

Классические, наиболее "популярные" игры собраны и проанализированы Берном. Среди них такие как "Если бы не ты", "Посмотри, как я стараюсь", "Дорогая", "Подумайте, какой ужас!", "Почему бы вам не...", "А ну-ка, подеритесь", "Я только пытаюсь помочь вам" и другие.

Очень часто люди играют в игры, не отдавая в этом отчета самим себе, просто привыкнув именно к такому способу общения как ведущему. Такие игры составляют едва ли не основное содержание межличностных связей многих людей и представляют собой маленькие манипуляции одного человека другим. Мы манипулируем из состояний Родителя и Ребенка, и никогда - из состояния Взрослого. Манипулированиеотличается от игры именно тем, что представляет собой не одноразовую акцию, а систему, своего рода - стиль жизни и даже мировоззрение.

О том, как оно складывается, речь шла в главе "социализация". Манипулятор - продукт современной школы, не только образовательных учреждений, но "школы жизни" со всей ее системой стереотипов и норм поведения.

Существует два основных стиля манипулирования - приказание и просьба. Ф.Перлз называл их "Собакой сверху" и "Собакой снизу". "Собака сверху" -Обвинитель, знающий все лучше всех и приказывающий, манипулирующий по схеме Родитель-Ребенок. "Собака снизу" - Угодник, ищущий защиты у сильных, беспомощный и зависимый, манипулирующий по схеме Ребенок-Родитель. "Собака снизу" - более тонкая роль, требующая определенной виртуозности, но и более эффективная. В споре с "собакой сверху" она, как известно, всегда выигрывает.

Каждый из нас время от времени манипулирует другими. Иногда манипуляция (сознательная) - действительно наиболее эффективный выход из определенной ситуации. Но основная опасность заключается в том, что в результате бесконечного привычного манипулирования люди усваивают один основной путь межличностных отношений - "дергание за веревочки" - и начинают видеть в окружающих, да и в себе только марионеток, не способных уже к искреннему, спонтанному и творческому самовыражению.

Мы настолько привыкаем к манипуляциям, что когда вдруг они оказываются недейственными, теряемся. "Ах, он стал таким неуправляемым!" - ужас, у него почему-то не нажимется кнопка, он перестал дергаться за веревочки, он УПРАВЛЯЕТ СОБОЙ САМ! При этом мы стараемся дергать посильнее, а потом сами же жалуемся: "Какой-то он ДЕРГАНЫЙ!"

По этому опыту вы можете судить о внутренней буре, которую вызывает у человека обычное слово, если умело нажать на нужную пружинку. А подобных пружинок сотни, тысячи. Много месяцев я их классифицировал, отбросил бесполезные для дела, а остальные распределил, так сказать, по тональности, как на клавиатуре рояля, Таким образом, подобно тому, как каждой клавише соответствует одна, и только одна, нота, так каждой пружине соответствует один, и только один, рефлекс.

Я лишь хочу вам доказать, что вы можете безошибочно вызвать нужный рефлекс, нажав определенную пружину, - так же как под вашим пальцем прозвучит до, или соль-бемоль, или фа-диез, в зависимости от того, по какой клавише вы ударите,

Веркор и Коронель

Основная причина манипулирования - в неспособности большинства людей опираться в сложных ситуациях на собственные силы, а не на поддержку со стороны, неверие в себя и в возможность подчинения обстоятельств своей воле, но уверенность в том, что именно внешние обстоятельства играют решающую роль в жизни. Манипулятор постоянно подстраивает себя под мнение окружающих, стараясь соответствовать их ожиданиям и принятым правилам поведения. Он вечно озабочен тем, что о нем скажут, как он выглядит, как ему не ударить в грязь лицом. Будучи неспособным самостоятельно оценить, правильно ли он действует, он вечно нуждается в одобрении, а потому постоянно контролирует свои эмоции, свои поступки и слова, крайне редко позволяя себе поступать так, как ему хочется и демонстрировать искренние чувства.

Современные рыночные отношения, когда большинство людей вынуждено продавать себя, соответствовать требованиям работодателя - лучшая среда для роста числа манипуляторов. Общество учит "быть всем приятными" (хотя непонятно, с какой это стати вы должны быть приятны этому человеку, если доподлинно знаете о нем, что он дурак и подлец), не нервничать и не раздражаться. Это ли не центр самых популярных психологических школ, например, Д.Карнеги, книги которого во всем мире растиражированы миллионами экземпляров, т.к. являются отличным пособием по манипулированию.

Вдумайтесь в смысл таких распространенных коммуникативных мифов, как, например, "клиент всегда прав". Люди, отвечающие за работу с клиентами на любой фирме, отлично знают, что в день встретят минимум несколько клиентов, которые принадлежат к распространенному типу склочников и скандалистов, и которые вовсе не правы. Однако мало какая фирма, а следовательно, и сотрудник позволяют себе не отказываться от удовольствия просто не обслуживать таких людей.

Точно также каждому наверняка встречался человек, который говорит, что они с женой "никогда не ссорятся", вызывая почти нестерпимое желание спросить, как же они живут-то? Но спрашивать это не принято, как не принято, например, отвечать на вопрос о том, как вам понравились новые (и удивительно мерзкие) обои в квартире знакомых, честным "я бы, пожалуй., выбрал немного другие" - потому что нас научили БЫТЬ ПРИЯТНЫМИ и ОПРАВДЫВАТЬ ОЖИДАНИЯ.

Такое постоянное механическое насилие над собой превращает жизнь манипулятора в довольно неприятную рутинную работу, которая уж во всяком случае не приносит радости и не оставляет возможности для самовыражения. В вечных попытках казаться лучше, чем есть на самом деле, или сильнее и значительнее, или хотя бы несчастнее, манипулятор вынужден постоянно играть и постоянно носить разнообразные маски (речь о них еще впереди), что, конечно, является причиной постоянного дискомфорта, внутреннего разлада и неврозов.

Общающемуся манипулятору страшно идти на искренний и глубокий контакт (а вдруг узнают, какой я на самом деле?), поэтому заглянуть под маску он позволяет крайне редко. И это, пожалуй, одна из основных характеристик современного межличностного общения: за редким исключением оно поверхностно (из страха) и неискренне (из-за незаинтересованности в этой искренности). Представьте себе кукольный театр: людей не видно, они надежно замаскированы, и только куклы, надетые на их руки и послушные им, создают иллюзию настоящего общения и настоящей жизни.

Поколения манипуляторов выработали и довели до автоматизма испытанные способы ухода, если не спасения бегством, от глубоких взаимоотношений; они умеют дистанцироваться от информации ("это я не о вас, а так. вообще"), снять с себя ответственность ("не придавайте значения моим словам, я ничего в этом не понимаю"), исключить личное отношение к сказанному ("мне-то все равно, но я слышал..."), "прикинуться непонятливым" ("А мне показалось, что...") или забывчивым ("я не помню, что мы об этом говорили") и т.д.

Эффективно уходя от глубоких контактов, большинство людей не умеют отказываться от бессмысленных поверхностных отношений. Вспомните хотя бы, как часто вы принимали приглашения на вечеринку, на которой заведомо было зубодробительно скучно, садились за стол с людьми, с которыми вас, по большому счету, ничто не связывало, тянули лямку уже давно потерявшего всякую надобность разговора, становясь при этом неприятными как себе, так и окружающим.

Постоянное манипуляторство разрушающе сказывается на личности. Воспринимая жизнь как постоянные бега, манипулятор вечно боится выдать себя и проиграть, что с одной стороны приводит к чувству вечной тревоги, с другой -к блокированию искренних эмоций, к попыткам не дать им выхода, загнать их вглубь, подавить. Редко можно увидеть искренне хохочущего или искренне возмущенного манипулятора. Он также боится быть обиженным или расстроенным, как и обидеть или расстроить своего собеседника, почему очень часто не говорит правду (в том числе, себе), тогда как она, как бы неприятна ни была, необходима для исправления либо как минимум осознания реальной ситуации.

Система коммуникаций манипулятора предполагает наличие подтекста при отправлении любого сообщения ("замечательные котлеты, дорогая, ПОЧТИ как мамины") и искажения или нейтрализацию при получении сообщения. Не позволяющий себе даже обрадоваться, манипулятор "футболит" самые простые комплименты - на замечание о том, как он чудесно выглядит, - "вы тоже замечательно" вместо того, чтобы "пропустить" эмоции и допустить установление контакта.

В том же случае, если он и испытывает сильное чувство, он автоматически старается "приспособить" его, направить на что-то полезное. Э.Шостром называет это "техникой основного страдания", позволяющей во-первых элегантно терроризировать любого человека ("иди, веселись, и не думай, что у меня болит голова" или "съешь это, тебе нужны витамины, тем более, что я почти не хочу есть"), а во-вторых - стать благородно-несчастным совершенно без посторонней помощи.

В Японии девочкам крепко бинтовали ступни, не давая им развиваться, чтобы они у них на всю жизнь оставались маленькими и изящными. В результате крепкого бинтования чувств сложившийся манипулятор имеет такую же "маленькую и изящную", неразвитую способность любить, доверять, ненавидеть, уважать, восхищаться, удивляться.

В ряде научных и политических школ опыт человеческих манипуляций находил инаходит оправдание и даже возводится в ранг единственно ценной системыобщественных отношений. Довольно распространена, например, точка зрения, согласно которой каждое общество нуждается в некоторой группе операторов, чья задача состоит в управлении людьми на основе концепции "рационального поведения". Такое управление должно считаться благом, так как оно освобождает людей от бремени принятия решений и от бесконечных колебаний перед лицом различных альтернатив. Забота об оптимальном выборе поведения людей целиком ложится на плечи операторов, отчего люди, освобожденные от "оборотной стороны" свободы, только выигрывают. Впрочем, подобные идеи мы уже проходили - и у нас в стране, и в Германии, и во многих других странах.

 

Справедливости ради, нужно сказать, что труды манипуляторов привели к существенным открытиям, некоторые из которых вполне могут приносить пользу не только в понимании человеческой натуры, но и практическую - тем, кто относится к ним сознательно и берет на себя ответственность за последствия. Среди таких изобретений - якоря.

В детстве со мной произошел случай, понять который я смог только много позднее. Дело обычное: разболелись зубы, к врачу не пошел, пытался отвлечься, перечитывая одну из самых любимых веселых книг - из тех немногих, которые открывают на любом месте минимум раз в год. Зубную боль побороли, и она забылась, но вот странность: когда я доставал с полки ту книгу, мне чисто физически становилось нехорошо. Она как бы слиплась с тем давним моим состоянием, была "заякорена" им.

Как известно, академик Павлов в результате многочисленных опытов пришел к выводу о возможности формирования условных рефлексов (выделение слюны у животных при звуке звонка и свете лампочки и т.д.) Работы Павлова стали одним из основных источников бихевиоризма- психологической школы, считающей, что поведение человека диктуется набором заученных рефлексов, и его можно четко описать и прогнозировать исходя из того, что на каждый определенный стимул отвечает определенная реакция.

В нашей жизни действует огромное количество якорей, пожалуй, большее, чем у обезьянок Павлова. Как и они, мы автоматически реагируем на загорающиеся Цветные лампочки (например, сигналы светофора) и звонки (например, школьные или телефонные), но умеем и многое другое. По существу, каждое слово, в том числе те, что вы сейчас читаете, является якорем, открывающим вам доступ к пониманию написанного.

Давайте, например, представим себе сладко зевающего человека. Ему жутко хочется спать, он потягивается, закрывает глаза и, не в силах справиться с этим, от души зевает... Большинству из вас (спорим?) сейчас захотелось зевнуть, и случилось это вроде бы ни с того ни с сего. Вы просто прочли слова, срабатывающие как якорь.

В самом общем виде якоря - это слова, интонации, жесты, звуки, запахи, прикосновения, образы, т.е. любые визуальные, аудиальные, кинестатические и другие сигналы, возвращающие человека в прошлое, к воспоминаниям, несущим определенную эмоциональную окраску. Проще всего представить их своеобразными "включателями", действующими по принципу стимул-реакция,

Каждый человек не раз переживал наплыв воспоминаний и связанных с ними эмоций при звуках определенной мелодии или, например, при определенном сочетании запахов, Иногда мы, не отдавая себе отчета в причинах этого, испытываем чувство того, что то, что происходит с нами в настоящий момент, уже было о нами. Сами того не зная, все мы ежедневно расставляем множество якорей, хогя и не умеем ими пользоваться.

Якорить эмоции собеседника можно сознательно, чем нередко пользуются не только в психотерапии, но и в современных политических и др. технологиях. В момент наиболее сильного эмоционального переживания партнера по общению можно сделать необычный жест, прикоснуться к нему (например, сжать его руку), изменить интонацию или закашляться. Тогда переживаемые им в этот момент эмоции совместятся с "якорем", повторение которого будет автоматически их возвращать, то есть появится возможность в нужные моменты скрытым образом "настраивать" партнера по общению на нужную волну - положительную, сентиментальную, критическую и т.д.

Очень многие якоря сугубо индивидуальны - то, что "включает" вас, может не "включить" меня, и наоборот. Такие якоря можно не только создавать, но и, что не менее важно, разрушать - "снимать" человека с якоря, пресекая таким образом возвращение нежелательной или болезненной реакции. И это во многих случаях достаточно эффективная терапевтическая техника, открывающая человеку доступ к выбору поведения в ситуации, где он выбора не имел.

Как и все, я время от времени прибегаю к манипуляциям, иногда даже довольно сложно сконструированным - двух- и "трехходовкам". Вероятно, сейчас вы согласитесь, что в вас тоже живет манипулятор. Но есть два вопроса: как много людей использует манипуляции как ведущий и практически единственный способ общения, и насколько это излечимо? И еще одно: не только мы манипулируем другими, но и другие - нами. Как распознать манипуляцию и не поддаться ей? Ответ на первый вопрос неутешителен: по подсчетам большинства исследователей проблемы, манипуляторы составляют подавляющее большинство людей. Ответ на второй более оптимистичен: манипулятор может излечиться, и первое, что для этого необходимо - осознание своих манипуляций. Что же до сопротивляемости манипуляциям, путь к ней лежит через развитие внутренней референции, о которой уже говорилось.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...