Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа производственной практики

Программа производственной практики

Б5.П

Производственная (комплексная) практика

 

 

Направление подготовки

050400 – Психолого-педагогическое образование

 

 

Профиль подготовки

Психология и социальная педагогика

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

заочная

 

 

Чебоксары 2013


Программа производственной практики составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 – Психолого-педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 22.03.2010 № 200 и ООП ВПО 050400 – Психолого-педагогическое образование.

Программа производственной практики предназначена для студентов заочного отделения психолого-педагогического факультета, обучающихся по профилю подготовки «Психология и социальная педагогика».

 

 

Составители программы практики канд. пед. наук, доцент Иванова И. П. Программа одобрена на заседании кафедры психологии и социальной педагогики от 10 июня 2013 года, протокол № 10.

 

 

Авторы:

канд. пед. наук, доцент И. П. Иванова

 

Зав. кафедрой психологии

и социальной педагогики И.П. Иванова

 

Декан психолого-педагогического

факультета М.Г. Харитонов

 


Содержание

 

1. Цели производственной практики…………………..…..………………………..........
2. Задачи производственной практики…………………..…..…………...........................
3. Место производственной практики в структуре ООП ВПО бакалавриата…………..
4. Место и время проведения производственной практики …………………………….
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики…………………………….…………………....……………...
6. Структура и содержание производственной практики..………………………............
7. Образовательные, научно-исследовательские и научно производственные технологии, используемые на производственной практике….……………………............
8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике
9. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)…………………………….
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики
11. Материально-техническое обеспечение производственной практики………….......

Цели производственной практики

Целями производственной (комплексной психолого-педагогической и социально-педагогической) практики являются: закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, овладение системой профессиональных умений и навыков, первоначальным опытом профессиональной деятельности по специальности, становление профессиональной направленности их личности.

Задачи производственной практики

Задачами производственной (комплексной психолого-педагогической и социально-педагогической) практики являются:

- углубить и закрепить теоретические знания по дисциплинам профессионального цикла;

- сформировать у студента целостную картину будущей профессиональной деятельности;

- показать на практике технологии, методы, приемы и средства работы педагога-психолога с различными категориями детей, а также с родителями и педагогами;

- обучить навыкам решения практических задач;

- способствовать приобретению практических умений и навыков планирования и организации профессиональной деятельности педагога-психолога;

- способствовать формированию профессиональной позиции, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики педагога-психолога.

Данные задачи производственной практики соотносятся со следующим видом профессиональной деятельности:

- психологическое и социально-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.

Задачами профессиональной деятельности в области психологического и социально-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования являются:

- проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

- проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;

- проектирование социально-педагогической работы с детьми и подростками;

- работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

- создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;

- помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;

- участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков.

Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики

а) основная литература:

1. Иванова И.П. Методика преподавания психологии / И.П. Иванова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. – 153 с.

2. Изотова, Е. И. Психологическая служба в системе образования : учебное пособие для студ. высш. уч. заведений / Е. И. Изотова. – М. : Академия, 2012. – 303 с.

3. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 3. : Психодиагностика / Р. С. Немов.– М. : ВЛАДОС, 2008. – 631 с.

4. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : в 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. – М. : Владос-пресс, 2008. – 383 с.

б) дополнительная литература:

1. Берулава, Г. А. Методологические основы практической психологии: учеб. пособие / Г. А. Берулава. – М. : Высш. шк., 2004. – 191 с.

2. Методика и технологии работы социального педагога / под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М. : Академия, 2007. – 191 с.

3. Программы практик по специальности 050711 Социальная педагогика с дополнительной специальностью / сост. Е. Г. Шубникова, Л. П. Терентьева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 73 с.

4. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 3. : Психодиагностика / Р. С. Немов.– М. : ВЛАДОС, 2008. – 631 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. www.iro.yar.ru.

2. www.academia-moscow.ru

3. socpedagogika.narod.ru

Приложение 1

Визитная карточка учреждения

1.Название учреждения. 2.Ведомственная принадлежность (вышестоящая организация) 3.Дата создания. 4.Адрес (индекс, телефон). 5.Цель создания. 6.Сфера деятельности. 7.Предоставляемые виды услуг. 8.Режим работы. 9.Формы работы. 10.Источники финансирования. 11.Наличие платных услуг и порядок их представления. 12.Контингент обслуживаемых клиентов.

 

 

Приложение 2

 

+Дневник прохождения комплексной психолого-педагогической и социально-педагогической практики   студента (ки) ____ курса ______группы ____________________________ (Ф.И.О.)   факультета ________________________________ специальность 050400 – «Психолого-педагогическое образование» проходившего(ей) практику в______________________________________________________________ (наименование учреждения) с ______ по _____ 20___ г.   Групповой руководитель ________________________________ (Ф.И.О)

Приложение 3

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Отчет О прохождении __________________________________________практики Студента ___ курса _________________________ формы обучения Ф.И.О. студента ____________________________________________________ Специальность ________________________________________________ Учебная группа № _______ зачётная книжка № ________________________ __________________________________________________________________ (место прохождения практики, наименование учреждения)   Срок прохождения практики с «___» _____ 20___ г. по «___»____ 20__ г. Подпись студента Подпись руководителя учреждения (базы практики)   Подпись руководителя практики от университета М.П. ______________________ «___» _____________ 20 ___ г.    

Приложение 4

План-график самостоятельной работы

дата Содержание работы Подпись руководителя
       
       
       
       
       
       
       
       

Приложение 5

Примерный план составления сообщения

Приложение 6

Примерная схема отзыва группового руководителя

1. Наименование учреждения.

2. Ф. И. О. студента.

3. Сроки прохождения практики.

4. Мотивация студента - интерес к данному конкретному виду практики и его соответствие желанию студента, интерес к работе данного конкретного учреждения.

5. Активность студента. Отношение студента к практике. Соблюдение этических норм.

6. Индивидуальные особенности студента - уверенность, открытость, готовность обсуждать возникающие проблемы, стиль общения с клиентами и коллегами, готовность придти на помощь.

7. Организация рабочего дня.

8. Достижение целей практики и выполнение задач практики.

9. Качество выполнения заданий.

10.Уровень сформированности профессиональных умений.

11.Уровень профессионального самосознания студента, предполагающего четкое и зрелое определение своей профессиональной роли.

12. Практическая помощь, оказанная студентом во время практики.

13. Оценка за практику.

14. Ваши предложения по улучшению организации практики.

 

Подпись

 

Дата

М.П.

 


Приложение 7

Приложение 8

История развития ребенка

1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием: возраста, образования и характера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).

2. Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подозрении на наличие органических или иных нарушений, находящихся в компетенции медиков, психолог должен получить медицинское заключение; соответственно сведения относительно медицинской части анамнеза собираются врачом.)

3. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка ребенка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.

4. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения? Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения указать сроки и тип учреждения, например, круглосуточные или дневные, специальные – логопедические, для детей с неврологическими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

5. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон, развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявление самостоятельности, настойчивости. Какие трудности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.

6. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия ребенка. В какие игры и с кем любит играть ребенок? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативен научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальные запреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т.д. Проявляет ли ребенок инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления.

7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спец-школа, интернат и т. д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, класса и по какой причине? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т.д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т.д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.

8. Развитие ребенка в подростковом возрасте. Успеваемость. Досуг. Конфликты (со сверстниками, родителями, учителями). Отношения со сверстниками, педагогами, взрослыми в семье. Отношение к противоположному полу.

9. Психическое развитие в юношеском возрасте. Любовь. Отношение к полу. Выбор профессии, жизненного пути.

10. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?

 


 

Приложение 9

Приложение 10

Школьной дезадаптации

 

1. Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, при необходимости – ручной праксис).

2. Проверяются обучаемость ребенка (задания с дозированной помощью взрослого), сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.

3. Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.

4. Обязательно проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради по русскому языку, математике, рисованию. Даются пробы на чтение, письмо, решение задач.

5. Выявляется эмоциональный компонент неуспеваемости: как ребенок относится к плохим (удовлетворительным) оценкам, какую получает типичную помощь от взрослых – родителей, учителей; есть ли сфера деятельности, позволяющая компенсировать неуспехи в обучении. По возможности, восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка.

6. Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности: кто занимается, как много, каковы приемы помощи, каков в целом стиль семейного воспитания.

7. Изучается предыстория консультируемого случая, дается подробньй анализ истории поведения, анализ самими родителями консультируемой ситуации.

Причины, формы и следствия могут быть самыми разными. Например:

1-я форма – несформированность элементов и навыков учебной деятельности.

Причина: индивидуальные особенности интеллектуального развития, педагогическая запущенность.

Следствие: плохая успеваемость.

Локус жалобы: плохая успеваемость по всем предметам, плохо с чтением, отставание по математике, плохая память, невнимательность, рассеянность, неуверенность, «мечтание» на уроках, двойки по письменным работам, боязнь отвечать, хотя знает, неуверенность в себе, длительность подготовки уроков, тревожность, заниженная самооценка, пассивность, пессимизм, разочарование в школе, пропуски, побеги из школы, не доходит до школы.

2-я форма – несформированность мотивации учения, направленность на другие (не соответствующие возрасту) виды деятельности.

Причины: инфантилизм воспитания, гиперопека, неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию (школьные межличностные отношения, неадекватная оценка учебной деятельности и т.д.).

Следствие: плохая успеваемость и поведение на фоне достаточно высокого уровня познавательных способностей.

Локус жалобы: тревога по поводу индивидуально-личностных качеств: медлительности, инертности, неорганизованности, утомляемости, некоммуникабельности, застенчивости, драчливости, упрямства, агрессии, озлобленности, жестокости, страхов, л живости.

3-я форма – неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности.

Причина: особенности семейного воспитания (потворствуюшая гиперпротекция, либо доминирующая гиперпротекция), тот же тип воспитания в детском саду и начальной школе.

Следствие: неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослого, ведомость, нарушение общения, слабая успеваемость.

Локус жалобы: тревога по поводу особенностей поведения, учебной деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, необщительность, замкнутость, отсутствие друзей, неумение сосуществовать со сверстниками, плохие отношения с учителями, жалобы на предвзятое отношение к ребенку: задразнили в школе, бьют в классе, плохие отношения между детьми в семье, нежелание играть со сверстниками, тяга к «плохим детям», непонимание ребенка и т.д.

 

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

 

ЛИСТ

Лист регистрации изменений

Номера страниц Номер и дата документа об изменении Должностное лицо, вводившее изменения Дата ввода изменений Срок введения изменения  
изменен-ных заменен-ных новых аннули-рованных  
Ф.И.О., долж-ность под-пись  
                   

 

 

Программа производственной практики

Б5.П

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...