Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Указания к выполнению различных видов работ.

 

Основные задачи практических занятий:

- обеспечить углубленное изучение методологических принципов исследования экономической активности субъекта,

- закрепить навыки эффективного использования конкретных методов психологического исследования,

- сформировать умения по поиску необходимой информации с помощью информационно-коммуникационных технологий.

 

Информация, полученная в ходе практических работ, должна обладать следующими основными свойствами: достоверностью, актуальностью, полнотой, релевантностью, сопоставимостью, доступностью для восприятия и экономичностью.

Достоверность — информация должна правдиво, без искажений, отражать состояние исследуемого объекта или процесса.

Актуальность— это степень своевременности информации по отношению к решаемой проблеме. Неактуальная, устаревшая информация бесполезна, поэтому разрыв времени между моментами получения информации и ее использования должен быть минимальным. Сроки обновления информации определяются скоростью протекания экономических, хозяйственных и производственных процессов, важностью и срочностью решаемых задач.

Полнота— содержание информации должно обеспечивать как необходимые, так и достаточные условия для принятия решения.

Релевантностьозначает, что предлагаемая информация соответствует решаемой проблеме, т.е. сведения относятся именно к исследуемому объекту или процессу.

Сопоставимость- это возможность сравнения данных за счет единства предмета исследования, круга включенных показателей, методологии проведения исследования и методик измерения характеристик.

Доступность для восприятияинформации пользователем означает, что информация должна быть понятна, иметь вид, приемлемый для того субъекта, которому она предназначена, и представлена на удобном для него носителе.

Экономичностьозначает, что затраты на получение и переработку информации не должны превышать получаемый от ее использования результат.


 

2.3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины.

 

2.3.1. Методические рекомендации преподавателям.

 

Чтение лекций по курсу «Психология адаптации к изменениям жизнедеятельности»происходит в 10 семестре. Студенты к этому времени уже приобрели достаточный опыт восприятия и конспектирования лекций. Они прослушали ряд общих курсов у разных по характеру лекторов, изучили немало литературы и выработали отношение к ней. Лекция для магистрантов отличается большей широтой и глубиной охвата научных проблем. Лекционное изложение здесь носит проблемный характер, исключающий упрощение и популяризаторский подход в освещении научных вопросов.

Требования к лекции:

В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Раскрывать сущность и содержание различных точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов.

Следует аргументировано обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам. Приводить примеры. Задавать по ходу изложения лекционного материала риторические вопросы и самому давать на них ответ. Это способствует активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя категориальный аппарат. В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции. Объявить план очередного семинарского занятия, дать краткие рекомендации по подготовке студентов к семинару. Определить место и время консультации студентам, пожелавшим выступить на семинаре с докладами и рефератами по актуальным вопросам обсуждаемой темы.

При подготовке к семинарскому занятию по теме прочитанной лекции преподавателю необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение, ознакомиться с новыми публикациями по теме семинара и составить список обязанностей и дополнительной литературы по вопросам плана занятия. Можно завести рабочую тетрадь, в которой учитывать посещаемость занятий студентами и оценивать их выступления в соответствующих баллах. Оказывать методическую помощь студентам в подготовке докладов и рефератов.

В ходе семинара во вступительном слове раскрыть теоретическую и практическую значимость темы семинарского занятия, определить порядок его проведения, время на обсуждение каждого учебного вопроса. Дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем студентам, которые по тем или иным причинам пропустили лекционное занятие или проявляют пассивность. Целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать выступающим из аудитории дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем. Поощрять выступления с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим и преподавателю. Для наглядности и закрепления изучаемого материала преподаватель может использовать таблицы, схемы, карты.

В заключительной части семинарского занятия следует подвести его итоги: дать объективную оценку выступлений каждого студента и учебной группы в целом. Раскрыть положительные стороны и недостатки проведенного семинарского занятия. Ответить на вопросы студентов. Назвать тему очередного занятия.

После каждого лекционного и семинарского занятия сделать соответствующую запись в журналах учета посещаемости занятий студентами, выяснить у старост учебных групп причины отсутствия студентов на занятиях. Проводить групповые и индивидуальные консультации студентов по вопросам, возникающим у студентов в ходе их подготовки к текущей и промежуточной аттестации по учебной дисциплине, рекомендовать в помощь учебные и другие материалы, а также справочную литературу.

Перед каждым лекционным и практическим занятием сделать соответствующую запись в журналах учета посещаемости занятий магистрантами.

 

2.3.2. Методические рекомендации магистрантам.

Изучение дисциплины «Психология адаптации к изменениям жизнедеятельности» осуществляется в модернизированном учебном фонде согласно расписанию занятий, а также в свободное от плановых занятий время на факультете или дома. Основными видами занятий при изучении дисциплины являются лекционные и практические занятия, а также самостоятельная работа, на которую отводится большое количество времени изучения дисциплины.

Каждому магистранту во время практического занятия предоставляется возможность выполнять индивидуальные учебные задания преподавателя.

Детализация и доведение до магистрантов методических рекомендаций по освоению учебного материала в ходе практических занятий и во время самостоятельной работы, выполнению контрольных работ по дисциплине осуществляется преподавателем.

Каталоги поисковых сайтов.

Для русскоязычного пользователя сети практически невозможно избежать обращения к таким поисковым сайтам, как:

Rambler (http://www.rambler.ru),

Яndex (http://www.yandex.ru),

Апорт (http://www.aport.ru),

Гугл (http://google.ru).

 

Как источник информации можно использовать:

 


 

PSYCHOLOGY.RU

http://www.psychology.ru/

 

PSyberLink

Психологическая сеть российского Интернета

http://www.nsu.ru/psych/internet/

 

Псипортал

Столица сетевой психологии

http://psy.piter.com/

 

Портал "Психология - вся Россия

http://www.psycho.all.ru/

 

Информационная сеть Российской психологии Psi-net

http://www.psi-net.ru/

 

Мир психологии

http://psychology.net.ru/

 

Флогистон

http://www.flogiston.ru/

 

Психология и бизнес online

http://www.psycho.ru/

 

Информационный сервер Психосфера

http://www.sfera.infomsk.ru/

 

Сам себе психолог

http://psy.ft.inc.ru/

 

Пси-корпус

http://www.psihotest.ru/

 

PsyCatalog Все о психологии в России

http://psycatalog.ru/

 

Кабинет психологических портретов

http://www.psyh-portret.ru/

 

History of psychology

http://usite.ru/Psychology/Psychology

 

Пси-портал

http://www.psy-portal.ru/

 

Психология Интернета

http://psynet.carfax.ru/

 

Психология на RIN.RU

http://psy.rin.ru

 

Mnemonikon

http://mnemotexnika.narod.ru/

 

Псипортал развития личности

http://psy.com.ru

 

Психологические ресурсы

http://www.psyresurs.ru/

 

Новости харьковской психиатрии New

http://www.psychiatry.org.ua/

 

Национальная федерация психоанализа New

http://oedipus.ru/

 

Виртуальная Психоаналитическая Лаборатория New

http://www.e-psy.ru/

 

BOOKAP: Библиотека психологической литературы

http://www.bookap.by.ru/

 

Открытая русская электронная библиотека "Современная психология"

http://orel.rsl.ru/psycho/oglavlenie.htm

 

Библиотека "Психея"

http://psycheya.ru/lib_index.html

 

Библиотека IVSoftware

http://vysokov.virtualave.net/bible.htm

 

Психологическая библиотека Psylib

http://psylib.kiev.ua/

 

BIGLIB.COM.UA Народная библиотека

http://www.biglib.com.ua/subject.php?subj=0012

 

http://www.zovu.ru/psy/

 

Электронная библиотека Соляриса

раздел Психология и Психиатрия

http://solaris.surgut.ru/library/psychology.php

 

Психологическая газета

http://www.imaton.spb.su/pg/index.html

 

Вопросы психологии

http://www.voppsy.ru/

 

Школьный психолог

http://psy.1september.ru/

 

Психологические ресурсы сети Интернет очень подвижны, следовательно, некоторые ссылки, указанные выше, могут устареть, но использование поисковых машин и некоторая настойчивость поможет быстро найти необходимый ресурс и восстановить адрес.

 

 


 

Глоссарий

Адаптация : процесс внутренних изменений, самоизменения и активного внешнего приспособления личности к новым условиям существования, релевантный потенциалу личности, силе и качеству воздействия окружающей среды, и приводящий к субъективно и объективно положительно оцениваемым результатам в широком классе аналогичных ситуаций.

Адаптированность личности — состояние устойчивого динамического равновесия во взаимодействии с окружающей средой, отражающее степень приспособленности его к условиям жизни и деятельности.

Частная, или ситуативная адаптированность — результат поведенческих изменений, опирающихся на отдельные уже имеющиеся индивидные, когнитивные и личностные свойства. Поведение субъекта становится релевантным требованиям среды лишь в ситуациях, классифицируемых как идентичные, адаптированность имеет частный характер и не влияет на автономность и системные свойства личности.

генерализованная адаптированность: результат естественного процесса генерализации адаптивных реакций, который происходит вслед за перестройкой функциональных структур и систем личности при трансформациях условий жизни и деятельности. Адаптивные реакции могут быть экстраполированы на широкий круг типичных ситуаций и повторены в другое время, в новых условиях без приложения усилий и без дополнительного подкрепления. Генерализованная адаптированность может быть как результатом возрастного, личностного или профессионального развития, так результатом длительного конформного поведения субъекта.

Адаптивность: когнитивно-аффективно-личностный коррелят генерализованной адаптированности, представляет собой интегральную характеристику личности, проявляющуюся в эффективной адаптации ее к происходящим изменениям в жизнедеятельности и социальных условиях.

Адаптивный ресурс: система сенсорно-перцептивных, представленческих, понятийных и социальных реакций, знаний, умений, навыков индивида, обеспечивающих адаптацию к изменениям в жизнедеятельности.

Механизмы адаптации личности: общие закономерности физиологической и психологической реакции человека на ситуацию, субъективно оцениваемую им как стресс.

Превентивная адаптация: процесс заблаговременных внутренних изменений, самоизменения и активного внешнего приспособления субъекта к предстоящим новым условиям существования, происходящий на основе антиципации этих условий, релевантный потенциалу субъекта, силе и качеству воздействия окружающей среды, приводящий к субъективно и объективно положительно оцениваемым результатам в широком классе аналогичных ситуаций.

Превентивная адаптивность: когнитивно-аффективно-личностное новообразование, обеспечивающее превентивную адаптацию и включающее в себя адекватные представления о будущих изменениях в личной и общественной жизни, предвосхищение жизненных событий с учетом опыта адаптации к включению в новые группы, изменениям условий труда, учебы и прочим изменениям жизнедеятельности; понимание смысла будущих событий; готовность совершить внутренние и (или) внешние действия для адаптации к переменам, а также взять на себя ответственность за них; переживание личных перемен и стрессовых ситуаций как временных или необходимых для достижения цели затруднений; отношение к адаптации как к деятельности, необходимой для получения определенных результатов; открытость, гибкость и терпимость к новому; адекватную оценку собственных актуальных и потенциальных возможностей и значимых событий в своей жизни; коммуникативную компетентность; социальный опыт, релевантный прогнозируемым в будущем ситуациям.

 

Психические состояния: — синдромы, отличающиеся по знаку, предметной направленности, длительности, интенсивности, устойчивости, содержанию и одновременно проявляющиеся в познавательной, волевой, эмоциональной и других сферах психики, а также деятельности.

 

 

Установка: устойчивая, сохраняющаяся на протяжении длительного времени, приобретенная предрасположенность реагировать на определенные явления определенным образом.

Эмпирическое исследование: сбор первичных данных, прове­денный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого реп­резентативную информацию.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...