Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методики исследов внимания и работоспособности

Внимание-избирательная направленность и сосредоточен сознания

человека на определен предметах и явлениях, и сопровождающаяся

повышением уровня сенсорной, интеллектуальн, двигательной

активности человека. Методика «Корректурная проба» предназнач

для исследования устойчивости внимания, его переключения,

исследован особенностей темпа деятельности, «врабатываемости»

в задание, проявления признаков утомления и пресыщения.

Диапазон применения: с 7-8 лет. Обследов проводится с помощью

спец бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв

(цифр, фигур). Инструкция: «На бланке с буквами вычеркните,

просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 с по

моей команде отметьте вертикальн чертой, сколько знаков Вы уже

просмотрели (успели просмотреть)». Стимульн материал-бланк.

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных

незачеркнутых знаков, по времени выполнен или по количеству

просмотренных знаков. Важным показателем явл характерист

качества и темпа выполнения. По результат выполн методики за

каждый интервал может построена «кривая истощаемости».

Методика «Таблицы Шульте»применяется для исследования

темповых характеристик сенсомоторных реакций и особенностей

(параметров) внимания. Изучение объема произвольн внимания.

Диапазон применения: взрослые и дети с 7-8 лет.Стимульный

материал: 5 таблиц, разделенных на 25 клеток (5 х 5 см)

Ребенку предлагает показать числа от 1 до 25, называя их вслух.

Инструкция: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены

не по порядку». Далее таблицу переворачивают и кладут на стол.

Далее-продолжают инстр: «Ты должен этой указкой показывать

и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25.Анализ

показателей: время, затрачив на каждую таблицу; ошибки узнав

и нахождения цифр, сходных по оптическому или пространств

признаку (6 и 9, 12 и 21). Норма: на одну таблицу тратят 30-50 с.

Методика: Счёт по Е Крепелину: методика была предложена

для исследов работоспособности - упражняемости, выявления

параметров утомляемости и «врабатываемости».Изучение

устойчивости и переключаемости произвол внимания.Диапазон

применения:дети и взрослые, владеющ счетными операц в

пределах 20.Стимульн материал:бланк с заполненными в

столбики рядами однозначных чисел, секундомер. Техника:

испытуемому предъявляют бланки и предлагают производить

сложение (вычитание) 2 цифр. Ему говорят, что экспериментат

будет делать свои пометки на листе. Каждые 30 с (или 60 с),

где в настоящий момент остановился испытуемый.

Счет производится в уме, ребенок дает лишь устные ответы.

Методики исследования воображения

Воображение- это психический процесс формирования новых образов

путем переработки материала восприятий и представлений, полученных

в предшествующем опыте. Методика «Дорисовывание фигур»

О.М. Дъяченко. Цель:определение уровня развития воображения,

способности создавать оригинальные образы. Диапазон применения:

дети от 5 лет. Стимульн материал:один комплект карточек, на каждой

из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в

каждом наборе по 10 карточек и набор карандашей. Инструкция:

эксперимент«Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки.

Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовывать так,

что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают карандаш и карточку с фигуркой. После того, как

ребенок дорисовал фигурку, его спрашив: «Что у тебя получилось?»

Ответ ребенка фиксируется. Затем последов (по одной) предъявляют

остальные карточки с фигурками.

Методика «Дорисовывание фигур». Цель:определение уровня

сложности воображения, его стереотипности или оригинальности.

Диапазон применения:дети от 4 лет. Стимульный материал:три

листа бумаги с изображениями; на первом-контур круга, на втором-

контур треугольн, на трет-контур квадрата, карандаш, секундомер.

Инструкция -экспериментатор говорит: «На листе изображены

геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так,

чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета».

Причем дорисовыван может проводиться, как внутри контура фигуры,

так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте

листа и изображении фигуры.

Методика «Придумай сказку». Цель:определение уровня развития

творческого воображения в речевой и изобразительной деятельности

(речевое воображение).Диапазон применения:дети от 5 лет.

Стимульный материал:листы бумаги, набор цветных карандашей,

секундомер.Инструкц:экспериментатор просит ребенка придумать

сказку (какую он захочет и про кого захочет). Детям предлагают

придумать свою сказку и нарисовать к ней одну картинку. А потом надо

будет рассказать свою сказку. Время рисования 5 минут. Воображен

ребенка оценивается по следующим признакам: 1) скорость

придумывания рассказа; 2) необычность, оригинальность сюжета;

3) разнообразие образов, использ в рассказе; 4) проработанность и

детализация этих образов; 5) эмоциональность образов.

 

ДД дисгармонического развития

Дисгармоническое психическое развитие-это такая форма нарушений

развития, при котор отмечается недостаточность развития эмоц-волевой

и мотивац сферы личности, при относительной сохранности остальных

структур.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Гиперактивный синдромом: чрезмерная активность ребенка, излишн

подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения

внимания на чем-либо.

Синдром дефицита внимания:беспокойные движения в кистях и

стопах: сидя на стуле, ребенок корчится, извивается; неумение спокойно

сидеть на одном месте, когда это требуется; легкая отвлекаемость на

посторонние стимулы; нетерпение, неумение дожидаться своей очереди

во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе;

неумение сосредоточиться; с трудом сохраняемое внимание при

выполнении заданий ли во время игр; частые переходы от одного

незавершенного действия к другому; неумение играть тихо, спокойно;

 

болтливость; часто не слушает обращенную к нему речь; может

совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях.

Критерии ДД: а)нарушен в соц контактах или школьном обучении;

б) невнимательность; в) гиперактивность; г) импульсивности;

д) индивидуал особенности темперамента; е) неврозы и невротич

реакции; ж) расстройства поведения (с агрессивным и антисоц

поведением); з) тревожные и соматоформные расстройства (соц

фобия); и)расстройства настроения.

Психопатии и невротическое развитие личности можно отнести

к дисгармоническ развитию личности. Проявление поведенческих

нарушений с сочетанием динамических расстройств эмоц сферы, а

именно: повышенной возбудимости, лабильности, инертности,

вязкости аффекта и преобладающей модальности эмоций (страха,

гнева, печали).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...