Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование рациональной трансп. системы в городе.Городской и пригородный транспорт - система, состоящая из различн. видов транспорта, осущ-их перевозку населения города и пригородной зоны, и выполняющих ряд работ, необходимых для нормальной жизнедеят-ти людей (напр., уборка мусора, снега, полив улиц и др.). Эл-ты городской транспорт. системы - часть многоотраслевого ГХ. К транспорт. системе города относятся: транспорт. средства (подвижной состав); специально под них приспособленные пути (автомобильные дороги, рельсовые пути, тоннели, эстакады, мосты, путепроводы, станции, стоянки); пристани и лодочные станции; средства энергоснабжения (тяговые электроподстанции, кабельные и контактные сети, заправочные станции); ремонтные заводы и мастерские; места хранения транспортных средств (депо, гаражи); станции тех. обслуж-я; пункты проката; устр-ва связи- диспетчерские пункты и др. Для повышения кач-ва обслуж-я пассажиров важен показатель плотности транспорт. сети (кол-во км транспорт. путей, приходящееся на 1 м площади города), кот. д/обеспечить пассажиру время подхода к остановочному пункту в пределах 5 мин, т. е. доступность транспорта. Система «город - транспорт» имеет и обратную связь: когда город исчерпает все возможности транспор.системы по быстрому и удобному передвижению пассажиров, то потребует повыш-я провозной способности и скорости транспорта. Поток пассажиров на городском транспорте (ГТ) ≈ в 15 раз выше, чем на магистральных видах транспорта. На долю автобусов приходится более 50 % V-ма перевозки и ≈ 40 % пассажирооборота. Темпы роста числа легковых автомобилей в больших городах превысили в 4 -5 раз скорость увеличения числ. населения и в 3 - 3,5 раза темпы строительства городских дорог. В больших городах мира парк легковых автомобилей = 1-1,5 млн единиц. В ближайшее время кол-во транспорт. средств увеличится в городах в 3 - 5 р., их пробег - в 1,5-2 р. Перенасыщение городов автомобилями - настоящий транспорт. кризис, нарушает экосистему и неблагопр. отражается на жизни людей ГТ классифицируется: 1) по виду тяги (электрическая, двигатели внутр. сгорания, дизели, энергия чел. мышц и др.); 2)отношению к занятости территории города (уличный, внеуличный, на обособленном полотне и т.д.); 3)скорости (скоростной, сверхскоростной и т.п.); 4)технологии организации маршрутов (обычный, полуэкспресс, экспресс);5)провозной способности (низкая, малая, средняя. : высокая). Потребность города в транспорте определяется соц. нуждами: трудовыми и культурно-быт.передвижениями людей, посещениями мест отдыха, V-ом грузовых связей м/у предпр-ми, базами и складами, связью с пригородами и пригородными поселениями. V-м перевозок ГПТ зависит от различных факторов:от численности жителей, характера их расселения, транспорт. подвижности населения, планировочной стр-ры города, взаиморасположения жилых и пром. зон, условий рельефа, возрастного состава и др. Характерный показатель, определяющий потребность в транспортном обслуживании - так наз. транспортная подвижность населения – кол-во поездок, приходящееся в год на 1-го жителя. Этот показатель связан с перечисл-ми выше факторами, влияющими на V-м перевозок, но и с соц. и культур. значением города, исторически сложившимся развитием транспортной системы, а гл. - платежеспособн-ю населения, зависящей от благосостояния гос-ва в целом. Особенность формирования пассажиропотока в городе - два ярко выраженных «пика» - в утренние часы (доставка пассажиров на работу) и в вечерние (доставка пассажиров к местам отдыха и проживания. Трудовые поездки - это более половины всех перемещений и явл-ся важнейшими в силу своей обязательности, сосредоточения во времени (начало работы или занятий в уч. заведениях -7 ч и не позднее 10 ч утра), повторяемости (5, 6, 7 раз в неделю) и регулярности. Важно обеспечить жителей соц.-значимыми (поликлиники, больницы, суды, мэрии) и культурн.(театры, кино, концерты) поездками. Вероятность использ-я транспорта, характеризуемая коэф-ом пользования (= 0÷1), связана с категорией поездки и средней дальностью поездки, кот. зависит от площади застроенной территории города. В городскую транспортную систему входит грузовое движение, обеспечивающее жизнедеят-ть города, напр. перевозка торговых, строительных, промышленных грузов, вывоз мусора, уборка снега. Особая подвижность хар-на для строительных грузов. При движении грузового транспорта в общем потоке снижается скорость движения общего потока и пропускная способность улиц. В связи с этим во многих городах мира на отдельн. улицах грузовое движ. запрещено или ограничено в опр-е часы суток (напр., в центральн. частях города, в вых. и праздн. дни). Отдельную номенклатуру грузов, особенно крупно-габаритных тяжеловесных, перевозят ночью, в период спада движ. Грузовое движение в городе м/осущ-ся не только автотранспортом, но и ж/д, речным, грузовыми троллейбусами и автобусами, канатными дорогами. В пригородах используют грузопассажирские автобусы. Единая транспортная система любого города состоит из нескольких видов транспорта, в том или ином сочетании. Основные показатели, хар-ми работу конкретного вида ГТ, следует считать провозную способность и скорость движения. Электрифицированные железные дороги - для связи пригорода с городом и в качестве ГТ. «+» большая пропускная способность, выс. скор. движения, низкой с/с, экологич. чистота. «-»:большие первоначальные кап.вложения и занятость территории города. Метрополитен строится в городах, численность населения кот. превышает 1 мил. чел. В противном случае строит-во метрополитена нерентабельно. т. к. кап.вложения самые большие из всех видов ГТ. «+»: выс. провозная способность, скорость доставки, особенно при значит-х расстояниях перевозки, комфорт перемещения пассажиров и незанятость территории города (при его подземном расположении). Трамвай используется в городах с населением от 500 тыс. при стабильном пассажиропотоке более 9 тыс. пассажиров в час. Он может быть основным или вспомогательным видом транспорта. «+»:хорош. провозная способность, позволяющ. обслуживать большие устойчивые пассажиропотоки, а также в невыс. с/с, меньшем расходе эл.эн., экологич.чистоте. «-»:ограниченная маневренность (привязка к колее), большие первоначальные кап.вложения, сложность сооружений, невозможность обгона в случае технич. неисправностей, шумность, небезопасность выхода пассажиров на проезжую часть. Из-за наличия трамвайных путей также снижается пропускная способность улиц. Один из «старых» видов ГТ -монорельсовый внеуличн. транспорт. Используется для связи крупных жилых районов с отдаленными от них промышл. зонами, пригородами, аэропортами, зонами отдыха, городами-спутниками. Эксплуатация его в застроенных частях города осложняется из-за большого шума, вибрационного воздействия на здания, больших радиусов закруглений монорельсовых дорог, громоздких опор, а также невозможности в целях безопасности глубже вкапывать опоры из-за различных подземных городских коммуникаций. Общие «+»обеих конструкций: выс. степень безопасности данного вида транспорта, достаточно выс. провозную способность (около 50 тыс. чел.в час при 30 поездах вместимостью 270 чел.). Общие «-»: сложность конструкции стрелочных переводов и нарушение архитектурного ансамбля города. Стоимость сооружения монорельсовой дороги меньше стоимости устройства др. внеуличных видов транспорта, эксплуатационные расходы на 20 % ниже, чем у трамвая. Троллейбус - электрический наземный безрельсовый транспорт, кот. появился путем соединения «+» трамвая и автобуса. «+»: большая маневренность (по сравнению с трамваем) удобство посадки-высадки пассажиров, малошумность, экологич. чистота, дешевая эксплуатации (по сравнению с автобусом), улучшенных усл-х эксплуатации в зимний период; вместительнее автобуса, не требует площадок закрытого хранения. «-»:некоторая сложность двухпроводной контактной сети и тяговых подстанций, необходимость ровного дорожного покрытия для надежного токосъема с контактной сети и сокращения до минимума пересечений линий для поддержания скорости передвижения и надежности крепления токоприемников. Движущийся тротуар (пассажирский конвейер) - устройство для перемещения пешеходов - лента или тяговая цепь с пластинами. «+»: абсолютная безопасность; мin шума; непрерывность движения, ликвидирующая время ожидания для пассажиров; экологич.чистота (работает на эл. энергии); полная автоматизация процесса движения. «-»: ограниченность протяженности. Автобус в России осуществляет ≈ 1/2 всех перевозок пассажиров. «+»: большая маневренность; автономность (независ-ть от работы др. видов транспорта); функционир-е на обшей сети дорог (не требует специально приспособленных путей, что минимизирует кап. вложения); использование различных технологий перевозки - обычной, экспрессной, полуэкспрессной; удобство выхода-входа пассажиров на тротуар; более простая орг-ю экстренной перевозки по любому направлению. «-»: небольшая провозная способность, высокая с/с, загрязнение воздуха отработанными газами, сложность запуска бензинового или дизельн. двигателя в зимн. время, требование закрытого хранения, большой расход топлива. Такси - ГТ, кот. используется для экстренных поездок и в часы перерыва в работе общественного транспорта. Фуникулеры и канатные подвесные дороги применяют в городах с гористой местностью для связи районов города друг с другом, с зонами отдыха и спортивными комплексами. Такой вид транспорта распространен в городах Кавказа (например, в Тбилиси, Ереване и др.), Швейцарии, Австрии. Провозная способность фуникулеров и канатных дорог невелика, но они удобны для городов с гористой местностью и являются вспомогательным транспортом локального (ограниченного) значения. Фуникулер - вид электрического рельсового ГТ, в кот. вагоны движутся с помощью прикрепленного к ним каната, скользящего по роликам, расположенным м/у рельсами. Фуникулер работает в местностях с горным рельефом, курортных зонах, горах, внутри пром. объектов. Канатные дороги м/иметь индивид. места для пассажиров или кабины на несколько чел. Сущ-ют дороги с одним тяговым канатом, к кот. подвешиваются кабины (канат передвигается вместе с кабинами), и с двумя: один - тяговый, др. - несущий, к кот. подвешиваются кабины на роликах или катках, перемещ-ся по неподвижному несущему канату. Воздушный транспорт для городского сообщения имеет весьма ограниченное значение. Велосипед долгое время использовался как прогулочное средство передвижения. Водный транспорт применяется в городах как сезонный, имеет небольшой удельный вес и используется как прогулочный, а также для связи города с пригородами и зонами отдыха или частей города, расположенных по разные стороны реки. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |