Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификации источников права соц. обеспечения

Ист-ки права соц. обеспеч. классиф-ся по различн. основаниям:

1) по юр силе: а) законы; б) подзаконные акты;

2) по сфере действия: а) фед.; б) регионал.; в) принимаемые ОМСУ;

3) по времени действия: а) постоянные; б) временные;

4) по порядку принятия: а) акты международного права; б) акты национального права соц. обеспечения;

5)по субъектам правового регулирования (напр., нормативные правовые акты по материальному обеспечению и соц. обслуживанию инвалидов, граждан пожилого возраста, семей, имеющих детей, и т.д.);

6)по предмету правового регулир-я: а) комплексные акты; б)акты, регулирующие отдельные виды соц. обеспечения (напр., пенсионные акты, акты о пособиях и компенсациях, о соц.обслу­жив-и граждан);

7) по издающим их органам: 1*По органам, их издающим, источники права подразделяются на: 1)акты органов представительной власти; 2)акты органов исполнит. власти: а)Указы Президента РФ; б) постановления (распоряжения) Правительства РФ; в) акты министров и ведомств [1} межведомственные акты (напр., Министерства труда и соц. развития РФ);2} ведомственные акты];г) акты органов исполнит. власти субъектов РФ; д) акты ОМСУ; е) акты гос. внебюджетных органов (постановления, разъяснения, правила и т.п. Гос.пенсионного фонда РФ, Гос. фонда соц. страхования РФ и др.).

Роль Конституции РФ как источника соц.защиты населения Конституция РФ – осн-й источник соц. зашиты населения.

Устанавливая основы конституционного строя в России, Конституция РФ опр-ет права и свободы чел. и гражданина, в том числе и в области со­ц. обеспечения. Признавая права и свободы чел. и гражданина высшей ценностью, Конституция РФ предусматривает следующ. принципиаль­ные положения для всего соц. обеспечения в стране:

1)РФ явл-ся соц. гос-вом, политика кот. направлена на создание усл-й, обеспеч-х достойную жизнь и свободное развитие чел. (ч.1 ст. 7);

2)в РФ обеспеч-ся гос. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, раз­вивается сис-ма соц.служб, устанавл-ся гос. пенсии, пособия и иные гарантии соц.защ (ч.2ст.7);

3)материнство и детство, семья находятся под защитой гос-ва Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособ­ные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);

4)каждому гарантируется соц. обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Гос. пенсии и соц. пособия устанавливаются законом (ч. 1 и 2 ст. 39);

5)поощряется добровольное соц страхование, создание дополнительных форм соц обеспечения и благотворительность (ч. 3 ст. 39);

6)каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в гос. и муницип. учреждениях здравоохра­нения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, др. поступлений (ч. 1 ст. 41);

7) гос. зашита прав и свобод чел. и гражданина в РФ гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45);

8) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосу­дарств. органы по защите прав и свобод чел., если исчерпаны все имеющиеся внутригосударств. средства правовой защиты (ч. 1 и 2 ст. 46).

Вышепривед-е положения о правах и свободах граждан в сфере соц. обеспеч-я, урегулиров-е Конституц. РФ, явл-ся основой за­конодат. и иной нормотворческой деят-ти всех гос. и иных уполномоч-х органов.

Важное значение для правового регулирования отношений по соц. обеспечению имеют конституционные положения, касающиеся разграничения компе­тенции Федерации и субъектов РФ. Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ соц. зашита граждан, включая соц.обеспечение (а =>, и пра­вовое регулирование этих вопросов), отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

В силу ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом последние не могут противоречить ФЗ, а в случае противоречия - действует ФЗ.

Роль ФЗ в регулировании отношений по соц обеспечению

Значительную роль в правовом регулировании отношений по соц. защите играют ФЗ как акты высшей юр. силы на всей территории РФ. Современное законодат-во о соц. обеспечении характер-ся отсутствием единого кодифицированного закона в этой области общественных отношений. Относящиеся к числу кодифицированных законов Основы законодат-ва РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93, хотя и явл-ся источником права соц. обеспечения, регулируют лишь часть общественных отношений, возникающих в сфере соц. обеспече­ния граждан.

В качестве источников данного права следует назвать следующие ФЗ: от 19.05.95 № 81-ФЗ «О гос.пособиях гражданам, имею­щим детей», от .08.95 № 122-ФЗ «О соц. обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», ФЗ от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ФЗ от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном обеспечении в РФ, ФЗ от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязат. пенсионном страховании в РФ, от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного соц. страхования» и др.

Среди законов РФ существенное значение имеют пенсионные законы: Закон РФ от 12.02.93 г. «О пенсионном обеспечении лиц, прохо­дивших военную службу, службу в органах внутр. дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и иные.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________-

Соц.защитa - система мер, направленных на предупреждение соц.-рисковых ситуаций, а также смягчение и ликвидацию их последствий.

Экологич. безопасность(ЭБ) в системе соц. защиты населения.

Экологич. кризис во всё большей степени препятствует переходу чел. к устойчивому развитию. По-прежнему наблюдается стремительное сокращение прир. капитала планеты, сопровождающееся ростом соц. неравенства, загрязнения окр. среды и возрастанием экологически обусловленных нарушении здоровья населения. На рубеже тысячелетий значи­тельную часть беженцев в мире - люди, спасающиеся от экологич. катастроф. Это относится и к РФ, но экологич. обстановка не самая худшая. Без РФ невозможно решение глобальных и региональн. экологич. проблем благодаря ее размерам, значительной доле территорий с ненарушенными прир. системами, природоохр-му опыту и природно-ресурсному, интеллектуальн. и промышл-му потенциа­лам.

Осн-е глобальные факторы дестабилизации прир. среды, кот. либо проявляются в РФ, либо оказывают на неё негативное воздействие: 1)рост:а) потребления природн. ресурсов при их сокращении;б) насел-я планеты при сокращ-и пригодных для обитания террит-й; 2) деградация осн-х компонентов биосферы и обусловл-е этим снижение способности природы к самоподдержанию и обеспечению сущ-ния чел. цивилиза­ции; 3) изменения климата и истощение озонового слоя Земли; 4) сокращ-е биологич. разнообразия; 6) возрастание экологич. ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф; 7) недостаточный ур-нь координации действий мирового сообщества в обл. решения экологич. проблем, несовершенство регулирования процессами глобализации.

Осн-е факторы дестабилизации природн. среды РФ: 1) чрезмерная завис-ть эк-ки от природн. ресурсов, => сокращение природн. капитала страны; 2) выс. доля <теневой> эк-ки в использ-и природн.ресурсов и неэф-ные механизмы природопольз-я и охраны окр. среды; 3) резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных фун-й гос-ва в обл. природопольз-я и охраны окр. среды; 4) низкий организационный и технологич. ур-нь пр-ва и ЖКХ и выс. степень изношенности осн-х фондов; 5) низкий ур-нь экологич. сознания и культуры,

Эти факторы опр-ют необходимость разработки гос. эк. политики и Экологич. доктрины как её основы.

1. Экологич. доктрина (ЭД) РФ - основополагающий документом, опр-щий гос. экологич. политику РФ, её цель, направления, задачи и принципы на долгосрочный период.

Сохранение природы и улучшение кач-ва окр. среды - приоритетное напр-е деят-ти гос-ва и общ-ва.

Природн. среда д/б включена в систему соц.-эк. отношений как ценнейший компонент национального достояния, необходимое усл-е нац-ной и общечел. безо­пасности. Правовую основу ЭД составляет Конституция РФ. Положения ЭД основаны на фундаментальных научных знаниях в обл. экологии и смежных наук и исходят из: 1) оценки соврем. сост-я прир. среды и её воздействия на кач-во жизни насел-я РФ; 2) ро-ли природн. систем РФ в стабилизации глобальн. биосферных процессов;3) глобальн. и региональн. особенностей взаимодейств. чел. и прир

ЭД учитывает рекомендации Конференции ООН по окр. среде и развит. (Рио-де-Жанейро,1992), последующих международн. форумов. Концепцию перехода РФ к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от 01.04.96 № 440) и Концепцию национальн безо­пасности. Стратегия соц-эк развития страны д/б увязана с осн-ми положениями ЭД.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...