Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема V. Десятеро тех, кто был обрадован вестью о Рае

 

Из всего сказанного нам стало известно о превосходстве сподвижников и том, что все они были заслуживавшими доверия людьми, хотя одни из них превосходили других. Лучшими среди сподвижников считаются первые мусульмане из числа мухаджиров, затем первые ансары, затем участники битвы при Бадре, затем участники сражения при Ухуде, затем участники битвы у рва, затем участники Присяги Довольства, затем те, которые успели совершить хиджру до победы над Меккой. Те, которые совершили хиджру до покорения Мекки и сражались, стоят выше тех, кто расходовал свое имущество и сражался на пути Аллаха после этого, хотя каждому из них Аллах обещал наилучшее вознаграждение.

Лучшими из сподвижников являются праведные халифы Абу Бакр по прозвищу ас-Сыддик, Умар бин аль-Хаттаб по прозвищу аль-Фарук, Усман бин Аффан по прозвищу Зу-н-нурейн, Али бин Абу Талиб по прозвищу Абу ас-Сабтейн. За ними следуют Абд ар-Рахман бин Ауф, аз-Зубейр бин аль-Аввам, названный апостолом посланника Аллаха, e, Тальха бин Убейдуллах, Саад бин Абу Ваккас, Абу Убейда бин аль-Джаррах, прозванный хранителем этой общины, и Саид бин Зейд бин Нуфейл, да будет доволен всеми ими Аллах.

В некоторых хадисах говорится об их превосходстве в целом, в то время как другие предания подчеркивают превосходство некоторых из них в отдельности. Один из хадисов, которые повествуют об их превосходстве в целом, был передан Ахмадом и авторами «ас-Сунанов». В нем сообщается со слов Абд ар-Рахмана бин аль-Ахнаса, что Саид бин Зейд рассказывал: «Я свидетельствую, что слышал, как посланник Аллаха, e, сказал: «Десятеро будут в Раю. Пророк, e, – в Раю, и Абу Бакр – в Раю, и Умар – в Раю, и Усман – в Раю, и Али – в Раю, и Тальха – в Раю, и аз-Зубейр бин аль-Аввам – в Раю, и Саад бин Малик – в Раю, и Абд ар-Рахман бин Ауф – в Раю». Он сказал: «Если хотите, я назову вам десятого». Люди спросили: «Кто он?». Он промолчал, и они опять спросили: «Кто же он?». Тогда он сказал: «Саид бин Зейд».[276]

Пророк, e, обрадовал вестью о Рае не только этих десятерых сподвижников. К числу тех, кто попадет в Рай, относятся также Абдуллах бин Мас’уд, Билал бин Рабах, Уккаша бин Михсан, Джафар бин Абу Талиб и многие другие. Если чье-либо имя встречается в похожих хадисах, передаваемых со слов непогрешимого Посланника, e, то приверженцы Сунны и единой общины свидетельствуют, что этот человек попадет в Рай. При этом они опираются на свидетельство самого посланника Аллаха, e. Что же касается всех остальных сподвижников, то они желают им добра и надеются на их благополучие, потому что Аллах обещал всех их ввести в Рай. Ведь после упоминания о сподвижниках и разъяснения их превосходства Всевышний сказал: «…но каждому из них Аллах обещал Наилучшее» (ан-Ниса, 95). Наилучшее же – это Рай.

В целом же приверженцы Сунны и единой общины не говорят о том, что какой-то конкретный мусульманин попадет в Рай или в Ад. Они надеются на то, что творящие добро получат вознаграждение, и опасаются того, что грешники будут наказаны. Вместе с тем они твердо убеждены в том, что ни один из тех, кто умер, не приобщая к Аллаху сотоварищей, не останется в Аду навечно, потому что Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (ан-Ниса, 116).

 

Глава IV. Обязанности перед мусульманскими правителями и

обычными мусульманами и необходимость нахождения среди них

 

Муслим передал со слов Абу Рукийи Тамима ад-Дари, что Пророк, e, сказал: «Религия – это искренность! Религия – это искренность! Религия – это искренность!». Люди спросили: «Перед кем, посланник Аллаха?». Он сказал: «Перед Аллахом, Его посланником, Его писанием, мусульманскими правителями и простыми мусульманами».[277]

Искренностью перед Аллахом является поклонение только Ему одному, почитание Его, страх перед Ним, надежда на Него, любовь к Нему, выполнение Его приказов и сторонение Его запретов.

Искренностью перед посланником Аллаха, e, является признание того, что он сообщил, выполнение того, что он приказал, следование его путем, руководство его наставлениями, любовь к нему и поклонение Аллаху в соответствии с его предписаниями.

Искренность перед мусульманскими правителями проявляется в мольбе за них, любви к ним и покорности им во всем, что не выходит за рамки покорности Всевышнему Аллаху.

Наконец, искренность перед простыми мусульманами – это повеление одобряемого, запрещение предосудительного, пожелание им добра, которое человек желает самому себе, стремление принести им пользу и оказание им посильной помощи.

 

Обязанности перед правителями

Коран, Сунна и единое мнение ранних мусульман указывают на то, что повиновение даже несправедливым правителям обязательно, если оно не выходит за рамки покорности Всевышнему Аллаху. Если же правитель приказывает ослушаться Аллаха, то в этом ему нельзя повиноваться, потому что нельзя повиноваться творениям, если ослушаешься Творца. Мусульмане также обязаны совершать намаз за правителем, совершать хадж и сражаться вместе с ним, повиноваться ему в тех вопросах, где позволительно принимать самостоятельное решение (иджтихад). Не правитель должен повиноваться своим подчиненным тогда, когда нужно принять самостоятельное решение, а они обязаны повиноваться ему и должны отказаться от своей точки зрения в пользу его мнения, потому что сохранение единства, согласия и избежание раскола и разногласий важнее, чем частные интересы. Кроме того, мусульмане обязаны давать правителям добрые советы, руководствуясь узаконенными методами и избегая споров и антиправительственных выступлений.

Имам ат-Тахави сказал: «Мы не считаем позволительным выступать против наших правителей и имамов, даже если они поступают несправедливо, и не проклинаем их. Мы не отказываемся от повиновения им, если только они не приказывают совершить грех, и считаем повиновение им проявлением обязательной покорности Великому и Могучему Аллаху. Кроме того, мы молимся за их праведность и благополучие».

Это подтверждается многочисленными доказательствами из Корана и Сунны. В Коране говорится: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас (ученым и правителям)» (ан-Ниса, 59).

К доказательствам из Сунны относится хадис Абу Хурейры о том, что Пророк, e, сказал: «Кто повинуется мне, тот словно повинуется Аллаху, а кто ослушается меня, тот словно ослушается Аллаха. И кто повинуется правителю, тот словно повинуется мне, а кто ослушается правителя, тот словно ослушается меня».[278]

Также передают, что Ибн Умар сообщил, что посланник Аллаха, e, сказал: «Мусульманин обязан повиноваться во всем, что ему нравится и не нравится, если только ему не приказывают ослушаться Аллаха. И если ему приказывают ослушаться Аллаха, то он не должен слушаться и повиноваться этому».[279]

Согласно Сунне, давать советы правителю надлежит с глазу на глаз, не поднимая смуты и не прибегая к устрашению. Об этом свидетельствует хадис, переданный Ибн Абу Асимом и другими со слов Ийада бин Ганама, о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Кто хочет дать совет тому, кто обладает властью, то пусть не делает этого открыто и пусть возьмет его за руку. Если тот послушает его, то хорошо, а если нет, то он уже выполнил свой долг».[280]

Эти тексты из Корана и Сунны содержат повеление повиноваться имамам и правителям, если их приказы не являются ослушанием Всевышнего Аллаха. Из всего сказанного мы можем прийти к следующему заключению:

1. Слушаться правителей и повиноваться им обязательно, если только они не приказывают совершить грех.

2. Нельзя выступать против правителя, если тот не прислушивается к советам.

3. Если человек дал совет правителю и указал ему на ошибку так, как это предписано шариатом, то он не несет ответственность за его грехи.

4. Поднимать смуту или провоцировать ее запрещено.

5. Нельзя восставать против правителя, пока тот не совершает очевидное неверие, которое нельзя истолковать иначе.

6. Мусульманин обязан находиться среди мусульман, которые руководствуются Кораном и Сунной на словах, в поступках и в убеждениях. Он должен следовать их путем и стараться, чтобы все они единодушно признавали истину и не разделялись. Всевышний сказал по этому поводу: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса, 115).

Посланник Аллаха же, e, сказал: «Будьте вместе, потому что Рука Аллаха – с общиной, а кто отклонится, тот попадет в Огонь».[281] Передают также, что Ибн ‘Аббас сообщил, что посланник Аллаха, e, сказал: «Если кто-либо увидит в своем правителе то, что ему не понравится, пусть проявит терпение, ибо тот, кто умрет, отколовшись от общины хотя бы на одну пядь, умрет смертью времен невежества».[282]

Эти тексты указывают на необходимость держаться всем вместе и не пытаться отнять власть у того, кто ею обладает. Вместе с тем они содержат суровую угрозу в адрес каждого, кто противится этому, потому что единство – это милость, а разобщенность – это мучения.

 

Глава V. Необходимость следования Корану и Сунне

и доказательства этого

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...