Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.2. Технология и основные этапы построения интегрированных (корпоративных) и экспертных информационных систем

Структурная схема терминов

Под корпоративной информационной системой (КИС или EIS - Enterprise Information System) понимают информационную систему масштаба предприятия.

Термин "корпоративная" предполагает полнофункциональность. Если какое-либо ПО автоматизирует только деятельность бухгалтерии или склада, то это еще не КИС. Это одноаспектная ("лоскутная", "островная") автоматизированная система учета и анализа (финансового, материального и проч.).

Корпоративные системы охватывают всю финансово-хозяйственную и производственную деятельность предприятия, в т.ч. имеющего филиалы и дочерние фирмы, входящие в холдинговые компании и концерны.

Отличительные черты корпоративных систем

Автоматизируется документооборот предприятия

Документы автоматически передаются от одного исполнителя к другому или на подпись руководителю, при этом сводится к нулю возможность неправильной адресации, забывания или потери документов. Система контролирует сроки исполнения работ и выдает напоминания ответственным исполнителям.

Моделируются бизнес-процессы

Продумывая внедрение нового бизнес-процесса, руководитель описывает его в своей КИС, определяя при этом, какие документы участвуют в процессе и кто из специалистов отвечает за действия с этими документами. Далее система не позволит персоналу делать ошибки или нарушать технологию работы.

Убираются внутрифирменные барьеры

Для обеспечения одновременной согласованной работы пользователей в КИС применяется технология клиент/сервер.

Открывается доступ в международные информационные сети

Изображенная на рис. 3.2.1. пирамида является одной из интерпретаций КИС со всеми сопутствующими связями. Главная роль КИС - поддержать функционирование и развитие предприятия, цель существования которого - получение прибыли за счет некоторой основной деятельности.

Базирующиеся на современном ПО системы могут быстро просчитать возможность выполнения нового заказа к нужному сроку при текущей загрузке производства. Когда оказывается, что в сложившейся ситуации выполнить данный заказ в срок невозможно, система способна ответить на вопрос, во что обойдется заказчику выполнение заказа, если он все же на сроке настаивает. Средняя часть пирамиды, характеризующей управленческий срез предприятия, как раз и представляет собой КИС. В то же время на рынке присутствуют интегрированные системы управления предприятием, ИСУП. В редких случаях они покрывают все управленческие задачи и могут называться КИС.

ИСУП охватывают слой, осуществляющий оперативный учет (OLTP - On-Line Transaction Processing), и слой, в котором хранятся структурированные корпоративные данные. Вместе они образуют управленческую ИС нижнего уровня (Management Information System - MIS).

Рисунок 3.2.1. Схема элементов управления предприятием

Стратегический слой начинается с систем поддержки принятия решений (Decision Support System - DSS), которые могут включать в себя ситуационные центры, средства многомерного анализа данных и прочие инструменты аналитической обработки (On-Line Analytic Processing - OLAP).

Используемые на этом уровне специальные математические методы позволяют прогнозировать динамику показателей, анализировать затраты по видам деятельности. Такие средства, как правило, не входят в состав ИСУП, а являются разработками третьих фирм.

Главные отличия ИСУП от КИС:

ИСУП - фундамент КИС, поэтому КИС невозможна без ИСУП.

ИСУП отвечает за оперативный учет, КИС - за полный спектр управленческих действий.

ИСУП имеет отраслевую направленность, КИС носит более абстрактный характер.

Главными особенностями современного подхода к построению КИС предприятия являются:

· всесторонний анализ бизнес-процессов, на основе которого производится разработка проекта ИС и обоснование заложенных в нем решений;

· использование современных методологий и инструментальных средств моделирования и проектирования систем;

· детальная проработка и согласование с заказчиком всех этапов разработки проекта, контрольных точек, требуемых ресурсов.

Этапы построения КИС:

· обследование предприятия и моделирование его деловых процессов;

· разработка плана реконструирования предприятия;

· выполнение сетевых проектов любой сложности;

· подбор, поставка, установка, техническая поддержка и сопровождение программно-технических средств - компьютерного, сетевого и телекоммуникационного оборудования, системного и прикладного ПО;

· проектирование баз данных;

· разработка прикладных программ в технологии клиент/сервер;

· интеграция с существующими на предприятии ИС;

· обучение всех категорий пользователей;

· внедрение и техническая поддержка систем.

Теоретическую основу работ составляет множество понятий, концепций и методологий, используемых для описания, анализа и оценки различных аспектов работы предприятия.

Экспертные системы (ЭС)

Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта (ИИ)- совокупности научных дисциплин, изучающих методы решения задач интеллектуального (творческого) характера с использованием ЭВМ.

Область ИИ имеет более чем сорокалетнюю историю развития. С самого начала в ней рассматривался ряд весьма сложных задач, которые, наряду с другими, и до сих пор являются предметом исследований: автоматические доказательства теорем, машинный перевод (автоматический перевод с одного естественного языка на другой), распознавание изображений и анализ сцен, планирование действий роботов, алгоритмы и стратегии игр.

ЭС - это набор программ, выполняющий функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области.

ЭС выдают советы, проводят анализ, дают консультации, ставят диагноз. Практическое применение ЭС на предприятиях способствует эффективности работы и повышению квалификации специалистов.

Главным достоинством экспертных систем является возможность накопления знаний и сохранение их длительное время. В отличие от человека к любой информации экспертные системы подходят объективно, что улучшает качество проводимой экспертизы. При решении задач, требующих обработки большого объема знаний, возможность возникновения ошибки при переборе очень мала.

При создании ЭС возникает ряд затруднений. Это, прежде всего, связано с тем, что заказчик не всегда может точно сформулировать свои требования к разрабатываемой системе. Также возможно возникновение трудностей чисто психологического порядка: при создании базы знаний системы эксперт может препятствовать передаче своих знаний, опасаясь, что впоследствии его заменят "машиной". Но эти страхи не обоснованы, т. к. ЭС не способны обучаться, они не обладают здравым смыслом, интуицией. Но в настоящее время ведутся разработки экспертных систем, реализующих идею самообучения. Также ЭС неприменимы в больших предметных областях и в тех областях, где отсутствуют эксперты.

Экспертная система состоит из базы знаний (части системы, в которой содержатся факты), подсистемы вывода (множества правил, по которым осуществляется решение задачи), подсистемы объяснения, подсистемы приобретения знаний и диалогового процессора .

При построении подсистем вывода используют методы решения задач искусственного интеллекта.

Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Под искусственным интеллектом обычно понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще всего здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением. Работы в области искусственного интеллекта не ограничиваются экспертными системами. Они также включают в себя создание роботов, систем, моделирующих нервную систему человека, его слух, зрение, обоняние, способность к обучению.

Решение специальных задач требует специальных знаний. Однако не каждая компания может себе позволить держать в своем штате экспертов по всем связанным с ее работой проблемам или даже приглашать их каждый раз, когда проблема возникла. Главная идея использования технологии экспертных систем' заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Являясь одним из основных приложений искусственного интеллекта, экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил (эвристик). Эвристики не гарантируют получения оптимального результата с такой же уверенностью, как обычные алгоритмы, используемые для решения задач в рамках технологии поддержки принятия решений. Однако часто они дают в достаточной степени приемлемые решения для их практического использования. Все это делает возможным использовать технологию экспертных систем в качестве советующих систем.

Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются три существенных различия. Первое связано с тем, что решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений отражает уровень ее понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности. Второе отличие указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение. Третье отличие связано с использованием нового компонента информационной технологии - знаний.

Основные компоненты

Основными компонентами информационной технологии, используемой в экспертной системе, являются (рис. 3.2.2): интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы.

Рисунок 3.2.2. Основные компоненты информационной технологии экспертных систем

Интерфейс пользователя

Менеджер (специалист) использует интерфейс для ввода информации и команд в экспертную систему и получения выходной информации из нее. Команды включают в себя параметры, направляющие процесс обработки знаний. Информация обычно выдается в форме значений, присваиваемых определенным переменным.

Менеджер может использовать четыре метода ввода информации: меню, команды, естественный язык и собственный интерфейс.

Технология экспертных систем предусматривает возможность получать в качестве выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения. Различают два вида объяснений:

· объяснения, выдаваемые по запросам. Пользователь в любой момент может потребовать от экспертной системы объяснения своих действий;

· объяснения полученного решения проблемы. После получения решения пользователь может потребовать объяснений того, как оно было получено. Система должна пояснить каждый шаг своих рассуждений, ведущих к решению задачи.

Хотя технология работы с экспертной системой не является простой, пользовательский интерфейс этих систем является дружественным и обычно не вызывает трудностей при ведении диалога.

База знаний

Она содержит факты, описывающие проблемную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов. Центральное место в базе знаний принадлежит правилам.

Правило определяет, что следует делать в данной конкретной ситуации, и состоит из двух частей: условия, которое может выполняться или нет, и действия, которое следует произвести, если условие выполняется.

Все используемые в экспертной системе правила образуют систему правил, которая даже для сравнительно простой системы может содержать несколько тысяч правил.

Все виды знаний в зависимости от специфики предметной области и квалификации проектировщика (инженера по знаниям) с той или иной степенью адекватности могут быть представлены с помощью одной либо нескольких семантических моделей.

Интерпретатор

Это часть экспертной системы, производящая в определенном порядке обработку знаний (мышление), находящихся в базе знаний. Технология работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению совокупности правил (правило за правилом). Если условие, содержащееся в правиле, соблюдается, выполняется определенное действие, и пользователю предоставляется вариант решения его проблемы.

Кроме того, во многих экспертных системах вводятся дополнительные блоки: база данных, блок расчета, блок ввода и корректировки данных. Блок расчета необходим в ситуациях, связанных с принятием управленческих решений. При этом важную роль играет база данных, где содержатся плановые, физические, расчетные, отчетные и другие постоянные или оперативные показатели. Блок ввода и корректировки данных используется для оперативного и своевременного отражения текущих изменений в базе данных.

Модуль создания системы

Он служит для создания набора (иерархии) правил. Существуют два подхода, которые могут быть положены в основу модуля создания системы: использование алгоритмических языков программирования и использование оболочек экспертных систем.

Для представления базы знаний специально разработаны языки Лисп и Пролог, хотя можно использовать и любой известный алгоритмический язык.

Оболочка экспертных систем представляет собой готовую программную среду, которая может быть приспособлена к решению определенной проблемы путем создания соответствующей базы знаний. В большинстве случаев использование оболочек позволяет создавать экспертные системы быстрее и легче в сравнении с программированием.

Области применения экспертных систем

Области применения систем, основанных на знаниях, могут быть сгруппированы в несколько основных классов: медицинская диагностика, контроль и управление, диагностика неисправностей в механических и электрических устройствах, обучение.

Медицинская диагностика

Диагностические системы используются для установления связи между нарушениями деятельности организма и их возможными причинами. Наиболее известна диагностическая система MYCIN, которая предназначена для диагностики и наблюдения за состоянием больного при менингите и бактериальных инфекциях. Ее первая версия была разработана в Стенфордском университете в середине 70-х годов. В настоящее время эта система ставит диагноз на уровне врача-специалиста. Она имеет расширенную базу знаний, благодаря чему может применяться и в других областях медицины.

Прогнозирование

Прогнозирующие системы предсказывают возможные результаты или события на основе данных о текущем состоянии объекта. Программная система "Завоевание Уолл-стрита" может проанализировать конъюнктуру рынка и с помощью статистических методов алгоритмов разработать для вас план капиталовложений на перспективу. Она не относится к числу систем, основанных на знаниях, поскольку использует процедуры и алгоритмы традиционного программирования. Хотя пока еще отсутствуют ЭС, которые способны за счет своей информации о конъюнктуре рынка помочь вам увеличить капитал, прогнозирующие системы уже сегодня могут предсказывать погоду, урожайность и поток пассажиров. Даже на персональном компьютере, установив простую систему, основанную на знаниях, вы можете получить местный прогноз погоды.

Планирование

Планирующие системы предназначены для достижения конкретных целей при решении задач с большим числом переменных. Дамасская фирма Informat впервые в торговой практике предоставляет в распоряжении покупателей 13 рабочих станций, установленных в холле своего офиса, на которых проводятся бесплатные 15-минутные консультации с целью помочь покупателям выбрать компьютер, в наибольшей степени отвечающий их потребностям и бюджету. Кроме того, компания Boeing применяет ЭС для проектирования космических станций, а также для выявления причин отказов самолетных двигателей и ремонта вертолетов. Экспертная система XCON, созданная фирмой DEC, служит для определения или изменения конфигурации компьютерных систем типа VAX и в соответствии с требованиями покупателя. Фирма DEC разрабатывает более мощную систему XSEL, включающую базу знаний системы XCON, с целью оказания помощи покупателям при выборе вычислительных систем с нужной конфигурацией. В отличие от XCON система XSEL является интерактивной.

Интерпретация

Интерпретирующие системы обладают способностью получать определенные заключения на основе результатов наблюдения. Система PROSPECTOR, одна из наиболее известных систем интерпретирующего типа, объединяет знания девяти экспертов. Используя сочетания девяти методов экспертизы, системе удалось обнаружить залежи руды стоимостью в миллион долларов, причем наличие этих залежей не предполагал ни один из девяти экспертов. Другая интерпретирующая система- HASP/SIAP. Она определяет местоположение и типы судов в тихом океане по данным акустических систем слежения.

Контроль и управление

Системы, основанные на знаниях, могут применятся в качестве интеллектуальных систем контроля и принимать решения, анализируя данные, поступающие от нескольких источников. Такие системы уже работают на атомных электростанциях, управляют воздушным движением и осуществляют медицинский контроль. Они могут быть также полезны при регулировании финансовой деятельности предприятия и оказывать помощь при выработке решений в критических ситуациях.

Диагностика неисправностей в механических и электрических устройствах

В этой сфере системы, основанные на знаниях, незаменимы как при ремонте механических и электрических машин (автомобилей, дизельных локомотивов и т.д.), так и при устранении неисправностей и ошибок в аппаратном и программном обеспечении компьютеров.

Обучение. Системы, основанные на знаниях, могут входить составной частью в компьютерные системы обучения. Система получает информацию о деятельности некоторого объекта (например, студента) и анализирует его поведение. База знаний изменяется в соответствии с поведением объекта. Примером этого обучения может служить компьютерная игра, сложность которой увеличивается по мере возрастания степени квалификации играющего.

Большинство ЭС включают знания, по содержанию которых их можно отнести одновременно к нескольким типам. Например, обучающая система может также обладать знаниями, позволяющими выполнять диагностику и планирование. Она определяет способности обучаемого по основным направлениям курса, а затем с учетом полученных данных составляет учебный план. Управляющая система может применяться для целей контроля, диагностики, прогнозирования и планирования. Система, обеспечивающая сохранность жилища, может следить за окружающей обстановкой, распознавать происходящие события (например, открылось окно), выдавать прогноз (вор-взломщик намеревается проникнуть в дом) и составлять план действий (вызвать полицию).

Преимущества ЭС перед человеком-экспертом

Системы, основанные на знаниях, имеют определенные преимущества перед человеком-экспертом.

1. У них нет предубеждений.

2. Они не делают поспешных выводов.

3. Эти системы работают систематизировано, рассматривая все детали, часто выбирая наилучшую альтернативу из всех возможных.

4. База знаний может быть очень и очень большой. Будучи введены в машину один раз, знания сохраняются навсегда. Человек же имеет ограниченную базу знаний, и если данные долгое время не используются, то они забываются и навсегда теряются.

5. Системы, основанные на знаниях, устойчивы к "помехам". Эксперт пользуется побочными знаниями и легко поддается влиянию внешних факторов, которые непосредственно не связаны с решаемой задачей. ЭС, не обремененные знаниями из других областей, по своей природе менее подвержены "шумам". Со временем системы, основанные на знаниях, могут рассматриваться пользователями как разновидность тиражирования - новый способ записи и распространения знаний. Подобно другим видам компьютерных программ они не могут заменить человека в решении задач, а скорее напоминают орудия труда, которые дают ему возможность решат задачи быстрее и эффективнее.

6. Эти системы не заменяют специалиста, а являются инструментом в его руках.

Выводы по теме

1. Под искусственным интеллектом обычно понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека.

2. Под корпоративной информационной системой (КИС или EIS - Enterprise Information System) понимают информационную систему масштаба предприятия.

3. ИСУП охватывают слой, осуществляющий оперативный учет

4. ЭС - это набор программ, выполняющий функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области.

5. Основными компонентами информационной технологии, используемой в экспертной системе, являются: интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы.

Вопросы для самоконтроля

1. Из каких подсистем состоит функциональная структура интегрированной АИС современной промышленной корпорации?

2. Для чего предназначена автоматизированная система управления предприятием (АИСУП) и какие функциональные подсистемы она включает?

3. Какова роль эксперта в создании экспертной системы?

4. Опишите кратко технологию построения экспертных систем.

5. Дайте краткую характеристику понятия "эксперт".

6. Раскройте понятие "искусственный интеллект".

7. Перечислите классические задачи и методы искусственного интеллекта.

8. Назовите первую широко известную программу в области искусственного интеллекта, ее авторов и задачи, которые она решала.

9. Перечислите характерные свойства экспертных систем.

10. Кто может быть пользователем экспертных систем? Приведите примеры.

 

 

12.01.2009 16:10

 


Основные стадии создания АИС

Структурная схема терминов

Целью создания любой АИС является повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия за счет улучшения использования имеющихся ресурсов, оперативного управления и своевременного реагирования на изменяющиеся внутренние и внешние условия.

Прежде всего, определяются основные задачи, которые должна выполнять новая система, и параметры, по которым следует оценивать эффективность ее работы. Определяются требования к системе обработки данных, определяются сферы активности, входные и выходные потоки для каждой сферы. Далее начинается количественная оценка характеристик процесса обработки информации, объем потоков, периодичность, частота обращений к массивам, объем массивов, объемы пополнения. Определяются допустимые диапазоны параметров (стоимость, быстродействие, помехоустойчивость, надежность, гибкость, и т.д.). Затем - собственно проектирование, включающее выбор технических и программных средств.

Этапы разработки и внедрения АИС:

1. Обследование предприятия (может проводиться два раза, первый раз по укороченной программе с целью ознакомления с объектом и выработкой концептуального (чернового) проекта АИС; второй - полное обследование производства после заключения договора и подписания технического задания (ТЗ может быть заменено специфицированным описанием будущей компьютерной системы). (Первый этап на средних и крупных предприятиях может продолжаться 4 года. В среднем длительность была от 6 месяцев до 1 года и зависит от состава и количества бригады, делающей эту работу. Причем персонал должен быть квалифицирован.)

2. Обработка полученной информации (согласно определенных методик или без оных) и составление функциональных, информационных и материальных потоков (схем). (как правило, в какой-то мере доводятся до конца, и в дальнейшем полученный материал используется.)

3. Формирование ТЗ на систему, включает в себя описание входных и выходных форм, действующих в системе документов, краткий или полный перечень задач, перечень технических средств с техническими требованиями к ним, расчет экономической эффективности (заказчик может не потребовать расчет). (как правило, в какой-то мере доводятся до конца, и в дальнейшем полученный материал используется.)

4. Составление концептуального проекта, в который помимо всего прочего отражает общая схема создаваемой системы, основные цели, которые должны быть достигнуты при реализации этой системы, перечень подсистем задач АРМа, основные связи между ними, структуры БД и БЗ; формирование графика работ по реализации или проекта системы. (если создается крупная система для крупного предприятия, то результаты последних 10 - 12 лет говорят о том, что данная работа до конца никогда не доводится: - очень большой и сложный объем работы, - очень высокая скорость изменения и технологий и ПО, - длительный срок обработки крупных систем должен учитывать все протекающие изменения на предприятии на этом длинном отрезке времени)

5. Составление полного экономического обоснования. (Срок реализации 2-4 недели.)

6. Реализация системы. (очень объемный и может составить 75-85% всего объема работ и, как правило, это связанно с модернизацией, которая вызвана ошибками в проектировании, неправильной оценкой предстоящих работ, текущими изменениями на предприятии. Длительность: 2-4,5 года для крупной системы.)

Примечание

Этапы 4 и 5 частично могут входить в ТЗ. Этап 6 может быть разбит на:

1. Этап проектирования и макетирования системы.

2. Внедрения и модернизация системы.

3. Этап эксплуатации.

Возможность сократить сроки проектирования и внедрения дают следующие подходы:

· проектирование системы по черновому варианту (как макет) и сразу внедряется.

· использование прототипа (готовой системы), которая в дальнейшем модернизируется.

· автоматизация проектных работ.

Для небольших предприятий и организаций срок создания может быть 0,5-2 года.

Современные средства (технологические, аппаратные, программные, информационные технологии) непрерывно меняются и позволяют ряд этапов реализовывать параллельно.

Техническое задание должно состоять из следующих разделов:

1. Наименование;

2. Основание для создания;

3. Назначение и цель; (указываются основные показатели (улучшение материально-технического обеспечения, обеспечение полного выполнения договорных обязательств и т.д.)

4. Требования к АИС; (требования к системе в целом, требования к видам обеспечения)

5. Состав, содержание, ограничение работ по подготовке объекта к вводу АИС в действие;

6. Показатели эффективности АИС;

7. Порядок контроля и приемки АИС;

8. Источники разработки.

Обычно техническое задание включает экономическое обоснование - это экономические затраты на создание системы, направление за счет которого будет получен экономический эффект и его расчет.

Этап составления общей схемы (проекта АИС)

При описании схемы АИС необходимо сделать следующее:

1. Спроектировать экранные и бумажные формы входных и выходных документов информации.

2. Разработать и описать структуры связей в системе, желательно стандартизировать интерфейс, меню, экранные формы и т.п.

3. Необходимо описать и сформулировать временные характеристики выполнения включенных в систему задач. Желательно стремится к режиму работы задач в режиме реального времени (т.е. отставание системы должно быть минимальным).

4. В схеме желательно сделать план реализации, в котором описываются очередность проектирования, сроки внедрения подсистем АРМ, задач и перечень необходимых технических средств, и этапы их покупки.


Этап обследования

Этап обследования является необходимым в любом случае, к сожалению после обследования предприятия ряд вопросов остается не исследованным и в дальнейшем требует уточнения. Так как данный этап является длительным разработку надо вести параллельно. На основе собранного материала можно создать пакет черновой АС, подобрать прототип или купить макет, а также можно использовать готовые разработки АСОИУ. Наиболее часто выбирается вариант разработки отдельных задач или комплексов.

На этапе обследования необходимо разработать информационную модель объекта или получить представление его информационных характеристик. Обследование, как правило, ведется по определенному плану. План должен включать вопросы, которые необходимо выяснить, порядок сбора информации данных, а также сроки выполнения работ и распределение исполнителей.

Необходимо выяснить вопросы:

· Функциональную структурную схему предприятия, объекта, к ним создать пояснительную записку, в которой будут изложены функциональные обязанности подразделений, внутренняя структура подразделений, задачи и функции, кадровый состав, описание какие группы людей выполняют ту или иную задачу, информационные и временные характеристики данных, сроки выполнения той или иной задачи.

· Сделать перечень и собрать образцы всех необходимых документов предприятия и подразделений.

· Составить схему документооборота, с описанием периодичности, с указанием источника возникновения документа, маршрут документа, изменение, утверждение и исполнение. Документы желательно классифицировать по признакам (отчетный документ, плановый, финансовый и т.д.).

Этап обработки результатов обследования

Цель данного этапа получить комплексное представление о предприятии, объекте, получить формальное описание, уточнить перечень и количество задач и функций, выполняемых подразделениями, составить схему документооборота, составить схему информационных связей (модель), производственных структур, служб материально-технического снабжения, складов, составить схему движения материального потока. Если предприятие состоит из отдельных финансовых объектов составить схему финансового оборота. На этом же этапе можно подготовить предварительные схемы информационных связей для ограниченного количества финансовых задач (бухгалтерский учет, движение материальных средств, планирование производства и т.д.). Подготовить материалы для технико-экономического обоснования проекта. Выработать и подготовить положение по необходимым изменениям структуры объекта, по функциям подразделений, по ликвидации параллельных информационных потоков, т.е. надо подробно описать структуру организации предприятия и утвердить у руководства.

К проведению данной работы привлекаются высококвалифицированные специалисты, их можно использовать по различным направлениям или по иерархическому принципу.

Главная задача систематизировать весь собранный материал и на его основании составить грубую схему АИС для исследуемого объекта. Формирование технического задания

Содержание работ по каждой стадии создания АИС

Структурная схема терминов

Организация предпроектного обследования

Предпроектная стадия включает комплекс научно-исследовательских работ и организационно-технических мероприятий по обследованию объекта автоматизации.

На этой стадии исследуются экономические показатели работы предприятия или учреждения, его организационная структура, информационные потоки, документооборот, методы учета и планирования. Обследование способствует определению основных параметров проектируемой системы и подразумевает сбор данных об объекте автоматизации в соответствии с конкретно выбранными методами. Важным этапом на этой стадии является анализ результатов обследования, который, учитывая характер собранных данных, их объем, и, как правило, жесткие сроки, целесообразно проводить с применением вычислительной техники. На этой стадии можно выделить два этапа, которые завершаются подготовкой и утверждением двух документов: ТЭО и технического задания (ТЗ).

ТЭО - первый документ, создаваемый на предпроектной стадии разработки системы, подтверждающий экономическую целесообразность и производственную необходимость. Разработка ТЭО базируется на результатах обследования объекта автоматизации и имеет вид пояснительной записки. В него включены: обоснование цели проектирования и состава комплекса подсистем и задач, перечень организационно-технических мероприятий по разработке и внедрению системы, оценка экономической эффективности.

ТЗ - документ, завершающий предпроектную стадию создания.

Организация работ на стадии технического проектирования

На стадии технического проектирования разрабатываются основные положения создаваемой системы, формулируются основные принципы ее функционирования и взаимодействия с другими АС, определяется структура АИС и ее подсистем, осуществляются проектные решения по комплексу технических средств, созданию информационной базы.

Много внимания уделяется проектированию обеспечивающих подсистем. В пояснительной записке дается краткое изложение содержания проекта с указанием его соответствия существующим нормам и правилам. Особое внимание уделяется проектным решениям по комплексу технических средств. В ТЗ указывается их состав, структура, организационные формы использования на различных уровнях создаваемой АИС, описываются методы обмена данными внутри системы и с др. аналогичными АС. По программному обеспечению на этом этапе выбираются общесистемные решения, включая операционные системы, системы управления базами данных, определяется возможность настройки пакетов прикладных программ и др.
Основная задача разработчика на этом этапе заключается в создании технического проекта в соответствии с техническим заданием.

Организация работ на стадии рабочего проектирования

Основанием для начала работ на стадии рабочего проектирования является утвержденный технический проект.
Основная цель рабочего проекта - это разработка технической, рабочей документации, необходимой для отладки и внедрения АИС, проведение приемно-сдаточных мероприятий и обеспечение нормального функционирования системы, рабочий проект не утверждается. По своей структуре он аналогичен техническому. В него входят уточненные и детализированные общесистемные проектные решения, программы, локальные проектные решения по отдельным функциональным и обеспечивающим подсистемам, доведенные до инструктивных материалов, перечень мероприятий по подготовке объекта к внедрению.

В состав технических инструкций, которые, как правило, являются типовыми, входят инструкции по: сбору, регистрации, контролю и передаче информации; переносу ее на машинные носители, ведению архива носителей документов; порядку передачи выходной, результатной информации. Должностные инструкции определяют права и обязанности производственного и управленческого персонала при эксплуатации АИС, регламентируют их действия в новых условиях производства.

Организация работ на стадии внедрения системы

Внедрение разработанной системы - это процесс постепенного перехода от существующей системы обработки данных к новой, автоматизированной.

Ввод в эксплуатацию проводится силами заказчика при участии разработчика и осуществляется поэтапно:

· подготовка объекта к внедрению АИС

· опытная эксплуатация отдельных задач или их комплексов (не должна превышать 3 месяцев, выявляются результаты проектной работы, неточности и ошибки, допущенные на предыдущих стадиях и этапах, происходит их устранение)

· сдача системы в промышленную эксплуатацию. (Внедрение АИС в промышленну

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...