Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кафедра менеджмента социокультурной деятельностиКафедра менеджмента социокультурной деятельности А.И.Степанцов Основы менеджмента Курс лекций
Минск 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ Тема 1. Предмет менеджмента. Концепция эволюции управления Тема 2. Общая система рыночных институтов менеджмента Тема 3. Цели и функции управления в системе категорий менеджмента Тема 4. Понятие и значение кадрового менеджмента
ВСТУПЛЕНИЕ
Современному человеку для адаптации в сложной и динамичной социокультурной жизни необходимо знать в каком обществе он живет, чтобы адекватно строить свое поведение. Однако, большинство привыкло руководствоваться личным опытом, включая устный обмен информацией с ближайшим окружением и отрывочные сведения, передаваемые средствами массовых коммуникаций. Поэтому представления об обществе и культуре нечеткие, собственная теоретическая база слабая; терминология только зарождается; данные эмпирических исследований недостоверны [Орлова Э.Л.]. С углублением рыночных отношений возрастает экономическая самостоятельность субъектов, множится разнообразие социально значимых решений. Людям приходится нести реальную ответственность за приобретение и использование локальных доходов, за определение приоритетности в решении имеющихся в организации или регионе социокультурных проблем. Для эффективных и менее рискованных решений нужны знания о закономерностях жизнедеятельности организаций, о складывающихся в процессе управления отношениях людей, о социальных институтах регулирования общественной жизни. Важно определить место и значение менеджмента в общей системе знаний, приблизиться к освоению технологических подходов в управленческой деятельности. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политике, науке, образовании, культуре. Одним из главных условий совершенствования социальной действительности становится организация социально-культурная деятельности как важной формой самовыражения, самореализации личности. Финансируемые из республиканского и местного бюджетов досуговые программы предназначены для развития территориального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициатив, новых форм творчества. В реальной экономике, в едином пространстве деловых и экономических отношений действуют общие законы и нормы, регулирующие финансовые, материальные потоки, производственные, товарно-денежные и деловые отношения. Экономическая деятельность социокультурных учреждений, обладая существенной спецификой, - в своей основе подчинена общим закономерностям и принципам рыночной экономики, методам управления, психологии менеджмента и маркетинга. Безусловно прав известный российский эксперт, разработчик ряда региональных и международных программ Г.Л.Тульчинский, утверждая, что если ранее работник социально-культурной сферы был прежде всего педагогом-воспитателем, работником «идеологического фронта», то теперь он должен быть экономически грамотным специалистом, полноценно компетентным в вопросах менеджмента, практически ориентированным в технологиях коммерческой и некоммерческой деятельности. Предлагаемый курс лекций для студентов специализации «менеджмент социокультурной сферы» дает представление о менеджменте как управлении социально-экономическими и социально-техническими системами для получения определенного результата; раскрывает значение целеполагания, смысл и направленность функций управления; показывает необходимость эффективного использования кадрового потенциала в соответствии со стратегией развития и применении новых способов управления, распространении предприимчивости, инициативы, разумного сочетания частного и государственного интересов. Курс направлен на выработку у студентов необходимых умений и навыков анализа внутреннего и внешнего окружения организации, ее жизненного цикла; управленческих процессов, т. е. последовательных действий по преобразованию ресурсов в результаты, неразрывно связанных с общими функциями самого процесса управления (планирование, организация, активизация и контроль); использования терминологии менеджмента, творческого формулирования корректных определений.
Тема 1. Сущность менеджмента. Концепция эволюции управления. Основные вопросы: 1. Управление как специфическая деятельность человека. 2. Менеджмент как особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования. 3. Понятие менеджмента как социального и предпринимательского управления. 4. Эволюция управления— развитие технологий управления в процессе разделения труда, социальных функций и ролей между людьми. Цель –раскрыть роль менеджмента вобеспечении взаимодействия личных, групповых и государственных интересов в соответствии с господствующими отношениями собственности; изложить развитие технологий управления.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем различие терминов "управление" и "менеджмент"? 2. Охарактеризуйте менеджмент как вид деятельности. 3. Как группируются существующие подходы к определению основ менеджмента? 4. Какие факторы влияют на формирование менеджмента как разновидности социального управления? 5. Что характеризует менеджмент как предпринимательское управление? 6. Какие социальные роли выполняет менеджер? 7. Какиеосновные признаки характеризуют менеджера? 8. В чем суть эволюции управления? 9. Опишите некоторые различия между организациями древности и современности. 10. В чем особенность управления индустриального периода в развития менеджмента? 11. В чем особенности управления впостиндустриальную эпоху? 12. Назовите особенности развития менеджмента современного этапа управления.
Рекомендуемая литература
1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов вузов.– М.: Аспект Пресс, 1997 2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие.– М. Изд-во Мосгосуниверситета культуры.– 1995 3. Клок К, Голдсмит Дж. Конец менеджмента и становление организационной демократии.– СПб.: Питер, 2004 4. Краткий экономический словарь /Под ред.А.Н.Азрилияна. – М.: Ин-т новой экономики, 2005. 5. Культурология: Учебник / Под ред.Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М.: Юрайт-Издат, 2005 6. Лябах Н.Н., Лябах А.Н. Нетрадиционые страницы менеджмента.– Ростов-на-Дону: Изд-во «БАРО-ПРЕСС», 2002 7. Менеджмент: Учеб.пособие / Под ред. Э.М.Короткова.– М.:ИНФРА-М, 2005 8. Орлова Э.Л. Культурная (социальная) антропология.– М.: Академический Проект, 2004 9. Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Под ред. Д.Д.Вачугова.– М.: Высш. школа, 2001 10. Основы менеджмента: Учеб.-практ.пособие / И.В.Балдин, Н.П.Беляцкий, Л.В.Дорошек и др.– Мн.: БГЭУ, 2002 11. Словарь-справочник менеджера / Под ред.М.Г.Лапусты.– М.: ИНФРА-М, 1996 12. Саркисов С.Э. Менеджмент: Словарь-справочник. – М.: «Анкил», 2005 13. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002 14. Управление организацией. Энциклопедический словарь / Под ред. А. Г. Поршнева, А. Я. Кибанова, В. Н. Гунина. – М.: ИНФРА-М, 2001 15. Философский словарь студента / Под общ.ред.В.Ф.Беркова и Ю.А.Харина. – Мн.: ТетраСистемс, 2003 16. Флиер А.Я. Исторические типы культуры / Культурология для культурологов. – М.: Академический Проект, 2000
Механизмы рыночной экономики Деятельность людей в обществе объединяют организации, рассматриваемые и как процесс и как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, как явление – физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели [6]. Основой экономики являются производственно-хозяйственные системы (ПХС), т.е. образования, в которых целенаправленно и планомерно комбинируются элементы материально-технической и социальной природы, нацеленные на изготовление (производство) и реализацию продуктов, изделий, услуг. Любое образование, созданное человеком представляет собой организационную систему по преобразованию ресурсов с целью получения на выходе продукции (услуги) для конечного потребления [7]. Такие социально-экономические системы в реальной жизни реализуются в виде предприятий, компаний, фирм и т.д. Их продукция – товары, услуги, информация, знания. Теория управления выделяет социально-политические, социально-экономические, социально-культурные и другие виды организаций, в которых имеется приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главной целью является получение максимальной прибыли в интересах учредителей. Для социально-культурных организаций основной целью является достижение эстетических целей, для социально-образовательных – удовлетворение потребностей клиентов в информации и знаниях, получение максимальной прибыли является вторичной целью. Любая производственная системафункционирует в дифференцированнойсоциально-экономической среде. Это внешняя среда, включающая все силы и институты, с которыми организация сталкивается в своей оперативной и стратегической деятельности. Среда никогда не бывает стабильна, и, конечно, каждая организация должна не только знать свою «среду обитания» и природу ее изменений, но и уметь реагировать на эти изменения: неудача в приспособлении к среде обернется в неудачный бизнес вообще. В центре современной методологии менеджмента — понятие адаптации. Адаптация социальная — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Ничто в управлении не происходит немотивированно, все имеет свою причину, все определяется сложным сплетением влияния многих переменных внешней и внутренней среды организации. За свою историю человечество выработало три принципиально различных инструмента управления — то есть воздействия на людей. Первое — это иерархия, организация, где основное средство воздействия — отношения власти-подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ и т.п. Второе — культура, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе. Третье — это рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя. Иерархическая организация, культура, рынок — не просто «инструменты управления», а сложные явления, почти всегда сосуществующие в реальных хозяйственных и социальных системах. Сущность же, облик экономической организации общества определяет то, чему отдается приоритет, на что делается главная ставка. Итак, мы установили, что любая производственная система функционирует в дифференцированной и не стабильной среде. К ее компонентам, оказывающим влияние на эффективность и устойчивость функционирования организации, относятся те, на которые организация не может воздействовать, которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на организацию напрямую (например, государство) либо косвенно (например, экономическая ситуация). Существует разделение среды (по широте и периодичности воздействия на организацию) на среду ближайшего окружения и отдаленную (общую) среду. Ближайшее окружение организации состоит из потребителей, поставщиков, рабочей силы, финансовых институтов, конкурентов и инвесторов. Эти группы контактируют с организацией (в разных смыслах) непосредственно и наиболее часто. Силы, проявляющиеся время от времени, нерегулярно или не напрямую: социальные, культурные, политические, юридические, технологические и т.п. Внутренняя среда (микросреда) организации, в которой принимаются конкретные решения по ведению бизнеса, интерпретируется как универсальная (независимая от формы организации) и объединяет все функциональные среды внутри производственной системы. Внутренняя среда состоит из различных компонентов. В организации, принадлежащей одному предпринимателю, функции берутся на себя одним лицом, в то время как в больших организациях они разделены и закреплены за специализированными внутренними структурами. Но, несмотря на размер, функциональные области универсальны (например, кадровая, производственная и маркетинговая функции) для всех производственных систем. Решения по деятельности организации вырабатывается в условиях влияния на нее со стороны основных внешних сил. В социальной жизниобществаустойчивость связей и отношений, интеграция стремлений, действий и интересов индивидов обеспечиваетсясоциальными институтами как совокупностью исторически сложившихся определенных норм и правил, регулирующих действия членов общества в рамках социальных отношений и способствующих социальному контролю. В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на политические, экономические, социальные, социокультурные, религиозные. В данном контексте социальный институт рассматривается как нормативное явление. Например, к социально-культурным институтам нормативного типа правомерно относят институт семьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты, не ограничивающиеся освоением и последующим воспроизводством культурных и социальных ценностей или включением человека в определенную субкультуру. По отношению к личности и отдельным общностям они выполняют существенные функции: социализирующую (социализацию ребенка, подростка, взрослого человека), ориентирующую (утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения), санкционирующую (социальную регуляцию поведения и защиту определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов, правил и предписаний), церемониально-ситуационную (регламентацию порядка и способов взаимного поведения, передачи и обмена информацией, приветствий, обращений, проведения собраний, конференций, деятельности объединений) [1]. Рассматриваются социальные институты и как устойчивые организационные структуры учрежденческого типа, обладающие конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли. Рыночная экономика представляет собой одновременно и очень простой, и очень сложный механизм. С одной стороны — это элементарная сделка двух хозяйствующих субъектов — продавца (производителя) и покупателя (потребителя), которые обмениваются некоторыми ценностями в пропорции, определяемой соотношением спроса и предложения. С другой — институциональная среда — нормы, правила, формы и инструменты рыночных сделок. Без них не срабатывает простейший рыночный механизм. Рынок как форма хозяйственного общения утверждается именно в ходе становления и совершенствования институтов, а не организации неких процессов. Особое значение имеет комплексность и взаимосвязанность хозяйственных институтов, их рыночная и общественная адекватность в целом. Условия осуществления индивидуального или коллективного выбора, размещения и использования ресурсов определяет совокупность социально-экономических правил–институтов рыночной экономики. Институты структурируют и облегчают взаимодействия между людьми: к ним относятся как положения гражданского кодекса, так и принципы разрешения житейских конфликтов, принятые в данном социуме. Институты бывают двух типов: формальные (нормы и правила, закрепленные в писаном праве – конституции и законодательных актах) и неформальные (сюда относятся категории обычного права, установившиеся в общественной среде и закрепленные государственной властью). Если за нарушение первых предусмотрены легальные санкции, то реализация вторых основана на различного рода социальных санкциях: репутации, остракизме и т. д. Изучение институциональной системы общества важно для учета способов воздействия на формирование организации и ее последующие изменения, а также учета факторов изменений в отношениях между организациями, в изменениях процедур межорганизационных согласований на рынке, а также в государстве – координационной инстанции общехозяйственной деятельности [3] .
Главная цель
Цели 1-го уровня
Цели 2-го уровня
"Дерево целей" состоит из целей нескольких уровней, представленных в виде иерархий: генеральная цель (вершина "дерева целей") — подцели 1-го уровня — подцели 2-го уровня — подцели 3-го уровня и т.д. Степень дробления целей и со ответственно выделения уровней зависит от объективных характеристик изучаемой системы и целей, которые ставит перед собой менеджер. Правила построения "дерева целей": 1) реализация подцелей нижнего уровня, относящихся к цели более высокого уровня, должна гарантировать полное достижение этой цели; 2) цели, находящиеся на одном уровне, не должны представлять собой последовательные этапы в реализации цели более высокого уровня, так как "дерево целей" дает только пространственную, а не временную характеристику целей; 3) цели должны быть независимыми, не должны пересекаться и исключать выбор одной из них (чтобы не было "или-или"); 4) цель каждого уровня должна быть разбита не более чем на 7—9 подцелей, что связано с необходимостью оценки целей каждого уровня, а большее числа переменных затрудняет это. Формулировка индивидуальной цели организации, структурного подразделения или сотрудника является результатом согласования интересов и должна иметь: - конкретное содержание, т.е. определять желаемый, необходимый и возможный результат, который должен быть достигнут; - размер, т.е. диапазон достигаемого результата должен быть задан количественно; - временные параметры, т.е. временной лаг, в течение которого будет достигнут ожидаемый результат; - персональную привязку, которая устанавливает исполнителя данной цели; ранг, т.е. степень значимости в системе целей организации. Выделение уровней иерархии целей может осуществляться как на основе функционального принципа управления, так и по товарно-рыночному принципу. Функциональное разграничение связано с группировкой по содержанию деятельности: производство, кадры, маркетинг, финансы. Группировка подразделений в данном случае осуществляется на основе единства выполняемых функций. В случае организации по товарно-рыночному принципу сотрудники объединяются по принципу совместного производства какого-либо товара, по обслуживанию определенной группы потребителей или географического рынка. Для организации, построенной на основе функционального деления, дерево целей строится по принципу: цель предприятия — функциональные цели (по подразделениям) — оперативные цели. Для организации по товарно-рыночному принципу: цель предприятия — цели бизнесов — оперативные цели. На практике часто объединяются два эти подхода, и структура дерева целей будет иметь вид: цель предприятия — цели бизнесов — функциональные цели подразделений — оперативные цели. Оценка конфликтности целей. При формировании системы целей необходимо иметь в виду, что в процессе их реализации могут возникнуть противоречия, которые приводят к нарушению всей композиции "дерева целей". Конфликты возникают на трех уровнях. • Внешний конфликт — это противоречие целей фирмы тенденциям развития внешней среды. Природа этих конфликтов разнообразна. Например, конфликт между потребительскими предпочтениями и целями деятельности предприятия, выраженными в росте продаж стандартного продукта. В этом случае нарушается одно из базовых требований — достижимость целей. Как правило, во внешней конфликтности целей проявляется конфликт интересов фирмы и таких субъектов рынка, как клиенты, деловые партнеры, инвесторы, общественные и государственные институты. Разрешение внешнего конфликта целей осуществляется либо введением жесткого регламента правил и норм поведения фирмы на рынке (законы о рекламе, конкуренции, защите прав потребителей и др.), либо путем поиска компромисса, предполагающего принятый всеми уровень согласованности интересов в виде выгод, получаемых каждой из сторон. • Внутренний конфликт целей является результатом существующих противоречий интересов собственников, менеджеров и персонала фирмы. Он проявляется либо в рассогласованности целей по уровням управления, либо в несоответствии сложности и приемлемости целей уровню квалификации их конкретных исполнителей. В первую очередь следует разрешить конфликт целей на уровне "стратегического треугольника". Определение приоритетов целей развития предприятия предполагает, в первую очередь, согласованность интересов собственников и менеджеров. В противном случае доминирование интересов любой из указанных групп принятия решения будет приводить к сопротивлению изменениям со стороны другой. В этом случае говорить о долгосрочном эффективном развитии предприятия становится проблематично. Способом разрешения данного конфликта чаще всего может быть, с одной стороны, включение менеджеров в состав собственников, а с другой — более активное вовлечение собственников в процесс управления фирмой. Наличие конфликта интересов менеджеров и персонала приводит к подмене фирменных целей на функциональном уровне управления личными целями сотрудников, что сказывается на результативности их работы. Именно сотрудники фирмы становятся тормозом всех изменений, проводимых руководством предприятия. Персонал становится невосприимчив к целям фирмы, и, следовательно, не прилагает усилий к их достижению. Способом разрешения данного конфликта может быть как повышение материальной заинтересованности каждого в результатах деятельности всей организации, так и вовлечение работников в процесс управления уже на этапе самого выбора целей. Последнее во многом определяется сложившейся корпоративной культурой организации. • Временной конфликт — это нарушение согласованности стратегических, тактических и оперативных целей. Как правило, он проявляется в смещении акцентов в управлении на решение текущих проблем. Стратегические цели подменяются оперативным реагированием на возникающие внешние и внутренние изменения. В результате предприятие теряет основные ориентиры своего развития. Цели перестают быть понятными большинству работников. Мотивация падает, что приводит к снижению адаптационного потенциала фирмы. Разрешение временного конфликта осуществляется путем разделения уровней контроля за достижением текущих и стратегических целей. Таким образом, правильно организованный процесс выработки целей предполагает: • выявление и анализ тенденций, которые наблюдаются в окружении фирмы; • формулирование миссии; • установление целей для организации в целом (цели "стратегического треугольника"); • построение дерева целей; • согласование целей фирмы с индивидуальными целями.
3. Понятие и признаки функций. Система общих (основных) функций управления. Успешное управление рассматривается как непрерывный процесс взаимосвязанных действий по формированию и использованию управленческих ресурсов организации для достижения целей. Такие действия называются управленческими функциями.* Главная функция управляющей системы состоит в решении постоянно возникающих проблем хозяйственной организации на соответствующем уровне управления, сборе, систематизации и анализе информации и воздействии на управляемую систему для получения желаемых результатов. Все ресурсы управленческой системы вовлекаются в конструктивный процесс эффективного использования [1]. Функции менеджмента выделены Анри Файолем, который считал, что управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. В книге «Основы менеджмента» М.Х.Мескона и др. предлагается рассматривать «первичные» функции, применимые ко всем современным организациям: планирование, организация, контроль и мотивация. Эти функции объединяют связующие функции коммуникации и принятия решения. Вся система управления может быть представлена схемой, раскрывающей взаимосвязь составляющих ее элементов: Функции управления определяют, что должен делать аппарат управления, орган управления, управленческий работник и что делается в системе управления. Для выполнения функции управления создаются управленческие должности и организационная структура управления. ОСУ устанавливает, кто конкретно выполняет управленческие функции и каким образом управленческие работники взаимодействуют между собой [4]. Функции управления делятся на две большие группы, позже получившие название общих (основных) и специальных (конкретных). Общие функции дают временную характеристику процесса управления. Весь процесс управления представляется как последовательная цепь, циклически повторяющихся общих функций: планирования, организации, контроля и мотивации. Общие функции взаимно проникают друг в друга. Это значит, что, например, сам процесс планирования должен быть: спланирован (определены цели, условия и критерии разработки бизнес-плана); организован (установлены сроки, последовательность, ответственные работники и подразделения за разработку отдельных разделов и бизнес-плана в целом); промотивирован (разработана система оплаты и других форм мотивации для разработчиков бизнес-плана); проконтролирован (осуществлены учет, анализ и контроль хода и результатов работы по разработке бизнес-плана). После определения целей организации наступает времяопределения будущего состояния, тенденций и перспектив развития объекта управления, а также путей и средств достижения целей организации, осуществляется планирование. Содержание его состоит в определении и оценке способов достижения целей; в формулировке задач, решение которых позволит их достичь и в установлении последовательности выполнения работ; в разработке правил и методик составления и выполнения планов; в анализе ресурсов и разработке бюджета выполнения плана; в предвидении возможных последствий на основе оценки рисков и последующей корректировке планов. Прогнозирование, моделирование, программирование используются как укрупненные этапы процесса планирования. В результате выполнения функции планирования появляются различные планы.Содержание планирования (степень проработки и детализации элементов и этапов, его результат) зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются следующие: вид плана (общие - основополагающие, концепция фирмы; стратегические; тактические — на среднесрочный период; оперативные (конкретные действия на краткосрочный период); субъект планирования, его квалификация и профессионализм; объект планирования (какая сфера деятельности и что планируется); период (сроки) планирования; принципы, методы, приемы и методики планирования; используемые средства планирования (персональные компьютеры, локальная внутренняя сеть ПК, Интернет); техника планирования; порядок согласования планов. Функция планирования пронизывает все стороны деятельности менеджера: управление начинается с плана действий, что позволяет предвидеть результат, сформировать программу и установить средства, необходимые для ее выполнения. Для реализации планов определяются обязанности и ответственность, устанавливаются полномочия и компетенции, «управление организуется, а организация управляется». Функция организациисливается со всеми функциями управления, пронизывает их и весь процесс управления, вместе с тем выступает и как объект управления: нет деятельности без организации, и управленческая деятельность в этом отношении не исключение. Процесс организации есть установление пространственно-временной структуры компонентов различной природы (рабочей силы, средств производства, материалов, информации) и создание условий для их взаимодействия с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах ресурсов. Организация управления строится на функциях работников, их обязанностях, ответственности, полномочиях и компетенции. Определяя планирование как сердцевину менеджмента, можно с полным основанием утверждать, что организация — его движущая сила. Организация - это формирование структуры, создание, сохранение или развитие целесообразных организационных форм, вертикальное и горизонтальное разделение элементов производства и органов управления. Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также подчиненностью и директивным отношением. Уровень управления - совокупность звеньев управления, одинаково удаленных от верхнего звена организационной структуры. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам через департаментализацию (группировку родственных функций и главных видов работ, приводящих к образованию структурных подразделений). Организация как создание условий для эффективной реализации целей, бесперебойного и непрерывного функционирования системы - это: согласование в работе всех звеньев производственно-хозяйственной системы (ПХС) путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними; формирование внутренней культуры ПХС, чувствительной к изменениям, новациям; создание условий, стимулирующих работников к результатам деятельности; распределение прав, ответственности и полномочий; подготовка и расстановка персонала по операциям, комплексам работ, функциям; распределение в соответствии с выполняемым объемом работ различного вида ресурсов. Установление связей между структурными элементами (регламентация) осуществляется через закрепление их в организационно-нормативных актах – положениях, нормативах, инструкциях, правилах, процедурах. В процессе организации складываются организационные отношения: воздействия, взаимодействия и противодействия при создании, реорганизации и прекращении деятельности организационных объектов [8]. Функция организации составляет основу организационной практики, приводит в действие средства (ресурсы) для осуществления намеченной идеи и обеспечивает ее конкретное воплощение. Реализуя запланированные действия менеджер ищет способы побуждения себя и других эффективно достигать намеченных целей – применяет мотивирование. Мотивация-побуждение работника к трудовой деятельности. "Способность заставить людей делать хорошо и с энтузиазмом то, что должно быть сделано". Содержательные теории мотивации основываются на определении потребностей, идентификации мотивов личности и раскрывают что побуждает людей действовать так или иначе. А. Маслоу предлагает рассматривать иерархию потребностей человека, уровни которой соответствуют семи основным категориям: физиология — потребности в воде, пище, тепле, крове, сексе, сне, здоровье, чистоте; безопасность — личная безопасность, стабильность, уверенность, крепкая экономика, защищенность, структура, порядок, право, ограничения, свобода от страха, беспокойства, хаоса; потребность в принадлежности и любви — партнерство, семья, друзья, соседи, мой район, принадлежность группе, стране, потребность в близости и привязанности; самоутверждение — потребность в самоуважении, самооценке, оценке со стороны, силе, достижениях, адекватности, мастерстве и компетентности, уверенности, независимости, репутации, престиже, статусе, славе, доминировании, признании, внимании, значимости, достоинстве, признательности, понимании; самовыражение — потребность в решении сложных задач, полной реализации своих способностей и талантов, выражении того, что представляет или должен представлять собой человек; потребность знать и понимать — пытливость, знание, понимание; эстетическая потребность — потребность в красоте, порядке, симметрии, системности, структурности [2]. Мак-Клелланд в трехфакторной теории рассматривает приобретенные потребности, активизирующие деятельность человека: власть, успех, причастность. Ф. Герцберг все факторы, влияющие на деятельность человека в производственной ситуации, разделил на мотивирующие и факторы «здоровья» (гигиенические факторы). Процессуальныетеории мотивации раскрывают как человек распределяет свои усилия для достижения желаемых результатов и для удовлетворения своих потребностей. Д. Макгрегор - концепция двух типов поведения человека на работе и соответственного управления ими - теории Х и У.Модель Портера-Лоулера рассматривает мотивацию как функцию затраченных усилий, полученных результатов, восприятия работниками вознаграждения (справедливое—несправедливое), степень удовлетворения. Менеджмент рассматривается как бесконечный процесс с высокой степенью неопределенности под влиянием динамичной внешней среды, которая вынуждает производственную систему адаптироваться, изменять планы. Достижимость целей, наличие ошибок организации, правильность принятых решений – устанавливается при помощи контроля. Контроль - обеспечение целей организации, сравнение фактических показателей с установленными в планах (стандартах); деятельность по определению качества и корректировке выполняемых сотрудниками работ; предупреждение возникновения кризисных ситуаций, процесс обратных связей в организации. «Одна из основных причин необходимости контроля состоит в том, что любая организация должна быть способна выявлять ошибки и исправлять их до того, как они помешают достижению ее целей. <…> Сравнивая реально достигнутые результаты с запланированными, менеджмент организации выявляет не только неудачи, но и явные успехи. <…>Контроль – фундаментальный аспект процесса менеджмента. Планирование, организация и мотивация неразрывно связаны с ним. По сути, все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля» [3]. В рамках функции планирования и органи |
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |