Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия реализации расширенного производства

Расширенное производство как индивидуального, так и общественного капитала предполагает накопление, т. е. наличие добавочного постоянного капитала. Поэтому модель расширенного воспроизводства должна содержать в качестве основного условия неравенство

I (v + m) > II (c).

В соответствии с этим условием в качестве модели Маркс принял следующую схему расширенного воспроизводства:

Анализ модели расширенного воспроизводства общественного производства привел Маркса к выводу, что оно возможно только при соблюдении следующих дополнительных условий:

1. Часть прибыли m1 должна капитализироваться, распределяясь на прирост средств производства с1 и заработную плату дополнительных рабочих v1. Соответственно, предпринимателям на их собственное потребление остается другая часть прибыли m2, равная m - m1.

2. Капитализация прибыли должна осуществляться не в любых пропорциях, а таким образом, чтобы соблюдалось равенство

I (v + v1 + m2) = II (c).

3. Стоимость продукции первого подразделения должна быть больше стоимости постоянного капитала обоих подразделений:

I (c + v + m) > I (c) + II (c).

4. Совокупные чистые доходы обоих подразделений должны быть больше стоимости продукции II подразделения:

I (v + m) + II (v + m) > II (c + v + m).

 

 

К.Маркс построил схемы простого (неизменного по масштабу) и расширенного воспроизводства. Все общественное воспроизводство он разбивает на два подразделения: производство средств производства и производство предметов потребления. Их взаимосвязь представлена уравнением, в котором фигурируют постоянный и переменный капитал и прибавочная стоимость. Вывод из модели сводится к следующему: при простом воспроизводстве сумма переменного капитала и прибавочной стоимости первого подразделения должна равняться постоянному капиталу второго подразделения, а при расширенном воспроизводстве - больше этого постоянного капитала. Схемы простого и расширенного воспроизводства показывали, каким образом осуществляется обмен между двумя подразделениями, воспроизводятся экономические отношения.

(Критики Маркса считают, что его теория прибавочной стоимости представляет своего рода теоретическую конструкцию, которая не учитывает, что предпринимательский труд, труд по управлению, организации производства также является источником ценности товара, создает доход. Лежащая в ее основе трудовая (однофакторная) теория стоимости не согласуется с практикой, ибо труд разнороден и отличается не только по затраченному времени, но и по результатам. Обращается внимание на то, что формы эксплуатации возможны и существуют и в условиях, когда участники производственного процесса являются равноправными субъектами отношений собственности.

Трудовая теория стоимости разработана К. Марксом. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.
Потребительная стоимость - это полезность вещи, ее способность удовлетворять ту или иную человеческую потребность. Все товары как потребительные стоимости делятся на средства производства и предметы потребления. Первые выступают в виде станков, машин, вторые - в виде предметов, удовлетворяющих личные потребности людей. Некоторые предметы потребления выступают и как средства производства, и как предметы потребления.

Стоимость - это воплощенный в товаре общественный труд товаропроизводителей. Затраты труда служат общей основой определения меновой стоимости.
Исходя из двух свойств товара - потребительной стоимости и стоимости - К. Маркс вывел двойственный характер труда. Товары как потребительные стоимости создаются различными видами труда: костюм - трудом портного, сапоги - трудом сапожника. Труд, затрачиваемый в определенной форме, есть конкретный труд, который создает потребительную стоимость. )

 

21. Неоклассическая экономическая теория: представители, характеристика, предмет исследования.

Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бём-Баверк (австрийская школа), У. С. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ – преобладающее в ХХ в. направление экономической науки, сторонники которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики.

Формирование неоклассического направления происходило в ходе маржиналистской научной революции. Завершением этого процесса считают выход в свет книги английского экономиста Альфреда Маршалла Принципы экономической науки (1890). Именно в работах А.Маршалла окончательно сложилось неоклассическое направление экономической теории как синтез маржинализма с отдельными элементами учения Давида Рикардо. Отличительной чертой методологии неоклассиков стало экономико-математическое моделирование, незнакомое представителям классической политэкономии.

Центральное место в экономическом анализе занимают цены. Были введены две новые категории: цена равновесия, эластичность спроса.

В своей теории цены А.Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение).

Неоклассическая экономическая теория также как и классики исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.

 

Раздел посвящен обсуждению основных предпосылок неоклассической экономической теории. Подробно анализируются допущения, связанные с поведенческими характеристиками экономических агентов, а также среда, в рамках которой они функционируют.

К середине XX в. основным течением экономической мысли являлась неоклассическая экономическая теория. Ее базовой моделью стала модель Вальраса1, которая рассматривает взаимоотношения экономических агентов, построенные на основе обмена экономическими благами. Агенты действуют, исходя из своих собственных интересов. Товары, представленные на рынке, однородны. Предполагается, что сам рынок сконцентрирован в одной точке пространства, и обмен происходит мгновенно. Все агенты четко осознают свои предпочтения и одновременно меняются своими товарами и деньгами. Они располагают полной и совершенной информацией о товарах, предлагаемых друг другу, и об условиях обмена. Наличие такой информации дает им уверенность, что они не будут обмануты. А если их и обманут, то они найдут эффективную защиту в суде. Следовательно, осуществление обмена не требует других усилий, кроме расходования некоторой суммы денег. Цены являются основным инструментом оптимального распределения ресурсов. Иными словами, чтобы выбрать оптимальную линию поведения, не нужно знать ничего, кроме цен. Преследуя собственные интересы, индивиды тем не менее способствуют достижению эффективного равновесия. Таким образом действует невидимая рука рынка.

Мейнстрим2 возникает, когда одна из возможных парадигм становится доминирующей. К этому моменту научное сообщество уже приобретает следующие свойства.

Во-первых, в научном сообществе складывается единая система метаязыка. Кроме языка национального (русского, английского и пр.), на котором говорят люди той или иной нации и который представляет собой систему сигналов (например, все знают, что слово «стол» означает нечто на четырех ножках), есть еще метаязык — система категорий, которая понятна только ученым определенной специальности: она оперирует новыми значениями существующих слов. Так, человек обыденный и экономист понимают слово товар по-разному. Для бабушки-пенсионерки и для экономиста различно понятие рынок. Для бабушки рынок — это ни в коем случае не магазин, для нее магазин — это одно, а рынок — совершенно другое. Для экономиста рынок — это система взаимоотношений обособленных индивидов, где принуждение минимально и где они реализуют свою свободную волю в обмене, регулируемом механизмом цен. Слово рынок в представлении экономиста — это слово метаязыка. Метаязык складывается в рамках одной науки. Скажем, все экономисты более или менее соглашаются считать какие-то категориальные параметры экономической теории общепринятыми. Без подобного соглашения они просто не смогли бы общаться друг с другом.

Во-вторых, в научном сообществе возникает профессиональное разделение труда. Тогда ученые перестают критически относиться к набору основных предпосылок, и тем самым этот набор становится твердым научным ядром. Ученые уже не обосновывают основные результаты каждый раз заново, они воспринимают их как данность, что позволяет двигаться дальше, развивая научное знание.

В-третьих, в научном сообществе появляется система профессионального образования. Ее цель — формировать у учащихся представление о твердом научном ядре. В процессе обучения им предлагается единожды доказать некие предпосылки (например, фундаментальные законы спроса и предложения) и в дальнейшем уже их не доказывать. Пока нет профессиональной школы, нет и мейнстрима (и наоборот), так как именно в учебниках воспроизводится твердое ядро науки.

Любая научная теория основывается на ряде фундаментальных предпосылок, образующих ее твердое ядро, а также на ряде менее значимых для ее целостности предпосылок, которые образуют своего рода защитный пояс данной теории3. Твердое ядро — это аксиоматика научной теории, она служит отправной точкой исследований. Чтобы стрелы критики смогли достичь положений, содержащихся в твердом ядре, они должны сначала поразить и опровергнуть положения, которые содержатся в защитном поясе.


Рис. 1.1. Фокус исследований неоклассической теории

Твердое ядро неоклассической экономической теории образуют фундаментальные предпосылки, характеризующие поведение экономических агентов: совершенная рациональность, индивидуализм, экзогенность и стабильность предпочтений, а также концепция невидимой руки рынка. Защитный же пояс данной теории составляют предпосылки, характеризующие среду, в которой действуют агенты: совершенная информация, однородность товара, полная спецификация прав собственности (рис. 1.1). Проанализируем все эти предпосылки.

Характеристики агентов

Характеристики среды –

Совершенная информация ЭКЗ

В условиях совершенной информации рыночное взаимодействие (согласие на сделку или отказ от нее) происходит автоматически. При этом отсутствуют затраты времени и ресурсов на сбор информации, на заключение сделки. Кроме того, любые действия одной стороны мгновенно становятся известны другой, и, следовательно, никакие безнаказанные нарушения обязательств невозможны. Такая информация обеспечивается, и причем бесплатно, самим рынком за счет функционирования механизма цен. Цены являются совершенным показателем отношения к любому товару или услуге, гибко меняясь при малейших колебаниях спроса и предложения.

Однородность товара

Любые товары, по допущению неоклассиков, имеют только два измерения — цену и количество, т. е. являются однородными. Неоклассические модели рассматривают товары с различными качественными характеристиками как отдельные товары. Это одно из тех упрощений, за которые больше всего критикуют неоклассическую теорию. Но именно оно позволило ее приверженцам утверждать, что рынок подает совершенные ценовые сигналы: в каждый данный момент времени на нем устанавливается равновесная цена на тот или иной товар, которая служит сигналом, надо ли данный товар покупать, или надо подождать, когда на рынок придут другие его производители; и при этом вся информация о количестве участников на рынке, о цене, за которую они продают свои товары, и пр. существует, она наглядна и в равной мере доступна всем участникам рынка.

Полная спецификация прав собственности

Неоклассические модели предполагают, что на каждый представляющий ценность объект рыночной торговли четко определены права собственности. Утверждение владельца товара, что данный товар принадлежит именно ему, не оспаривается окружающими. Характер первоначального распределения собственности задан извне и не подвергается сомнению со стороны участников рынка. Таким образом, распределительный конфликт отсутствует9, и получить благо можно лишь в результате обмена. Чисто технические проблемы, связанные с установлением частной собственности на ресурс, тоже отсутствуют. Соответственно, его владелец извлекает все выгоды и несет все издержки, связанные с данной собственностью. Это, в свою очередь, является основой для принятия им экономически эффективных решений10. И, кроме того, права собственности не нуждаются в защите: они не нарушаются (во многом это обусловлено информационной прозрачностью рынка) и могут быть полностью реализованы.

Концепция невидимой руки рынка

Достигаемое в модели Вальраса равновесие обладает свойством Парето-эффективности11. Это значит, что оно характеризуется таким распределением товаров между участниками, при котором внесение любых изменений приводит к снижению благосостояния некоторых из них. Иными словами,Парето-эффективное равновесие — это равновесие, при котором ресурсы распределены так, что невозможно увеличить благосостояния любого из участников, не уменьшив благосостояния кого-либо из остальных.

Такое эффективное равновесие достигается независимо от изначального распределения ресурсов само по себе, без принуждения, как равнодействующая человеческих волеизъявлений в результате отношений свободного обмена между индивидами или фирмами. Рыночный механизм цен является совершенным. Его функционирование не связано с издержками и не нуждается в регулировании. Последнее необходимо разве что для обеспечения соблюдения правил обмена.

Мы представили аксиоматическую основу неоклассической модели. Отметим, что в последние десятилетия ее предпосылки активно модифицировались. В наши дни экономическая теория переживает время научных революций, когда на фоне плюрализма базовых идей идет процесс кристаллизации нового ядра экономической науки. В следующем разделе проанализированы исторические корни этого процесса.

 

Мы представили аксиоматическую основу неоклассической модели. Отметим, что в последние десятилетия ее предпосылки активно модифицировались. В наши дни экономическая теория переживает время научных революций, когда на фоне плюрализма базовых идей идет процесс кристаллизации нового ядра экономической науки. В следующем разделе проанализированы исторические корни этого процесса.

 

22. Кейнсианство, неокейнсианство, посткейнсианство: характеристика этих направлений, основные представители.

Кейнсиа́нство — макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой была Общая теория занятости, процента и денег[1] Джона Мейнарда Кейнса, опубликованная в 1936 году.

Кейнсианство использует те же механизмы, что классическая и неоклассическая школы, но различается по ряду гипотез и приходит к совсем иным выводам и императивам.

Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина тому — склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

Кейнс выстраивал следующую цепочку: падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства ведет к разорению мелких товаропроизводителей, к увольнениям наемных работников большими предприятиями, и крупномасштабной безработице. Безработица влечет снижение доходов населения, то естьпокупателей. А это, в свою очередь, форсирует дальнейшее падение покупательского спроса на товары и услуги. Возникает замкнутый круг, удерживающий экономику в состоянии хронической депрессии.

Кейнс предлагал следующий выход: если массовый потребитель не способен оживить совокупный спрос в масштабах национальной экономики, это должно сделать государство. Если государство предъявит (и оплатит) предприятиям некий крупный заказ, это приведет к дополнительному найму рабочей силы со стороны этих фирм. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары, и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечет рост совокупного предложения товаров и услуг, и общее оздоровление экономики. При этом начальный государственный заказ, предъявленный предприятиям, может быть грандиозным и в той или иной степени даже малополезным.

Неокейнсианство — школа макроэкономической мысли, сложившаяся в послевоенный период на основе трудов Джона Кейнса. Группа экономистов (особенно большой вклад внесли Франко Модильяни, Джон Хикс и Пол Самуэльсон) сделала попытку интерпретировать и формализовать учение Кейнса и синтезировать его с неоклассическими моделями экономики. Неокейнсианство акцентирует внимание на проблемах экономической динамики и экономического роста, выступая в качестве важнейшей теоретической основы экономической политики государственно-монополистического капитализма. Неокейнсианство исходит из главной посылки кейнсианства об утрате капитализмом стихийного механизма восстановления экономического равновесия и необходимости по этой причине государственного регулирования капиталистической экономики. Особенность неокейнсианства в этом отношении состоит в том, что выступает за систематическое и прямое воздействие государства на капиталистическую экономику. По этой же причине изменилась основная проблематика концепции государственного регулирования экономики -- был осуществлен переход от так называемой теории занятости, ставящим своей целью изыскание путей обеспечения устойчивых темпов экономического развития капиталистической системы.

Методология неокейнсианства характеризуется макроэкономическим, народно-хозяйственным подходом к рассмотрению проблем воспроизводства, использованием так называемых агрегативных категорий (национальный доход, совокупный общественный продукт, совокупные спрос и предложение, совокупные инвестиции и т.п.).

Посткейсианство. В конце 60-х и в 70-х гг.рецепты неокейнсианской модели стали все больше противоречить объективным законам развития. Стало очевидным фактом, что государственное регулирование не способно обеспечить полной занятости и равновесия.

его представители: лидер данного направления — Дж.Робинсон, Н.Калдор, П.Сраффа). С другой стороны, американское посткейнсианство,представленное Р.Клауэр, А.Лейонхуфвуд, П.Дэвидсон, С.Вайнтрауб, Г.Мински и др.

К числу важнейших особенностей, которыми посткейнсианство отличается от кейнсианства, можно отнести следующие моменты:
а) Острая критика и отрицание основных положений неоклассической школы, прежде всего таких характерных ей теорий как теория предельной полезности и теория предельной производительности;
б) Возрождение традиций классической школы политической экономии, главным образом в форме неорикардианства и переосмысление на этой основе важнейших категорий экономической теории-стоимости, капитала, прибыли и т.д.;
в) Расширение поля экономического анализа за счет введения в него социально-экономических институтов, характеризующих реальную экономическую действительность.

(http://www.istoriya.org/economy/91-macro/336-postkeinsianstvo.html)

 

 

23. Монетаризм: основные положения экономической теории, представители.

Основные положения:

· Регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением;

· Рыночная экономика — саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике;

· Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей — к росту цен и инфляции;

· Инфляция должна быть подавлена любыми средствами, в том числе и с помощью сокращения социальных программ;

· При выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами «механического» прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции; темп прироста общественного продукта.

· Саморегулируемость рыночного хозяйства. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит прежде всего в результате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса, призыв которого к государственному вмешательству ведет, по мнению монетаристов, к нарушению нормального хода хозяйственного развития.

· Число государственных регуляторов сокращается до минимума. Исключается или снижается роль налогового, бюджетного регулирования.

· В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служат «денежные импульсы» — регулярная денежная эмиссия. Монетаристы указывают на взаимосвязь между изменением количества денег и циклическим развитием хозяйства. Эта идея обосновывалась в опубликованной в 1963 году книге американских экономистов Милтона Фридмана и Анны Шварц «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867—1960». На основе анализа фактических данных здесь был сделан вывод о том, что от темпов роста денежной массы зависит последующее наступление той или иной фазы делового цикла. В частности, нехватка денег выступает главной причиной возникновения депрессии. Исходя из этого, монетаристы полагают, что государство должно обеспечить постоянную денежную эмиссию, величина которой будет соответствовать темпу прироста общественного продукта.

· Отказ от краткосрочной денежной политики. Поскольку изменение денежной массы сказывается на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом), следует кратковременные методы экономического регулирования, предложенные Кейнсом, заменить на долгосрочную политику, рассчитанной на длительное, постоянное воздействие на экономику.

Итак, согласно взглядам монетаристов деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту (что определяется, в частности, склонностью к сбережениям), и чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением, необходимо проводить курс на постепенное увеличение (определенным темпом) денег в обращении. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.

Основные представители: Милтон Фридман, Карл Бруннер, Алан Мельтцер, Анна Шварц.

 

ЛОГИСТИКА

24. Исторические предпосылки формирования науки «логистика».

Логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в начале 1950-х годов, прежде всего в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально развитых странах, причем сам термин «логистика» в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов.

Период с 1920-х до начала 1950-х годов называется периодом «фрагментаризации», когда идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была востребована, хотя отдельные логистические функции были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например в производстве, транспортировке, складировании и т.п. Однако общие экономические условия, уровень развития технологии и менеджмента не способствовали проявлению феномена логистики.

Рассматриваемый период важен тем, что в нем были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистической концепции. К ним можно отнести следующие факторы:

§ возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров;

§ рост транспортных тарифов;

§ появление и быстрое распространение концепции маркетинга;

§ развитие теории и практики военной логистики.

Необходимость применения логистики объясняется рядом причин, среди которых выделим две основные.

Первая причина — развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Системы распределения, как правило, не планировались. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Выпущенные товары так или иначе попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Реальных связей между различными взаимосвязанными функциями логистики не было. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения совершенствования производства.

Однако к началу 60-х гг. резервы повышения этого потенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных капитальных вложений, как, например, освоение выпуска нового товара, тем не менее оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурентные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.

Кроме того, использующие логистику поставщики могут гарантировать поставку точно в срок нужного количества товара необходимого качества и представляют для потребителя гораздо большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивают.

Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:

§ резкого снижения себестоимости товара;

§ повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т. п.)

Вторая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономике, — энергетический кризис 70-х гг.

Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников совокупного логистического процесса.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса. В результате НТП создаются и начинают широко применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами.

Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечило мощное развитие информационных систем, как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории. Стало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта — от первичного источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.

Главные причины, по которым, начиная с середины 60-х гг., в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключаются в следующем:

♦ превращение рынка продавца в рынок покупателя;

♦ обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества поставок;

♦ энергетический кризис;

♦ научно-технический прогресс и, в первую очередь, компьютеризация управления.

Этапы развития логистики:

Дологистический период — до 60-х годов XX в. — характеризовался тем, что отдельные элементы логистического подхода применялись для снижения затрат, например, в производстве, транспортировке, складировании, а общая идея управления материальными потоками не была востребована. В этот период возникли предпосылки для внедрения логистической концепции: рост запасов и транспортных издержек; увеличение транспортных тарифов; развитие военной логистики; необходимость оптимизации производства в связи с развитием нерельсового транспорта, особенно автомобильного; появление маркетинга.

§ возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров;

§ рост транспортных тарифов;

§ появление и быстрое распространение концепции маркетинга;

§ развитие теории и практики военной логистики.

Первый этап ― 60–70 гг. XX века. Интеграция работы склада с транспортом. Работа направлена на единый экономический эффект.

§ изменения в моделях и отношениях потребительского спроса (развитие олигополистических рынков);

§ давление фактора затрат на производство;

§ прогресс в компьютерных технологиях;

§ изменения в стратегиях формирования запасов;

§ влияние военного опыта.

Второй этап ― 80-е гг. XX века. К складированию и транспорту добавилось планирование производства. С этого момента цех, склад, транспорт работают как единый механизм, что позволяет сокращать время выполнения заказов, улучшить обслуживание потребителей, увеличить коэффициент использования оборудования, сократить издержки.

§ революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК);

§ глобализация рынка;

§ изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;

§ повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством;

§ рост партнерства и стратегических союзов;

§ структурные изменения в организациях бизнеса.

Третий этап ― конец 80-x гг. – наши дни. Интеграция всех звеньев материально-производящей сети. Современные технологии позволяют осуществлять мониторинг движения продукта от источника сырья до потребителя. Процесс производства и продажи становится целостным.

25. Понятие и цели логистики. Основные виды логистики.

На объект логистики можно смотреть с разных точек зрения: с позиций маркетолога, финансиста, менеджера по планированию и управлению производством, ученого.

Этим объясняется многообразие определений понятия логистики.

§ новое направление в организации движения грузов;

§ теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;

§ совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;

§ оптимизация процессов доставки оборотных средств и готовой продукции и материальных потоков производственных процессов;

§ процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;

§ эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;

§ новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;

§ наука о рациональной организации производства и распределения.

 

Обобщённое определение логистики ― наука о планировании, управлении, контроле транспортом, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалы и полуфабрикаты, доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями потребителя, а так же передача, хранение, обработка соответствующей информации.

При определении понятия логистики, неверно отождествлять логистику только с транспортировкой. Задачи, стоящие перед логистикой охватывают весь жизненный цикл товара: от закупки сырья и производства до продажи потребителю (до утилизации).

 

Цель логистики — обеспечение потребителя продукцией в нужное время и определенное место при минимальных затратах на осуществление логистических операций и используемых производственных ресурсов. Логистика управляет физическим распределением и материальными ресурсами. Управление физическим распределением состоит в снижении затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и ее хранением в соответствии с требуемым уровнем качества обслуживания потребителей. Управление материальными ресурсами состоит в эффективном удовлетворении потребностей организации в производственных ресурсах.

 

Задачи логистики определены в зависимости от ее применения:

§ запасы (планирование, формирование и обеспечение необходимых материальных запасов);

§ транспортировка продукции (определение вида транспорта, транспортного средства, выбор экспедитора, маршрута транспортировки, планировани<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...