Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экспорт в страны ближнего зарубежья· Украина. Коммерческие поставки в Украину были прекращены с начала 1999 г. вследствие накопившейся задолженности и отсутствия возможности получить оплату за текущие поставки денежными средствами. В 2000 г. задолженность украинских коммерческих организаций за поставки электроэнергии из России в Украину сократилась с 83,8 до 54,7 млн долл., в том числе задолженность по контрактам РАО "ЕЭС России" сократилась на 17,6 млн долл. и составила 35,94 млн долл. В 2000 г. РАО "ЕЭС России" и НЭК “Укрэнерго” подготовили к подписанию документы, составляющие основу для возобновления экспорта в Украину. Начата работа по организации совместного экспорта электроэнергии в страны Центральной и Западной Европы. · Казахстан. Ограничения поставок привели к сокращению задолженности ряда казахстанских покупателей. С рядом покупателей договорные отношения прекращены, но были заключены новые контракты с платежеспособными покупателями. В результате в 2000 г. заметно улучшилась ситуация с оплатой текущих поставок (на 1 января 2001 г. оплачено 97% поставок), что позволило сохранить объем экспорта в Казахстан на уровне 1999 года. В 2000 г. велась работа по урегулированию задолженности прошлых лет. · Белоруссия. Задолженность за поставки электроэнергии прошлых лет сократилась с 39,5 до 24,2 млн долл., заметно повысился уровень оплаты за текущие поставки (с сентября 2000 г. 100% поставок оплачивается денежными средствами). В 2000 г. объем поставок увеличился с 5,8 до 6,5 млрд кВтч. Осуществляется транзит российской электроэнергии через сети Белоруссии в Польшу. · Грузия. В 2000 г. поставки в Грузию осуществлялись только при условии гарантированной оплаты. Продолжилась работа по решению вопроса о ликвидации задолженности за поставки электроэнергии в предшествующие годы. Подписаны договоры о параллельной работе энергосистем России и Грузии и о транзите электроэнергии из России в Турцию через сети Грузии. Экспорт в страны дальнего зарубежья: · Латвия. Объем поставок в Латвию в 2000 г. несколько увеличился, хотя в абсолютном выражении экспорт в эту страну незначителен. Латвия не испытывает дефицита электроэнергии (особенно с учетом многоводности 2000 г.), но все возможности для увеличения экспорта из России были использованы полностью. Объем полученных в 2000 г. денежных средств за поставки электроэнергии, увеличился более чем в 3 раза по сравнению с 1999 г. · Польша. В конце сентября 2000 г. после длительного перерыва вновь начаты поставки электроэнергии через Белоруссию в Польшу (контракт с компанией PSE S.A.), при этом электроэнергия реэкспортируется далее в Германию. В декабре 2000 г. РАО "ЕЭС России" и PSE S.A. вновь подписали контракт на поставку электроэнергии в Польшу в 2001 г. · Финляндия. В 2000 г. введен в эксплуатацию четвертый блок Выборгского преобразовательного комплекса мощностью 350 МВт и третья линия “Санкт-Петербург- Выборг”, что обеспечило повышение надежности электропередачи Россия- Финляндия. В 2000 г. завершился контракт ГУП “Технопромэкспорт” с компанией Fortum (600 МВт). Подписан новый контракт на 2001 г. между РАО "ЕЭС России" и компанией Norsk Hydro (200 МВт), с 2001 г. увеличены поставки РАО для компании PVO (до 400 МВт). Успешно развиваются отношения с финским сетевым оператором - компанией Fingrid. Подписан договор о начале строительства третьей линии 400 кВ “Выборг- Кюми”, после ввода которой пропускная способность межгосударственной передачи увеличится с 1000 до 1400 МВт. В соответствии с подписанным Межсистемным соглашением зафиксированы единые принципы использования межгосударственной передачи.
71. Структура АПК, основные тенденции ее изменения. Основные этапы и последствия аграрных реформ в России. Агропромышленный комплекс (АПК) – целостная производственно-экономическая система, возникшая на основе общественного разделения труда и интеграции с отраслями промышленности, обеспечивающими сельское хозяйство средствами производства. В настоящее время в агропромышленном комплексе в разных стадиях производства и обращения прямо или косвенно участвует около 80 отраслей народного хозяйства. Агропромышленный комплекс представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, распределения, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции. В него входят отрасли, обеспечивающие производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку, хранение и реализацию, а также отрасли, специализирующиеся на производстве средств производства для сельского хозяйства и его обслуживании. Соотношение отраслей, участвующих в производстве продуктов питания и непродовольственных предметов потребления сельскохозяйственного происхождения, составляют отраслевую структуру агропромышленного комплекса, в состав которого входит три сферы. Первая сфера включает отрасли промышленности, обеспечивающие АПК средствами производства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и легкой промышленности, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, строительство, ремонт оборудования и техники. Отрасли, входящие в первую сферу призваны обеспечивать ресурсами процесс производства и переработки сельскохозяйственной продукции, создавать базу для индустриализации сельского хозяйства и технического прогресса в перерабатывающей промышленности, способствовать нормальному функционированию всех звеньев комплекса. От их деятельности во многом зависит ритмичность, поточность и стабильность темпов роста производства сельскохозяйственной продукции и конечного продукта в целом. Второй сферой агропромышленного комплекса является непосредственно сельское хозяйство (включая подсобные хозяйства населения) и лесное хозяйство. Это центральное звено АПК. На данном этапе в РБ на долю данной сферы приходится около 70% валовой продукции, производимой всеми отраслями аграрно-промышленного комплекса. Третью сферу образуют отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственного сырья, а также реализацию конечного продукта. В данную сферу входит пищевая промышленность (пищевкусовая, молочная, мясная, рыбная), мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленности, а также легкая промышленность переработки сельскохозяйственного сырья (текстильная, кожевенно-меховая и обувная), заготовительные и торговые организации. Процесс производства многих видов конечной продукции завершается в отраслях и подразделениях третьей сферы. Они осуществляют переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до готовности к употреблению, а также осуществляют реализацию конечной продукции. Одним из главных условий динамичного развития АПК является пропорциональность, сбалансированность всех трех сфер. В доперестроечный период сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность развивались на основе концентрации и агропромышленной интеграции. Агропромышленные формирования за короткий период добивались высоких экономических и социальных результатов. В них быстрее осваивали передовые технологии производства и переработки, более полно использовали производственные ресурсы, а также побочную продукцию и отходы, сокращали время продвижения продукции от производителя к потребителю. С переходом к рыночным отношениям сложившиеся экономические отношения между партнерами АПК, жестко регулируемые государством, в своей основе оказались мало эффективными. В этой системе, основной формой организации экономических отношений между предприятиями и организациями, занимающимися производством, заготовкой, переработкой, хранением и реализацией продукции в системе АПК, является хозяйственный договор. В условиях рыночной экономики наиболее распространенными формами сближения экономических интересов первой и второй сфер АПК является прямые хозяйственные связи, бартерные сделки, лизинговые операции, различные формы государственного протекционизма и др. Процесс интеграции и кооперирования предприятий и организаций агропромышленного комплекса способствует укреплению производственно-экономических связей, совершенствованию отношений между участниками единого воспроизводственного цикла, что в условиях рыночных отношений имеет весьма важное значение. В заключение следует повторить, что структура агропромышленного комплекса – это соотношение отраслей, участвующих в производстве продуктов питания и непродовольственных предметов потребления сельскохозяйственного происхождения. Реформа постсоветского периода Все большее отставание в производительности труда и по другим важным показателям развития сельского хозяйства требовало перехода от жестко централизованной системы управления к регулированию деятельности предприятий экономическими рычагами. В связи с этим в 1992 году началась в стране очередная аграрная реформа. Первым её актом послужила либерализация цен (без должной подготовки законодательной базы, проведения организационных и иных мероприятий). Особенность этапа — резкий переход от централизованной системы управления экономикой почти к полному самоустранению государства от выполнения функций по управлению сельским хозяйством и другими отраслями. В итоге это привело к самому сильному спаду производства за всю историю страны: к 1997 году объемы производства ряда основных видов продукции уменьшились на 30-70 %, в 1.5-2 раза сократилась доля России в мировом производстве зерна, сахарной свеклы, молока, мяса, яиц. Требование оказать поддержку сельскому хозяйству руководством страны воспринимаются как стремление селян обеспечить себе льготные условия хозяйствования. Между тем опыт США и в других развитых странах говорит о том, что субсидии селу нельзя рассматривать как обыкновенную помощь. В сущности, они являются инструментом регулирования межотраслевых пропорций, соблюдение которых — общепризнанное условие нормального функционирования экономики. Теоретический и практический интерес представляет увязка методов государственного управления с итогами аграрных реформ (для наглядности часть материала повторяется). Реформа постсоветского периода (1992 г.) формально предоставила предприятиям полную самостоятельность. В сущности же федеральный центр отказался от выполнения функции регулирования межотраслевых пропорций. Практикуемая им экспортно-импортная политика тормозит развитие собственного производства. В итоге процесс его свертывания продолжается 6 лет. Методы государственного управления носят репрессивно — экономический характер (завуалированная форма административно-репрессивных методов).
Начиная с 1992 г., в АПК нашей страны осуществляется реформирование сельскохозяйственных предприятий, совершенствование их внутрихозяйственных отношений, активизация межфермерских коопераций и появление агрофирм. Аграрное преобразование в стране проходило по следующим направлениям и дало следующие результаты: 1. Реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию колхозов, приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому хозяйству средства производства и услуги, перерабатывающих и доводящих до потребителей его продукцию. В результате в стране формируются новые земельные отношения, основу которых составляет частное землевладение. 2. Разгосударствление системы закупок и реализации продукции. В результате резко сократились закупки сельхоз продукции государственными заготовительными предприятиями, стали появляться новые каналы реализации, в том числе биржи и оптовые рынки. 3. Начинает формироваться адекватная рынку финансово-кредитная система, включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый на льготных условиях, лизинг на поставку техники и оборудования, добровольное страхование сельскохозяйственной деятельности, предоставляются льготы по налогообложению. 4. Попытка освободить сельскохозяйственные организации от функций по содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры посредством передачи последних в ведение сельских муниципалитетов, сформировать систему защиты безработных и стимулирование занятости в сельском хозяйстве. Вообще аграрное производство не в полной мере вписывается в современную рыночную экономику. Это связано, с одной стороны, с уникальностью аграрного труда (его сезонностью), а с другой – наблюдается тенденция отставания сельскохозяйственных цен и доходов аграриев от цен и доходов в экономике страны в целом (причем эта ситуация складывается практически во всех странах с рыночной экономикой). Всё это ведёт к снижению предпринимательской деятельности в этой сфере. Закон, которого так ждали, - закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения - принят и вступает в силу с 24 января 2003 г. Новый закон не пересматривает результаты приватизации земель, он полностью сохраняет все права, которые имели собственники земельных участков и земельных долей до принятия закона. Но, во-первых, необходимо было законодательно отрегулировать земельные отношения. Во-вторых, снять неоправданные ограничения на аренду, ипотеку, куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. В-третьих, четко разделить полномочия федеральных и региональных органов власти. Закон распространяется лишь на земли сельскохозяйственного назначения, но не на все. Действия данного закона не распространяются на земли сельхоз назначения, на которых расположены застройки, дороги, личные подсобные хозяйства, индивидуальные и коллективные садоводства и огородничества, леса, прочие земли. Их оборот регулируется в соответствии с Земельным кодексом РФ. В общей сложности из действий данного закона исключены около 160 млн. га земель сельхоз назначения. Закон об обороте земель сельхоз назначения и земельный кодекс существенно изменили правила приватизации земель. Теперь бесплатно получить земли сельхоз назначения в собственность нельзя. Земля предоставляется только за плату. Из этого правила нет исключений. Исключения могут быть установлены Федеральным законодательством и законами субъектов РФ. В Земельном кодексе уже установлены два исключения: граждане, имеющие землю в бессрочном пользовании или наследуемом владении, могут один раз приватизировать ее бесплатно. Федеральное законодательство устанавливает единые для всей страны правила приватизации земель сельхоз назначения. Однако с какого момента можно будет приватизировать конкретный участок земли сельхоз назначения - этот вопрос решается законами субъектов РФ. Земельным кодексом и законом об обороте предусмотрен следующий порядокприватизации участка земли сельхоз назначения: • субъект РФ или муниципалитет должны принять решение о приватизации участка и опубликовать условия и порядок приватизации; • по землям сельхоз назначения порядок приватизации обязательно должен предусматривать проведение торгов, аукционов или конкурсов; • заинтересованные в приобретении участка лица обязаны предоставить организаторам торгов необходимые документы и участвовать в торгах, аукционе, конкурсе. Иные способы приватизации сельхоз земель полностью исключены? Можно государственную или муниципальную землю взять в аренду, использовать ее эффективно в течение трех лет, а потом подать заявление на выкуп арендуемого участка. Справка В Российской Федерации: земли - 1,7 млрд. га; земли сельхозназначения - 406 млн. га (24%); сельхозугодий -221 млн. га.
Вводятся два типа ограничений: • на минимальный размер земельного участка сельхозназначения; • на максимальную общую площадь земельных участков сельхозназначения, расположенных на территории одного района и принадлежащих на праве собственности одному лицу или афилированным лицам. Ограничения на размер земельного участка устанавливают субъекты РФ. Предельный размер земельных участков не может быть менее 10% площади земель сельхозназначения в районе. Если у кого-то обнаружатся "излишки" земли, необходимо продать, подарить или иным образом избавиться от лишней земли. Если покупатели не нашлись, ее обязан купить субъект РФ или, по его поручению, орган местного самоуправления по начальной цене торгов. Согласно новому закону, каждый собственник земли вправе продать свой земельный участок. Государственные и муниципальные земли сельхозназначения могут быть проданы только на торгах (конкурсах, аукционах).
По данным Госкомстата Российской Федерации, оживление сельскохозяйственного производства, улучшение финансового состояния сельхоз товаропроизводителей способствовали в последние два года притоку инвестиций в сельское хозяйство Российской Федерации. Основными источниками финансирования инвестиций в отрасль «Сельское хозяйство» являются собственные средства предприятий и организаций. В 2001 г. на их долю приходилось 74,9%. Доля иностранных инвестиций организаций сельского хозяйства вобщем объеме иностранных инвестиций а 2001 г. составила 0,4% (в 1996 г. – 0,1 %). Общий объем иностранных инвестиций в сельское хозяйство в 2001г. увеличился по сравнению с 2000 г. на 30,7%, в том числе прямых — на 53%; в животноводство, соответственно, — в 3,5 раза и в 4,2 раза; а растениеводство — на 0,4%и 1,1%. В 2002г. инвестиции в сельское хозяйство России поступили из 22 стран. В составе основных фондов крупных и средних организаций отрасли значительную часть к началу 2002 г. составляли здания, сооружения, машины и оборудование. За период с 1996 г. по 2002 г. а видовой структуре основных фондов снизилась доля зданий и сооружений при увеличении доли машин и оборудования, транспортных средств. В последние годы оживление деловой активности в сельском хозяйстве, улучшение финансового состояния производителей сельхозпродукции, расширение сферы применения лизинговых операций положительно отразились на деятельности отечественных производителей техники для сельского хозяйства. Если до 1999г. для тракторного и сельскохозяйственного машиностроения был характерен значительный спад, то в период после дефолта наблюдался рост производства: за 1999—2002 гг. оно возросло в 3,5 раза. При этом 2002г. по сравнению с предыдущим годом выпуск продукции отрасли увеличился на 29,1%. В 1999—2002 гг. отмечался рост производства большинства основных видов сельскохозяйственной техники: зерноуборочных комбайнов — в 8,7 раза, тракторных сеялок — в 4,9 раза, кормоуборочных комбайнов — в 3,9 раза, дробилок кормов и тракторных плугов — в 2,4 и 2,3 раза. Имеющиеся производственные мощности отечественных заводов сельскохозяйственного машиностроения использовались по-прежнему на низком уровне. Оснащенность сельскохозяйственных организаций тракторами и комбайнами продолжала снижаться, их парк в 2001г. составил 90—94% от наличия в 2000г. Оснащенность сельскохозяйственной техникой в расчете на 100 га посевной площади в России в 12— 15 раз ниже, чем в западноевропейских странах.
Всё это требует новых и новых инвестиций, причем как со стороны самих производителей, так и со стороны государства, которое должно вкладывать в развитие комплекса собственный средства и привлекать иностранные инвестиции путём обеспечения благоприятного климата в стране, что касается России - обеспечение инвестиционной безопасности.
72. Понятие отраслевого рынка. Виды рынков. Определение границ рынка. Емкость отраслевого рынка. Отрасль- обособленная часть какой-либо системы. Деление на отрасли является первым уровнем деления системы. Главным образом термин «отрасль» применяется к экономике, праву и науке; совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии. Отрасли экономики – качественно однородные группы хозяйственных единиц, характеризующиеся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородностью продукции и играющие специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства. совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей. По законодательству РФ отрасль экономики составляют производители аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, на долю которых приходится основная часть (более 50%) объема производства такого товара.
Отраслевой рынок- совокупность предприятий, объединенных выпуском взаимозаменяемых благ и конкурирующих между собой в сфере реализации этих продуктов.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |