Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципиальная схема межотраслевого баланса

1. Национальная экономика рассматривается как совокупность ЧИСТЫХ отраслей, т.е. когда каждая отрасль выпускает один и только свой вид продукта;

2. Цель построения модели Леонтьева - анализ перетока товаров между отраслями экономики, обеспечивающего такое функционирование производственного сектора, когда объем выпуска соответствует суммарному спросу на товары.

3. Все отрасли предполагаются взаимозависимыми в том смысле, что для производства своего продукта каждая из них использует результаты производства (продукты) других фирм и только их. Иначе говоря, на данном уровне формализации применение отраслями невоспроизводимых производственных факторов не предусматривается.

4. Каждая отрасль в балансе отражена как производящая и потребляющая

5. Весь совокупный продукт может быть конечным и промежуточным

Модель межотраслевого баланса

 

  Д О У Всего M C I G E –Zz y X
Д a11X1 a12X2 a13X3 Ml C1 I1 G1 E1 Z1 y1 X1
О a21X1 a22X2 a23X3 M2 C2 I2 G2 E2 Z2 y2 X2
У a31X1 a32X2 a33X3 M3 C3 I3 G3 E3 Z3 y3 X3
Всего М M1 M2 M3 SM SC SI SG S(E – Z) Sy SX
D D1 D2 D3 SD
W W1 W2 W3 SW
π p1 p2 p3 Sp
T – u T1– u1 T2– u2 T3– u3 S(T – u)
y y1 y2 y3 Sy
X X1 X2 X3 SX

 

 

81. Макроэкономический, межотраслевой, региональный и местный уровни формирования и функционирования национальной экономики.

Национальная экономика любой страны - сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из отдельных потенциалов, накопленных в процессе ее функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.

Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.

В национальной хозяйственной системе страны выделяются несколько уровней, взаимодействующих в едином «экономическом поле» или «экономическом пространстве» страны.

В национальной хозяйственной системе страны выделяются несколько уровней, взаимодействующих в едином «экономическом поле» или «экономическом пространстве» страны:

§ Межстрановый уровень, т.е. уровень взаимоотношений национальной экономики Российской Федерации (РФ) со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйственной системой в целом и хозяйственными системами стран, объединенных в региональные сообщества.

§ Федеральный (общенациональный) макроэкономический уровень, т. е. масштаб внутрихозяйственных взаимоотношений национальной экономики самой РФ в целом.

§ Региональный уровень, т. е. уровень взаимосвязей экономики каждого из 89 субъектов РФ.

§ Внутрирегиональный уровень, представляющий собой систему взаимоотношений в рамках разделения общественного труда внутри хозяйства субъектов РФ.

§ Комплекс отраслей национальной экономики: Агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и др.

§ Уровень отдельных отраслей национальной хозяйственной системы — промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.

§ Внутриотраслевой уровень. Например, уровень взаимосвязей животноводства и растениеводства в сельском хозяйстве, гражданского, промышленного и жилищного строительства в строительстве и т. д.

§ Уровень взаимосвязей объединений, предприятий, организаций, всех видов промышленно-финансовых групп.

§ Уровень отдельных организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных законодательством страны, ее Гражданским кодексом (акционерные общества — АО, союзы, товарищества и общества всех видов и др.).

§ Внутрипроизводственный уровень: цеха и службы предприятий, компаний, фирм, организаций, объединений и т. п.

§ Личностный уровень, включая его коллективные (артель, бригада) и индивидуальные (отдельные граждане и семьи) формы.

 

 

82. Сложившаяся структура российской экономики и основные направления государственной структурной политики.

В конце ХХ в. была разработана и реализована кардинальная структурная реформа национальной экономики. В ее результате сложившаяся социалистическая система хозяйственной деятельности была заменена на рыночную.

Объективными причинами начала реформирования стал наметившийся в 1960-х гг. и усугубившийся в начале 1980-х гг. затяжной экономический кризис, в результате которого практически полностью прекратился экономический рост, наступило состояние стагнации, значительно снизился уровень жизни населения. Совокупность негативных факторов привела к политической нестабильности, вылившейся в то, что существующая власть не смогла удержать управление государством. Установившийся новый режим в начале 1990-х гг. получил название «демократия». Он смог успешно установиться в силу того, что обещал населению быстрое решение экономических проблем, повышение жизненного уровня. В условиях общего кризиса национальной экономики это было основным залогом победы демократов.

Для вывода национальной экономики из кризиса был выбран метод кардинального реформирования, заключавшийся в полной отмене плановой экономики и установлении противоположной ему либеральной экономической политики. Широко использовалась методология монетаристской экономической политики, но она была мало адаптирована к конкретным условиям национальной экономики, а поэтому многие технологии, давшие положительный результат на Западе, просто не работали.

Программа реформ национальной экономики начала 1990-х гг. включала:

§ структурные реформы;

§ приватизацию;

§ макроэкономическое регулирование.

Большое внимание было сосредоточено на бюджетной и налоговой политике. С помощью чисто монетаристских методов государство сдерживало темпы инфляции и одновременно реализовывало меры по поддержке производства.

За период экономических реформ Россия прошла ряд глубоких экономических кризисов. Спад объемов промышленного производства наиболее остро проявился в 1996 г., когда была полностью исчерпана инерционность его функционирования.

Один из структурных сдвигов, наметившийся в 1995 г., все более развивается и в настоящее время, заключается он в снижении объемов обрабатывающей отрасли — отрасли глубокой переработки ресурсов. Вместе с тем увеличивается доля отраслей с низкой степенью переработки ресурсов, таких, как добывающая промышленность, т. е. ориентированных не на внутренний, а на внешний рынок сбыта.

В аграрном секторе экономики существовавшая монополия государства на пользование и владение землей была отменена. Предполагалось, что предоставление права на владение землей частным лицам положительным образом скажется на объемах сельскохозяйственного производства. Но сложилась диаметрально противоположная ситуация — снижение объемов производства в этом секторе в результате неконкурентоспособности. В результате наметилась развивающаяся и сегодня устойчивая тенденция к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции. Влияние на общую тенденцию снижения объемов производства оказало снижение инвестиционной активности государства более чем в 2 раза.

Итогом реформ стал их успех только по некоторым направлениям и общий провал в рамках национальной экономики. Подтвердил это финансовый кризис 1998 г. Резкое увеличение темпов инфляции в 2000 г. привело к практически полной ликвидации начавшегося зарождаться среднего класса.

Существующая сегодня национальная экономика основана на остаточных явлениях экономики плановой в совокупности с дикими элементами рыночной экономики, в большинстве своем носящей криминальный характер. Резкое снижение уровня жизни населения привело к ряду социальных потрясений. Отечественная экономика стоит перед решением проблем теневой экономики и реализации технологий общего устойчивого развития.

Комплекс указанных мер включает следующие основные направления:

1)Реализация общесистемных мер, направленных на снижение институциональных барьеров, стимулирование спроса на научно-техническую продукцию, новую технику и технологии и ускорение выбытия устаревшего оборудования;

2)Повышение эффективности действующих и формирование новых государственных финансовых институтов развития, включение их ресурсов в реализацию программ развития секторов экономики и инфраструктуры;

3)Развитие программно-целевого подхода к структурным преобразованиям в экономике и развитию инфраструктуры на основе реализации федеральных и ведомственных целевых программ;

4)Создание особых экономических зон и технико-внедренческих парков, формирование территориально-производственных кластеров, реализация программ содействия развитию инновационной инфраструктуры, промышленного дизайна и инжиниринговых услуг, разработка стратегий развития отдельных секторов экономики.

5) Формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России в целом, на конкретных отраслевых рынках.

Стратегии предусматривают реализацию проектов развития, направленных на структурные изменения в экономике, имеющие существенный макроэкономический эффект и влияющие на повышение национальной конкурентоспособности и темпов роста экономики в целом, и подразделяются на следующие группы:

1)Стратегии развития традиционных секторов экономики или стратегии повышения конкурентоспособности секторов, являющихся основой современного экономического роста и жизнеобеспечивающей инфраструктуры. Их дополнительный вклад в рост валового внутреннего продукта в 2006-2015 годах прогнозируется на уровне 1,1 - 1,2 процента в год;

2)Стратегии развития инновационных секторов, определяющие переход от сырьевого к инновационному развитию и формирующие новые двигатели экономического роста. Их дополнительный вклад в прирост валового внутреннего продукта может составить 0,8-1,1 процента в год. На рубеже 2011-2015 годов потенциальный вклад в ускорение экономического роста наукоемкой продукции и "экономики знаний" сравняется с вкладом традиционных секторов;

3)Стратегии развития человеческого капитала, предусматривающие в том числе формирование рынка жилья и развитие жилищного строительства, модернизацию образования, здравоохранения и социально-трудовой сферы. Макроэкономический эффект от реализации указанных стратегий будет оказывать влияние на развитие традиционных и высокотехнологичных секторов.

Структура экономики

В структуре экономики России преобладает сектор услуг (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, безопасность, образование, здравоохранение, прочие услуги) — более 56,7 % структуры добавленной стоимости в 2007 году (в ВВП — 48,6 %). Кроме того, есть ещё обрабатывающая промышленность (пищевая промышленность, текстильное и швейное производство, производство изделий из кожи, производство обуви, обработка древесины, производство из дерева, целлюлозно-бумажное производство и т.д.) — 19,1 % структуры добавленной стоимости (16,4 % ВВП), на добычу полезных ископаемых приходится всего 10,4 % структуры добавленной стоимости (9,0 % ВВП). Строительство составляет всего 5,9 % структуры добавленной стоимости (5,1 % ВВП); сельское, лесное хозяйство и рыболовство составляют в сумме 4,5 % структуры добавленной стоимости (4,5 % ВВП России). Наименьшую долю в структуре добавленной стоимости занимает производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 3,1 % (2,7 % ВВП). На чистые налоги на продукты приходится 14,2 % ВВП.

Среди всех отраслей промышленности России наиболее сильными выглядят: производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, химическое производство, обрабатывающие производства, а также прочие производства, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; целлюлозно-бумажное производство (лесные ресурсы России — крупнейшие в мире); издательская и полиграфическая деятельность; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство и распределение электроэнергии, газа и воды (по данным до 2006 года).

 

83. Методы обоснования темпов роста национальной экономики. Показатели и критерии экономического роста национальной экономики.

Национальная экономика — это структурированная в отраслевом и региональном пространствах экономическая деятельность в масштабах страны, регулируемая институциональной системой, отвечающей складывающимся в этой стране экономическому, политическому (государственному) и идеологическому (общественному) порядкам.

Объект изучения национальной экономики(экономики страны, ее национального хозяйства) может быть определен как совокупность производительных сил, производственных (экономических) отношений, социокультурных традиций ведения хозяйства и влияющих на особенности экономического роста страны.

ТЕМП РОСТА- отношение величины экономического показателя в данное время к его исходному значению, принятому за базу отсчета, измеряемое в относительных величинах или в процентах.

Темпы роста, относительные статистические и плановые показатели, характеризующие интенсивность динамики явления. Исчисляются путём деления абсолютного уровня явления в отчётном или плановом периоде на абсолютный его уровень в базисном периоде (в периоде, с которым сравнивают) (см. также Ряды динамики).

Различают Темпы роста базисные, когда все уровни ряда отнесены к уровню одного периода, принятого за базу, и цепные, когда каждый уровень ряда отнесён к уровню предыдущего периода. Темпы роста рассчитываются в виде коэффициентов, если уровень базисного периода принят за 1, и в процентах, если он принят за 100. Первые показывают, во сколько раз уровень отчётного периода больше базисного; вторые - какой процент уровень отчётного периода составляет от уровня базисного. Произведение цепных Темпы роста равно базисному Темпы роста На основе Темпы роста исчисляются темпы прироста, которые равны Темпы роста, выраженным в процентах, за вычетом 100

Базисные Темпы роста отражают интенсивность роста производства электроэнергии за весь отрезок времени; цепные Темпы роста показывают интенсивность его по годам, темпы прироста - увеличение (в процентах) по сравнению с базисным и каждым предыдущим годом. При этом важно определить цену одного процента годового прироста. капиталистической.

Обобщённую характеристику интенсивности экономического развития, за несколько лет дают среднегодовые Темпы роста (и прироста), которые исчисляются как средняя геометрическая из годовых темпов по формуле: , К - годовые Темпы роста, выраженные в коэффициентах, n - число лет. Или по формуле: , где У - абсолютные уровни ряда динамики, а n - число лет (уровней ряда динамики) в изучаемом отрезке времени (без базисного).

 

Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Цели эффективного экономического роста:- увеличения продолжительности жизни;- снижения заболеваемости и травматизма;- повышения уровня образования и культуры;- более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления;- социальной стабильности и уверенности в своем будущем;- преодоления нищеты и кричащих различий в уровне жизни,- достижения максимальной занятости;- защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности;- снижения преступности.Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП) или валового внутреннего продукта (ВВП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Данное выражение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями:- рост за определенный период реального ВВП (ВНП);- рост ВВП (ВНП) на душу населения. ВВП – обобщающий экономический показатель, который выражает в рыночных ценах совокупную стоимость товара, работ и услуг, созданных внутри страны, и только с использованием факторов производства данной страны. ВНП – совокупная стоимость конечных товаров, услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. При экстенсивном типе развития эконо­мический рост достигается путем количе­ственного увеличения факторов производ­ства, а при интенсивном — путем качественного их совершен­ствования и лучшего использования. В условиях экстенсивного роста изменение соотношения между его факторами происходит сравнительно равномерно и достижение максимума производства продукции ставится в за­висимость главным образом от состояния экономических ре­сурсов, особенно от сочетания затрат труда и капитала, и лишь в определенной степени от научно-технического прогресса. При интенсивном типе роста главное - повышение производственной эффективности, рост отдачи от использования всех факторов производства, хотя количество применяемого труда, капитала и др. может оставаться неизменным. Главное здесь - совершенствование технологии производства, повышение качества основных факторов производства. Важнейший фактор интенсивного экономического роста - повышение производительности труда. Этот показатель можно представить в виде дроби: ПТ=П/Т, где ПТ- производительность труда, П - созданный продукт в натуральном или денежном выражении, Т- затраты единицы труда (например, человеко-час). Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Экономический рост определяется рядом факторов. К ним обычно относят:- труд;- землю;- капитал;- предпринимательскую способность;- научно-технический прогресс.Важнейшим компонентом успешной трансформации экономики, определяющим высокие темпы ее роста, являются структурные преобразования народного хозяйства как в отраслевом разрезе, так и на уровне предприятий. Этот процесс приводит к перетоку капитала и рабочей силы из отраслей, где их отдача невелика, в более эффективные сферы. Под воздействием конкуренции менее рентабельные предприятия, не эффективные с народнохозяйственной точки зрения, либо исчезают, либо вливаются в предприятия с более высокой производительностью.В успешно развивающихся переходных экономиках четко прослеживается ускоренный процесс преобразований благодаря жесткому бюджетному режиму и действию системы банкротства, соблюдению норм гражданского и коммерческого законодательства, имущественных прав. Одновременно в этих странах установлен либеральный режим для новых предприятий. Государство здесь создает благоприятные или, во всяком случае, не дискриминационные условия для новичков.

 

84. Инвестиционная составляющая экономического роста. Факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на макро- и микроуровне, их характеристика.

Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения прибыли.[1][2]

Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены.

Национальная экономика любой страны для осуществления воспроизводственного процесса требует определенного объема инвестиционных ресурсов. Разработка инвестиционной политики во многом предопределяется макроэкономическим состоянием национальной экономики и, конечно, размерами инвестиционных ресурсов, т. е. инвестиционным потенциалом.

К реальным инвестициям в широком смысле можно отнести:

— вложения в уставные фонды предприятий и организаций, хозяйственных обществ;

— предоставленные предприятиям, организациям, учреждениям займы и кредиты;

— приобретение объектов недвижимости;

— золото;

— предметы коллекционирования.

К финансовым инвестициям в первую очередь относятся инвестиции в государственные и негосударственные ценные бумаги:

— акции (простые и привилегированные);

— облигации.

Основными субъектами инвестиционной деятельности в современных условиях хозяйствования являются юридические лица, к которым относят: хозяйственные товарищества и общества; акционерные общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации. Организация инвестиционных процессов и условия их протекания в значительной степени зависят от организационно-правовой формы инвестора. Исходя, из формы собственности инвесторов различают как, частные, государственные,иностранные и совместные. В современных условиях большая роль отводится государственным инвестициям, которые осуществляются федеральными, региональными и местными органами власти за счет средств бюджетов соответствующего уровня, внебюджетных фондов, заемных средств.

Одна из наиболее болезненных проблем современной российской экономики – это резкое снижение инвестиционной деятельности, за исключением инвестиций в финансовые активы, которые в большинстве

случаев носят спекулятивный характер. Инвестиционный климат определяется четырьмя основными факторами:

· экономическими;

· финансовыми;

· социально-политическими;

· правовыми.

Основными субъектами инвестиционной деятельности в современных условиях хозяйствования являются юридические лица, к которым относят:

· хозяйственные товарищества и общества;

· акционерные общества;

· производственные кооперативы;

· государственные и муниципальные

· унитарные предприятия;

· некоммерческие организации.

Организация инвестиционных процессов и условия их протекания в значительной степени зависят от организационно-правовой формы инвестора. Исходя, из формы собственности инвесторов различают как, частные, государственные,

иностранные и совместные. В современных условиях большая роль отводится государственным инвестициям, которые осуществляются федеральными, региональными и местными органами власти за счет средств бюджетов соответствующего уровня, внебюджетных фондов, заемных средств.

Одна из наиболее болезненных проблем современной российской экономики – это резкое снижение инвестиционной деятельности, за исключением инвестиций в финансовые активы, которые в большинстве случаев носят спекулятивный характер. Инвестиционный климат определяется четырьмя основными факторами: экономическими;

финансовыми; социально-политическими; правовыми.

В процессе воспроизводства происходит постоянная трансформация объекта инвестиций, отражающая его двойственную природу: ресурсы преобразуются во вложения, в результате использования вложений формируется доход, являющийся источником инвестиционных ресурсов следующего цикла и т. д. При этом инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. На современном этапе развития наблюдается постепенное изменение структуры капитальных вложений по формам собственности. Однако доля инвестиций в государственную собственность по-прежнему остается наибольшей.

инвестиционный потенциал — это вложение свободного капитала в хозяйствующие объекты, а также в ценные бумаги с целью получения дохода или установления влияния, контроля над инвестируемым объектом, с другой — это содействие и реальное участие в социально-экономической деятельности объектов и сфер национальной экономики. Следовательно, первоочередное назначение инвестиционного потенциала — участие в материальном производстве как основе функционирования национальной экономики. Главное же назначение инвестиционного потенциала созвучно основной общенациональной задаче и предполагает переход к стабильному динамичному экономическому росту.

Иными словами, инвестиционный потенциал как неотъемлемая часть экономического потенциала страны служит предпосылкой и базой решения социально-экономических задач, стоящих перед национальной экономикой РФ.

В связи с этим требуется первоочередное решение таких проблем, как:

— создание правовой базы, регулирующей разделение функций, прав, меры контроля и ответственности за проведение инвестиционной политики между центром и регионами. Предоставление богатым регионам большей свободы в поисках ресурсов для социальных инвестиций;

— отработка критериев определения регионов, действительно нуждающихся в федеральной поддержке, с учетом сложившихся разрывов в стартовых условиях социального развития, не зависящих от самих регионов;

— объективная оценка потребностей регионов в межбюджетных потоках для финансирования капитальных затрат; инвентаризация ресурсов, поступающих в регионы по всем каналам, включая отраслевые программы.

Для этого необходим ряд условий.

1. Наличие целостной Концепции инвестиционной политики России, предполагающей, исходя из ближайших и стратегических интересов страны:

— сочетание инвестиций с инновациями;

— определение наиболее эффективных направлений использования ограниченных ресурсов и их быструю окупаемость;

— контроль за расходованием и возвратностью государственных средств, сроками их окупаемости.

2. Государственное содействие активизации инвестиционных процессов посредством правового, налогового механизмов, амортизационной политики, привлечения частного и иностранного капиталов и других факторов.

3. Интенсификация рыночных механизмов и их инфраструктуры (банков, бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний и других учреждений рыночной инфраструктуры).

4. Хозяйственная и финансовая самостоятельность регионов в рамках федеративного устройства РФ.

— обосновать стратегическую роль и объем производственного накопления в системе расширенного воспроизводства, направить финансовые средства на приоритеты современного экономического роста;

— активизировать деятельность территориальных организаций инвестиционного комплекса, сформировав систему региональных инвестиционно-строительных комплексов в форме строительно-финансовых корпораций;

— обеспечить определенную синхронность динамики финансирования и инвестиций в развитие производства в базовых отраслях экономики;

— формировать финансово-промышленные группы, создаваемые по замкнутым воспроизводственным и технологическим структурам для осуществления структурно-инвестиционной политики в отраслях, межотраслевых комплексах, экономических районах;

— принимать меры по стимулированию производственных инвестиций, а также ограничению накопления непроизводственных капитальных активов;

— определить приоритетными и осуществить комплекс мер по ускоренному развитию машиностроения, промышленности строительных материалов, капитального строительства, производства товаров народного потребления;

— дифференцировать ставки процентов по инвестиционным кредитам для производственных отраслей и по ссудам для торговых операций и межбанковского оборота.

К основным факторам, предопределяющим состояние инвестиционного климата в российской экономике, относятся:

• политические риски, характеризующиеся вмешательством государства в экономическую жизнь общества;

• неустойчивость макроэкономической ситуации, зависимость национальной экономики от цен мирового рынка;

• медленный рост реального платежеспособного спроса населения в результате недостаточных темпов роста реальных денежных доходов населения;

• нестабильность налоговой системы и высокий уровень налогообложения;

• нестабильность условий осуществления инвестиционной деятельности;

• недостаточное развитие рыночной инфраструктуры;

• недостаточное участие банковской системы в финансировании реального сектора экономики;

• низкий уровень квалификации управленческих кадров, регулирующих вопросы инвестиционной деятельности.

Одновременно в экономике России действуют факторы, которые способствуют улучшению инвестиционного климата:

• меры государственного регулирования по стабилизации макроэкономической ситуации;

• регулирующая деятельность Банка России в области эмиссионной политики, политики ставок рефинансирования и обязательных нормативов резервирования;

• осуществление налоговой реформы, предусматривающей снижение налогов с юридических и физических лиц;

• дальнейшая либерализация экономики в связи с вступлением в международные экономические и финансовые организации;

• значительный научно-технический потенциал российской экономики.

 

85. Понятие и классификация иностранных инвестиций. Перспективные направления инвестирования на территории России иностранными инвесторами.

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - по законодательству РФ все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).

По источникам происхождения:

- государственные

- частные

По срокам размещения:

- краткосрочные

- среднесрочные

- долгосрочные

По характеру использования:

- Ссудные инвестиции означают предоставление средств взаймы ради получения прибыли в форме процента

- Предпринимательские инвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда

По целям предпринимательские капиталовложения делятся на прямые и портфельные.

Прямые инвестиции - основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничной компанией. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству- не менее 10%, в станах Европейского Сообщества- 20-25%, а в Канаде, Австралии и Новой Зеландии- 50%.

 

Прямые инвестиции делятся на две группы:

- трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное- нахождение на рынке.

- транснациональные вложения- прямые вложения, часто в соседней стране. Цель- минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.

Черты, характерные для прямых инвестиций:

- при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;

- большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;

- более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для стран-импортеров иностранного капитала.
Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями:
- организация новых предприятий;

- скупка или поглощение уже существующих компаний.


«Портфельные» инвестиции - такие капитальные вложения, доля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций. Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов).

Безусловно, наибольший интерес у инвесторов вызывают отрасли, которые являются для России стратегическими и требуют особого разрешения правительственной комиссии. Но, к сожалению, процесс получения разрешений для инвестиций в эти отрасли настолько зарегулирован, что интерес к ним, к сожалению, в последнее время падает. По мнению многих аналитиков, Россия однозначно проигрывает сегодня на рынке привлечения инвестиций.

Перспективные: - тяжелая и легкая промышленность, - машиностроение (сборочние производства, доли в российских компаниях), - торговля

 

 

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);

- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;

- приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

- приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.д.

- предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.

Проблема стоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать.

В 2003 г. произошли крупные инвестиционные проекты в России с участием иностранного капитала, реализация которых повлияла на динамику и структуру иностранных капиталовложений. В 2003 г.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...