Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономические последствия инфляции и пути их преодоления

Социально-экономические последствия инфляции:

- Инфляция искажает относительные цены, что деформирует факторное распределение доходов и размещение ресурсов, а также снижает эффектив­ность производства и дальнейшего распределения во всей воспроизвод­ственной цепочке.

В том числе, инфляция нарушает распределение национального дохода между трудом и капиталом в пользу капитала. Действительно, чем выше темпы инфляции, тем ниже реальная заработная плата, тем меньшей час­тью национального продукта вознаграждается фактор труда по отношению к фактору капитала. Т. е. при ускорении темпов инфляции доля труда в на­циональном доходе сокращается.

- Инфляция перераспределяет имущество от кредиторов к должникам. Долги в условиях инфляции возвращаются подешевевшими деньгами: при неравномерном росте цен невозможно застраховать ссужаемый капитал, так как невозможно точно рассчитать будущий темп инфляции.

- Инфляция нарушает пропорции распределения национального дохода между частным сектором и государством в пользу последнего. Реализуя монопольное право на эмиссию, например, в целях покрытия бюджетного дефицита, государство расширяет денежное предложение, повышая темпы инфляции. Покупательная способность населения снижается и оно недопотребляет часть национального продукта. Покупательная способность го­сударства, наоборот, вырастает на перераспределенную в его пользу денеж­ную сумму. Таким образом, государство посредством эмиссии облагает на­селение специфическим видом налога - инфляционным налогом (IT),ставка которого равна темпам инфляции π. Инфляционный налог - это убытки экономических субъектов, держащих свои активы в денежной фор­ме. Базой такого налогообложения являются реальные денежные запасы М/Р, либо денежная база (С + R). Рассчитать инфляционный налог, взимае­мый с населения, можно по формуле:

IT = π(М/Р), или IT =πС + (π-i)D,

где IT - инфляционный налог, М/Р - реальные денежные запасы, С - объем наличности, D - объем депозитов, i - номинальная ставка про­цента.

Доход государства от создающей инфляцию эмиссии (сеньораж) и до­ход от инфляционного налога IT (в виде дополнительного приобретения государством товаров и услуг на сумму эмиссии) совпадают при умерен­ных темпах инфляции, когда объем желаемых денежных запасов остается неизменным: М/Р = const.

При высокой инфляции бюджетные поступления государства обесцениваются за период с момента начисления и до момента их поступления в бюджет (эффект Танзи-Оливера).

-Инфляция перераспределяет национальный доход между получателям­и трансфертных платежей и участниками производства в пользу последних. Факторный доход участников производства, получаемый в денежной форме, растет пропорционально инфляционному повышению цен. Напро­тив, номинальный доход в виде пенсий, пособий и других трансфертных выплат не привязан к изменению цен (в период между индексациями) и его покупательная способность уменьшается быстрее, чем реальный доход участников производства, который при не слишком высокой инфляции мо­жет остаться неизменным.

Рассмотренные перераспределительные эффекты, создаваемые инфля­цией, воздействуют и на поведение экономических субъектов. При высоких темпах инфляции агенты рынка перестают доверять друг другу, включая государство, что усиливает инфляционные ожидания и экономическую не­стабильность.

 

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить антиинфляционную экономическую политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.

Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции; подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть ее перевод в открытую инфляцию.

В основе антиинфляционной программы должны лежать анализ причин и факторов, вызывающих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующих снижению уровня инфляции.

Существует два подхода к управлению экономикой в условиях инфляции:

1. адаптационная политика;

2. попытка снизить инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика означает, что экономика должна быть приспособлена к условиям инфляции. К адаптационным механизмам относятся:

1. политика цен и доходов, означающая, что правительство либо "замораживает" цены и номинальные доходы, либо "привязывает" рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов - к повышению производительности труда;

2. повышение учетной ставки (ставки рефинансирования). Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:

3. ограничение денежной массы, которую можно сокращать резко (методом шоковой терапии) или постепенно (методом градуирования), которое будет успешным, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в год;

4. повышение нормы обязательного резервирования;

5. сокращение государственных расходов и социальных программ;

6. совершение налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

 

Антиинфляционные меры- это совокупность мероприятий, целесообразно сочетающих долговременные и краткосрочные мероприятия:

1. Погашение инфляционных ожиданий населения, которые наблюдают текущий спрос;

2. Сокращение бюджетного дефицита за счет повышения налогов и снижения расходов государства;

3. Установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции;

4. Ослабление инфляционного воздействия на экономику под влиянием перелива иностранного капитала;

5. Прямое стимулирование предпринимательства снижением налогов на инвестируемую прибыль;

6. Сокращение государственных расходов;

7. Стимулирование прироста инвестируемых сбережений.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...