Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Понятие сущность и значение маркетинговых исследований

Введение

 

Маркетинговые исследования – сложная и комплексная процедура. Она включает ряд вопросов, на которые необходимо найти ответы, и набор решений относительно выбора методики, которая позволит достичь результата исследования. Без учета наработок, студент легко может заблудиться в лабиринте исследований и не сумеет оценить ситуацию в целом. Понимание целостности процесса маркетинговых исследований необходимо как для менеджера, так и для студента. Менеджеру и исследователю необходимо интуитивно ощущать взаимодействие различных частей исследовательского процесса, чтобы получить достаточно достоверный конечный результат.

Можно назвать несколько важных причин, по которым студент-маркетолог должен изучить курс маркетинговых исследований. Во-первых, некоторые студенты обнаруживают, что маркетинговые исследования – это полезное и приятное занятие. В результате данный курс для некоторых из них станет началом карьеры в этой области. Также студенты сразу оценят, какова роль и ответственность специалиста, который берет уже существующие или собирает новые данные, превращая их затем в информацию, которая может быть использована руководителем службы маркетинга для принятия важных решений.

Второй важной причиной, по которой имеет смысл изучать методы маркетинговых исследований, является необходимость стать грамотным пользователем результатов таких исследований. Тем, кто работает в бизнесе, часто приходится сталкиваться с результатами исследований. Поставщики будут использовать результаты исследований для того, чтобы продемонстрировать достоинства именно своих товаров и услуг, рекламные агентства – чтобы склонить использовать те или иные средства информации для размещения рекламы. Менеджеры продуктов компании будут использовать исследования с целью демонстрации того, что на разрабатываемый продукт существует спрос. Однако грамотный управляющий по маркетингу не будет сразу же принимать результаты исследований в том виде, в котором они подаются, вместо этого он задает вопросы, которые позволят определить, насколько достоверными являются эти результаты.

Третья ключевая причина для изучения курса «Маркетинговые исследования» - понять, что они могут дать, а что – нет. Необходимо знать, что могут предоставить маркетинговые исследования. Несмотря на то, что маркетинговые исследования являются неотъемлемой функцией бизнеса, существует масса возможностей получить ошибочные результаты. Ни одно исследование не будет совершенным, и менеджерам необходимо принимать это во внимание. Менеджеры также должны отдавать себе отчет в том, что они просят у маркетологов, заказывая последним маркетинговые исследования. Этот процесс, как отмечалось ранее, является сложным, требующим времени, огромных интеллектуальных и физических усилий, а также больших затрат финансовых ресурсов.

Маркетинговые исследования охватывают широкий круг субъектов и объектов-участников рыночных отношений, это означает, что спектр направлений маркетинговых исследований достаточно широк и разнообразен.

 

Направления маркетинговых исследований

№ п/п Направления (объект) исследований Вопросы исследования
1. Рынок Конъюнктура Структура, география Емкость Методы ведения конкурентной политики Выбор целевых рынков Прогноз объема рынка
2. Товар Ассортимент Позиционирование Соответствие требованиям покупателей, законодательным актам и правилам Качество Конкурентоспособность Потребительские свойства товаров-аналогов Соответствие упаковки, маркировки, уровня сервиса рыночным требованиям Генерация идей на новый товар Реакция потребителя на новый товар
3. Потребители Обеспеченность товарами Структура и тенденции потребления Побудительные факторы при выборе и потреблении товара Тенденции и прогнозирование ожидаемого спроса на товарную продукцию Моделирование поведения потребителей на рынке
4. Конкуренты Выявление потенциальных конкурентов Занимаемая конкурентами доля рынка Определение материального, финансового потенциала конкурентов Реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов Сильные и слабые стороны конкурентов Действия конкурентов на рынке Возможность сотрудничества и кооперации с потенциальными конкурентами
5. Цены Поведение и реакция покупателей относительно цен Взаимодействие между ценой на товары и спросом Факторы, влияющие на величину цен Прогнозирование ценовой политики для разных стадий «жизненного цикла товара»
6. Товародвижение Сравнение различных систем товародвижения Местонахождение товаропроизводителей, посредников, торговцев, конкурентов, потенциальных потребителей Расположение оптовой и розничной торговли Возможности транспортных коммуникаций Расположение, состояние, технологический потенциал складского хозяйства
7. Коммуникативные связи Состояние, развитие, эффективность рекламы Формирование спроса на товарную продукцию Методы и приемы стимулирования сбыта (продаж) Организация и ведение личных продаж товара Организация и осуществление связей с общественностью
8. Инфраструктура товарного рынка Торговые предприятия и организации Коммерческо-посреднические организации Организации по оказанию услуг Информационные организации Финансовые организации Юридические организации Контролирующие организации Организации по трудовому обеспечению Транспортная система Складское хозяйство Система связи Топливно-энергетический комплекс
9. Внутренняя среда Система и организация управления Финансовая устойчивость и платежеспособность Инновационная политика Уровень и объем НИОКР Система информационного обеспечения Количественный, структурный, профессиональный состав кадров управления и производства
10. Организация торговли Целевой рынок Емкость рынка Формы торговли Методы и приемы торговли Услуги, оказываемые торговыми предприятиями Управление товарными запасами Численность, структура, квалификация торгового персонала Мнения посредников, потребителей о деятельности торгового предприятия Количество, структура потенциальных потребителей Лизинг, рассрочка и другие формы кредита Использование основных фондов и оборотных средств Издержки обращения
11. Посредники Достоинства, недостатки Имидж, репутация текущая и в прошлом География обслуживания товарных рынков Отношения к товаропроизводителям Обслуживаемые сегменты рынка Закупочное поведение Компетентность торгового персонала Прибыль, получаемая от коммерческого контакта с конкретным посредником
12. Внешняя среда Факторы демографического, экономического, политического и социально-культурного характера Взаимосвязь предприятия с маркетинговой средой Система отслеживания окружающей среды Реакция фирм на изменения внешней среды

 


1. Структура учебно-методического комплекса дисциплины «Маркетинговые исследования»

 


Базовая программа курса

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учебно-методическое объединение по экономическому образованию

 

 

Белорусский государственный экономический университет

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Председателем учебно-методического объединения по экономическому образованию Республики Беларусь Регистрационный № ТД-38 / тип

 

 

МАРКЕТИНГОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МАРКЕТИНГ»

 

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Специфика современной жизни требует от руководства предприятий проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов с целью обеспечения более эффективного использования имеющихся ресурсов, а также более полного и качественного удовлетворения потребностей. Для принятия наилучшего управленческого решения в условиях конкуренции предприятию необходимо располагать большим объемом достоверной информации. Такая информация может быть получена проведением маркетинговых исследований.

Исследование рынков выпускаемой и намеченной к производству продукции, потребителей, конкурентов, правовых норм служит основой для разработки предприятием стратегии и тактики выхода на рынок, реализации на нем эффективной товарной, ценовой, коммуникационной политики, политики продвижения.

Таким образом, маркетинговые исследования являются главной составляющей аналитической функции маркетинга, которая способствует установлению более тесной связи предприятия с рынком, потребителями, конкурентами.

Сказанное выше предопределяет необходимость изучения специалистами – маркетолагами целей, задач и методов проведения маркетинговых исследований.

Цель курса – раскрыть сущность, роль, основные направления маркетинговых исследований, ознакомить студентов с различными методами сбора и обработки информации, а также сформировать навыки по проведению конкретных исследований.

Задача курса – изучение, систематизация и классификация направлений и методов маркетинговых исследований, иллюстрация их проведения классическими примерами.

Преподавание курса должно стать основой для изучения других маркетинговых дисциплин, а также выполнения курсовых и дипломных работ.

 

Тематический план курса

Наименование тем Количество часов
лекций практ. занятий
1. Понятие, сущность и значение маркетинговых исследований
2. Правовые основы проведения маркетинговых исследований
3. Процесс маркетингового исследования
4. Кабинетное и полевое исследование
5. Экспертные оценки
6. Исследование рынков
7. Изучение потребителей
8. Изучение товаров
9. Изучение цен
10. Исследование эффективности коммуникационной политики
11. Исследование деятельности конкурентов

 

Тема 5. Экспертные оценки

 

Области применения экспертных оценок. Достоинства и недостатки экспертных оценок. Индивидуальные и групповые экспертные оценки. Экспертный опрос в один тур и в несколько туров.

Метод «Дельфи» как пример экспертных оценок в несколько туров.

Метод коллективной генерации идей («мозговой атаки»).

Этапы проведения экспертных опросов.

Подбор экспериментов и формирование экспертных групп. Формирование вопросов и составление анкет. Правила определения суммарных оценок на основе отдельных экспертов. Работа с экспертами. Анализ и обработка экспертных оценок.

 

Тема 6. Исследование рынков

 

Измерение спроса.

Типы рынков в зависимости от заинтересованности, дохода и доступа потребителей: потенциальный рынок, доступный рынок, квалифицированный рынок, целевой рынок, освоенный рынок. Рыночный спрос как функция расходов на маркетинг. Понятие «рыночный минимум», «рыночный потенциал», «рыночный прогноз», «чувствительность спроса к маркетингу».

Подходы к изучению рынков: анализ вторичной информации, исследование мотивации и поведения потребителей, анализ выпускаемой и реализуемой продукции.

Сегментирование рынка: понятие, последовательность осуществления. Виды сегментации в зависимости от характера ее проведения (макросегментация, микросегментация, сегментация вглубь, сегментация вширь, предварительная сегментация, окончательная сегментация). Требования к проведению сегментации.

 

Тема 7. Изучение потребителей

 

Основные факторы, определяющие поведение потребителей.

Личностные факторы: возраст, стадия жизненного цикла семьи. Стиль жизни. Тип личности. Самопредставление.

Культурные факторы. Понятия «культура», «субкультура», «общественный класс».

Социальные факторы.

Психологические факторы. Мотивация, восприятие, усвоение, убеждение, отношение. Направления изучения потребителей.

Изучение отношений (отношение к компании, отношение к определенной марке товара, система ценностей потребителей). Изучение уровня удовлетворения запросов. Изучение намерений потребителей. Изучение поведения потребителей при и после покупки.

 

Тема 8. Изучение товаров

 

Оценка настоящего и прогнозирование будущего состояния товара. Оценка сильных и слабых сторон товара.

Определение направлений совершенствования товара с учетом запросов потребителей и возможностей производства.

 

Тема 9. Изучение цен

 

Главные направления изучения цен.

Чувствительность потребителей к цене и факторы, ее определяющие. Эластичность спроса к цене.

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Написание курсовой работы по дисциплине «Маркетинговые исследования» должно способствовать закреплению и углублению знаний студентов по предмету, выработке умений их практического использования.

Курсовая работа должна содержать четыре раздела: введение; теоретическую часть (изложение основных теоретических положений, касающихся изучаемого вопроса); практическую часть (описание этапов и методики исследования конкретного объекта); заключение.

При выполнении курсовой работы возможно использование материалов, полученных в процессе проведения практических занятий.

 

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

 

1. Система маркетинговых исследований.

2. Методы маркетинговых исследований и особенности их использования.

3. Процесс и содержание этапов маркетинговых исследований.

4. Информационное обеспечение в системе маркетинга.

5. Правовые основы проведения маркетинговых исследований.

6. Пути и средства защиты деловой информации.

7. Количественные и качественные методы сбора данных.

8. Опрос как наиболее распространенный метод маркетинговых исследований.

9. Наблюдение и его роль в проведении маркетинговых исследований.

10. Эксперимент и его роль в проведении маркетинговых исследований.

11. Разработка форм для сбора данных.

12. Использование экспертных оценок при проведении маркетинговых исследований.

13. Метод «Дельфи» и метод коллективной генерации идей как примеры экспертных оценок.

14. Исследование состояния и тенденций развития конкретного товарного рынка.

15. Исследование факторов, формирующих поведение потребителей.

16. Исследование влияния маркетинговых стимулов на поведение потребителей.

17. Маркетинговые исследования рекламной деятельности.

18. Методы оценки эффективности рекламной компании.

19. Исследование конкурентной среды в системе маркетинга.

20. Прогнозирование в маркетинговых исследованиях.

21. Маркетинговые исследования в Internet.

 

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

 

Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. М., 1998.

Парсяк В.Н., Рогов Г.К. Маркетинговые исследования. Киев, 1995.

Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг Г. Основы маркетинга. М., 1999.

Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М. 1996.

Методические рекомендации по маркетинговым исследованиям. М., 1993.

Акулич И.Л. Маркетинговые исследования рынка. Мн., 1996.

Акулич И.Л., Демченко Е.В. Основы маркетинга. Мн., 1998.

Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М., 1996.

Романов и др. Маркетинг. М., 1995.

Аренков И.А. Маркетинговые исследования. СПб., 1992.

Крылова Е.Г. Маркетинговые исследования товаров и потребителей. Мн., 1992.

Еферин Е.П., Мотин В.В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях. М., 1993.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 

Андреева О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг. М., 1997.

Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. М., 1996.

Секерин В.Д. Маркетинг: Учеб.-практ. Пособие. М., 1998.

Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: Маркетинг. М., 1991.

Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учеб. М., 1999.

Брыскин В.В. Математические модели маркетинга. Новосибирск, 1992.

 

 


3. Планы и требования к проведению практических занятий

 

При изучении курса наряду с овладением студентами теоретическими положениями уделяется внимание приобретению практических навыков, с тем, чтобы они смогли усиленно применять их в своей последующей работе.

Теоретическая часть курса излагается в лекциях, преследующих цель дать представления о маркетинговых исследованиях как о современной деловой философии, с одной стороны, и практической деятельности принятия решений в меняющихся условиях рынков – с другой.

Лекционный курс является базой для последующего получения обучающимися практических навыков по технологии маркетинговых исследований, которые приобретаются на практических занятиях, проводимых в активных формах: ситуационные семинары; практические занятия, задания выполняемые на ЭВМ. Важное значение придается тестированию (проводимому на компьютерах), что дает возможность обучающимся не только проверить свои знания, но и получить дополнительный тренинг.

Форма занятий и содержание продиктованы стремлением как можно эффективнее развивать у студентов маркетинговое мышление и интуицию, необходимые современному предпринимателю. Активные формы семинаров открывают большие возможности для проверки усвоения теоретического и практического материала.

На практических занятиях рассматриваются конкретные маркетинговые ситуации, решения и действия, необходимые в связи с деятельностью фирм на конкретных рынках. Развиваются представления и навыки по осуществлению маркетинговых исследований, анализу рыночных ситуаций, в которых предприятию приходится осуществлять предпринимательские решения.

 

ЗАНЯТИЕ 1 Цели, задачи и методологические основы маркетинговых исследований (2 часа).

Вопросы для обсуждения

1. Роль маркетинговых исследований.

2. Объекты исследования и возможные результаты.

3. Процесс и план маркетинговых исследований

4. Методологические основы исследований.

5. Этические основы исследований.

6. Разбор практической ситуации.

 

Требования

Студенты раскрывают необходимость маркетингового анализа в планировании, разрешении проблем и управлении маркетинговой деятельностью предприятия. Необходимо дать чёткое определение понятия – маркетинговые исследования. Далее определяются объекты маркетингового исследования, раскрывается суть анализа каждого объекта и предмета исследования с получением возможных результатов, а также формулируются требования к базе данных и эффективности маркетинговых исследований.

Нужно определить комплекс последовательных действий (этапов) маркетингового исследования: разработка концепции исследования; получение и анализ эмпирических данных; формулирование выводов и результатов. Уметь на конкретном примере продемонстрировать содержание разделов плана исследования. Необходимо показать структуру отчёта по исследованию, определить формы отчёта и критерии качества написания отчёта.

Сформулировать принципы проведения маркетинговых исследований и раскрыть весь арсенал современных методов анализа, включая общенаучные методы, аналитико-прогностические и методические приёмы из разных областей знаний.

Раскрыть этические основы кодекса ESOMAR, включая права респондентов, обязанности исследователей, взаимные права и обязанности исследователей и клиентов.

По предложению преподавателя осуществляется анализ практической ситуации по теме.

 

ЗАНЯТИЕ 2. Определение проблем в маркетинговых исследованиях (2 часа).

Вопросы для обсуждения

1. Источники маркетинговых проблем.

2. Преобразование решаемой проблемы в исследуемую.

3. Техника исследования методом «дерево решений».

4. Разработка предложения по исследованию.

5. Разбор практической ситуации.

 

Требования

Предлагается сформулировать понятие проблемы как препятствие на пути достижения маркетинговых целей. Раскрыть основные источники маркетинговых проблем: непредвиденные изменения, спланированные изменения и случайные идеи. Необходимо разобраться в приёмах осмысления проблем, показать их достоинства и недостатки. Дать характеристику факторам среды, влияющим на исследовательскую проблему. Провести различия между решаемыми и исследуемыми проблемами на конкретных примерах. Раскрыть структуру задания на исследование как решения проблемы с помощью «дерева решений» и понять преимущества применения данного метода. Описать разделы предложение по исследованию и раскрыть их содержание. Перечислить случаи, в которых следует отказаться от маркетинговых исследований.

Преподаватель формулирует практическую ситуацию для анализа и закрепления материала по теме.

 

ЗАНЯТИЕ 3. Проекты поискового, описательного и причинного исследования (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Содержание поискового исследования.

2. Содержание описательного исследования.

3. Проект причинного исследования.

4. Различия по дизайну.

5. Разбор практической ситуации.

 

Требования

Раскрыть сущность поискового исследования и преследуемые цели. Привести практические ситуации, которые могут быть полезными при прояснении концепции использования данного проекта. Определить типы поискового исследования такие как: анализ вторичных данных; экспертные опросы; фокус-группы; анализ выбранных параметров и пояснить их содержание.

Раскрыть сущность описательного исследования и определить целевую направленность. Привести практические примеры использования. Дать классификацию описательных исследований и раскрыть их содержание и особенности, преимущества и недостатки.

Раскрыть содержание причинного исследования и определить роль эксперимента в установлении весомости гипотезы. Дать характеристику переменных, касающихся причинных исследований. Определить предназначение данного исследовательского подхода с учётом практического использования. Необходимо вскрыть наиболее критические проблемы экспериментирования.

Показать различные комбинации использования различных типов исследования в зависимости от характера проблемы.

Выделить и обосновать основные различия по дизайну рассматриваемых проектов исследования.

Преподаватель формирует практическую ситуацию для анализа и закрепления материала по теме.

ЗАНЯТИЕ 4. Разработка концепции сбора данных (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Свойства и классификация маркетинговой информации.

2. Стадии процесса разработки концепции сбора данных. Проблемы выбора объекта исследований.

3. Вторичные исследования.

4. Методы опросов.

5. Метод фокус – группы.

6. Панельные исследования.

7. Метод наблюдения.

8. Эксперимент как метод исследования.

9. Разбор практической ситуации.

 

Требования

Дать понятие «пользователя» и «потребности пользователя» информацией.

Раскрыть специфические особенности маркетинговой информации, свойства и её ценность. Знать, как классифицируется информация по её видам. Понять стадии процесса разработки концепции сбора данных на конкретном примере и вскрыть проблемы выбора объекта исследования. Необходимо понять значение использования вторичной информации, её преимущества и недостатки. Раскрыть содержание внутренней и внешней вторичной информации. Привести критерии оценки вторичной информации с использованием ключевых факторов. Вскрыть основные характеристики метода опроса. Понять формы проведения опроса респондентов по классификационному признаку. Определить характер структуры и степень открытости анкет. Определить виды качественных методов опроса: глубокие интервью, проекционные методы, выборочное восприятие, фокус-группы, панельные исследования и раскрыть их сущность на конкретных практических примерах. Показать содержание процесса проведения фокус-группы. Раскрыть виды панелей и проблемы их использования. Необходимо выяснить количественные методы опроса: по почте, телефону, личное интервью, по Интернет. Показать методы наблюдения и охарактеризовать их. Выявить достоинства и недостатки метода наблюдения. Спроектировать процесс осуществления наблюдения, включая подготовительный этап, полевой этап и аналитический этап на практическом примере. Необходимо изучить метод сбора информации – эксперимент. Понять условия проведения эксперимента, его достоинства и недостатки. Раскрыть формы проведения эксперимента в зависимости от классификационного признака. На конкретном примере раскрыть процесс и последовательность этапов проведения эксперимента.

По предложению преподавателя осуществляется анализ практической ситуации по теме.

 

ЗАНЯТИЕ 5. Разработка форм для сбора данных (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Порядок разработки анкет для сбора данных.

2. Измерение и шкалирование в маркетинговых исследованиях.

3. Построение шкал измерений.

4. Оценка надёжности, достоверности и обобщенности шкалы.

5. Разбор практической ситуации.

 

Требования

Сформулировать цели использования анкет. Представить порядок разработки анкеты и дать рекомендации для каждого этапа разработки. Раскрыть выполняемые функции анкеты и её структуру.

Раскрыть сущность измерения и шкалирования. Знать характеристики шкал измерения и уровни измерений с приведением примеров их описания. Знать допустимые статистические операции обработки информации и решение проблем построения шкал измерений. Дать определение сравнительному и не- сравнительному методу шкалирования и раскрыть их содержание, опираясь на практические примеры. Вскрыть проблемы несравнительных детализированных рейтинговых шкал. Изучить процесс оценки надёжности, достоверности и обобщенности шкалы измерений и способы их осуществления через повторное тестирование, альтернативные формы, внутреннюю согласованность, содержание, критерии, конструкции.

По предложению преподавателя осуществляется анализ практической ситуации по теме.

 

ЗАНЯТИЕ 6. Разработка выборочного плана и объема выбора (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Вероятностные и невероятностные методы формирования выбора.

2. Этапы разработки выборочного плана.

3. Расчёт объема выборки.

4. Разбор практической ситуации.

 

Требования

Дать определение генеральной совокупности, сплошному наблюдению выборки. Обозначить факторы и критерии применения выборки. Необходимо раскрыть вероятностные методы формирования выборки: простой случайный отбор; систематический отбор; кластерный отбор; стратифицированный отбор. Показать практические подходы их применения. Знать невероятностные методы отбора выборки: на основе принципа удобства, на основе суждения, в процессе обследования, на основе квот. Показать практические примеры использования вероятностных методов отбора выборки. Раскрыть цели процесса разработки выборочного плана. Описать качественные факторы, влияющие на размер выборки. Рассмотреть рекомендации по репрезентативности выборки. Изучить количественные факторы определения объема выборки, основанные на статистическом анализе, предварительно ознакомившись с базовыми понятиями математической статистики.

По предложению преподавателя осуществляется анализ практической ситуации по теме.

 

ЗАНЯТИЕ 7. Сбор, подготовка и анализ данных (8 часов)

Вопросы для обсуждения

1. Способы получения первичной маркетинговой информации.

2. Сбор маркетинговой информации.

3. Предварительные этапы анализа данных.

4. Классификация статистических методов анализа.

5. Базовый анализ данных.

6. Разбор практической ситуации.

 

Требования

Изучить требования к проведению полевых работ. Понять критерии и природу не выборочных ошибок. Раскрыть структуру систем получения маркетинговой информации: проектный подход к исследованиям, использование маркетинговых информационных систем и систем поддержки решений, использование Интернет. Понять различие указанных подходов получения данных, достоинства и недостатки. Описать функции преобразования данных: обобщение, определение концепции, коммуникация, экстраполяция. Показать содержание предварительных аналитических этапов анализа – редактирование, кодирование, табулирование. На конкретных практических примерах продемонстрировать предварительный анализ данных методом простой и перекрёстной табуляции. Понять значимость статистической корректировки данных. Уметь пользоваться статистическими методами анализа: суммарными и многомерными.

На конкретной базе данных осуществить изучение базового анализа информации: оценка параметров, анализ различий, проверка гипотез и критерий хи-квадрата.

По предложению преподавателя осуществляется анализ практической ситуации по теме.

 

ЗАНЯТИЕ 8. Экспертные оценки (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика экспертных оценок.

2. Групповые экспертные оценки.

3. Процедура проведения экспертных опросов.

4. Определение согласованности действий экспертов.

5. Разбор практической ситуации.

 

Требования

Раскрыть ситуации и области применения экспертных методов получения информации. Изучить недостатки и достоверность экспертных оценок, а также индивидуальных экспертных оценок. Понять цель групповых экспертных оценок. С использованием метода Дельфи, метода коллективной генерации идей («мозговой атаки») на конкретном практическом примере выявить важнейшие факторы рыночной проблемы (например, конкурентоспособность фирмы или товара, увеличение сбыта, определение сметной стоимости создания нового товара). Дать обоснование эффективности и недостатков рассмотренных методов. Изучить процесс (этапы) экспертных опросов: подбор экспертов; последовательность формирования экспертных групп; формирование вопросов и составление анкет, определение суммарных оценок. Решить практический пример определения согласованности действий экспертов и достоверности их оценок.

По предложению преподавателя осуществляется анализ практической ситуации по теме.

 

ЗАНЯТИЕ 9. Конъюнктурный анализ товарного рынка (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие, цели, показатели рыночной конъюнктуры.

2. Анализ масштаба и потенциала рынка.

3. Анализ сбалансированности рынка.

4. Анализ тенденций устойчивости развития рыночной конъюнктуры.

5. Оценка и анализ цикличности рынка.

6. Разбор практической ситуации.

 

Требования

Дать определение рыночной ситуации и рыночной конъюнктуры. Сформулировать концептуальные задачи анализа. Выяснить содержание основных показателей конъюнктуры рынка.

Раскрыть составляющие элементы анализа масштаба рынка с учётом классификации типов рынка. Знать оценку потребительского и производственного потенциала рынка. Изучить степень сбалансированности рынка при помощи балансового, косвенного методов и неформальных оценок с использованием конкретной базы данных. Научиться определять общее направление и скорость развития рынка и исчислять темпы роста или прироста через динамические ряды показателей. Студентам необходимо разобраться в динамическом развитии рынка с учётом таких явлений как цикличность и сезонность, используя показатели: индекс сезонности, скользящая средняя.

По предложению преподавателя осуществляется анализ практической ситуации по теме.

 

ЗАНЯТИЕ 10. Исследование конкурентной среды и конкурентный анализ (8 часов)

Вопросы для обсуждения

1. Диагностика конкурентной среды.

2. Знание ближайшего окружения предприятия, формирующего микросреду бизнеса.

3. Определение приоритетных конкурентов и силы их позиций.

4. Анализ состояния рыночной структуры.

5. Разбор практической ситуации.

 

Требования

Сформулировать факторы анализа конкурентной среды. Изучить матрицу типологии рынков по уровню монополии. Понять критерии анализа конкуренции и её виды. На конкретном примере заполнить бланк оценки конкурентоспособности комплекса маркетинга предприятия относительно главных конкурентов. Изучить рыночное окружение предприятия в отрасли: контактные аудитории, конкуренты, поставщики, покупатели, товары-заменители. На конкретном примере провести анализ состояния любой отрасли РБ.

Сформулировать основные ключевые факторы успеха отрасли. Научиться осуществлять анализ развития рынка / сила бизнеса на нём с применением матрицы Хофера, а также для анализа жизненного цикла отрасли с применением матрицы ADL/LC.

Уметь составлять карту рынка для выявления основных и второстепенных связей. На конкретном примере осуществить анализ сил конкуренции с помощью метода, предложенного М.Портером. Понять целостный подход детального изучения конкурентов под названием «бенчмаркетинг». Уметь сопоставлять деятельность конкурентов с помощью многоугольника конкурентоспособности.

Научиться пользоваться методами диагностики концентрации на рынке с использованием различных показателей и индексов: индекс концентрации, коэффициент относительной концентрации, индекс Герфиндаля-Хиршмана, коэффициент вариации рыночных долей, индекс максимальной доли, индекс обратных величин долей.

Преподаватель формулирует практическую ситуацию для анализа и закрепления материала по теме.

 

ЗАНЯТИЕ 11. Исследование мотивации потребителей (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Изучение процесса совершения покупки.

2. Направления исследования потребителей.

3. Потребительская оценка как особенность потребительского поведения и как инструмент для измерения конкурентоспособности товара.

4. Анализ лояльности покупателей.

5. Разбор практической ситуации.

 

 

Требования

Изучить составляющие модель поведения потребителей и понять весь процесс принятия решения потребителем покупки товара, учитывая характер решения и вовлеченность в решение о покупке. Необходимо сформировать направления изучения потребителей. Уметь разработать анкету для изучения поведения потребителя. Раскрыть сущность потребительской оценки и потребительского выбора. Знать, как осуществить типологию потребителей, связанную с сегментацией рынка. Понять воздействие потребителей на технический уровень товара через степень удовлетворенности (неудовлетворенности) и систему ценностей.

Знать как осуществить анализ изменений в поведении покупателей, т.е. определить долю товара в общих затратах на товарную категорию, используя матрицу лояльность-удовлетворённость на конкретном примере.

Преподаватель формулирует практическую ситуацию для анализа и закрепления материала п

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...