Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития естествознания и методики обучения биологии

Этапы формирования понятия «клетка»

Классы Развитие содержания понятия
   

Задание 4.Привести примеры сравнения биологических объектов по плану, используя схему, представленную в табл.4.

Таблица 4

Как правильно сравнивать

 

Правило Пример
Отбери признаки для сравнения Сопоставь их Сделай вывод о сходстве или различии Объясни причины сходства или различия, если это необходимо Окраска самцов и самок куриных птиц Самки серые, самцы – пестрые Окраска самцов более яркая Яркая окраска самцов привлекает самок. Серая окраска самок маскирует их в гнезде.

 


Тема 3. Усвоение знаний о биологических закономерностях.

 

Цель: усвоение приемов формирования знаний о биологических закономерностях.

Опорные знания: биологическая закономерность, особенности и пути усвоения закономерностей; этапы формирования знаний о биологических закономерностях.

 

Закономерности – это наиболее существенные, повторяющиеся и относительно устойчивые связи между биологическими объектами.

Процесс усвоения биологических закономерностей отличается особой сложностью. Это объясняется большой обобщенностью теоретических знаний в форме закономерности. К тому же биологические закономерности, как и другие теоретические знания, не могут быть усвоены одномоментно.

Для показа действия закономерности используют различные приемы. К их числу относятся разнообразные задания для самостоятельной работы учащихся, примеры учета биологических закономерностей в хозяйственной и природоохранной деятельности человека, анализ проявления биологической закономерности в различных условиях среды. Для познания биологической закономерности надо научить учащихся ряду важных приемов : сравнивать, находить причинные связи, обобщать. Обобщение изученного происходит на протяжении всего курса или его большого раздела. Но особенно большие возможности в нахождении закономерностей, в их конкретизации имеют уроки обобщающего повторения.

При изучении биологических закономерностей учащимися чрезвычайно большое значение имеет работа над так называемой подвижностью связей, то есть умением устанавливать как прямые связи, так и обратные. Например, организм находится в определенной зависимости от окружающей среды, в то же время организм является фактором, формирующим окружающую среду.

Теории – это совокупность закономерностей, основных понятий и научных фактов в какой-либо отрасли знаний. Они являются основной дидактической единицей содержания биологии в старших классах. Это теория эволюции, клеточная теория, хромосомная теория наследственности, учение о биосфере. Каждая из теорий содержит ряд относительно самостоятельных и взаимосвязанных между собой элементов (табл. 5).

Таблица 5

Структура теории эволюции

 

Основание Ядро Выводы
Очевидные факты изменчивости, наследственности, борьбы за существование, приспособленности, многообразия видов и т.п. Основные понятия: изменчивость, наследственность, естественный отбор Закон естественного отбора: в результате борьбы за существование выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями Результатами эволюции являются: 1) относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды; 2) многообразие органического мира; 3) разные направления эволюции

 

Теории представляют собой не только высшую форму организации научных знаний, но и дают образцы объяснения и прогнозирования изучаемых явлений. Такая логическая структура темы обеспечивает переход в обучении с понятийного на теоретический уровень.

 

Задание: разработать примеры заданий на установление биологической закономерности и показать этапы усвоения закономерности, используя образец (табл. 6).

Таблица 6

Этапы усвоения закономерности

Этапы усвоения закономерности Деятельность учащихся
1 этап. Наблюдение объектов и явлений, выявление в них наиболее существенных свойств, особенностей возникновения и развития, подбор фактов  
2 этап. Нахождение в изучаемом материале различных связей  
3 этап. Установление и объяснение закономерности  

Тема 4. Формирование умений.

 

Цель:усвоение приемов формирования биологических умений у школьников.

Опорные знания: общеучебные и биологические умения, этапы формирования умений.

Умения– это знания о способах деятельности и сами действия, освоенные в процессе выполнения упражнений.

Общеучебные умения: умения по организации учебного труда; работа с книгой и другими источниками информации; культура устной и письменной речи.

Многие умения и навыки, формируемые в процессе биологического образования, характеризуются как предметные, то есть свойственные предмету «Биология». К ним относятся, например, умение сравнивать строение головастика и рыбы, строения цветка ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений, анализировать строение головного мозга птиц или млекопитающих, моделировать цепи питания, наблюдать движение цитоплазмы и др.

Ниже приведен ряд умений, которыми должны овладеть учащиеся.

 

5-7 классы:

· выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

· аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

· аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

· осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

· раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

· объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

· выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

· различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

· сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

· устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

· использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

· аргументировать основные правила поведения в природе;

· анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

· описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

· соблюдать правила работы в кабинете биологии.

8 класс:

· выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

· аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

· аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

· аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

· объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

· выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущих человеку;

· различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

· устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

· использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

· аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

· анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

· описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

· соблюдать правила работы в кабинете биологии.

9 класс:

· выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

· аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

· аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

· осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

· раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

· объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

· объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

· различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

· сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

· устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

· использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

· знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

· описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

· знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

 

Задание 1. Сравнить состав умений, представленных в примерной программе по биологии для основной общеобразовательной школы, с составом умений, представленных в примерной программе по биологии для (средней) полной общеобразовательной школы.

Задание 2. Поэтапно раскрыть процесс формирования какого-либо умения, заполняя табл. 7.

Таблица 7

Этапы формирования умения

Этапы формирования умения   Деятельность учителя и учащихся
1. Показ значения умения и постановка цели овладения им 2.Ознакомление с составом умения, осознание учащимися последовательности выполнения действий 3. Показ учителем образца выполнения действий 4. Тренировочные упражнения для овладения умением 5. Самостоятельное применение умения, его перенос на новый материал и использование для решения новой задачи  

 

Тема 5. Формирование универсальных учебных действий.

Цель: усвоение особенностей формирования универсальных учебных действий

Опорные знания: понятие «универсальные учебные действия» (далее – УУД), виды УУД, особенности их формирования.

 

Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий учащихся и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих способность школьников к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (табл.8).

Таблица 8

Групповая и парная работа

Дискуссия

Деловая игра

Ситуация успеха

5.Планирование

6. Целеполагание

7. Составление плана и последовательности действий

8. Прогнозирование


Глава 4. Технологии обучения биологии

 

Тема 1. Методы обучения.

Цель: обучение правильному отбору методов в процессе обучения биологии.

Опорные знания: понятие «метод обучения»; классификация методов обучения биологии; методы обучения, различающиеся по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод); методы и методические приемы; уровни усвоения знаний и умений учащихся и их соотношение с методами обучения.

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.

Методический прием – это составная часть метода.

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности школьников:

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Основное назначение – передача учебной информации учителем, которая предполагает организацию усвоения знаний с использование средств наглядности.

Деятельность учителя: учитель сообщает фактические сведения, объясняет причинно-следственные связи, раскрывает общие понятия и закономерности, демонстрируя при этом средства наглядности или использует современные технические средства обучения для передачи знаний.

Деятельность учащихся: учащиеся воспринимают, осознают и запоминают эту информацию. Выполняют самостоятельные работы, которые ограничиваются извлечением и запоминанием сведений, непосредственно выраженных в том или ином источнике знаний : например, в таблицах, в атласе и т.д.

2. Репродуктивный метод. Основное назначение – научить школьников применять знания и умения в знакомой учебной ситуации или по образцу.

Деятельность учителя: организует деятельность учащихся, предлагая им типовые, повторяющиеся из темы в тему задания для самостоятельной работы, способ выполнения которых учащимся знаком.

Деятельность учащихся: применяют знания и умения по образцу, руководствуясь типовыми планами, инструкциями о порядке действий, этапами работы.

3. Метод проблемного изложения. Основное назначение – показать учащимся сложный путь познания, движения к истине, продемонстрировать образец доказательного решения какого-либо сложного вопроса.

Деятельность учителя: учитель сам ставит проблему, четко ее формулирует перед учащимся и решает ее сам, раскрывая ход рассуждения ученого (коллектива ученых).

Деятельность учащихся: следят за логикой доказательства, усваивая этапы решения проблемы.

4. Частично-поисковый метод. Основное назначение – постепенно приобщить школьников к творческой деятельности.

Деятельность учителя: учитель предлагает учащимся творческое задание, способ выполнения которого учащимся заранее неизвестен. Расчленяет задание на взаимосвязанные вопросы, каждый из которых является шагом к решению проблемы. Руководит деятельностью учащихся.

Деятельность учащихся: воспринимают и осмысливают задание в целом и самостоятельно решают часть предлагаемых им познавательных задач. Осуществляют поисковую деятельность под руководством учителя.

5. Исследовательский метод. Основное назначение – приобщение школьников к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового учебного материала, которое складывается из изучения фактов, предположения о существовании причинных связей, проверки и обоснования их правильности.

Деятельность учителя: составляет и предъявляет учащимся проблемное задание.

Деятельность учащихся: воспринимают, осмысливают и решают проблему в целом.

 

Задание 1. Разработать схему, на которой показаны элементы содержания биологического образования и для каждого обозначены методы обучения, способствующие его усвоению.

Задание 2. Проанализировать вопросы и задания в одном из школьных учебников биологии (по какой-либо теме или разделу курса). К каким уровням усвоения знаний они относятся? Какую дидактическую цель преследуют?

Задание 3. По образцу заполнить табл.10.

Таблица 10

Методы обучения биологии

Название метода и его назначение Пример темы, где целесообразно применять данный метод Деятельность учителя на данном уроке Деятель-ность учащихся
Репродуктивный метод. Назначение – научить школьников применять знания и умения в знакомой учебной ситуации      

Задание 4.Сравнить два типа вопросов к ученикам по одной и той же теме. Соотнести их с методами обучения.

1. а) Перечислите основные особенности мускулатуры птиц.

б) Сравните курицу и рыбу. У кого из них мускулатура прочнее прикреплена у скелету? С чем это на ваш взгляд связано?

2. а) Как устроено ухо пресмыкающихся?

б) Какие требования к органам слуха диктует воздушная среда?

 

Тема 2. Педагогические технологии обучения биологии.

Цель: ознакомление с педагогическими технологиями и обучение применению их в учебном процессе.

Опорные знания: понятие «технология обучения», группы и виды педагогических технологий.

Педагогическая технология – это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основная цель педагогических технологий – такая организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (т.е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов.

Особые черты технологии обучения:

- разработка диагностично поставленных целей обучения;

- направленность на гарантированное достижение учебных целей;

- оперативная обратная связь посредством диагностирующих проверочных работ;

- обязательная оценка текущих и итоговых результатов обучения;

- воспроизводимость обучающих процедур, возможность их повторения любым учителем.

Педагогические технологии, применяемые в методике обучения биологии:

1. Технология формирования приемов учебной работы, изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик биологических объектов.

2. Технология применения опорных логических конспектов (сигналов).

3. Технология деятельностного подхода (метода) ТДМ.

4. Технология дифференцированного обучения.

5. Модульная технология.

6. Технология проблемного обучения.

7. Технология проектной деятельности школьников.

8. Мультимедийные технологии обучения.

9. Образовательные путешествия.

10. Классические попперовские «Дебаты».

 

Модульная технология.

Основная идея – ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью.

Основополагающее понятие в этой технологии – модуль.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

Модульная программа представляет собой многослойную структуру, состоящую из модулей разного порядка.

Учебный элементэто последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которым школьник работает непосредственно.

В модулях используются разнообразные носители учебной информации. В зависимости от носителя выделяются разные типы учебных элементов (табл. 11).

 

Таблица 11

Модуль М 1 – тема

Учеб-ный элемент Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению материала
УЭ 0   Интегрирующая цель. По завершении работы над учебными элементами учащийся должен: Знать: Уметь: Используй для усвоения модуля: Учебник (авторы, название, класс, год издания); атлас (класс) и т.д.
Э 1,2…n   Цель: Примеры заданий: 1. Прочитайте текст на стр. 2. Ответьте на вопросы: 3. Проанализируйте рис. … на стр. … 4. Зарисуйте схему … 5. Выпишите определения … 6. На основе анализа текста выясните 7. Выполните задание № на стр. … 9.Анализируйте диаграммы и ответьте на следующие вопросы, и т.д. Контроль: Устно Работа с рис. на стр. Работа с тетрадью Работа с тетрадью Работа с текстом, запись выводов в тетрадь Устно Работа с диаграммой и т.д.
УЭ n Выходной контроль (контроль учителя, самоконтроль, взаимный контроль). 1. Самостоятельно сделайте вывод: достигли ли вы заданных целей. 2. Ответьте на вопросы теста … (или задаются контрольные вопросы) 3.Суммируйте баллы и выставляйте оценки   В тетради

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

На данном этапе необходимо использование индивидуальной формы работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и которые им предстоит доработать.

Необходимо организовать для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. В этом выражается эмоциональная направленность этапа.

Символы для обратной связи

 

Условное обозначение Значение символа
А) призывают совершить мыслительную операцию для продвижения по уровням образовательных результатов
Þ Сделайте вывод
Арг Приведите (приведите дополнительные) аргументы для обоснования вывода
Л Покажите логическую связь
/ Детализируйте
} Обобщите
Дайте свою оценку
Проведите аналогию
О Сравните
D Укажите / восстановите причинно-следственные связи
Сделайте прогноз
Рассмотрите другие (все) варианты

 

Б) призывают устранить ошибку
Вернитесь к формулировке задания и убедитесь, что вы выполняли именно его
Устраните противоречие в ваших суждениях
Арг Исправьте ошибку в аргументах
Исправьте логическую ошибку
Ф Исправьте фактическую ошибку
+/- Исправьте вычислительную (-ые) ошибку (-и)
? Сформулируйте четко
Устраните многозначность
Убедитесь в уместности употребления понятия в данном контексте
Проверьте на модели

 

В) призывают улучшить работу в деталях
Ex Приведите примеры
И Подтвердите данными из исторического или художественного источника
Ком. Прокомментируйте это суждение
Т Используйте специальную терминологию
Развейте эту мысль
[ ] Вернитесь к теме или поясните связь с темой
Проверьте последовательность и переструктурируйте
! Представьте свою мысль графически
Ex¯ Сократите объем описания примера
Г) для указания на ошибки в речевом оформлении (для самостоятельного поиска и исправления учеником)
Рт Тавтология
СТ Стилистическая ошибка
Г Грамматическая ошибка
I Орфографическая ошибка
V Пунктуационная ошибка
≈ск Однообразие в использовании синтаксических конструкций
≈мк Однообразие в использовании морфологических категорий
Слишком длинное предложение
¢ Излишняя многословность
Z Не выделен абзац
X Неоправданно выделен абзац
ЛП Необоснованный повтор мысли
Д) для оценки \ самооценки общего состояния работы
J! Заявленный уровень достигнут, можно достичь большего
J Заявленный уровень достигнут
K Работа близка к заявленному уровню
L Работа далека от заявленного уровня

В процессе применения технологии формирующей оценки учащийся начинает контролировать себя, сам выбирать способы деятельности и сам оценивать результаты. Тем самым учащийся получает опыт постановки целей, планирования результатов и контроля уровня их достижения, формируя собственные ключевые компетентности.

Внешнее(суммирующее, стандартизированное) оценивание производится субъектом, непосредственно не участвующим в процессе обучения, не включенным в процесс подготовки к проводимому тестированию, то есть внешним по отношению к образовательному процессу. Этот способ оценивания предполагает сравнение одного ученика с другим путем сравнения каждой работы с эталоном. При внешнем оценивании соблюдаются следующие правила:

1) все учащиеся должны находиться в равных условиях, для этого разработчик теста дает специальные указания по его проведению и способам интерпретации результата;

2) содержание теста должно унифицироваться. Стандартизированный тест обеспечивает возможность сравнения полученных с его помощью данных от различных тестируемых.

Внешнее или суммирующее оценивание подводит итоги обучения, черту под определенным этапом обучения. Суммирующая оценка ориентирована на всю совокупность учащихся (класс, параллель, все школьники страны данного возраста). Она призвана единообразно зафиксировать уровень достижений учащегося по итогам освоения конкретного содержания образования. Внешнее оценивание производится с помощью нормативно-ориентированных тестов (баллы, полученные учащимся, интерпретируются относительно нормы – соответствующим образом обоснованных, статистически полученных значений выполнения данного теста репрезентативной выборкой испытуемых), в централизованном порядке.

Экзаменационные работы по биологии после 9 класса (ИГА) за 2015 год содержат 32 задания, после 11 класса (ЕГЭ) 40 заданий, где проверяются знания всех разделов обязательного минимума содержания школьного биологического образования по ФГОС (табл. 20).

Таблица 20

Проверяемые разделы биологии

 

9 класс 11 класс
Биология как наука   Биология как наука. Методы научного познания
Признаки живых организмов   Клетка как биологическая система
Система, многообразие и эволюция живой природы Организм как биологическая система
Человек и его здоровье   Система и многообразие органического мира
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Организм человека и его здоровье
  Эволюция живой природы
  Экосистемы и присущие им закономерности

 

Задания разделены на две части. Задания первой части полагают выбор одного ответа, ответа в виде последовательности цифр, из них 3 – с множественным выбором, 4 – на установление соответствия и 1 – на определение последовательности биологических объектов, процессов, явлений. Часть 2 содержит задания с развернутым ответом.

В работе представлены задания трех уровней сложности. На задания базового уровня после 9 класса приходится 69% от общего количества заданий экзаменационного теста; повышенного – 22%; высокого – 9%. После 11 класса количество заданий повышенного и высокого уровня сложности увеличено до 55% (табл.21).

Таблица 21

Формулировка целей урока

Цели Примеры
1)обучающие   2)воспитательные   3)развивающие - обеспечить усвоение знаний о… - способствовать формированию знаний о… - научить… - доказать… -формировать понятие… - способствовать формированию или продолжить формирование умений … - обеспечить повторение, обобщение, систематизацию знаний - закрепить знания, умения… - обобщить, систематизировать знания о… - устранить пробелы в знаниях… - отработать навыки… - совершенствовать умение… - расширить, углубить…и т.д.   - содействовать экологическому воспитанию школьников; - обеспечить нравственное воспитание учащихся; - содействовать эстетическому, экономическому, трудовому воспитанию; - обеспечить воспитание патриотизма, гуманности, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплиниро-ванности, воспитание интернационализма. - развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, классифицировать; наблюдать;   -развивать умение выделять главное, устанавливать единые общие признаки и свойства целого, делать обобщающие выводы; - развивать умение частично-поисковой познавательной деятельности; – развивать умение выдвигать гипотезы, решать проблемы; - развивать умение планировать и оценить результаты выполненных действий; - развивать эмоции учащихся; - развивать умение действовать самостоятельно; - развивать умение творчески подходить к решению самых разнообразных задач; - развивать умение применять знания на практике; - развивать умение составлять план изучаемого материала, графически оформлять результаты деятельности; - развивать память, речь

Образец оформления титульного листа.

№ урока, дата, класс.

Тема урока:

Цели урока:

Тип урока:

Методы обучения:

Средства обучения:

Задание. Составить тематический план по одному из разделов школьной биологии, используя примерную форму записи тематического плана (прил.3).

Тема 6. Разработка урока в соответствии с ФГОС.

Структура деятельностного урока(по Миронову А.В., 2011).

· Подведение учеников к цели урока.

· Освоение нового материала.

· Применение освоенного в практической деятельности.

· Оценивание планируемых достижений.

· Алгоритм действий по подготовке проекта урока.

· Выбрать тему урока в школьном учебнике.

· Определить место рассматриваемой темы в общей структуре курса.

· Определить цель и планируемые достижения.

Цель урока (за основу берется одно, два положения из раздела «выпускник научится» «Планируемых результатов», скорреллированные с темой урока).

Планируемые достижения:

1) предметные (перечень конкретных знаний, умений, отношений, которые предполагается сформировать у школьников на данном уроке);

2) метапредметные (УУД, реализуемые на уроке).

Определить материальные средства, которые будут использоваться на уроке.

Определить содержание урока и его структуру. Содержание урока выводится из цели урока, планируемых достижений. Содержание включает предметные знания, умения, УУД, элементы учебного исследования.

Необходимыми элементами каждого деятельностного урока следует считать: доведение целей урока до школьников, планирование и работу по плану, практическую работу с усвоенным материалом, элементы оценки (самооценки).

 

Структура урока в соответствии с ФГОС (по Логиновой О.Б., 2012).

1. Проблематизация, актуализация, мотивация.

Цель: «включение» в учебную деятельность.

Итог: осознание проблемы, самостоятельная постановка учебной задачи.

Условия:

- фронтальная работа учителя с классом;

- обсуждение ведет учитель;

- учебные ситуации: игры, проблемные вопросы, инсценировки и ИКТ.

2. Первичное ознакомление.

Цель: «включение» в целенаправленное действие.

Итог: осознание смыслов, самостоятельное «открытие» нового знания.

Условия:

- работа в парах, малых группах;

- учитель – консультант, участник, организатор;

- учебные ситуации: дидактическая игра, исследование;

- ИКТ: работа с готовыми ИКТ-ресурсами (наблюдение, поиск информации, установление соответствие и т.п.).

3. Обработка и закрепление.

Цель: «включение» в тренировочную деятельность.

Итог: освоение нового знания, способа действий на уровне исполнительской компетенции.

Условия:

- самостоятельная работа – индивидуальная, в парах, группах и взаимооценка, с обязательным обсуждением;

- учитель – консультант, участник, модификатор;

- учебные ситуации: «Проверь себя», «Составляем инструкцию», «Делаем памятку» и т.д.

- ИКТ: работа с тренажерами, ИКТ-ресурсами и инструментами.

4. Обобщение, систематизация, применение.

Цель: «включение» в продуктивную деятельность.

Итог: освоение нового знания, способа действий на уровне их произвольного использования в ситуации, максимально приближенной к реальной, интеграция и перенос знаний.

Условия:

- проектная деятельность с последующей презентацией;

- учитель – консультант, участник, организатор;

- учебные ситуации: «Составляем обобщающую таблицу», «Виртуальный музей/путешествие», «Летопись …», «Составляем электронное пособие», «Подарки», ИКТ: работа с инструментами ИКТ с целью создания новых объектов.

5. Обратная связь: диагностика, контроль, само- и взаимооценка, формирующая оценка, рефлексия.

Цель (для учителя): получение данных для корректировки и/или индивидуализации обучения.

Цель (для ученика): самоопределение, постановка личных и познавательных задач.

 

Задание 1. Используя таблицы 17-18 и образец оформления титульного листа, разработать поурочный план по ФГОС по одной из тем школьной биологии.

Задание 2. Провести урок по составленному Вами конспекту в группе в ходе деловой игры.

 

Тема 7. Анализ и самоанализ урока биологии.

Цель: формирование умения анализировать урок биологии.

Опорные знания: оценка качества и результативности урока, анализ и самоанализ урока.

 

Анализ урока – разбор и оценка учебного занятия в целом или отдельных его сторон.

Ниже приводится несколько схем анализа урока (табл.26, 27).

Таблица 26

Схема анализа урока

1. Формулировка цели
0 баллов 1 балл 2 балла
Отсутствует Цель формулирует учитель Совместно с учащимися
2. Цели урока
0 баллов 1 балл
Нельзя измерить, диагностировать Диагностичны, измеряе

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...