Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы формирования понятия «клетка»

Классы Развитие содержания понятия
   

Задание 4.Привести примеры сравнения биологических объектов по плану, используя схему, представленную в табл.4.

Таблица 4

Как правильно сравнивать

 

Правило Пример
Отбери признаки для сравнения Сопоставь их Сделай вывод о сходстве или различии Объясни причины сходства или различия, если это необходимо Окраска самцов и самок куриных птиц Самки серые, самцы – пестрые Окраска самцов более яркая Яркая окраска самцов привлекает самок. Серая окраска самок маскирует их в гнезде.

 


Тема 3. Усвоение знаний о биологических закономерностях.

 

Цель: усвоение приемов формирования знаний о биологических закономерностях.

Опорные знания: биологическая закономерность, особенности и пути усвоения закономерностей; этапы формирования знаний о биологических закономерностях.

 

Закономерности – это наиболее существенные, повторяющиеся и относительно устойчивые связи между биологическими объектами.

Процесс усвоения биологических закономерностей отличается особой сложностью. Это объясняется большой обобщенностью теоретических знаний в форме закономерности. К тому же биологические закономерности, как и другие теоретические знания, не могут быть усвоены одномоментно.

Для показа действия закономерности используют различные приемы. К их числу относятся разнообразные задания для самостоятельной работы учащихся, примеры учета биологических закономерностей в хозяйственной и природоохранной деятельности человека, анализ проявления биологической закономерности в различных условиях среды. Для познания биологической закономерности надо научить учащихся ряду важных приемов : сравнивать, находить причинные связи, обобщать. Обобщение изученного происходит на протяжении всего курса или его большого раздела. Но особенно большие возможности в нахождении закономерностей, в их конкретизации имеют уроки обобщающего повторения.

При изучении биологических закономерностей учащимися чрезвычайно большое значение имеет работа над так называемой подвижностью связей, то есть умением устанавливать как прямые связи, так и обратные. Например, организм находится в определенной зависимости от окружающей среды, в то же время организм является фактором, формирующим окружающую среду.

Теории – это совокупность закономерностей, основных понятий и научных фактов в какой-либо отрасли знаний. Они являются основной дидактической единицей содержания биологии в старших классах. Это теория эволюции, клеточная теория, хромосомная теория наследственности, учение о биосфере. Каждая из теорий содержит ряд относительно самостоятельных и взаимосвязанных между собой элементов (табл. 5).

Таблица 5

Структура теории эволюции

 

Основание Ядро Выводы
Очевидные факты изменчивости, наследственности, борьбы за существование, приспособленности, многообразия видов и т.п. Основные понятия: изменчивость, наследственность, естественный отбор Закон естественного отбора: в результате борьбы за существование выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями Результатами эволюции являются: 1) относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды; 2) многообразие органического мира; 3) разные направления эволюции

 

Теории представляют собой не только высшую форму организации научных знаний, но и дают образцы объяснения и прогнозирования изучаемых явлений. Такая логическая структура темы обеспечивает переход в обучении с понятийного на теоретический уровень.

 

Задание: разработать примеры заданий на установление биологической закономерности и показать этапы усвоения закономерности, используя образец (табл. 6).

Таблица 6

Этапы усвоения закономерности

Этапы усвоения закономерности Деятельность учащихся
1 этап. Наблюдение объектов и явлений, выявление в них наиболее существенных свойств, особенностей возникновения и развития, подбор фактов  
2 этап. Нахождение в изучаемом материале различных связей  
3 этап. Установление и объяснение закономерности  

Тема 4. Формирование умений.

 

Цель:усвоение приемов формирования биологических умений у школьников.

Опорные знания: общеучебные и биологические умения, этапы формирования умений.

Умения– это знания о способах деятельности и сами действия, освоенные в процессе выполнения упражнений.

Общеучебные умения: умения по организации учебного труда; работа с книгой и другими источниками информации; культура устной и письменной речи.

Многие умения и навыки, формируемые в процессе биологического образования, характеризуются как предметные, то есть свойственные предмету «Биология». К ним относятся, например, умение сравнивать строение головастика и рыбы, строения цветка ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений, анализировать строение головного мозга птиц или млекопитающих, моделировать цепи питания, наблюдать движение цитоплазмы и др.

Ниже приведен ряд умений, которыми должны овладеть учащиеся.

 

5-7 классы:

· выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

· аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

· аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

· осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

· раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

· объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

· выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

· различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

· сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

· устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

· использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

· аргументировать основные правила поведения в природе;

· анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

· описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

· соблюдать правила работы в кабинете биологии.

8 класс:

· выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

· аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

· аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

· аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

· объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

· выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущих человеку;

· различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

· устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

· использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

· аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

· анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

· описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

· соблюдать правила работы в кабинете биологии.

9 класс:

· выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

· аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

· аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

· осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

· раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

· объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

· объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

· различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

· сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

· устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

· использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

· знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

· описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

· знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

 

Задание 1. Сравнить состав умений, представленных в примерной программе по биологии для основной общеобразовательной школы, с составом умений, представленных в примерной программе по биологии для (средней) полной общеобразовательной школы.

Задание 2. Поэтапно раскрыть процесс формирования какого-либо умения, заполняя табл. 7.

Таблица 7

Этапы формирования умения

Этапы формирования умения   Деятельность учителя и учащихся
1. Показ значения умения и постановка цели овладения им 2.Ознакомление с составом умения, осознание учащимися последовательности выполнения действий 3. Показ учителем образца выполнения действий 4. Тренировочные упражнения для овладения умением 5. Самостоятельное применение умения, его перенос на новый материал и использование для решения новой задачи  

 

Тема 5. Формирование универсальных учебных действий.

Цель: усвоение особенностей формирования универсальных учебных действий

Опорные знания: понятие «универсальные учебные действия» (далее – УУД), виды УУД, особенности их формирования.

 

Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий учащихся и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих способность школьников к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (табл.8).

Таблица 8

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...