Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы формирования понятия «клетка»
Задание 4.Привести примеры сравнения биологических объектов по плану, используя схему, представленную в табл.4. Таблица 4 Как правильно сравнивать
Тема 3. Усвоение знаний о биологических закономерностях.
Цель: усвоение приемов формирования знаний о биологических закономерностях. Опорные знания: биологическая закономерность, особенности и пути усвоения закономерностей; этапы формирования знаний о биологических закономерностях.
Закономерности – это наиболее существенные, повторяющиеся и относительно устойчивые связи между биологическими объектами. Процесс усвоения биологических закономерностей отличается особой сложностью. Это объясняется большой обобщенностью теоретических знаний в форме закономерности. К тому же биологические закономерности, как и другие теоретические знания, не могут быть усвоены одномоментно. Для показа действия закономерности используют различные приемы. К их числу относятся разнообразные задания для самостоятельной работы учащихся, примеры учета биологических закономерностей в хозяйственной и природоохранной деятельности человека, анализ проявления биологической закономерности в различных условиях среды. Для познания биологической закономерности надо научить учащихся ряду важных приемов : сравнивать, находить причинные связи, обобщать. Обобщение изученного происходит на протяжении всего курса или его большого раздела. Но особенно большие возможности в нахождении закономерностей, в их конкретизации имеют уроки обобщающего повторения. При изучении биологических закономерностей учащимися чрезвычайно большое значение имеет работа над так называемой подвижностью связей, то есть умением устанавливать как прямые связи, так и обратные. Например, организм находится в определенной зависимости от окружающей среды, в то же время организм является фактором, формирующим окружающую среду. Теории – это совокупность закономерностей, основных понятий и научных фактов в какой-либо отрасли знаний. Они являются основной дидактической единицей содержания биологии в старших классах. Это теория эволюции, клеточная теория, хромосомная теория наследственности, учение о биосфере. Каждая из теорий содержит ряд относительно самостоятельных и взаимосвязанных между собой элементов (табл. 5). Таблица 5 Структура теории эволюции
Теории представляют собой не только высшую форму организации научных знаний, но и дают образцы объяснения и прогнозирования изучаемых явлений. Такая логическая структура темы обеспечивает переход в обучении с понятийного на теоретический уровень.
Задание: разработать примеры заданий на установление биологической закономерности и показать этапы усвоения закономерности, используя образец (табл. 6). Таблица 6 Этапы усвоения закономерности
Тема 4. Формирование умений.
Цель:усвоение приемов формирования биологических умений у школьников. Опорные знания: общеучебные и биологические умения, этапы формирования умений. Умения– это знания о способах деятельности и сами действия, освоенные в процессе выполнения упражнений. Общеучебные умения: умения по организации учебного труда; работа с книгой и другими источниками информации; культура устной и письменной речи. Многие умения и навыки, формируемые в процессе биологического образования, характеризуются как предметные, то есть свойственные предмету «Биология». К ним относятся, например, умение сравнивать строение головастика и рыбы, строения цветка ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений, анализировать строение головного мозга птиц или млекопитающих, моделировать цепи питания, наблюдать движение цитоплазмы и др. Ниже приведен ряд умений, которыми должны овладеть учащиеся.
5-7 классы: · выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; · аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий; · аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; · осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; · раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; · объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов; · выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; · различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; · сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; · устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; · использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; · аргументировать основные правила поведения в природе; · анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; · описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; · соблюдать правила работы в кабинете биологии. 8 класс: · выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека; · аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными; · аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных; · аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; · объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов; · выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущих человеку; · различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; · сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения; · устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; · использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты; · аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха; · анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека; · описывать и использовать приемы оказания первой помощи; · соблюдать правила работы в кабинете биологии. 9 класс: · выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов; · аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; · аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; · осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; · раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; · объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования; · объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования; · различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов; · сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; · устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов; · использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; · знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; · описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах; · знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Задание 1. Сравнить состав умений, представленных в примерной программе по биологии для основной общеобразовательной школы, с составом умений, представленных в примерной программе по биологии для (средней) полной общеобразовательной школы. Задание 2. Поэтапно раскрыть процесс формирования какого-либо умения, заполняя табл. 7. Таблица 7 Этапы формирования умения
Тема 5. Формирование универсальных учебных действий. Цель: усвоение особенностей формирования универсальных учебных действий Опорные знания: понятие «универсальные учебные действия» (далее – УУД), виды УУД, особенности их формирования.
Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий учащихся и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих способность школьников к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (табл.8). Таблица 8 |
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |