Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация универсальных учебных действий

 

Виды Действия
Личностные -самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); -смыслообразование (установление значения, смысла обучения); - нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания)
Регулятивные - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль; - коррекция; - оценка; - саморегуляция
Познавательные: общеучебные   логические - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - выбор наиболее эффективных способов решения задач; - смысловое чтение; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - моделирование (графическая или знаково-символическая форма предъявления информации);
- анализ объектов с целью выделения признаков; - синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - выдвижение и обоснование гипотез; - доказательство; -формулировка проблем
Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества (с учителем, со сверстниками); - умение задавать вопросы; - умение вести диалог; - разрешение конфликтов; - управление поведением партнера; - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Примерные задания по биологии для формирования коммуникативных УУД

 

Раздел Способы формирования коммуникативных умений
Ботаника Работа с текстом. Работа в паре. Алгоритм работы учащегося. - Внимательно прочитайте текст параграфа. - Ответьте на вопросы: Какую группу называют основной единицей систематики? По каким признакам растения объединяют в один вид? - Обсудите ответы на вопрос в паре. - Выслушайте информацию товарища в паре. - Передайте полученную информацию товарищам по 2 варианту. - Задайте вопросы друг другу.
Ботаника Использование дополнительного текста. Диалог. - Найдите в тексте параграфа названия растений, которые названы в честь каких-либо известных людей. В чем состоят заслуги этих людей? (найдите дополнительную информацию). - Сделайте систематическое описание растения любого вида по плану: вид, род, семейство, класс, отдел. - Сделайте рисунок этого растения, укажите ареал его обитания. Работу оформите на отдельном листе и сдайте учителю.
Зоология Работа с текстом. Работа в группе. Алгоритм работы группы (4 человека). - Прочитайте текст параграфа «Вид – основная структурная единица в системе животных». - Назовите основные систематические группы Царства животные. -Выпишите в той последовательности, в которой они появляются в тексте. - В системе органического мира действует принцип соподчиненности. Объясните, как вы его понимаете? - Попробуйте изобразить схематически этот принцип. Пользуясь схемой, перескажите текст.
Зоология   Игровая ситуация. Определение животных. Работа в группе. 1. Учащимся предлагается описание животных. По описанию определить животное, указав: внешние признаки, повадки, образ жизни, среду обитания. 2. Составить самим описание животного по плану и предложить узнать это животное товарищам.
Человек и его здоровье Ролевая игра по теме: «Кровь. Кровообращение». 1. Вы врач. К вам пришёл человек с жалобами на частые ангины и попросил удалить миндалины. Что вы ему посоветуете? Обоснуйте свой ответ.

Задание 1. Изучить примерную рабочую программу по биологии (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С., 2012). Заполнить табл.9 по представленному примеру.

Таблица 9

Планируемые метапредметные образовательные результаты

 

УУД   Вид деятельности   Способ действия
Регулятивные 1)самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -анализ существующих и планирование будущих образовательные результатов; -идентификация собственных проблем; -выдвижение версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; -ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; -формулировка учебных задач как шагов достижения поставленной цели деятельности; -обоснование целевых ориентиров и приоритетов ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов
Познавательные    
Коммуникативные    

 

 

Задание 2. Соотнесите виды УУД и результаты развития УУД.

 

Виды универсальных учебных действий Результаты развития УУД
1.Личностные действия   А. Учащиеся умеют использовать знаково-символические средства, выполнять логические действия, анализировать тексты, сравнивать, обобщать, делать выводы
2.Регулятивные Б. У учащегося сформирована внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности
3.Коммуникативные   В. Учащиеся владеют всеми видами учебных действий,направленных на организацию своей работы в школе и вне её. Умеют ставить учебную цель и задачу, планировать её выполнение, контролировать иоценивать свои действия
4.Познавательные Г. У учащихся сформировано умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество и со сверстниками, и с взрослыми

 

Задание 3.Прочитайте фрагменты урока по биологии. В соответствии с действиями на уроке определите, какие виды УУД формируются у учащихся на данном этапе урока.

 

Тема урока «Многообразие насекомых»

 

Действия на уроке Формируемые УУД
1. Дано: 2 отряда насекомых и виды насекомых. Необходимо переставить названия насекомых так, чтобы каждому отряду соответствовало свое насекомое  
2. Работа в группе. Задание: Прочитайте текст «Полезные насекомые». Распределите задания в группе: 1. Выписать понятия. 2. Составить план. Подготовить выступление. Обсудите проблему охраны насекомых  
Напишите мини-сочинение «Как вы думаете, нужно ли охранять пчел, шмелей и бабочек?»  
Что вы узнали нового на уроке? С помощью данных знаков оцените: какое настроение сегодня у вас на уроке? Дайте оценку своей деятельности на уроке.  

 

Задание 4. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое действие.

Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое действие
     

Какие понятия соответствуют этим признакам?

1. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, - между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том: “Какое значение, смысл имеет для меня учение?” И уметь находить на него ответ.

2. Проявляется исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

3. Делится на три вида: личностное, профессиональное, жизненное.

Задание 5. Что является главной отличительной особенностью ФГОС в области формирования познавательных учебных действий? Оформите свои мысли в виде эссе.

Задание 6.Заполнить колонку «Формируемые УУД».

 

 

Тема: «Строение листа и его значение в жизни растения»

 

Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий. Оценка Формируемые УУД
Тема «Строение листа и его значение в жизни растения». Внимательно прочитайте тему урока. Подумайте, для чего необходимо знать строение листа. Сформулируйте цель урока.  
Повторение предыдущей темы. Решите биологические задачи. Сделайте взаимопроверку и поставьте оценку. Работа над ошибками.  
Изучить внешнее и внутреннее строение листьев. Откройте учебник. Параграф 12. Стр. 68. Внимательно прочитайте статью «Строение листа». Выполните задания по инструкции №1. Сделайте рисунок строения листа карандашом. Подпишите части листа. Выпишите и объясните термины. Обсудите в паре строение листа.  
Прочитайте,как развивались представления ученых средних веков о значении листьев. Лист называли по-разному: «дети солнца», «покорившие солнце», «утеха взора, услада слуха». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу. Их обрывали и растение погибало. Составьте план ответа. Как вы думаете, почему растение погибало? Запишите свои гипотезы. Обсудите в малых группах.  
Просмотр учебного фильма. Решение тестов. Самопроверка тестов. Запишите основные термины.  
Так зачем же растению лист? Правильны ли были ваши гипотезы? Сверьте свои гипотезы со схемой.  
Закрепление материала. Выполните творческое задание по теме урока. Составьте кроссворд, пользуясь инструкцией.  
Домашнее задание. Подготовьте рассказ о строении и функции листьев с опорой на план.  

Задание 7.Распределите задания на уроке биологии в соответствии с УУД.

 

Личност-ные Метапредметные
Регулятивные Познавательные Коммуникативные
       

Задания на уроке биологии.

1. Изучив природу родного края, подумайте и ответьте, что особенно вам нравится в той местности, в которой вы живете, какие растения вы считаете особенно красивыми и почему? Считаете ли вы своей задачей бережно относиться к природе родного края?

2. Прочитайте текст в учебнике. Из упомянутых в статье растений выберите группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян. Составьте их классификацию.

3. Обсудите в малых группах пути решения экологических проблем района, в котором вы живете. Подготовьте выступление на заданную тему.

4. Дайте оценку выполненного задания.

 

 

Тема 6. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности.

Цель: усвоение приемов формирования эмоционально-ценностного отношения к миру.

Опорные знания: опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности как компонент содержания образования, приемы формирования эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности.

Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности включает взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, которые формируются в процессе учебной и практической деятельности.

Мировоззрениецелостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Ценностные ориентациидетерминированные устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личных ценностей и целей жизнедеятельности.

Идеалобраз совершенства, наиболее ценного и величественного, в культуре, искусстве, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла.

Убеждения – высшая форма направленности личности, в психологическую структуру которой входят мировоззрение и стремление к его осуществлению в деятельности других. Убеждение в этом значении – высший уровень личности, подчиняющий себе процессуально ее познавательные, эмоциональные и волевые свойства, содержательно являясь ее идейностью.

 

Задание 1. Подготовить хрестоматийный материал к определенному уроку, который вызывает эмоциональное отношение.

Задание 2. Разработать задания, требующие обсуждения какой-либо нравственной проблемы, ценностной ориентации или принятия решений.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему понятие считают главной дидактической единицей в содержании предмета «Биология»?

2. Какое значение в формировании биологических знаний имеют фундаментальные понятия?

3. Почему нельзя давать учащимся биологические понятия в готовом виде?

4. Можно ли считать выражения «формирование понятий» и «развитие понятий» тождественными?

5. Каковы основные положения теории развития биологических понятий?

6. Какое место занимают экологические понятия в содержании школьного курса биологии?

7. Назовите и кратко охарактеризуйте различные способы образования биологических понятий.

8. Какое значение имеют сравнение и анализ в образовании биологических понятий?

9. Какие биологические понятия называют специальными, локальными, общебиологическими?

10. Почему деятельность относят к компонентам содержания предмета «Биология» в общеобразовательной школе?

11. В чем разница между умением и навыком?

12. Как происходит формирование умений и навыков в процессе обучения биологии?

13. Какое значение имеют интеллектуальные умения в обучении биологии?

14. На каких условиях происходит успешное формирование умений и навыков в области биологии?

15. Что является основным показателем результативности умственного развития учащихся?

16. Что понимают под общими умениями?

17. Какая группа общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия?

18. Какие два способа формирования познавательных умений можно выделить в образовательном процессе?

19. Какие учебные действия относятся к логическим?

20. Какие положения входят в регулятивные учебные действия, согласно ФГОС?

21. Какие критерии сформированности регулятивных учебных действий должны использоваться учителем согласно ФГОС?

22. Что подразумевает профессиональная составляющая личностных действий?

Тестовые задания для самопроверки

1. Дополните:

Чувственно-наглядные образы предметов и явлений называются …

2. Дополните:

Форма логического мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения объектов и явлений - … .

3. Установите правильную последовательность индуктивного пути усвоения понятия:

а) Работа с определением понятия, в котором нужно выделить путем анализа родовое слово, существенные признаки, последовательность их изложения.

б) Обобщение главных особенностей, формулирование определения понятия.

в) Наблюдение объектов и явлений и определение их особенностей.

г) Сопоставление особенностей и выделение среди них главных существенных особенностей, которые будут рассматриваться как существенные признаки понятия.

д) Применение нового понятия на практике, его связь с уже усвоенными.

4.Установите правильную последовательность дедуктивного пути усвоения понятия:

а) Выделение и усвоение признаков и связей понятия.

б) Закрепление признаков и связей. Установление связей с другими понятиями.

в) Определение понятия.

г) Применение понятия в новой учебной ситуации.

5. Установите правильную последовательность этапов формирования умений:

а) Показ учителем образца выполнения действий.

б) Показ значения умения и постановка цели овладения им.

в) Ознакомление с составом умения, осознание учащимися последовательности выполнения действий.

г) Самостоятельное применение умения, его перенос на новый материал и использование для решения новой задачи

д) Тренировочные упражнения для овладения умением.

6. Установите соответствие:

Виды УУД УУД
1. Регулятивные а)целеполагание
2. Познавательные б) умениевести диалог
3. Коммуникативные в) установление причинно-следственных связей

7. Выберите верную формулировку.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ...

а) организацию учебной деятельности,

б) смысловой аспект общения и социального взаимодействия,

в) ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения),

г) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, определение проблемы и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных целей.

8.«Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

а) образовательного пространства Российской Федерации»;

б) основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования».

9.Завершите предложение, используя один из предложенных вариантов.

Если под метапредметными результатами в начальной школе подразумеваются освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене добавляется способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить ….

а) программу развития;

б) индивидуальную образовательную траекторию;

в) жизненные планы;

г) взаимоотношения.

10.Из списка предложенных универсальных учебных действий выберите лишь те, которые относятся к регулятивным.

Групповая и парная работа

Дискуссия

Деловая игра

Ситуация успеха

5.Планирование

6. Целеполагание

7. Составление плана и последовательности действий

8. Прогнозирование


Глава 4. Технологии обучения биологии

 

Тема 1. Методы обучения.

Цель: обучение правильному отбору методов в процессе обучения биологии.

Опорные знания: понятие «метод обучения»; классификация методов обучения биологии; методы обучения, различающиеся по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод); методы и методические приемы; уровни усвоения знаний и умений учащихся и их соотношение с методами обучения.

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.

Методический прием – это составная часть метода.

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности школьников:

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Основное назначение – передача учебной информации учителем, которая предполагает организацию усвоения знаний с использование средств наглядности.

Деятельность учителя: учитель сообщает фактические сведения, объясняет причинно-следственные связи, раскрывает общие понятия и закономерности, демонстрируя при этом средства наглядности или использует современные технические средства обучения для передачи знаний.

Деятельность учащихся: учащиеся воспринимают, осознают и запоминают эту информацию. Выполняют самостоятельные работы, которые ограничиваются извлечением и запоминанием сведений, непосредственно выраженных в том или ином источнике знаний : например, в таблицах, в атласе и т.д.

2. Репродуктивный метод. Основное назначение – научить школьников применять знания и умения в знакомой учебной ситуации или по образцу.

Деятельность учителя: организует деятельность учащихся, предлагая им типовые, повторяющиеся из темы в тему задания для самостоятельной работы, способ выполнения которых учащимся знаком.

Деятельность учащихся: применяют знания и умения по образцу, руководствуясь типовыми планами, инструкциями о порядке действий, этапами работы.

3. Метод проблемного изложения. Основное назначение – показать учащимся сложный путь познания, движения к истине, продемонстрировать образец доказательного решения какого-либо сложного вопроса.

Деятельность учителя: учитель сам ставит проблему, четко ее формулирует перед учащимся и решает ее сам, раскрывая ход рассуждения ученого (коллектива ученых).

Деятельность учащихся: следят за логикой доказательства, усваивая этапы решения проблемы.

4. Частично-поисковый метод. Основное назначение – постепенно приобщить школьников к творческой деятельности.

Деятельность учителя: учитель предлагает учащимся творческое задание, способ выполнения которого учащимся заранее неизвестен. Расчленяет задание на взаимосвязанные вопросы, каждый из которых является шагом к решению проблемы. Руководит деятельностью учащихся.

Деятельность учащихся: воспринимают и осмысливают задание в целом и самостоятельно решают часть предлагаемых им познавательных задач. Осуществляют поисковую деятельность под руководством учителя.

5. Исследовательский метод. Основное назначение – приобщение школьников к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового учебного материала, которое складывается из изучения фактов, предположения о существовании причинных связей, проверки и обоснования их правильности.

Деятельность учителя: составляет и предъявляет учащимся проблемное задание.

Деятельность учащихся: воспринимают, осмысливают и решают проблему в целом.

 

Задание 1. Разработать схему, на которой показаны элементы содержания биологического образования и для каждого обозначены методы обучения, способствующие его усвоению.

Задание 2. Проанализировать вопросы и задания в одном из школьных учебников биологии (по какой-либо теме или разделу курса). К каким уровням усвоения знаний они относятся? Какую дидактическую цель преследуют?

Задание 3. По образцу заполнить табл.10.

Таблица 10

Методы обучения биологии

Название метода и его назначение Пример темы, где целесообразно применять данный метод Деятельность учителя на данном уроке Деятель-ность учащихся
Репродуктивный метод. Назначение – научить школьников применять знания и умения в знакомой учебной ситуации      

Задание 4.Сравнить два типа вопросов к ученикам по одной и той же теме. Соотнести их с методами обучения.

1. а) Перечислите основные особенности мускулатуры птиц.

б) Сравните курицу и рыбу. У кого из них мускулатура прочнее прикреплена у скелету? С чем это на ваш взгляд связано?

2. а) Как устроено ухо пресмыкающихся?

б) Какие требования к органам слуха диктует воздушная среда?

 

Тема 2. Педагогические технологии обучения биологии.

Цель: ознакомление с педагогическими технологиями и обучение применению их в учебном процессе.

Опорные знания: понятие «технология обучения», группы и виды педагогических технологий.

Педагогическая технология – это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основная цель педагогических технологий – такая организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (т.е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов.

Особые черты технологии обучения:

- разработка диагностично поставленных целей обучения;

- направленность на гарантированное достижение учебных целей;

- оперативная обратная связь посредством диагностирующих проверочных работ;

- обязательная оценка текущих и итоговых результатов обучения;

- воспроизводимость обучающих процедур, возможность их повторения любым учителем.

Педагогические технологии, применяемые в методике обучения биологии:

1. Технология формирования приемов учебной работы, изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик биологических объектов.

2. Технология применения опорных логических конспектов (сигналов).

3. Технология деятельностного подхода (метода) ТДМ.

4. Технология дифференцированного обучения.

5. Модульная технология.

6. Технология проблемного обучения.

7. Технология проектной деятельности школьников.

8. Мультимедийные технологии обучения.

9. Образовательные путешествия.

10. Классические попперовские «Дебаты».

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...