Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология проектной деятельности школьников.

Проект – какой-либо замысел, план, разработка. Значение проектной технологии:

1) обеспечивает проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта – прообраза предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта, состояния природных комплексов;

2) учит самостоятельно добывать информацию из разных источников, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, принимать нестандартные решения;

3) создает широкие возможности для развития опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира.

Примеры заданий: создание проектов решения экологических проблем регионов, озеленения территории.

Стадии разработки проекта:

· Разработка проектного здания;

· Разработка проекта;

· Оформление результата;

· Презентация.

Технология деятельностного метода (ТДМ)(по Л.Г. Петерсон, 2003)

Этапы урока открытия нового знания в ТДМ следующие:

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

На данном этапе предполагается осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки урока («могу»).

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе учащихся подготавливают к открытию нового знания, выполнению пробного учебного действия и фиксации индивидуального затруднения.

Соответственно, на данном этапе планируется:

1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация;

2) актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивация учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксированиеучащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе предполагается выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого необходимо выполнение следующих учебных действий:

1) восстановление выполненных операций, фиксация (вербально и знаково) места, где возникло затруднение;

2) соотнесение своих действий с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.);

3) выявление и фиксация с проговариванием причины затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Построение проекта выхода из затруднения.

Учащиеся совместно обдумывают проект будущих учебных действий:

- ставят цель,

- согласовывают тему урока,

- выбирают способ,

- строят план достижения цели,

- определяют средства, ресурсы и сроки.

Руководство с этим процессом возлагается на учителя: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

Реализация построенного проекта.

На данном этапе предполагается выдвижение учащимися гипотезы и построение модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются, происходит выбор оптимального варианта, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

В завершение, уточняется общий характер нового знания, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Первичное закрепление с проговариванием.

Учащиеся совместно (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания, используя новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

На данном этапе необходимо использование индивидуальной формы работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и которые им предстоит доработать.

Необходимо организовать для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. В этом выражается эмоциональная направленность этапа.

Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе происходит выявление границы применимости нового знания. Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

При организации этого этапа учитель должен подобрать задания, которые нацелены на использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий - вырабатываются навыки по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...