Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология проектной деятельности школьников.Проект – какой-либо замысел, план, разработка. Значение проектной технологии: 1) обеспечивает проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта – прообраза предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта, состояния природных комплексов; 2) учит самостоятельно добывать информацию из разных источников, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, принимать нестандартные решения; 3) создает широкие возможности для развития опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира. Примеры заданий: создание проектов решения экологических проблем регионов, озеленения территории. Стадии разработки проекта: · Разработка проектного здания; · Разработка проекта; · Оформление результата; · Презентация. Технология деятельностного метода (ТДМ)(по Л.Г. Петерсон, 2003) Этапы урока открытия нового знания в ТДМ следующие: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. На данном этапе предполагается осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки урока («могу»). Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. На данном этапе учащихся подготавливают к открытию нового знания, выполнению пробного учебного действия и фиксации индивидуального затруднения. Соответственно, на данном этапе планируется: 1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация; 2) актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивация учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксированиеучащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе предполагается выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого необходимо выполнение следующих учебных действий: 1) восстановление выполненных операций, фиксация (вербально и знаково) места, где возникло затруднение; 2) соотнесение своих действий с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.); 3) выявление и фиксация с проговариванием причины затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся совместно обдумывают проект будущих учебных действий: - ставят цель, - согласовывают тему урока, - выбирают способ, - строят план достижения цели, - определяют средства, ресурсы и сроки. Руководство с этим процессом возлагается на учителя: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. Реализация построенного проекта. На данном этапе предполагается выдвижение учащимися гипотезы и построение модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются, происходит выбор оптимального варианта, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. Первичное закрепление с проговариванием. Учащиеся совместно (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания, используя новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. На данном этапе необходимо использование индивидуальной формы работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и которые им предстоит доработать. Необходимо организовать для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. В этом выражается эмоциональная направленность этапа. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе происходит выявление границы применимости нового знания. Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. При организации этого этапа учитель должен подобрать задания, которые нацелены на использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий - вырабатываются навыки по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |