Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фокус-группа как качественный метод исследования

Фокус-группы

Лыкова Светлана Николаевна

Г.Красноярск, 2012

Пояснительная записка

Использование качественных социологических методов исследования, в частности, метода фокус-группы, - хороший методический прием, дающий возможность оперативного получения так называемой глубинной информации в небольшой группе респондентов – участников исследования.

Целью методических рекомендацийявляетсяподготовка студентов к грамотному практическому использованию в исследовательской деятельности качественного метода фокус-группы.

Основной результат: сформированность у студентов следующих навыков и умений:

1. выявить учебную или иную проблему как основу тематики фокус-группы, написания сценария, организации ее проведения;

2. отобрать участников фокус-группы;

3. вести дискуссию;

4. обрабатывать и анализировать данные, получение в ходе проведения фокус-групп;

5. представлять данные, полученные в процессе фокус-групп;

6. готовить аналитические отчеты на основе полученных результатов.

Фокус-группа как качественный метод исследования

Фокус-группа – групповое глубинное интервью, сфокусированное на исследуемой проблеме или объекте.  
Метод фокус-групп относится к качественным методам сбора информации и предполагает групповую дискуссию под руководством ведущего (модератора). Суть метода заключается в том, что внимание участников фокусируется на исследуемой проблеме (теме) для определения отношения к поставленной проблеме, выяснения мотивации тех или иных действий. Основным достоинством данного метода является возможность оперативного получения так называемой глубинной информации в небольшой группе участников исследования (респондентов).

Фокус-группа может применяться и как самостоятельный метод сбора информации, и в сочетании с другими методами, как количественными (анкетный опрос), так и качественными (неформализованное интервью).

Отличительные особенности фокус-групп

Первая особенность заключается в том, что в отличие от количественных методов исследования (например, социологический опрос), который дает ответ на вопросы ‘Кто..?’ и ‘Сколько..?’, фокус-группа дает ответы на вопросы ‘Как именно..?’ и ‘Почему..?’

Суть фокус-группы в том, чтобы сфокусировать внимание участников на исследуемой проблеме для определения их отношения к ней, выяснения мотивации тех или иных действий.    
Второй особенностью является способ формирования выборки и методы сбора информации. В количественном исследовании базовым методом является опрос (личный, телефонный), при котором респондентов опрашивают по единой анкете. В фокус-группе (качественном исследовании) применяются методы глубинного группового интервью, позволяющие «вытащить» из респондента информацию, не лежащую на поверхности, показывающую широкий спектр отношения к проблеме.

В отличие от социологического исследования, которое является объективным методом сбора и обработки информации, фокус-группа относится к субъективным методам исследования. Смысл этого метода в том, что в групповом обсуждении респондент включен в общение с себе подобными. Поэтому психологические барьеры, обычно разделяющие интервьюера и интервьюируемого в социологическом опросе, здесь снимаются намного эффективнее, а эмоциональные реакции намного ярче.

Участников фокус-группы фокусируют на вопросах, интересующих исследователя, для того чтобы получить скрытую информацию.

При проведении фокус-групп ведущий (модератор) должен проявить предельное внимание к индивидуальностям участников, убедить их в том, что именно их частные, индивидуальные мнения и представляют общественный интерес.

В каких случаях используют фокус-группу?

Чаще всего для реализации следующих целей:

· изучение отношения респондентов к нововведениям, определение их реакции на различные события;

  • формулирование предложений по изменению и улучшению;
  • генерирование идей;
  • тестирование различных материалов;
  • проверка гипотез для количественных исследований;
  • подготовка инструментария для количественных исследований;
  • интерпретация результатов количественных исследований;
  • изучение особенностей поведения отдельных групп людей.

___________________________________________________________

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Дайте определение понятию фокус-группа.

2. Назовите основное достоинство данного метода.

3. К какой группе методов относится фокус-группа?

4. Перечислите отличительные особенности фокус-группы.

5. Обоснуйте актуальность выбранной Вами темы.

___________________________________________________________

Дебрифинг (рефлексия)

Дебрифинг (англ. debriefing – опрос после выполнения задания) - анализ опыта, приобретенного участниками в ходе участия в фокус-группе.  

После того, как работа фокус-группы закончится, и все участники разойдутся, ассистент и модератор должны посвятить некоторое время дебрифингу. Это важный этап, когда сравниваются основные темы и мысли, общие соображения о том, какая важная информация была получена в процессе дискуссии.

Необходимо, чтобы подведение итогов каждой фокус-группы осуществлялось непосредственно после окончания работы группы. Также необходимо проверить записи и, если что-нибудь пропущено, восстановить пропущенные части по памяти

 

 

10. Расшифровка и анализ фокус-групп

Перед началом анализа данных следует написать транскрипт фонограммы дискуссии. Существует несколько подходов к расшифровке фонограммы, написанию транскрипта.

Первый подход.

Литературная обработка высказываний - подход, применяемый в журналистике. Этот абсолютно неприемлемо для анализа фокус-групп, так как приводит к существенным искажениям первичных данных.

Второй подход.

В этой версии транскрипции фиксировалось лишь содержание разговора так, как его понял транскриптор, то есть без учета особенностей произношения, интонации, наложения реплик друг на друга, нечетко произнесенные слова и пропущенные звуки восстановлены. Этот вариант наиболее часто применяется для анализа фокус-групп.

Примеры. 1: «Вот, я думаю, что история не нужна в школе, потому что… надо больше математики или там какой-нибудь физики.

Потому что время сейчас такое. Сколково, например…»
А.: «Думаю, надо сделать что-то в школе по- другому, интересное, что ли. Хотя история тоже вроде ничего, пусть остается. Надо знать ее, а то что получается?».
При написании транскрипта следует отмечать невербальное поведение респондентов (мимику, жесты), какие-то специфические события и другие данные наблюдений, то есть сделать все возможное, чтобы отобразить смысл высказываний без искажений.

 

Написание отчета

Аналитический отчет – это отчет о проделанной работе по изучению и обобщению новационного опыта. Аналитический отчет позволяет сохранять проблемность материала и его открытость для дальнейшего исследования.
В резюмирующем отчете обычно предполагается наличие следующих частей:

1. Введение. Это краткая часть отчета, не превышающая по объему половины страницы, содержащая информацию о том, с какой целью было осуществлено исследование.

2. Цели. Краткое описание целей заседания группы, которые должны быть напрямую увязаны с целями, указанными в плане модератора.

3. Методология[3]. Краткое описание способов проведения групп с точки зрения следующих аспектов: как много групп было проведено; где они проводились; как были отобраны лица для участия в группе; когда были проведены группы.

4. Результаты. В этом разделе модератор дает свое заключение по поводу наиболее важной информации, полученной в ходе исследования.

Это важно! При описании основного результата начните с рассмотрения общих выводов. Помните о задачах и цели исследования. Этот раздел должен включать общие замечания о реакции участников.

Формулируя конкретные выводы, имейте в виду, что этот раздел должен отражать структуру сценария по ведению дискуссии. Он должен состоять преимущественно из цитат, высказываний по конкретным обсуждаемым вопросам, включать сравнения между группами.
В этом разделе могут применяться два подхода: описательный и аналитический.
Описательный подход полагается на дословные цитаты.

Пример: По всем группам было выявлено несколько причин, почему педагоги не занимаются разработкой своей методической темы:
- Я не могу себе это позволить, нет времени.
- Все одно и то же, нет интересных тем.
- У меня нет времени.

Аналитический подход делает упор на проникновение в сущность и выводы со стороны модератора и ассистент-модератора и использует дословные цитаты для подкрепления этих выводов, а не для описания работы группы.

 

Проективные методики основаны на феномене проекции. Они предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу.  
12. Использование проективных методик в процессе проведения фокус- группы

Часто в фокус – группе используют проективные методики, которые позволяют «обмануть» сознание человека и обойти психологическую защиту. Таким образом, мы можем узнать реальное отношение респондентов к исследуемому предмету.

Существуют различные классификации проективных методик:
1. Ассоциативные (Association)
2. На завершение задания (Completion)
3. Конструирующие (Construction)
4. Экспрессивные (Expressive)
5. Ранжирование (Choice-ordering)

Приведем примеры методик каждого типа.

1.Ассоциативные методики. Процедура заключается в том, что респондентов просят сказать, написать или выбрать из предложенных вариантов то, что у них ассоциируется с исследуемым предметом.

Существуют различные варианты ассоциативных методик:
– Словесные ассоциации,
– Персонификация,
– Картинки и слова (ассоциации на визуальные стимулы) и т.д.

 

Словесные ассоциации, как устные, так и письменные, могут применяться при определении какого-либо понятия. В условиях фокус-группы чаще всего используется один из вариантов ассоциативного эксперимента — групповой с регистрацией цепи ответов.

Пример.Модератор: Сейчас я буду называть слова, а вы постарайтесь найти ассоциации с каждым словом, которые приходят вам в голову. Пусть это будут любые образы, слова, фразы. Сначала давайте потренируемся вслух! Какие ассоциации у вас возникают при слове «университет»?

Возможные ответы: лекции, однокурсники, кафедра и т.д.

2. Персонификация. Это представление проблемы или явления, отвлечённых понятий в образе человека.

Пример. Модератор: Представьте себе интересный, увлекательный урок.

Опишите его в виде человека.

3. Методики на завершение задания заключаются в том, что респондентов просят закончить незаконченные предложения, рисунки и т.д.
В социологических исследованиях наиболее широко известно упражнение «закончите предложение». Респондентам предъявляют ряд незавершенных предложений, предлагают их закончить. Как и другие проективные методики, завершение предложений помогает модератору глубже проникнуть в мир представлений респондентов и узнать больше об их взглядах и мотивах.

Как правило, завершение предложений используется в одном из трех случаев:

1) предмет обсуждения недостаточно интересен и требует использования дополнительных внешних стимулов для возникновения дискуссии;

2) модератор хочет изучить специфические стороны процесса, которые не раскрываются при помощи иных методов. Пожалуй, это наиболее распространенная ситуация применения данной методики;

3) участники испытывают трудности в обсуждении темы, и им требуется дополнительная помощь. В этом случае техника может быть очень полезной, поскольку модератор может строить предложения таким образом, чтобы направлять дискуссию в нужное русло.

Это важно! Применение методики «завершение предложений» в фокус-группе требует выполнения следующих правил:

1. Предложения должны быть короткими и легкими для понимания, чтобы участники могли быстро написать свои ответы. Например, «Мой любимый учебный предмет – это….».

2. Формулировка предложений должна быть конкретной, чтобы респонденты могли давать четкие ответы.

3. У участников должно быть достаточно времени для завершения всех высказываний перед началом обсуждения.

После того как все предложения завершены, модератор должен сначала полностью проработать со всей группой первое завершенное предложение, прежде чем перейти к следующему. Лучший способ сделать это — попросить каждого участника зачитать свое предложение и кратко прокомментировать его. Далее модератор должен стимулировать участников реагировать на высказывания друг друга.

Модератор переходит к следующему предложению только после того, как предыдущее было обсуждено в подробностях и дальнейшее его обсуждение не дает какой-либо новой информации.
Для того чтобы методика была эффективной, предложения должны быть заранее хорошо продуманы, поскольку необходимы точные и взвешенные формулировки.

Незавершенные рисунки также имеет различные модификации. Например, для выяснения представления респондентов о каком-либо человеке или исследуемой проблеме. Для того, чтобы выяснить, понравилась или не понравилась детям-респондентам исследуемая проблема, их просят дорисовать картинку и т.д.

4. Конструирующие методики заставляют респондентов создать (вербально или невербально) что-либо. Это может быть коллаж на определенную тему или какая-нибудь ситуация.

Методики, относящиеся к этой группе:
– Модифицированный ТАТ (Тематический Апперцепционный Тест, созданный психологом Мюррейем).
– Коллаж.
– Проективные вопросы и т.д.

Рассмотрим их более подробно.

Модифицированный ТАТ применяется с целью изучения глубинных мотивов поведения респондентов в той или иной ситуации. Участникам показывают картинки, на которых изображена какая-либо ситуация, и просят рассказать о том, что думают и чувствуют герои этой картинки, а также что случилось с ними до той ситуации, что изображена на картинке и после.

Коллаж. Процедура широко известной методики «коллаж» заключается в следующем: респондентам раздают иллюстрированные журналы (10—12 на группу) и просят выбрать иллюстрации, которые соответствуют представлениям об исследуемом объекте. Затем участники группы (целесообразнее поделить их на две подгруппы и дать контрастные задания, например: «хорошее в образовании» — «плохое в образовании») воплощают свое видение темы в коллаж, с помощью ножниц и клея размещая иллюстрации определенным образом на листе формата А1. В коллаже могут использоваться самые разнообразные материалы: журналы и газеты, флаеры и брошюры, папки с картинками и образцами рекламы. Участникам разрешают добавлять в коллаж собственные слова и рисунки, использовать заголовки из журналов и газет. По завершении работы подгруппы представляют свои произведения и комментируют их.

Проективные вопросы помогают респондентам в завуалированной форме объяснить свое поведение или выразить свое мнение по исследуемой теме. Вопрос начинается с некоторого утверждения, якобы высказанного другими респондентами. Далее респондентов просят объяснить (письменно или устно) причины, заставившие лжереспондента высказать такую точку зрения, и предлагают высказать свою точку зрения.

5. Ранжирование. К этой группе относятся методики, которые имеют более структурированные стимулы. Методика имеет множество модификаций. Например, респондентам раздают списки характеристик исследуемой проблемы и просят выбрать те из них, которые наиболее ему\ей соответствуют; или просят проранжировать характеристики по какому-либо признаку (например, по степени важности)

Заключение

 

В методических рекомендациях содержательно и доступно представлен качественный метод «фокус-группа» и подробно рассказано о том, как он может быть эффективно использован при проведении самостоятельного исследования.

Также даны ответы на вопросы, наиболее часто возникающие при использовании данного метода, что поможет студентам избежать трудностей при проведении фокус-группы.

Список используемой литературы

1. Беляевский И.К. Маркетинговые исследования./ И.К. Беляевский - М.: Наука, 2001. - 246с.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методология и методы психологического исследования. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: ИНФРА, 2005. - 178с.

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования./ И.Ф. Девятко - М.: Книжный дом «Университет», 2007. – 234с.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник./ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко - М.: ИНФРА, 2006. – 279с.

5. Иванов А.Л. Как получить честные ответы на поставленный вопрос? ( К вопросу повышения достоверности результатов социологических и маркетинговых опросов) //Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. №6 С. 34-37

6. Колесников Ю.С. Прикладная социология: Учебное пособие./ Ю.С Колесников - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. – 325с.

7. Рогозин Д.М. Открытые вопросы в массовых исследованиях»// Социологический журнал. -2001. №3, С.12-19.

8. Феннето И.В. Интервью и опросчик: формы, процедуры, результаты./ И.В. Феннето - СПб.: Алетейя, 2004. – 256с.

10. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы./ В.А. Ядов - М.: Наука, 2008. – 398с.

 

 

Приложения

 

Приложение №1. Пример составления сценария проведения фокус-группы (гайда)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (30-40 мин)

(Основная часть состоит из шести основных вопросов. После каждого вопроса даны подсказки для модератора, на чем необходимо сделать акцент, что необходимо уточнить и подробно разобрать на фокус-группе)

1. Закончите предложение: Исследовательская деятельность это-

(Пример использования проективной методики на завершение задания)

Кто такой исследователь?

- Что Вы вкладываете в это понятие

3. Для чего студент должен заниматься исследовательской деятельностью?

- Повышение своего интеллектуального уровня

- Это требование вуза

- Для разработки инновационных программ

- Это средство профессионально–квалификационного роста.

- Это средство развития творческой самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки.

4. Каким образом нужно организовать исследовательскую деятельность, чтобы ею занималось большее число студентов?

- Выбор более интересных тем

- Мотивация самого студента

- Требования со стороны администрации учебного заведения. К

Заключение (5-10)

На этом мы закончим обсуждение темы. Может быть, Вы хотели что-то добавить, чего мы не коснулись или не обсудили, а Вы считаете важным по данной проблематике? Пожалуйста, выскажитесь.

Какая из обсуждаемых проблем прохождения практики для Вас наиболее актуальна и интересна?

На какие вопросы и от кого Вы бы хотели получить подробные ответы и разъяснения?

Спасибо за участие в исследовании!


 

 

Приложение № 3 Протокол дискуссии

Название фокус-группы______________________________________

Дата__________________

Время_________________

Место проведения__________________________________________

1 участник Характеристики участника (пол, возраст и т.д.)

2 участник Характеристики участника

3 участник Характеристики участника

4 участник Характеристики участника

5 участник Характеристики участника

6 участник Характеристики участника

7 участник Характеристики участника

8 участник Характеристики участника

9 участник Характеристики участника

10 участник Характеристики участника



[1] Рекрутинг- подбор респондентов для участия в фокус-группе.

[2] Респондент- человек, отвечающий на задаваемые вопросы при проведении опроса по какой-либо. проблеме

[3] Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. - М.: Наука, 1993.- 423с.

[4] Валидность - мера соответствия результатов исследования поставленным задачам.

Фокус-группы

Лыкова Светлана Николаевна

Г.Красноярск, 2012

Пояснительная записка

Использование качественных социологических методов исследования, в частности, метода фокус-группы, - хороший методический прием, дающий возможность оперативного получения так называемой глубинной информации в небольшой группе респондентов – участников исследования.

Целью методических рекомендацийявляетсяподготовка студентов к грамотному практическому использованию в исследовательской деятельности качественного метода фокус-группы.

Основной результат: сформированность у студентов следующих навыков и умений:

1. выявить учебную или иную проблему как основу тематики фокус-группы, написания сценария, организации ее проведения;

2. отобрать участников фокус-группы;

3. вести дискуссию;

4. обрабатывать и анализировать данные, получение в ходе проведения фокус-групп;

5. представлять данные, полученные в процессе фокус-групп;

6. готовить аналитические отчеты на основе полученных результатов.

Фокус-группа как качественный метод исследования

Фокус-группа – групповое глубинное интервью, сфокусированное на исследуемой проблеме или объекте.  
Метод фокус-групп относится к качественным методам сбора информации и предполагает групповую дискуссию под руководством ведущего (модератора). Суть метода заключается в том, что внимание участников фокусируется на исследуемой проблеме (теме) для определения отношения к поставленной проблеме, выяснения мотивации тех или иных действий. Основным достоинством данного метода является возможность оперативного получения так называемой глубинной информации в небольшой группе участников исследования (респондентов).

Фокус-группа может применяться и как самостоятельный метод сбора информации, и в сочетании с другими методами, как количественными (анкетный опрос), так и качественными (неформализованное интервью).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...