Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критерии отбора (рекрутирования) участников
Респонденты должны быть контактными и уравновешенными, хорошо и внятно говорящими и умеющими выслушать других. Наиболее важными общими параметрами, на основе которых следует отбирать респондентов для группового интервью, являются: -пол -возраст -образование -профессия -социальное положение. Поясним первые две позиции, на которые вам обязательно нужно обратить внимание при проведении фокус-группы.
Молодые люди и девушки часто очень различаются в своих мотивациях и представлениях, кроме того, нужно иметь в виду, что некоторые из них весьма чувствительны к реакции лиц противоположного пола и поэтому часто говорят не то, что чувствуют на самом деле. Другие участники бывают застенчивы и не желают высказываться в присутствии лиц противоположного пола. Возраст. В зависимости от цели и предмета исследования круг респондентов может ограничиваться возрастными рамками. Важно знать правило обеспечения гомогенности состава: в группах детей, подростков и молодежи до 20 лет возрастной интервал участников не должен превышать двух лет, а в младших группах от 6 до 12 лет желателен даже годичный интервал.
6. Разработка сценария (гайда) Для проведения фокус-группы составляется ее план, или сценарий, который в социологии называется "гайд". Гайд содержит набор вопросов, предлагаемых для обсуждения, и служит памяткой модератору. Составление сценария – важный аспект исследования. Если сценарий тщательно обдуман и сконструирован, исследование будет значительно продуктивнее. Сценарий фокус-группы пишется заранее. Гайд начинается с формулировки приветствия респондентам, цели исследования, объяснения основных правил участия и написания вводных вопросов, позволяющих создать раскованную и свободную атмосферу. Вопросы располагаются в логической последовательности и таким образом, чтобы людям было понятно, почему вы их об этом спрашиваете. Кроме того, вопросы разбиваются на тематические блоки, между которыми необходимо сделать связки-«мостики». Содержание плана определяется степенью формализации фокус-группы. В формализованной фокус-группе гайд строго структурирован и представляет собой перечень тем для обсуждения и вопросов по ним. В неформализованной фокус-группе выделяют основные направления, которых чаще всего два или три, что облегчает обработку данных и их анализ. Это создает больше возможностей для самовыражения респондентов.
Практика применения метода фокус-групп показывает, что при обсуждении деликатных вопросов на создание доброжелательной, открытой, свободной атмосферы и раскрытие участников в фокус-группе уходит около 30 минут, в результате на дискуссию по основной теме остается немного времени. Прямая и обратная последовательность тем. Существуют два способа структурирования обсуждения. Дискуссия может быть начата с наиболее широкой темы. Затем тематика постепенно сужается, переходя напрямую к конкретным вопросам, касающимся узкой темы. Такой тип структурирования называется «прямой воронкой», или просто прямой последовательностью тем. Второй вариант состоит в том, чтобы начать сразу с конкретной темы, а затем продолжить обсуждением смежных тем, расширяя рамки дискуссии. Этот тип структурирования носит название «обратной воронки», или обратной последовательности.
в равной степени правомерными. Структура сценария. Структура сценария фокус-группы соответствует стадиям ее проведения и отражает все основные этапы групповой дискуссии.
1. Вступлениезанимает до 15 минут в полуторачасовой дискуссии. Модератор представляет команду исследователей и участников, объясняет цель проведения фокус-группы. Он также сообщает участникам группы, что фокус-группа проводится не для оценки знаний каждого, а для исследования проблемы; их мнения могут расходиться, но в этом и заключается ценность проводимой фокус-группы. На этом этапе также следует представить ассистентов, объяснить причины их присутствия, а также использование технических средств: они нужны для подробного фиксирования всего хода работы.
Модератор проявляет равное внимание ко всем участникам, стремясь к сбалансированному высказыванию ими самых различных мнений. Необходимо обращаться к участникам по именам.
3. Основные вопросы (до 50 минут). Ответы на них позволяют достичь цели проведения исследования. Вопросы должны быть тщательно продуманными, объективными и открытыми, следует избегать наводящих вопросов типа «Вам ведь это понравилось, не так ли?». Вопросы задаются в логической последовательности, каждый последующий раскрывает ответы на предыдущий. Поддерживайте контакт взглядом и следите за языком тела участников. Предупреждайте доминирование одних участников над другими.
5. Окончание фокус-группы (5 минут). На этом этапе задаются завершающие вопросы, выражается благодарность группе за участие и вручается награждение, если оно предусмотрено. На этом фокус-группа заканчивается.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |