Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии отбора (рекрутирования) участников

При рекрутировании респондентов важно учитывать, чтобы состав группы был гомогенным (однородным).    
Количество участников фокус-группы колеблется от 6 до 12 человек. Стандартная фокус-группа составляет 8-10 человек. Важно заметить, что целью отбора является гомогенность (греч.–однородность) социальных характеристик участников, но не гомогенность взглядов и установок. Если все участники будут подобраны по принципу единства взглядов, это может привести к плоской, непродуктивной дискуссии.

Респонденты должны быть контактными и уравновешенными, хорошо и внятно говорящими и умеющими выслушать других.

Наиболее важными общими параметрами, на основе которых следует отбирать респондентов для группового интервью, являются:

-пол

-возраст

-образование

-профессия

-социальное положение.

Поясним первые две позиции, на которые вам обязательно нужно обратить внимание при проведении фокус-группы.

Характер участия в дискуссии может различаться в смешанных группах и группах, разделенных по признаку пола.  
Пол является характеристикой, вызывающей существенные разногласия.

Молодые люди и девушки часто очень различаются в своих мотивациях и представлениях, кроме того, нужно иметь в виду, что некоторые из них весьма чувствительны к реакции лиц противоположного пола и поэтому часто говорят не то, что чувствуют на самом деле. Другие участники бывают застенчивы и не желают высказываться в присутствии лиц противоположного пола.

Возраст. В зависимости от цели и предмета исследования круг респондентов может ограничиваться возрастными рамками.

Важно знать правило обеспечения гомогенности состава: в группах детей, подростков и молодежи до 20 лет возрастной интервал участников не должен превышать двух лет, а в младших группах от 6 до 12 лет желателен даже годичный интервал.

 

6. Разработка сценария (гайда)

Для проведения фокус-группы составляется ее план, или сценарий, который в социологии называется "гайд". Гайд содержит набор вопросов, предлагаемых для обсуждения, и служит памяткой модератору.

Составление сценария – важный аспект исследования. Если сценарий тщательно обдуман и сконструирован, исследование будет значительно продуктивнее.

Сценарий фокус-группы пишется заранее. Гайд начинается с формулировки приветствия респондентам, цели исследования, объяснения основных правил участия и написания вводных вопросов, позволяющих создать раскованную и свободную атмосферу. Вопросы располагаются в логической последовательности и таким образом, чтобы людям было понятно, почему вы их об этом спрашиваете. Кроме того, вопросы разбиваются на тематические блоки, между которыми необходимо сделать связки-«мостики».

Содержание плана определяется степенью формализации фокус-группы.

В формализованной фокус-группе гайд строго структурирован и представляет собой перечень тем для обсуждения и вопросов по ним.

В неформализованной фокус-группе выделяют основные направления, которых чаще всего два или три, что облегчает обработку данных и их анализ. Это создает больше возможностей для самовыражения респондентов.

Формализация-процесс представления информации в виде некоторой формальной системы понятий и связей между ними.  
Это важно!Число тем для обсуждения должно определяться целью исследования, степенью формализованности фокус-группы, ее темой и степенью ознакомления с ней потенциальных участников. В зависимости от цели определяется число тем, затрагиваемых в сценарии.

Практика применения метода фокус-групп показывает, что при обсуждении деликатных вопросов на создание доброжелательной, открытой, свободной атмосферы и раскрытие участников в фокус-группе уходит около 30 минут, в результате на дискуссию по основной теме остается немного времени.

Прямая и обратная последовательность тем. Существуют два способа структурирования обсуждения. Дискуссия может быть начата с наиболее широкой темы. Затем тематика постепенно сужается, переходя напрямую к конкретным вопросам, касающимся узкой темы. Такой тип структурирования называется «прямой воронкой», или просто прямой последовательностью тем.

Второй вариант состоит в том, чтобы начать сразу с конкретной темы, а затем продолжить обсуждением смежных тем, расширяя рамки дискуссии. Этот тип структурирования носит название «обратной воронки», или обратной последовательности.

 
С точки зрения конечных целей исследования оба метода являются

в равной степени правомерными.

Структура сценария. Структура сценария фокус-группы соответствует стадиям ее проведения и отражает все основные этапы групповой дискуссии.

 

1. Вступлениезанимает до 15 минут в полуторачасовой дискуссии. Модератор представляет команду исследователей и участников, объясняет цель проведения фокус-группы. Он также сообщает участникам группы, что фокус-группа проводится не для оценки знаний каждого, а для исследования проблемы; их мнения могут расходиться, но в этом и заключается ценность проводимой фокус-группы.

На этом этапе также следует представить ассистентов, объяснить причины их присутствия, а также использование технических средств: они нужны для подробного фиксирования всего хода работы.

Пример фоновых вопросов к фокус-группе по теме «Формирование познавательных интересов студентов на занятиях: Как прошел сегодня ваш учебный день? На каких занятиях вам было особенно комфортно, интересно и познавательно?
2. Фоновые вопросы(10 минут). Это вопросы, относящиеся к теме фокус-группы, но более общего характера. Их цель – дать участникам возможность сконцентрироваться и привыкнуть друг к другу и к модератору; создание доверительной атмосферы.

Модератор проявляет равное внимание ко всем участникам, стремясь к сбалансированному высказыванию ими самых различных мнений. Необходимо обращаться к участникам по именам.

 

3. Основные вопросы (до 50 минут). Ответы на них позволяют достичь цели проведения исследования. Вопросы должны быть тщательно продуманными, объективными и открытыми, следует избегать наводящих вопросов типа «Вам ведь это понравилось, не так ли?». Вопросы задаются в логической последовательности, каждый последующий раскрывает ответы на предыдущий. Поддерживайте контакт взглядом и следите за языком тела участников. Предупреждайте доминирование одних участников над другими.

 

 

 
4. Дополнительные вопросы (10 минут). Вопросы данного типа относятся к делу, но являются менее важными. Обычно спрашивается о том, как участники получают информацию об обсуждаемом предмете или теме, какие каналы наиболее часто используются. Также задаются уточняющие вопросы.

5. Окончание фокус-группы (5 минут). На этом этапе задаются завершающие вопросы, выражается благодарность группе за участие и вручается награждение, если оно предусмотрено. На этом фокус-группа заканчивается.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...