Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение потребителей на рынке туристских услуг

ВОПРОСЫ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ТУРИЗМ»

«Организация и продажа туристских услуг»

1. Современные тенденции развития мировой индустрии туризма

 

Понятие «индустрия туризма». Участники индустрии туризма и их особенности. Факторы, способствующие развитию туристской индустрии. Основные показатели, характеризующие развитие индустрии туризма.

 

Ответ:

Туристская индустрия – совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально – технической базы туризма.

Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом, туристская индустрия включает в себя следующие компоненты:

– организаторов туризма – туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты);

– предприятия предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, пансионаты, дома отдыха и т.д.);

– предприятия питания (рестораны, кафе, бары и др.);

– транспортные предприятия (авто- и авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия речного и морского транспорта и др.);

– экскурсионное бюро;

– производственные туристские предприятия (производство туристских сувениров, гостиничной мебели, туристского снаряжения);

– предприятия торговли (магазины по реализации туристского снаряжения и сувениров);

– предприятия сферы досуга и развлечений (тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.);

– учреждения самодеятельного туризма (туристские, альпинистские, велосипедные клубы);

– органы управления туризмом (государственные учреждения, общественные туристские организации);

– учебные, научные, проектные учреждения.

На смену индустриальной эпохе, в которой основной ценностью было материальное благополучие, приходит постиндустриальная эпоха, где главной целью являются впечатления и ощущения. Немаловажными факторами, влияющими на развитие туризма стали развитие транспорта, связи, растущей мобильности, урбанизация, сокращение рабочего времени, рост общественного богатства.

Показатели развития отрасли туризма отражают количественный объем реализации туристических услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов (агенств, бюро, фирм, комплексов, кооперативов и т. п. ).

 

Система показателей развития туризма включает показатели, характеризующие:

Объем туристского потока;

Состояние и развитие материально-технической базы туризма;

Финансово-экономическую деятельность туристской фирмы;

Развитие международного туризма.

2. Основные понятия и категории туризма

 

Сущность понятий: туризм, турист, внутренний и международный туризм, социальный туризм, самодеятельный туризм, туристские ресурсы, туристская индустрия, туристский продукт, туристская путевка, туристская деятельность, туроператорская и турагентская деятельность.

 

Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

Туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

Туризм международный - туризм выездной или въездной;

Туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

Туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно;

Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;

Туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;

Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

Туристская путевка - документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности;

Туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

Туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);

Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент).

3. Особенности товара на рынке туристских услуг

Товар – предмет сделки купли-продажи на рынке. Товар может быть в виде материального и нематериального блага (услуга).

Тур-услуга – это деятельность предприятий, организаций, учреждений или предпринимателей по удовлетворению потребностей людей в путешествиях, отдыхе и тд.

Услуги характеризуются: (1) неося­заемостью — свойство услуги, состоящее в том, что услугу невозможно воспринять органолептически — увидеть, ощутить, оценить, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения; (2) неотделимостью от источника — свойство услуги, состоящее в том, что услуга не может существовать отдельно от своего источ­ника; (3) непостоянством качества — свойство услуги, состоящее в том, что качество услуги колеблется в широких пределах в зависимости от ее поставщика, времени и места оказания.

В качестве товара на рынке тур услуг выступают:

-отдельные тур услуги (транспортные услуги, услуги средств размещения, услуги экскурсионного характера, услуги по оформлению выездных документов)

- тур

Как правило туры состоят из:

- перевозка

-размещение

- трансфер

- организация и оказание экскурсионных услуг

- организация посещения магазинов

- прочие услуги (оформление виз, страховок, ветеринарных сертификатов, прокат авто)

Услуги предоставляемые туристу в связи с его путешествием, делятся на основные и дополнительные.

Основные услуги – прописанные в договоре о реализации тур-пакета, включенные в стоимость турпутевки и оплачиваются туристом в момент приобретения.

Дополнительные услуги – оплачиваются в момент их потребления во время путешествия.

Главной особенностью товара на рынке туруслуг является взаимодополняемость комплекса предлагаемых услуг и местных условий.

К местным условиям относятся:

- природа, особенности климата

- местные достопримечательности, памятники

В этой связи к отдельным регионам и дестинациям можно применить экономические концепции абсолютных и относительных преимуществ.

Абсолютные преимущества данной местности позволяющие оказать определенную услугу, т.е. они связаны с исключительными особенностями данной местности. Это дает определенные конкурентные преимущества фирмам, занимающимся операциями с данной местностью, а также установившим монополию данной местности на оказание определенных услуг.

Относительные преимущества – связаны с меньшими затратами на оказание определенной услуги в данной местности по сравнению с другими.

Вторая особенность товара – взаимозаменяемость, т.к. потребность в тур-услуге может быть удовлетворена несколькими способами. Кроме того, взаимозаменяемость определяется конкуренцией, связанной с присутствием большого числа фирм, т.к. существует взаимозаменяемость товаров различных фирм.

Третья особенность товара – относительная взаимозаменяемость организованного тура и самостоятельной поездки.

Поскольку именно туруслуги выступают предметом обмена на тур-рынке, туризм относится к сфере услуг.

К туристским услугам и их комплексам присущи все характеристики, отличающие услугу от материального товара.

Кроме этих отличий, тур – продукт имеет ряд отличительных черт:

- влияние фактора сезонности (тур-зоны)

- тур-продукт создается усилиями многих организаций, каждая из которых имеет собственные методы работы и различные цели.

- покупатель тур-продукта преодолевает расстояние, отделяющее его от места оказания услуг.

- турпродукт зависит от таких переменных как время и пространство. Пространственно-георгафический фактор обуславливает возникновение туристкого насыщения.

- значительное влияние на качество тур продукта оказывают внешние факторы, имеющие форс-мажорных характер.

Основные потребительские свойства турпродукта:

- обоснованность: предоставление всех услуг должно соответствовать цели путешествия туриста

- надежность: соответствие практически предоставляемого туристу продукта рекламе, достоверность информации

- эффективность: достижение наибольшего эффекта для туриста при минимизации его расходов

- целостность: завершенность турпродукта, туриста необходимо доставить на место отправки, если он не высказал иного желания.

- ясность: процесс потребления турпродукта должен быть понятен туристу, так и поставщикам услуг.

- гибкость: турпродукт должен предусматривать возможность замены услуг, чтобы быть ориентированным на различные типы потребителей, обеспечить целостность.

- полезность: способность турпродукта служить достижением какой-либо цели, удовлетворять потребности потребителей.

Оценка качества турпродукта потребителем субъективна и зависит от его дохода, возраста, уровня образования, отношения к нему местных жителей, рекламы, цены и тд

Совокупность этих факторов определяет возникновение и характер поведенческих особенностей потребителей тур услуг, которые выражаются показателями:

- частотность туризма

- предпочтения в выборе географии туризма и туристской организации

- наиболее предпочитаемая форма организации тура, категория гостиницы

- представление туриста о цене тура и тд

Признаки классификации туризма:

1. По виду используемых природных ресурсов:

-пляжный

-оздоровительный

-водный

-горный

-эко туризм

 

2. По источникам финансирования:

- коммерческий

-социальный

3. по целям путешествия:

- ЛОТ

-рекреационный

-познавательный

- физкультурно-спортивный

- деловой

- религиозный

-конгрессный

4. по возрастному составу:

- пожилые люди

-среднего возраста

- молодежный

- детский

5. по числу участников путешествия:

- индивидуальный

-групповой

6. по способу организации:

- организованный

- неорганизованный

7. по способу размещения:

- гостиничный

- негостиничный

8. по видам используемых транспортных средств:

- автобусный

- авиационный

- водный

- ж/д

- автомобильный

- прочие виды перевозки

9. по дальности поездки:

- ближний

-дальний

10. по продолжительности:

- краткосрочный (от 1 суток до недели)

- среднесрочный (от 10 дней до месяца)

- долгосрочный (от месяца до 6 месяцев)

11. по ритмичности тур потоков:

- сезонный

- круглогодичный

4. Механизм функционирования рынка тур услуг

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, принято называть рыночной структурой. Она влияет на уровень цен, объем продаж, размер прибыли предприятий и определяет поведение продавцов туристских услуг.

Структуры рынков, на которых действуют туристские предприятия, различаются по странам и секторам — от практически совершенной конкуренции до чистой монополии.

Совершенная конкуренция. Эта форма организации рынка характеризуется существованием множества продавцов, оперирующих однородными стандартными продуктами. Число фирм-поставщиков так велико, а доля каждой на рынке столь ничтожна, что ни одна из них не способна влиять на цену. Цена навязывается рынком, а продавец решает, какое количество продукта он предложит по данной цене. Если фирма попытается повысить цену, покупатели смогут получить товар (услугу) у других производителей по прежним ценам. В то же время вряд ли фирма станет продавать по более низким ценам, чем ее конкуренты. Это будет означать для нее потерю прибыли. Кривая спроса на продукт конкурентной фирмы является совершенно эластичной. (На воображаемом графике она будет иметь вид прямой линии, проходящей параллельно оси абсцисс.)

Чистая монополия. Эта структура рынка является крайней противоположностью совершенной конкуренции. Продукт создается единственной фирмой (по-гречески "монополия" означает "один продавец"), круг производителей не расширяется из-за непреодолимых барьеров для вхождения в отрасль (патентной монополии, монополии на источники сырья, транспортные средства, кредиты и т.д.). Таким образом, одна фирма-производитель контролирует рынок.

В реальной жизни чистая монополия, так же как совершенная конкуренция, встречается редко.

В отличие от совершенной конкуренции, когда продавец принимает цену как данность, монополист навязывает ее, а покупатель решает, какое количество продукта он приобретет по установленной монопольной цене. Производитель назначает цену, исходя из величины и структуры издержек, своих целей, а также с учетом потребительского спроса. При отсутствии конкуренции он свободой в принятии решений, поэтому многие компании стремятся занять монопольное положение на рынке. Этого сравнительно легко добиться в туризме, где продукты могут быть дифференцированы по качеству, местонахождению производителей и другим характеристикам. Кроме того, производитель может достичь дифференциации прежде всего новых туристских продуктов в восприятии потребителей благодаря изощренной рекламе.

Олигополия и монополистическая конкуренция. Это - рыночные структуры, занимающие промежуточное положение между совершенной конкуренцией и монополией. Они получили широкое распространение на практике. Предприятия туризма, как и большинства других отраслей экономики, действуют на олигополистических и монополистически конкурентных рынках.

Отличительной чертой монополистической конкуренции является продуктовая дифференциация. На рынок выходит множество фирм, продукты которых сходны, но не полностью взаимозаменяемы. В туризме классическим примером дифференциации продукта служит дестинация. Каждая национальная туристская администрация стремится выделить продвигаемую ею дестинацию, чтобы привлечь посетителей и убедить их в том, что ее предложение лучшее. Так, многочисленные курорты, работающие по модели "море-солнце-пляж", имеют весьма близкие характеристики, но различаются ценой. В значительной мере дифференциация продукта в данном случае обязана рекламе.

Монополистическая конкуренция существует также между конгресс-центрами, между объектами развлечений, предприятиями общественного питания и т.д. Поскольку ни одна из этих фирм не продает точно такой же продукт, как другая, они сохраняют некоторую степень контроля над ценой.

Олигополия - это структура рынка, на котором действует небольшое число фирм. Она характеризуется высоким уровнем концентрации продавцов. Каждый из них имеет существенную долю продаж и способен оказывать влияние на рыночную цену, а следовательно, конкурентов.

На высококонцентрированных олигополистических рынках ценовые решения продавцов взаимозависимы. Фирмы, зная, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как выяснят характер реакции соперников. Когда один из олигополистов снижает цену, конкуренты вынуждены реагировать аналогичным образом, чтобы не потерять свою долю рынка. Другой вариант: олигополист назначает цену выше Р1 В этом случае соперники оставляют свои цены на прежнем уровне, перераспределяя его рыночную долю между собой и увеличивая собственный объем продаж. Поэтому ценам на олигополистических рынках свойственна негибкость. Во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного времени. Между тем продуктовая дифференциация, к которой прибегают олигополисты, так же как и монопольно конкурентные фирмы, позволяет продавцам изменять цены без ответной реакции со стороны соперников.

Таким образом, на туристском рынке действуют три субъекта: турист, туроператор, турагент.

Под туроператоской деятельностью понимается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Туроператор - хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, который занимается разработкой туристских маршрутов, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, устанавливает цены на туры турагентам для выпуска по ним путевок и их реализации.

Туроператорам отводится отдельная роль в туристской индустрии. Они приобретают туристские продукты (места в самолетах, номера в гостиницах и другие услуги), формируют пакеты услуг туризма и продают их (прямо или косвенно) различным пользователям - туристам с целью получения прибыли. Туроператор может продавать услуги туризма раздельно. Это делается либо из соображений прибыли, либо по другой необходимости.

В первом случае, когда туроператор формирует туристский пакет, он выступает в роли производителя туристского продукта. Это верно, даже если купленные услуги собираются использовать конкретно по назначению, без всяких условий. Туристские пакеты, известные какинклюзив-туры, отличаются друг от друга составляющими элементами.

Во втором случае, когда туроператор продает услуги туризма по отдельности, он выступает как оптовый дилер туристских услуг. Это возможно в том случае, когда туроператор покупает у производителя больше туристского продукта, чем это необходимо для формирования туристского пакета. Бывают также случаи, когда туроператоры продают отдельные услуги туризма по оптовым ценам людям, желающим формировать свой индивидуальный пакет.

Ценность туроператора состоит в его способности страховаться от снижения расценок покупкой в больших количествах услуг туризма, необходимых для формирования туристских пакетов, экономически доступных для туриста.

За рубежом обычно выделяют четыре типа туроператоров:

  1. массового рынка;
  2. специализированные;
  3. местные;
  4. въездные.

Туроператоры массового рынка - наиболее распространенный тип. Они продают туристские пакеты на популярные курорты, перевозка туристов осуществляется чартерными или регулярными рейсами.

Второй тип включает туроператоров, которые специализируются в определенном направлении (специализированные):

  • предлагающих туристские пакеты для определения клиентуры (молодежные, семейные туры и др.);
  • организующих туристские пакеты на определенные направления, например туры в Англию, Францию, Финляндию и др.;
  • устраивающих проживание в определенных местах (домах отдыха, кемпингах, туристских базах и др.);
  • перевозящих туристов на определенном виде транспорта (корабль, поезд и др.);
  • предлагающих специфические туры (горный туризм, пещерный туризм, охотничий туризм и т.п.).

Местные туроператоры - туроператоры внутреннего рынка. Они продают турпакеты внутри страны проживания, то есть организуют туры по стране проживания туристов.

Въездные туроператоры - туроператоры внешнего рынка. Они продают турпакеты в разные страны. Одни туроператоры организуют для зарубежных туроператоров различные услуги и выступают в роли менеджеров, другие специализируются исключительно на встрече и доставке туристов в гостиницы. Туроператоры предлагают целый ряд услуг, которые включают переговоры с компаниями, имеющими автобусы и гостиницы, для минимизации цен, заключенных в контрактах, переговоры и организацию образовательных туров, питания и развлечений. Некоторые туроператоры специализируются на обслуживании определенных этнических групп.

Туроператор - наиболее индустриализованный вид турфирмы, представляющий собой разновидность оптовой туристской фирмы и отличающийся более крупным объемом и широкой специализацией. Довольно часто он организует и продает турагентам массовые серийные инклюзив-туры.

Следовательно, турагент - это хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, который приобретает туры по туристским маршрутам, разработанным туроператором, выпускает по ним путевки и реализует эти путевки туристам.

Турагенты, как правило, не владеют средствами обслуживания и выступают в роли посредников между предприятием туристского обслуживания и покупателем туристской путевки.

Туроператоры и турагенты входят в состав туристской индустрии.

 

 

Факторы туристского спроса.

1. Социально – экономические факторы: уровень дохода потребителя; минимальный размер оплаты труда; прожиточный минимум; соотношение рабочего и свободного времени населения.

2. Культурные факторы: вероисповедание; социальный статус; привычки, образ жизни; мораль, ценности.

3. Демографические факторы: состав семьи, наличие иждивенцев; возраст; пол; семейное положение; профессия; уровень образования; тип населенного пункта, где постоянно проживает человек.

4. Психологические факторы: тип личности (экстраверт, интроверт); экологизация мышления; интерес к альтернативным культурам; ориентация на наслаждение жизнью; хобби, интересы в свободное время.

Разделяют 2 типа туристов:

Психоцентрики Аллоцентрики
Каждому из них свойственна своя модель поведения, и они выбирают разные места для отдыха, разные виды транспорта и средства размещения.
Выбирают известные центры туризма, которые в культурном плане близки к их постоянному месту жительства. Стремятся открыть новые еще не освоенные массовым туризмом районы.
Их привлекают традиционные виды развлечений и отдыха. Их привлекают ощущение первооткрывателей (походы, сплавы, сафари).
Имеют низкий уровень физической активности. Предпочитают такие центры туризма, на которых можно добраться на автомобиле. Их места отдыха обычно удалены, до которых они добираются воздушным транспортом.
Требовательны к комфорту, посещают высококлассные отели и посещают специализированные магазины. Нетребовательны к комфорту, им не важна категория отеля, довольствуются любой неплохой едой.
На отдыхе ценят домашнюю атмосферу и избегают инокультурного влияния. Любят общаться с представителями иных культур.
Как правило, приобретают готовые пакеты туристических услуг, причем тур должен иметь насыщенную программу. Приобретают туры включающие основные компоненты (перевозка и размещение). Программа тура должна быть гибкой и предусматривать как можно большую свободу туристу.

В основе выбора туристом туристского продукта лежит его мотивация.

Туристская мотивация – это побуждение человека направленное на удовлетворение его рекреационных потребностей в зависимости от его физических и психологических особенностей, взглядов, ценностей, склонностей.

Таким образом, выявление знания и использование туристских мотивов должна стать основой стратегии развития тур организации, которая в свою очередь заключается в определении потребностей рынка и созданием таких видов тур продукта, которые отражают требования определенных сегментов рынка, и тем самым обеспечивают туристский спрос. При этом важен взаимодополняющий подход. С одной стороны – тщательное и всестороннее изучение мотивов потребителей, ориентация на них тур продукта, с другой стороны – воздействие на существующие мотивы и формирование новых.

Размер финансового обеспечения

Размер финансового обеспечения определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее:

500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;

10 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма;

30 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 100 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, применяющих упрощенную систему налогообложения;

60 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 300 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

100 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют свыше 300 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Туроператоры, в отношении которых законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное опубликование данных бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представляют копию указанной отчетности в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, в установленном им порядке.

Юридические лица, намеренные осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма и ранее не осуществлявшие такую деятельность, должны иметь финансовое обеспечение в размере не менее 30 миллионов рублей.

В случае, если туроператор оказывает услуги в нескольких сферах туроператорской деятельности, применяется наибольший размер финансового обеспечения.

Содержание туристского продукта.

Содержание тур продукта – это совокупность элементов определяющих тур продукт.

1. Страна (регион, место) путешествия и вид туризма

2. Сезон и продолжительность поездок. Для совершения экскурсионно – познавательных туров в страны с умеренным климатом предпочитаются летние месяцы с мая по сентябрь; в страны с жарким климатом с ноября по март; для туров на средиземноморский курорт с апреля по ноябрь.

Продолжительность поездки также зависит от вида туризма. Экскурсионные и познавательные туры обычно имеют 1 – 2 недели; лечебно – оздоровительные 2- 3 недели; шоп туры до 1 недели. Однако в любом случае окончательные сроки пребывания туристов в стране определяется расписанием рейсов, наличием свободных мест, а также финансовыми возможностями туриста.

3. Маршрут путешествия, т.е. перечень населенных пунктов посещающихся туристами во время путешествия. Маршрут определяется исходя из цели поездки. Как правило в маршруты экскурсионно – познавательные входит посещение нескольких городов, туры на отдых и лечение включают только то место, где отдыхают и место через которое они пребывают в страну и иногда эти туры включают парочку однодневных маршрутов.

4. Общее количество групп или индивидуальных туристов, с которыми тур фирма намерена выйти на рынок. Их разбивка по сезонам и месяцам.

5. Пакет и классность услуги, т.е. соотношение между основными и дополнительными услугами, а также класс обслуживания. Что в конечном счете должно отвечать пожеланиям туристов, целям путешествия и платежеспособностью различных групп потребителей.

Условия расчетов за туристов.

Принципиальным вопросом, который обязательно обсуждается при заключении договора с

тур фирмой контрагента относятся условия расчетов за туристов:

1. Форма или способ платежей.

Для расчетов м/у фирмами используется либо банковские переводы либо наличная валюта, которую привозит сопровождающий группы и по прибытии в первый пункт страны пребывания сдает представителю принимающей тур фирмы.

Российские тур фирмы, которые осуществляют операции как по отправке российских туристов, так по приему иностранных туристов ч/з одну и туже фирму контрагента могут вестись с ней расчеты на основании взаимозачета. По окончанию операции за определенный период времени подсчитывается сальдо, которое выплачивается одной страной другой стране.

2. Сроки платежей.

В международном тур бизнесе в большинстве случаев используется предварительная оплата. Следовательно, в процессе переговоров необходимо определить день платежа (как правило, определяется не точной датой, а за 10 дней до прибытия туристов). Отправляющей фирме рекомендуется добиваться от партнера согласие на максимальное приближение срока платежа ко дню прибытия туристов в страну назначения.

3. Основания платежей.

Для исполнения банковского перевода необходимо иметь основание. Основание может быть копия контракта или расчетный счет фирмы который предъявляется в банк с платежным поручителем.

4. Санкции за просрочку платежей (пеня).

Размер пени составляет от 0,05% от суммы задолженности за каждый день просрочки.

5. Ответственность тур фирмы за аннуляцию тура.

Т.е. за отказ отправляющей тур фирмы или за отказ за исполнение услуг принимающей тур фирмы. Аннуляция бывает полной и частичной.

Частичная – это отказ от части забронированных мест для группы или от части услуг в забронированном тур пакете.

Полная аннуляция – это отказ от всех услуг.

В соответствии с действующем в тур практике законодательством потерпевшая сторона (как правило, принимающая фирма) может настаивать на компенсации расходов понесенные в связи с аннуляцией. Затраты фирмы на связь, транспорт, оплата труда персонала (эти затраты фиксированы, например 5 – 10 долларов на каждого туриста). А также это суммы, которые может предъявить отель, авиакомпания, экскурсионная фирма

из – за простоя забронированных мест. (В общей сумме эти расходы не должны превышать стоимость 1 дня комплексного обслуживания). Во многих случая принимающие фирмы соглашаются снизить до минимума или полностью отказаться от выставления аннуляционных штрафов при небольшой частичной аннуляции группового тура. Обычно по взаимной договоренности сокращение первоначального количества туристов в группе на 20 % не является причиной предъявления аннуляционного штрафа. Но это условие обязательно должно быть зафиксировано в договоре, также в договоре должны быть четко оговорены сроки наступления ответственности за аннуляцию. Как правило, для групп туристов в сезон это 21 день до прибытия группы. Вне сезона 14 – 7 дней. Для индивидуальных 3 дня.

 

Воздушный транспорт

Регулирование международных авиаперевозок осуществляет Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association – IATA). Турфирмы участвуют в деятельности IATA через ее специальное отделение – Международную организацию агентов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network – IATAN). Каждой турфирме, прошедшей аккредитацию и соответствующей определенным требованиям, присваивается специальный номер, служащий для осуществления расчетов с авиакомпаниями. IATAN регулирует соблюдение правил и стандартов деятельности, единых требований к финансовому положению турфирм, продающих авиабилеты на международные рейсы, и выполняет функции связующего звена между турфирмами и авиакомпаниями – членами IATA.

Международные полеты подразделяются на:

- регулярные, выполняемые по расписанию, и дополнительные;

- эпизодические (разовые): чартерные и специальные.

В соответствии с заключенными договорами, турфирмы могут продавать проездные документы (билеты) на основе агентского соглашения с авиакомпаниями, а также на основе аренды (чартера) транспортного средства (целиком или частично, совместно с другими турфирмами).

Турфирмы заключают с авиакомпаниями договоры двух видов.

Первый вид договора – договор на квоту мест. Квота может быть жесткой или мягкой, от этого зависят специальные льготы и скидки. При жесткой квоте вся ответственность за нереализацию мест ложится на турфирму, независимо от причин нереализации, и, соответственно, все финансовые потери несет она же. При мягкой квоте устанавливаются сроки возможного отказа турфирмы от квоты или части квоты мест по причине нереализации турпутевок. Эти сроки предусматривают возможность дальнейшей реализации этих мест самой авиакомпанией или ее агентами.

Договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах включает:

- график функционирования туров в направлении «туда и обратно» с указанием мест назначения;

- количество туристов в каждой группе (квота мест);

- сроки подачи заявок и выкупа авиабилетов;

- сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов (при мягкой квоте);

- виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия предоставления льготных тарифов;

- скидки и льготы на квоту мест;

- порядок и сроки возврата выкупленных, но неиспользовапных билетов, материальную ответственность, вытекающую из сроков возврата (при мягкой квоте).

Второй вид договора – агентское соглашение с авиакомпанией – это деятельность турфирмы по реализации авиабилетов, т.е. когда турфирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по продаже авиабилетов, что

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...