Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие танцевального фольклора и его значение в педагогической и творческой работе преподавателя народного танца.

Художественно-выразительные средства при решении образа танца и образа в танце.

Создать хореографический образ — значит обрисовать в танце действие или характер, воплотить на основе правдивого выражения чувства определенную идею. Танец, лишенный образности, сводится к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений. В образном же танце техника одухотворяется, становится выразительным средством, помогает раскрытию содержания.

Так как, искусство хореографии связано с музыкой, хореографический образ, его развитие следует рассматривать в тесном взаимодействии с музыкальным произведением. Музыка отражает интонационный строй своего времени и поэтому служит основной опорой в творчестве хореографа. Балетмейстер должен уметь анализировать музыкальное произведение (определить форму, стиль, характер); дать музыкальные характеристики персонажей; проследить взаимосвязь и взаимопроникновение хореографических образов и музыкального произведения.

Знание психологии даёт возможность «не только понимать встречающихся в жизни различные характеры людей, но и правильно выстраивать сначала в своем воображении, а потом и на сцене линию поведения героев хореографического произведения.»

Чтобы художественный образ получился правдивым, постановщик в совершенстве должен знать технологию хореографического искусства, владеть спецификой балетной драматургии и режиссуры, владеть навыками различных форм, видов и жанров, присущих хореографическому искусству.. Советский балетмейстер В. Вайнонен писал: «Основной принцип моей работы заключается в том, что я совершенно сознательно пользуюсь всеми формами танца — от сугубо классических до ультрасовременных… Важно только одно: донести до зрителя образ моего героя и сделать это языком танца»

Любое хореографическое произведение строиться по законам драматургии. Хореографический образ также должен иметь свою экспозицию, завязку, развитие, кульминацию и развязку.

Структура построения и музыкальное оформление урока классического танца в ансамбле народного танца.

«Задача ансамбля,- писал И. Моисеев,- создать классические образцы народного танца, отсеять все наносное и чуждое ему, поднять исполнительское мастерство народных танцев на высокий художественный уровень, развивать и совершенствовать ряд старых танцев, а также творчески влиять на процесс формирования народных танцев».

Структура уроков зависит от основных факторов:

1) Состав исполнителей-детей: а)количество; б) только девочки; в) мало мальчиков и много девочек; г) много мальчиков и мало девочек; д) только мальчики.

2) Время отведенное на занятия: 45 мин, 1 час, 1ч.15мин., 1.5 часа, 2 часа, 2.5 часа, 3 часа.

3) Какие условия в помещении для занятий танцами.

От того как педагог-хореограф правильно выстроит структуру уроков на несколько лет, используя при этом знания о возрастных особенностях детей, зависит результат и багаж репертуара ансамбля!!!

В структуру урока на разных возрастных этапах могут входить:

а) Поклон в начале урока;

б) Лёгкий разогрев на середине зала (2-3 мин.);

в) Классический экзерсис у станка;

г) Партерная гимнастика;

д) Народный экзерсис у станка;

е) Изучение новых движений, комбинаций, закрепление изученного «материала» (всё это проходит на середине зала, либо в своеобразных рисунках танца);

ж) Этюдная форма;

з) Репетиция и отработка номеров;

и) Постановка номера;

к) Отработка сложных элементов, движений, трюков, физ.подготовка, отдельные упражнения для рук и кистей;

л) Изучение рисунков народного танца;

м) Изучение фольклорных игр нашей страны, стран ближнего зарубежья и народов мира;

н) Прослушивание музыки и просмотр видео-материалов народных танцев разных стран;

о) Поклон в конце урока.

Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких знаниях концертмейстером системно-хореографического образования и техники исполнения танцевальных движений.

Концертмейстер обязан знать:

Школы и направления танцевального искусства;

Традиционные формы, методы и этапы обучения детей хореографии;

Хореографическую терминологию (на французском языке);

Методику обучения и технику исполнения элементов народно-сценического танца.

Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий должен соответствовать природе танца, базовой основой которого является народная музыка народов мира.

К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам:

Характеру; Темпу; Метроритму; Форме музыкального произведения

Медленный Вальс

Год появления: 1923-1924

Музыкальный размер: 3/4

Темп: 27-29 тактов в минуту, медленный

Родина танца: Англия

Счет: 1, 2, 3

Акценты: на счет 2 акцентируется подъем танцевальной пары

Характер: медленный лирический танец с очень характерно выраженной и постоянно повторяющейся накатной волной прибоя создающей впечатление полета и невесомости. Особую привлекательность и выразительность может ему ридать более мягкий характер исполнения снижений. Управление партнером пары носит магко завуалированный, скрытый характер.

Историческая справка:

Т.к. темп Венского Вальса был достаточно быстрым, то вскоре композиторы стали писать музыку, которая была намного медленнее. От этой музыки развился новый стиль Вальса, называемого Бостоном, с более медленными поворотами, и более длинным, скользящим движением. Примерно в 1874, в Англии, образовался очень влиятельный Бостонский Клуб и начал появляться новый стиль танца, английский, названный в последствии Медленным Вальсом (Slow Waltz). Однако, только после 1922 этот танец станет столь же фешенебельным как Танго. Странно, но то что раньше пары танцевали в Вальсе Бостон очень сильно отличается от того, что мы исполняем сейчас. Сразу после 1-ой Мировой войны Вальс стремительно меняется. Танец сочинен в начале 1919 году как самостоятельный, однако все приципы движения и особенно фигуры были использованы из медленного фокстрота. В 1921 было решено, что основное движение должно быть: шаг, шаг, приставка. Когда в 1922 Виктор Сильвестр выиграл первенство, то Английская программа вальса состояла всего лишь из Правого Поворота, Левого Поворота и Смены Направления. В 1926/1927 Вальс был значительно усовершенствован. Основное движение было изменено на: шаг, шаг в сторону, приставка. В результате этого появилось больше возможностей для развития фигур. Они были стандартизированы Имперским Обществом Учителей Танца (ISTD). Многие из этих фигур мы танцуем до сих пор.

Танго

Краткая информация:

Популярнейший танец низших слоев Аргентины с открыто выраженным эротическим интересом танцующих – милонга, популяризованный французским композитром/хореографом Камилем де Риналем. Танго пережил многочисленные гонения за непристойность и невероятную популярность в 1910-1915 г.г.

Год появления: 1910

Музыкальный размер: 2/4

Темп: 32-34 такта в минуту, от умеренно быстрого до быстрого.

Родина танца: Аргентина / Испания (спорно)

Счет: 1, 2 или Медленно, Медленно движения состоят из различных вариантов счетов Медленно и Быстро.

Акценты: обе доли такта акцентрированы.

Характер:

очень мягкий по свом движениям танец, однако постоянно и нежиданно изменяемый от сдержанного до напористо – агрессивного. Эротически внешне сдержан. Четкий отрывистый ритм нежиданно варьируют прежде всего руки (крест) и голова. Роль партнера однозначно главенствующая с явной демонстрацией излишней решительности.

История танца: Первый раз Танго было исполнено в Европе перед 1-ой Мировой войной, в темпе 36 тактов в минуту. Оно пришло из Буэнос-Айреса (Аргентина), где было исполнено в первый раз в Barria Las Ranas, гетто Буэнос-Айреса. Оно было тогда известно под названием Baile con corte (танец с отдыхом). Денди Буэнос-Айреса изменили танец двумя способами. Сначала они изменили так называемый Ритм Польки в Хабанера ритм, а во-вторых, они назвали это танец Танго.

Движение в танце Танго похоже на движение кошки со стаккатированным, резким движением головы. В последнее время на конкурсное Танго очень сильное влияние производит Аргентинское Танго, соответсвенно составлена и наша подборка, и на наш взгляд музыка включающая больше элементов и стилизацию Аргентинского Танго гораздо живее и разнообразние.

Венский вальс

Год появления: 1775

Музыкальный размер: 3/4

Темп: 60 тактов в минуту, быстрый.

Родина танца: Франция / Германия (спорно)

Счет: 1, 2, 3

Акценты: Мягко выделяемый в каждом такте 1-й счет, придает вращению неповторимую прелесть взволнованного дыхания.

Характер: восхитительно романтический танец. Единственный, имеющий своей единственной задачей выразить чувства ликования, нежной привязанности, уважения, и восхищения посредством непрерывных вращений.

История танца:

Первый Венский Вальс датирован 12 - 13 столетием и применен в танце под названием Nachtanz. Венский Вальс пришел к нам из Баварии и назывался тогда как German. Приблизительно в начале 1830 года, композиторы Франц Ланнер (Franz Lanner) и Иоган Штраус (Johann Strauss) написали несколько, очень известных сейчас, вальсов нашей эры, способствуя тем самым развитию и популярности этого танца. Эти Вальсы были весьма быстры, но, сделав ритм танца более удобным, мы теперь называем их Венскими Вальсами (Viennese Waltz) и всегда с радостью танцуем. В последнее время все чаще Венский Вальс включают в конец соревнования. На знаменитом конкурсе в городе Блэкпулл (Blackpool), что в Великобритании, танцоры соревнуются всего в 4-х танцах европейской программы. Исключение составляет Венский Вальс, но тем не менее его исполняют все танцевальные дуэты перед началом соревнования, знакомясь с паркетом.

Понятие танцевального фольклора и его значение в педагогической и творческой работе преподавателя народного танца.

ФОЛЬКЛОР, - Народное творчество; совокупность народных обрядовых действий. Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье.

Особенность предмета «Народно-сценический танец» – в организационном и методическом осмыслении самых разнообразных элементов народных танцев и их использование в формировании исполнителя при обучении. Предмет этот предусматривает освоение техники исполнения народного танца, эмоционального развития выразительности актерских данных, знакомит с национальной пластической и музыкальной культурой народов мира.

Естественно, первое место у каждого народа занимает его родной танец, включенный в программу обучения будущего танцовщика в большем объеме, чем другие. В процессе обучения достигается пластическая подвижность будущего исполнителя народно-сценического танца, владение многообразием координационных приемов исполнения движений народно-сценического танца.

Овладение искусством народного танца в большей степени способствует воспитанию пластической культуры будущих исполнителей народно-сценического танца и выявлению их творческой индивидуальности. Практически освоение и передача традиций национальной школы танца происходит при обучении его исполнению. Каждый национальный танец – это в определенном смысле школа. Например, школа индийского танца, испанского, русского.

В школе русского танца им. Т.А. Устиновой, где ведущий предмет “русский танец” суммирует в себе несколько курсов: урок танца (техника и манера исполнения), изучение фольклорных вариантов, импровизация и освоение репертуара танцевальной группы Государственного академического хора им. Пятницкого. Каждая из составных предмета русский танец имеет свои задачи, но главная из них - привить любовь и подлинный интерес к русской танцевальной культуре .Изучение народно-сценических танцев, с различными по характеру ритмами и манерой исполнения народных танцев дает будущим исполнителям возможность приобрести нужную технику исполнения, обогатить творческую фантазию, развить координацию движений, музыкальность и чувство ритма, проявить свой актерский темперамент, органично чувствовать себя на сцене.

Основы обучения народно-сценическому танцу заложены в самой специфике профессионального хореографического искусства России. «Народно-сценический танец и методика его преподавания» – система знаний, исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов системы классического хореографического искусства – является дисциплиной педагогической. Подчиняясь закономерностям общей педагогики, танцевальная педагогика опирается на дидактические принципы: воспитывающего обучения, научности и доступности учебного материала, наглядности при изучении нового материала, прочности знаний, умений и навыков, активности творческой деятельности учащихся, их самостоятельности, связи учебного материала с жизнью и интересами учащихся.

Структура построения и музыкальное оформление экзерсиса современного бального танца.

Экзерси́с (фр. exercice — «упражнение», от лат. — комплекс всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока классического танца, способствующий развитию силы мышц, эластичности связок, воспитанию выворотности, устойчивости и правильной координации движений у учащихся.

Фундаментом в танце является экзерсис, поэтому обучение начинается именно с него.

Экзерсис начинается у палки, затем по мере усвоения движений, переносится на середину зала. Навыки, приобретаемые учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться ежедневной тренировкой, основанной на строгих методических правилах.

Нагрузку в течение урока следует распределять равномерно во всех упражнениях. Если преподаватель находит необходимым увеличить количество повторений какого-либо движения, то следующее упражнение следует сократить, так как всякая физическая перегрузка вредна: она приводит к расслаблению мышечной системы и связок, в результате чего легко повреждаются ноги.

Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать полезное и логичное сочетание движений, не соединяя их в комбинации только ради рисунка упражнения.

В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie (приседание); постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; будущий исполнитель приучается к правильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге.

Движения в экзерсисе у станка включают: 1) приседание, 2) батманы, 3) круговращения ног.

Партерныйэкзерсис Упражнения на полу (на ковриках) через образное восприятие позволяют с наименьшими затратами достичь сразутрёхцелей:повыситьгибкостьсуставов,улучшитьэластичностьмышци связок, нарастить силу мышц: «самолётик»;«камешки»;«кошечка»;«ящерица»;«змейка»;«бабочка»;«лодочка»;«качели»;

Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому экзерсису у станка, требующему высокого физического напряжения.

Классический экзерсис Движения экзерсиса исполняются сначала у станка, затем на середине зала. Движения у станка исполняются в трёх положениях: стоя лицом к станку и придерживаясь двумя руками за палку станка; стоя спиной к станку, открыв руки в стороны и положив их на палку; стоя боком (левым, правым), придерживаясь за палку станка одной рукой: battement tendu simple; battement tendu jete; rond de jambe par terre; port de bras; temps releve; demi plie; grand plie; прыжки с двух ног на две; вращения.

Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких знаниях концертмейстером системно-хореографического образования и техники исполнения танцевальных движений.

Концертмейстер обязан знать:

Школы и направления танцевального искусства;

Традиционные формы, методы и этапы обучения детей хореографии;

Хореографическую терминологию (на французском языке);

Методику обучения и технику исполнения элементов бального танца.

Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий должен соответствовать природе танца, базовой основой которого является народная музыка народов мира.

К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам:

Характеру;

Темпу;

Метроритму;

Форме музыкального произведения

Урок знакомит танцоров с музыкальным размером. Это – 4/4, 2/2, 3/4, где каждая четверть имеет две восьмых и считаются как «раз и». Если движение делается на 3/4, то каждая четверть равняется такту в 3/4. При исполнении движения может быть и затакт: в ? — «и 2 и», в 2/8 – «4 и», в 1/8 – «и».

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...