Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом университета

Председатель совета, ректор ЧГПУ

_________ В.В. Садырин

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО «ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Направление подготовки 050700 – Специальное (дефектологическое) образование

Профиль – Дошкольная дефектология

Квалификация (степень) «бакалавр»

Принято на заседании

Ученого совета факультета

Коррекционной педагогики

Октября 2014 г., пр. № 2

Председатель совета, декан факультета,

к.п.н., доцент _______________ Н.Г. Сошникова

Челябинск


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА.. 5

Характеристика профессиональной деятельности бакалавров. 5

Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата 6

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА.. 9

Содержание государственного экзамена. 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 27

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА.. 29

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ.. 31


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Государственный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки 050700 – специальное (дефектологическое) образование; профилю – дошкольная дефектология в педагогическом университете – заключительный этап контроля усвоенных теоретических и практических знаний выпускника, получающего квалификацию «бакалавр».

Настоящая программа Государственного междисциплинарного экзамена «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Программа по дисциплине «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья», включает в себя 4 основных раздела:

1. Общеметодические основы обучения о воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

2. Психология детей с ограниченными возможностями здоровья;

3. Особенности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

4. Методики воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В программе рассматриваются теоретические вопросы по данной дисциплине в соответствии с вышеуказанными разделами. Программа предполагает также знание основных (как общих, так и специальных) дидактических принципов, основ специальной дошкольной психологии и педагогики, осознанное владение терминологией и понятийным аппаратом.

Уделяется внимание вопросам организации коррекционно-развивающей и коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на базе дошкольных учреждений образования (общеобразовательных, компенсирующего и комбинированного видов).

Программа включает основные методики обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, такие как «Методика речевого воспитания», «Методика сенсорного воспитания», «Методика умственного воспитания», «Методика физического воспитания», «Методика эстетического и социально-нравственного воспитания», «Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения», «Развитие зрительного восприятия детей с нарушениями зрения», «Методика обучения произношению детей с нарушениями слуха», «Вербальные и невербальные средства коммуникации».

Цель Государственного экзамена: всесторонний контроль теоретической и практической готовности студентов к работе с детьми дошкольного и раннего возраста, нуждающимися в специальной (коррекционной) помощи; стимуляция самостоятельной деятельности студентов по систематизации и осмыслению знаний, полученных в процессе образования.

Все основные разделы и темы, указанные в программе учтены при разработке экзаменационных билетов.

При использовании программы следует учитывать, что программные трактовки не всегда могут быть тождественны тем, которые включены в билеты для государственного экзамена. В билетах возможны более конкретные и узкие формулировки вопросов.

В программе дается список научно-теоретической и методической литературы, осведомленность в котором является обязательной при подготовке к сдаче государственного экзамена. Программа содержит критерии оценивания ответа студента на Государственном экзамене.


КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА

По направлению подготовки 050700 – Специальное (дефектологическое) образование; профиль – Дошкольная дефектология

 

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

Содержание государственного экзамена

«Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Раздел 1. Общеметодические основы обучения о воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Специальная психология

Раздел 2. Психология детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Детская олигофренопсихология

 

Особенности применения метода прикладного анализа поведения (АВА) в коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей

Основные задачи метода прикладного анализа поведения: учет научных принципов поведения, необходимых для формирования социальных навыков, развитие мотивации детей и система поощрения их успеха в учебе. Техника функционального анализа поведения: систематический сбор информации о мешающем виде поведения для определения функциональных обстоятельств, поддерживающих это поведение. Обучение методом дискретных проб: метод обучения, направленный на обучение конкретным навыкам или желательному поведению, инструкции обычно включают множество проб подряд. Техника использования подсказок: «обучение без ошибок», оказание вербальной, жестовой или физической помощь, которая предоставляется ученику при освоении целевого поведения или навыка. Техника положительного поощрения: событие, занятие или другие условия, которые следуют за желательным поведением со стороны ученика и которые приводят к учащению такого поведения в будущем.

Особенности применения метода прикладного анализа поведения (АВА) в коррекции расстройств аутистического спектра у детей

Причины многообразия методов коррекции расстройств аутистического спектра: многообразие клинических проявлений, причины возникновения расстройств, первазивный характером нарушений. Основные задачи метода прикладного анализа поведения: учет научных принципов поведения, необходимых для формирования социальных навыков, развитие мотивации детей и система поощрения их успеха в учебе. Техника функционального анализа поведения: систематический сбор информации о мешающем виде поведения для определения функциональных обстоятельств, поддерживающих это поведение. Обучение методом дискретных проб: метод обучения, направленный на обучение конкретным навыкам или желательному поведению, инструкции обычно включают множество проб подряд. Техника использования подсказок: «обучение без ошибок», оказание вербальной, жестовой или физической помощь, которая предоставляется ученику при освоении целевого поведения или навыка. Техника положительного поощрения: событие, занятие или другие условия, которые следуют за желательным поведением со стороны ученика и которые приводят к учащению такого поведения в будущем.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология./ Т.Г.Богданова. – М. : 2002.

2. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский – М. : 2001.

3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. / Л.А. Головчиц – М. : 2001.

4. Калягин, В.А. Логопсихология./ В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М. : 2006.

5. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей./ В.В. Лебединский – М. : 2002.

6. Литвак, А.Г. Тифлопсихология./ А.Г. Литвак – Л. : 1985.

7. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии./ Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина – М. : 2003.

8. Основы специальной психологии./ Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : 2002.

9. Специальная дошкольная педагогика./ Е.А. Стребелева, А.А. Венгер; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М. : 2001.

10. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства./ Л.И. Солнцева. – М. : 2000.

11. Специальная педагогика. / Под ред. Л.В. Назаровой. – М. : 2002.

12. Специальная психология./ Под ред. В.И. Лубовского. – М. : 2003.

13. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата./ Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – М. : 2004.

Дополнительная литература

1. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро — и патопсихологии./ В.М. Астапов. – М. : 1982.

2. Белова, Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика./ Н.И. Белова – М. : 1985.

3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ Под ред. К.С. Лебединского. – М. : 1982.

4. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период)./ Е.Ф. Архипова. – М. : 1989.

5. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети./ Р.М. Боскис. – М. : 1963.

6. Венгер, А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения./ А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард. – М. : 1972.

7. Власова, Т.А. Дети с отклонениями в развитии./ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М. : 1973.

8. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи./ Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. – М. : 2004.

9. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. / Под ред. Л.П. Носковой. – М. : 1980.

10. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи./ Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. – М. : 1968.

11. Данилова, Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом./ Л.А. Данилова – Л. : 1977.

12. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М. : 1984.

13. Детский аутизм/ Под ред. Л.М. Шипициной. – СПб. : 1997.

14. Диагностика и коррекция ЗПР у детей./ Под ред. С.Г. Шевченко. – М. : 2001.

15. Дошкольное воспитание аномальных детей./ Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.П.Носковой. – М. : 1993.

16. Ипполитова, М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье./ М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова. – М. : 1986.

17. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков./ Д.Н. Исаев. – СПб. : 2003.

18. Каган, В.Е. Аутизм у детей./ В.Е. Каган. – Л. : 1981.

19. Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах./ Э.С. Калижнюк. – Киев. : 1987.

20. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика./ А. А. Катаева, Е. А. Стребелева – М. : 1998.

21. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. / Под ред. Л.П. Носковой. – М. : 1989.

22. Корсунская, Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье./ Б.Д. Корсунская – М. : 1970.

23. Лебединская, К.С. Дети с нарушениями общения./ К.С. Лебединская, О.С. Никольская и др. – М.: 1989.

24. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей./ В.И. Лубовский. – М. : 1989.

25. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии./ И.И. Мамайчук. – СПб. : 2003.

26. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии./ И.И. Мамайчук. – СПб. : 2001.

27. Мастюкова, Е.М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом./ Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. – М. : 1985.

28. Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями./ Н.Н. Малофеев. – М. : 2001.

29. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе./ Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М. : 2001.

30. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи. / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М. : 1997.

31. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении / Под ред. Л.И. Солнцевой. – М. : 2001.

32. Певзнер, М.С. Дети-олигофрены./ М.С. Певзнер. – М. : 1959.

33. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения./ Л.И. Плаксина. – М. : 1998.

34. Психология глухих детей./ Под ред. И.М.Соловьева – М. : 1971.

35. Психология детей с отклонениями в развитии. Хрестоматия./ Под ред. В.М. Астапова – СПб. : 2002.

36. Рау, Н.А. Дошкольное воспитание глухонемых./ Н.А. Рау. – М. : 1947.

37. Трошин, О.В. Логопсихология./ О.В. Трошин, Е.В. Жулина – М.: 2005.

38. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с ЗПР./ У.В. Ульенкова. – М. : 1990.

39. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич. / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук – СПб., 2001.

40. Шипицына, Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии./ Л.М. Шипицына, Е.С., Иванов и др. – СПб.: 1995.


ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

1. История психологического изучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

2. Характеристика общих и специфических закономерностей отклоняющегося развития

3. Отклоняющееся развитие: понятие, факторы возникновения, виды

4. Значение теоретических концепций Л. С. Выготского в становлении и развитии специальной психологии и педагогики

5. Основные категории нарушений психического развития (Е.А. Стребелева). Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и условия их удовлетворения

6. Характеристика принципов и методов специальной педагогики

7. Содержание специального образования. Проект СФГОС

8. Педагогическое изучение детей с ОВЗ

9. Использование методики «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Стребелевой Е. А. в структуре обследования детей с ОВЗ

10. Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность учителя-дефектолога в системе специального образования

11. Современные подходы к пониманию термина «инклюзия в образовании»

12. Положительные и отрицательные аспекты инклюзивного образования детей с ОВЗ

13. Причины возникновения умственной отсталости

14. Характеристика умственной отсталости в соответствии с МКБ 10.

15. Психологическая классификация детей с недостатками слуха

16. Роль семьи в развитии личности детей с нарушениями слуха

17. Тифлопсихолия как наука. Основные категории тифлопсихологии.

18. Структура дефекта при нарушениях зрения

19. Нозологические формы детского церебрального паралича. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата в детском возрасте

20. Особенности психического и речевого развития детей с церебральным параличом

21. Синдром раннего детского аутизма как специфическое нарушение развития

22. Кодификация аутистических расстройств в Международной классификации болезней 10-го пересмотра

23. Организация образования дошкольников с детским церебральным параличом в нашей стране

24. Коррекционно-педагогическая помощь детям с детским церебральным параличом, её направления и задачи

25. Особенности применения метода прикладного анализа поведения (АВА) в коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей

26. Психодинамический подход к коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы

27. Организация коррекционно-педагогического процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта

28. Характеристика программы Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее воспитание и обучение»

29. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа с детьми с нарушениями интеллекта

30. Психологическая классификация детей с недостатками слуха

31. Роль семьи в развитии личности детей с нарушениями слуха

32. Специфика организации психолого-педагогической и коррекционной помощи детям с нарушениями зрения

33. Взаимосвязь психолого-педагогической и коррекционной помощи с лечебно-восстановительной работой в детском саду для детей с нарушениями зрения

34. Специфические трудности обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

35. Организация коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития

36. Теоретико-методологические основы учения о сложной структуре аномального развития

37. Педагогические технологии воспитания и обучения слепоглухих детей.

38. Психолого-педагогическое обследование детей с расстройствами аутистического спектра

39. Особенности применения метода прикладного анализа поведения (АВА) в коррекции расстройств аутистического спектра у детей

40. Организация психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

41. Взаимодействие специалистовосуществляющих психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями речи

42. Задачи и содержание работы по развитию речи в специальном (коррекционном) дошкольном учреждении

43. Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ

44. Психолого-педагогические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ

45. Специфика организации и содержания физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

46. Особенности социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ

47. Пространственная ориентировка как направление коррекционно-педагогической работы учреждений для детей с нарушениями зрения

48. Формы организации и содержание психолого-педагогической коррекционной работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения

49. Обучение произношению детей с нарушениями слуха

50. Проблема использования дактильной и жестовой речи в сурдопедагогическом процессе

 


Факультет коррекционной педагогики

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом университета

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...