Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методикФакультет коррекционной педагогики Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик УТВЕРЖДЕНО Ученым советом университета Председатель совета, ректор ЧГПУ _________ В.В. Садырин ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО «ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» Направление подготовки 050700 – Специальное (дефектологическое) образование Профиль – Дошкольная дефектология Квалификация (степень) «бакалавр» Принято на заседании Ученого совета факультета Коррекционной педагогики Октября 2014 г., пр. № 2 Председатель совета, декан факультета, к.п.н., доцент _______________ Н.Г. Сошникова Челябинск СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3 КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА.. 5 Характеристика профессиональной деятельности бакалавров. 5 Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата 6 ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА.. 9 Содержание государственного экзамена. 9 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 27 ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА.. 29 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ.. 31
Государственный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки 050700 – специальное (дефектологическое) образование; профилю – дошкольная дефектология в педагогическом университете – заключительный этап контроля усвоенных теоретических и практических знаний выпускника, получающего квалификацию «бакалавр». Настоящая программа Государственного междисциплинарного экзамена «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Программа по дисциплине «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья», включает в себя 4 основных раздела: 1. Общеметодические основы обучения о воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; 2. Психология детей с ограниченными возможностями здоровья; 3. Особенности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; 4. Методики воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В программе рассматриваются теоретические вопросы по данной дисциплине в соответствии с вышеуказанными разделами. Программа предполагает также знание основных (как общих, так и специальных) дидактических принципов, основ специальной дошкольной психологии и педагогики, осознанное владение терминологией и понятийным аппаратом. Уделяется внимание вопросам организации коррекционно-развивающей и коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на базе дошкольных учреждений образования (общеобразовательных, компенсирующего и комбинированного видов). Программа включает основные методики обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, такие как «Методика речевого воспитания», «Методика сенсорного воспитания», «Методика умственного воспитания», «Методика физического воспитания», «Методика эстетического и социально-нравственного воспитания», «Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения», «Развитие зрительного восприятия детей с нарушениями зрения», «Методика обучения произношению детей с нарушениями слуха», «Вербальные и невербальные средства коммуникации». Цель Государственного экзамена: всесторонний контроль теоретической и практической готовности студентов к работе с детьми дошкольного и раннего возраста, нуждающимися в специальной (коррекционной) помощи; стимуляция самостоятельной деятельности студентов по систематизации и осмыслению знаний, полученных в процессе образования. Все основные разделы и темы, указанные в программе учтены при разработке экзаменационных билетов. При использовании программы следует учитывать, что программные трактовки не всегда могут быть тождественны тем, которые включены в билеты для государственного экзамена. В билетах возможны более конкретные и узкие формулировки вопросов. В программе дается список научно-теоретической и методической литературы, осведомленность в котором является обязательной при подготовке к сдаче государственного экзамена. Программа содержит критерии оценивания ответа студента на Государственном экзамене. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА По направлению подготовки 050700 – Специальное (дефектологическое) образование; профиль – Дошкольная дефектология
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА Содержание государственного экзамена «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Раздел 1. Общеметодические основы обучения о воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Специальная психология Раздел 2. Психология детей с ограниченными возможностями здоровья
Детская олигофренопсихология
Особенности применения метода прикладного анализа поведения (АВА) в коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей Основные задачи метода прикладного анализа поведения: учет научных принципов поведения, необходимых для формирования социальных навыков, развитие мотивации детей и система поощрения их успеха в учебе. Техника функционального анализа поведения: систематический сбор информации о мешающем виде поведения для определения функциональных обстоятельств, поддерживающих это поведение. Обучение методом дискретных проб: метод обучения, направленный на обучение конкретным навыкам или желательному поведению, инструкции обычно включают множество проб подряд. Техника использования подсказок: «обучение без ошибок», оказание вербальной, жестовой или физической помощь, которая предоставляется ученику при освоении целевого поведения или навыка. Техника положительного поощрения: событие, занятие или другие условия, которые следуют за желательным поведением со стороны ученика и которые приводят к учащению такого поведения в будущем. Особенности применения метода прикладного анализа поведения (АВА) в коррекции расстройств аутистического спектра у детей Причины многообразия методов коррекции расстройств аутистического спектра: многообразие клинических проявлений, причины возникновения расстройств, первазивный характером нарушений. Основные задачи метода прикладного анализа поведения: учет научных принципов поведения, необходимых для формирования социальных навыков, развитие мотивации детей и система поощрения их успеха в учебе. Техника функционального анализа поведения: систематический сбор информации о мешающем виде поведения для определения функциональных обстоятельств, поддерживающих это поведение. Обучение методом дискретных проб: метод обучения, направленный на обучение конкретным навыкам или желательному поведению, инструкции обычно включают множество проб подряд. Техника использования подсказок: «обучение без ошибок», оказание вербальной, жестовой или физической помощь, которая предоставляется ученику при освоении целевого поведения или навыка. Техника положительного поощрения: событие, занятие или другие условия, которые следуют за желательным поведением со стороны ученика и которые приводят к учащению такого поведения в будущем.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература 1. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология./ Т.Г.Богданова. – М. : 2002. 2. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский – М. : 2001. 3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. / Л.А. Головчиц – М. : 2001. 4. Калягин, В.А. Логопсихология./ В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М. : 2006. 5. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей./ В.В. Лебединский – М. : 2002. 6. Литвак, А.Г. Тифлопсихология./ А.Г. Литвак – Л. : 1985. 7. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии./ Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина – М. : 2003. 8. Основы специальной психологии./ Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : 2002. 9. Специальная дошкольная педагогика./ Е.А. Стребелева, А.А. Венгер; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М. : 2001. 10. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства./ Л.И. Солнцева. – М. : 2000. 11. Специальная педагогика. / Под ред. Л.В. Назаровой. – М. : 2002. 12. Специальная психология./ Под ред. В.И. Лубовского. – М. : 2003. 13. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата./ Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – М. : 2004. Дополнительная литература 1. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро — и патопсихологии./ В.М. Астапов. – М. : 1982. 2. Белова, Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика./ Н.И. Белова – М. : 1985. 3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ Под ред. К.С. Лебединского. – М. : 1982. 4. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период)./ Е.Ф. Архипова. – М. : 1989. 5. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети./ Р.М. Боскис. – М. : 1963. 6. Венгер, А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения./ А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард. – М. : 1972. 7. Власова, Т.А. Дети с отклонениями в развитии./ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М. : 1973. 8. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи./ Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. – М. : 2004. 9. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. / Под ред. Л.П. Носковой. – М. : 1980. 10. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи./ Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. – М. : 1968. 11. Данилова, Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом./ Л.А. Данилова – Л. : 1977. 12. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М. : 1984. 13. Детский аутизм/ Под ред. Л.М. Шипициной. – СПб. : 1997. 14. Диагностика и коррекция ЗПР у детей./ Под ред. С.Г. Шевченко. – М. : 2001. 15. Дошкольное воспитание аномальных детей./ Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.П.Носковой. – М. : 1993. 16. Ипполитова, М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье./ М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова. – М. : 1986. 17. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков./ Д.Н. Исаев. – СПб. : 2003. 18. Каган, В.Е. Аутизм у детей./ В.Е. Каган. – Л. : 1981. 19. Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах./ Э.С. Калижнюк. – Киев. : 1987. 20. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика./ А. А. Катаева, Е. А. Стребелева – М. : 1998. 21. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. / Под ред. Л.П. Носковой. – М. : 1989. 22. Корсунская, Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье./ Б.Д. Корсунская – М. : 1970. 23. Лебединская, К.С. Дети с нарушениями общения./ К.С. Лебединская, О.С. Никольская и др. – М.: 1989. 24. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей./ В.И. Лубовский. – М. : 1989. 25. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии./ И.И. Мамайчук. – СПб. : 2003. 26. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии./ И.И. Мамайчук. – СПб. : 2001. 27. Мастюкова, Е.М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом./ Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. – М. : 1985. 28. Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями./ Н.Н. Малофеев. – М. : 2001. 29. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе./ Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М. : 2001. 30. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи. / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М. : 1997. 31. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении / Под ред. Л.И. Солнцевой. – М. : 2001. 32. Певзнер, М.С. Дети-олигофрены./ М.С. Певзнер. – М. : 1959. 33. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения./ Л.И. Плаксина. – М. : 1998. 34. Психология глухих детей./ Под ред. И.М.Соловьева – М. : 1971. 35. Психология детей с отклонениями в развитии. Хрестоматия./ Под ред. В.М. Астапова – СПб. : 2002. 36. Рау, Н.А. Дошкольное воспитание глухонемых./ Н.А. Рау. – М. : 1947. 37. Трошин, О.В. Логопсихология./ О.В. Трошин, Е.В. Жулина – М.: 2005. 38. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с ЗПР./ У.В. Ульенкова. – М. : 1990. 39. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич. / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук – СПб., 2001. 40. Шипицына, Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии./ Л.М. Шипицына, Е.С., Иванов и др. – СПб.: 1995. ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА 1. История психологического изучения лиц с ограниченными возможностями здоровья 2. Характеристика общих и специфических закономерностей отклоняющегося развития 3. Отклоняющееся развитие: понятие, факторы возникновения, виды 4. Значение теоретических концепций Л. С. Выготского в становлении и развитии специальной психологии и педагогики 5. Основные категории нарушений психического развития (Е.А. Стребелева). Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и условия их удовлетворения 6. Характеристика принципов и методов специальной педагогики 7. Содержание специального образования. Проект СФГОС 8. Педагогическое изучение детей с ОВЗ 9. Использование методики «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Стребелевой Е. А. в структуре обследования детей с ОВЗ 10. Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность учителя-дефектолога в системе специального образования 11. Современные подходы к пониманию термина «инклюзия в образовании» 12. Положительные и отрицательные аспекты инклюзивного образования детей с ОВЗ 13. Причины возникновения умственной отсталости 14. Характеристика умственной отсталости в соответствии с МКБ 10. 15. Психологическая классификация детей с недостатками слуха 16. Роль семьи в развитии личности детей с нарушениями слуха 17. Тифлопсихолия как наука. Основные категории тифлопсихологии. 18. Структура дефекта при нарушениях зрения 19. Нозологические формы детского церебрального паралича. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата в детском возрасте 20. Особенности психического и речевого развития детей с церебральным параличом 21. Синдром раннего детского аутизма как специфическое нарушение развития 22. Кодификация аутистических расстройств в Международной классификации болезней 10-го пересмотра 23. Организация образования дошкольников с детским церебральным параличом в нашей стране 24. Коррекционно-педагогическая помощь детям с детским церебральным параличом, её направления и задачи 25. Особенности применения метода прикладного анализа поведения (АВА) в коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей 26. Психодинамический подход к коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы 27. Организация коррекционно-педагогического процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта 28. Характеристика программы Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее воспитание и обучение» 29. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа с детьми с нарушениями интеллекта 30. Психологическая классификация детей с недостатками слуха 31. Роль семьи в развитии личности детей с нарушениями слуха 32. Специфика организации психолого-педагогической и коррекционной помощи детям с нарушениями зрения 33. Взаимосвязь психолого-педагогической и коррекционной помощи с лечебно-восстановительной работой в детском саду для детей с нарушениями зрения 34. Специфические трудности обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 35. Организация коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития 36. Теоретико-методологические основы учения о сложной структуре аномального развития 37. Педагогические технологии воспитания и обучения слепоглухих детей. 38. Психолого-педагогическое обследование детей с расстройствами аутистического спектра 39. Особенности применения метода прикладного анализа поведения (АВА) в коррекции расстройств аутистического спектра у детей 40. Организация психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи. 41. Взаимодействие специалистовосуществляющих психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями речи 42. Задачи и содержание работы по развитию речи в специальном (коррекционном) дошкольном учреждении 43. Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ 44. Психолого-педагогические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ 45. Специфика организации и содержания физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 46. Особенности социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ 47. Пространственная ориентировка как направление коррекционно-педагогической работы учреждений для детей с нарушениями зрения 48. Формы организации и содержание психолого-педагогической коррекционной работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения 49. Обучение произношению детей с нарушениями слуха 50. Проблема использования дактильной и жестовой речи в сурдопедагогическом процессе
Факультет коррекционной педагогики Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик УТВЕРЖДЕНО Ученым советом университета |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |