Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место ударения в структуре слова.

Русское ударение - чрезвычайно сложное явление, представляющее стройную фономорфологическую систему, которая еще до конца не изучена акцентологами.

Интерес к русскому ударению возник в середине XIX века, тогда же и был выдвинут профессором А.А. Потебней морфологический принцип описания русского ударения. Морфологический критерий в изучении русского ударения является основным в акцентологической системе Е. Куриловича.

Системный, функциональный анализ ударения, выявление закономерностей и правил, исследование факторов, его определяющих - это задача чрезвычайной сложности, решение ее требует глубокого изучения и понимания того, какую роль играет ударение в функционировании слова, в языковой системе, в разнообразных связях языковых единиц.

В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» термин «ударение» рассматривается как «выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических единиц» [ЛЭС, 1990: 530]. Что же является данной выделяемой единицей? Как правило, ученые в этом качестве видят слог. Например, Р. И. Аванесов: «Один из слогов двусложного или многосложного слова выделяется теми или иными фонетическими


средствами среди других. Такое выделение и представляет собой то, что называется ударением, точнее - ударением слова, или словарным ударением» [Аванесов, 1958: 8]. В.А. Редькин отмечает, что подобной точки зрения придерживается и Л.В. Бондарко: «Ударение - выделение одного слога в слове, служащее для фонетического объединения этого слова» [Редькин, 1979: 357]. Аналогичное определение ударения предлагает и сам В.А. Редькин, видящий суть данного лингвистического понятия в «динамическом выделении одного из слогов неодносложного слова» [Редькин, 1970: 5].

Ударение в русском языке выполняет важную роль, организуя звуковую оболочку слова в законченное единство. Акустическая природа ударения складывается из нескольких компонентов (параметров), основными из которых являются длительность, интенсивность, высота основного тона ударного гласного.

«...словесное ударение в русском языке характеризуется vb основном двумя компонентами:

- увеличение длительности ударного гласного.

Р.И. Аванесов считает, что признаком ударения нужно считать не удлинение ударного гласного, а изменение длительности ударного гласного по сравнению с неударным [Аванесов, 1958].

- увеличение напряженности (интенсивности ударного гласного.
Качество русских гласных, их относительная длительность зависит от
положения под ударением или без ударения.

В русском языке только под ударением гласный произносится наиболее отчетливо, с сохранением своего качества. Вне ударения он подвергается значительным изменениям; отношение ударению определяет качество безударных гласных, которые всегда подвергаются редукции в русском языке» [Златоустова, 1953].


«Ударение - это выделение теми или иными фонетическими средствами одного из слогов в составе слова или целого словосочетания. Ударение различается:

I. По отношению к различным единицам языка:

а) слоговое - это ударение», «при помощи которого выделяется
лексическое значение какого-нибудь слова» [Шарандин, 2001: 12] и
«которое связано с изменением силы звука или движением тона внутри
слога, в связи с которым он может быть восходящим, нисходящим,
ровным, восходяще-нисходящим и нисходяще-восходящим;

б) словесное ударение - это выделение одного из слогов в слове;

в) тактовое ударение - это выделение в произношении более
важного в смысловом отношении слова в речевом акте;

г) фразовое ударение - это ударение последнего слова во фразе.

II. С точки зрения фонетического аспекта ударение может быть:

а) экспираторным или музыкальным;

б) монотоническим или политоническим» [Федянина, 1989].

Л.В. Бондарко и Л.В. Златоустова придерживаются деления ударения на: словесное, синтагматическое и фразовое [Бондарко, 1961; Златоустова, 1953].

Функция данных видов ударения заключается в фонетическом объединении нескольких слов в синтагму или несколько синтагм во фразу.

Словесное ударение в русском языке является свободным, т.е. может находиться на любом слоге слова, и подвижным, т.е. не привязанным к определенной морфеме слова.

Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слога в синтагме, а фразовое - на ударный гласный последнего слова в конечной синтагму. Перенос синтагматического


16ударения с последнего слова в синтагме на другое приводит к появлению логического ударения, деление ударения на логическое и эмфатическое происходит с точки зрения эмоционального содержания высказывания. Но словесное ударение является самым важным среди других видов, поскольку представляет собой неотъемлемую характеристику слова. «Для звуковой системы русского языка характерно, что ударный гласный (или ударный слог) в слове присутствует обязательно, т.е. словесное ударение, являясь достаточно сильным признаком ритмической структуры слова, устойчиво по отношению к воздействиям ритмико-интонационного контекста, свойственного более сложной единице - синтагме или фразе» [Бондарко, 1973: 141].

Ударение, или акцент, является важнейшей характеристикой слова. Оно, по мнению Р.И. Аванесова, «организует звуковую оболочку слова в некое единство» и «определяет в значительной мере звуковой облик данного слова или данной грамматической формы этого слова» [Аванесов, 1958: 703]. Ударение соприкасается с разными уровнями языка, и для каждого из них имеет существенное значение. Так, Р.И. Аванесов, отмечая важность ударения при его разноместности и подвижности в области лексики, словообразования, грамматики, самым главным считает отношение его к фонетике [Аванесов, 1958: 39].

Особое направление в акцентологии представлено работами, в которых прослеживается взаимосвязь ударения с морфологией (см. работы А.А. Зализняка, Е. Куриловича, В.Г. Руделева, Н.А. Федяниной и др.). «Русское ударение существенным образом связано с морфологическим членением; в частности, оно может быть закреплено за определенной морфемой» [Зализняк, 1985: 9]. Так называемое морфологическое направление прослеживается и в работах языковедов


старшего поколения: А.А. Потебни [Потебня, 1973], Я.К. Грота [Грот, 1876], И.А. Бодуэна де Куртенэ [Бодуэн де Куртенэ, 1963], В.И. Чернышева [Чернышев, 1970]. Как отмечает К.С. Горбачевич, «намеченное А.А. Потебней и Я.К. Гротом морфологическое направление в изучении ударения закономерно стало теперь преобладающим» [Горбачевич, 1978: 54]. Т.Г. Хазагеров считает, что И.А. Бодуэн де Куртенэ объясняет суть данного направления следующим образом: «В русском языке, как в языке с морфологически подвижным и вообще морфологизированным ударением, <..> следует говорить не об ударении слогов, а об ударении морфем, точнее, об ударении известных фонем как фонетических составных частей морфе­мы, т.е. об ударении морфологизированных фонем» [Хазагеров, 1985: 17]. В.И. Чернышев, говоря о языках с фиксированным и разноместным ударением, обращает внимание на то, что «наше разноместное ударение связано не со слогом, а с этимологическими или морфологическими частями слова» [Чернышев, 1970: 89].

Н.А. Федянина отмечает наличие у ударения синтагматических и парадигматических свойств. «В синтагматическом плане» ударение «представляет контраст «ударность-безударность». Фонологическое содержание такого контраста заключается в том, что ударение создает функциональную зависимость между частями слова» [Федянина, 1976: 13]. Резкий контраст частей слова - ударных и безударных -обеспечивает связанность синтагматических компонентов в более крупные. В парадигматическом отношении ударение характеризует слово как грамматическую единицу, а не лексическую. Таким образом, Н.А. Федянина считает, что «морфологический анализ предшествует фонологическому, последний дополняет первый» [Федянина, 1976: 25]. Раннее подобная мысль высказывалась Е. Куриловичем, по мнению


которого ударение «играет более значительную роль в морфологии, чем какая-либо другая, фонетическая категория» [Курилович,1962: 324].

В исследовании проблемы «русское литературное ударение» можно наметить два плана:

а) синхронный с общей задачей представить современную систему
размещения ударения в пределах различных морфологических
категорий и отдельных морфологических разрядов слов;

б) диахронно-нормативный со средоточением внимания на
изменениях в акцентной системе или ее отдельных звеньях, на
вопросах движения акцентной нормы. Эти два плана принципиально
разграничиваются исследователями. Так, еще Е. Курилович, определяя
задачу предпринятого в статье «Система русского ударения»
[Курилович, 1962], описание ударения как «чисто синхроническую
проблему функций, отражающих нормальное ударение в русском языке
XX столетия» специально подчеркивал: «Я имею в виду литературный
язык, ударение которого описано в словарях и других работах ученых, и
русских и иностранных. Язык последних тридцати или сорока лет
показывает некоторые отклонения от старой нормы, объем которых пока
трудно определить» [Там же: 436]. «Синхронный аспект исследования
русского ударения с общей, как сказано, задачей установления
закономерностей размещения ударения и поисками приемов его
описания имеет давнюю историю, восходя к наиболее удачным в этом
отношении опытам Востокова и Грота. Однако сложность самого
предмета исследования, отсутствие четких приемов его описания, а
главное - неразработанность теоретических вопросов акцентологии
делали предпринятые ранее описания в каком-либо отношении
несовершенными» [Там же: 39].


Большое значение для описаний ударения имели работы Р.И. Аванесова Е. Куриловича, П.С. Кузнецова и др. исследования. Ряд теоретических положений, содержащихся в этих работах, получил общее признание и сделался определяющим при самом подходе к анализируемому материалу. Отметим тот факт, что на основе признания связи ударения со словом - не только как с лексической и фонетической, но и как с грамматической единицей - определилась в качестве самостоятельного аспекта изучение ударения, грамматическую сферу его использования. Определение роли ударения как дополнительного грамматического средства делает ясной перспективу изучения ударения в этом плане: анализ взаимодействия его как дополнительного грамматического средства с основным - аффиксацией: в морфологической системе, в системе словообразования.

Выдвигаемая в таком виде задача обуславливает в большинстве случаев однозначное ее решение - как выявление и описание дополнительных различительных возможностей ударения в пределах различных морфологических категорий, а также отдельных лексико-грамматических групп слов.

«В системе словоизменения акцентные парадигмы слов, накладываясь на систему морфологических парадигм, имеющих одну и ту же словоизменительную модель, на подгруппы, отличающиеся своими акцентными моделями, служат дополнительным средством дифференциации (различения), уменьшают возможность совпадения словоформ. В словообразовании определенные акцентные модели связываются с определенными словообразовательными моделями и служат дополнительной характеристикой деривата (производного слова» [Чурганова, 1964].


Первый, удовлетворяющий всем самым высоким требованиям теоретического и практического плана опыт А.А. Зализняка в его книге «Русское именное словоизменение» - опыт формального описания языка. Выделение схем ударения и разработка всего лингвистического аппарата, обеспечивающего необходимую в этом деле точность и четкость - большая заслуга его.

Таким образом, описывая ударение в парадигме, необходимо, прежде всего, учитывать, на каком из двух главных морфологических компонентов - основе или окончании - находится ударение в каждой словоформе парадигмы. Большой конструктивной находкой при выделении акцентных схем является введение понятия условного ударения, которое сейчас широко используется [Зализняк, 1964]. Эта книга - значительный этап в разработке русского морфологического ударения.

Итак, суммируя все сказанное, можно сделать вывод, что ударение является «индивидуальным признаком слова, т.е. характеризует слово наряду с отдельными фонемами» [Курилович, 1962: 436].

Ударение, как отмечает К.С. Горбачевич, выполняет ряд важных коммуникативных функций:

«1) служит индивидуальным признаком слова..., выделяющим слово в речевом потоке и способствующим его узнаванию;

2) играет роль важнейшего (после фонемы) фонологического
средства;

3) участвует в ритмико-интонационной организации более крупных
фонетических и синтаксических единиц» [Горбачевич, 1978: 54].

Исследование ударения происходит с собственно фонологической и морфологической позиций, а также с точки зрения синхронии и диахронии.


2)

Поскольку большинство русских личных имен претерпевало акцентные изменения внутри основы, как уже отмечалось выше, важным является определение типов акцентной позиции. Б.А. Успенский предлагает следующие типы акцентных позиций: окситонное ударение -акцент приходится на конечный слогоосновы, парокситонное - на предпоследний слог [Успенский, 1969].

Как отмечает В.И. Чернышев, «подобные выражения ни в каком случае не должно вызывать представления о действительном переходе ударения с одной части слова на другую» [Чернышев, 1970: 89]. Направление ударения имеет следующие определения. Так, акцентный сдвиг к концу слова рассматривается как «положительный». Сдвиг к началу - как «отрицательный» [Курилович, 1962: 444] или как дефинализация ударения, т.е. предконечная позиция акцента на месте раннедревнерусского конечного [Зализняк, 1985: 182].

Русское ударение является подвижным, разноместным и
центрированным. Ударение рассматривается как подвижное, если в
парадигме словоизменения оно реализуется в словоформах то на
основе, то на окончании [ЛЭС, 1990: 531]. Подвижность ударения
отражает, как отмечает З.Н. Веселовская, «старую славянскую систему
той эпохи, когда существовало различие интонаций, долгота и краткость
гласных» [Веселовская, 1959: 62]. Т.Г. Хазагеров главную функцию
подвижного ударения определяет как экспрессивно-

дифференцирующую. «Подвижное ударение... обладает функцией экспрессивной, т.е. привлекает внимание, оценивает важность того или иного грамматического, семантического противопоставления» [Хазагеров, 1985: 23].

Под разноместностью ударения понимается его способность падать на любой, точнее, почти любой слог слова, в отличие от


фиксированное, свойственной, например, польскому, французскому языкам. «Разноместное ударение русских существительных образовалось в результате длительного исторического развития, в котором заметная роль принадлежала диалектам и иноязычным влияниям на русский литературный язык» [Шарандин, 2001: 23]. Разноместное ударение в древний период было присуще всем славянским языкам. Что же касается современного состояния, некоторые из них утратили эту особенность. И, тем не менее, большинство «с теми или другими ограничениями сохранили былое свободное ударение, и как раз восточнославянские языки, и в их числе русский, менее других отклонились в этом отношении от первоначального типа» [Булаховский, 1953: 237].

Такое качество, как центрированность русского ударения рассматривается в работах Т.Г. Хазагерова, И.И. Жинкина. Сущность его заключается в том, что элементы динамического напряжения распределяются неравномерно между всеми безударными слогами, в зависимости от их положения по отношению к ударению. «Резкая центрированность русского ударения вносит еще более сложные изменения в звуковую оболочку слова и организует его в целое законченное единство» [Жинкин, 1954: 15]. Т.Г. Хазагеров отмечает, вслед за А. Шмидтом, особое значение центрированного ударения для безударных слогов. Из-за перехода к центрированному ударению произошло «известное перераспределение силы и долготы между без­ударными слогами, в результате чего некоторые из них, удлинившись, утратили самостоятельное интонирование, т.е. в предударном слоге получили восходящее, а в заударном - нисходящее движение тона» [Трофимова, 1980: 74].


Вопрос смыслоразличительной и формообразовательной роли ударения в русском языке в существующей лингвистической литературе и разработан в надлежащей мере. Он попутно с общим освещением русского ударения затронут в трудах Р.И. Аванесова «Ударение в современном русском литературном языке» [Аванесов, 1958], еще меньше в книге Г.А. Шелюто «Русское ударение» [Шелюто, 1962], в статье В.А. Редькина «Система ударения суффиксальных полных прилагательных в современном русском языке» [Редькин, 1971].

Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения в системе имени существительного может проявляться в разной степени: в одних случаях ударение выступает единственным показателем разных слов, в других - его роль вспомогательная при основном фонетическом средстве выражения различия между словами. Роль единственного выразителя смыслового различия (не учитывая контекста) принимает на себя ударение при возникновении в языке так называемых омографов -разных слов с одинаковым фонемным составом, обеспечивать возможность русскому ударению выполнять в таких случаях его смыслоразличительную роль.

Среди омографов, употребляемых в русском языке, необходимо выделить, прежде всего, те, которые имеют общий корень и совпадают по морфологической структуре. В таких омографах особенно отчетливо выступает смыслоразличительная роль ударения, так как оно является единственным показателем разных слов и родственными и тождественными по своей структуре основами {лЕдник (погреб) -леднИк), единственное число именительный падеж существительное и краткая форма прилагательного мужского рода (ходОк - хОдок (ходкий), звонОк - звОнок). Краткое прилагательное сохраняет место ударения своих полных форм.


«...для имен существительных наиболее распространенным является морфологический способ образования. Наиболее продуктивным является способ аффиксации и суффиксальный способ словообразования. При суффиксальном способе ударение не остается пассивным в процессе словообразования» [Криворучко, 1968: 14]. «Оно часто переносится на другие слоги, в результате чего производное слово отличается от производящего не только фонетически и структурно, но и акцентологически. Ударение становится благодаря этому индивидуальным признаком каждого родственного слова. Тем самым оно помогает суффиксам выразить различие между этими словами. В этом и заключается вспомогательная роль ударения при суффиксальном словообразовании» [Там же: 15].

Формообразовательная роль ударения проявляется в системе склонения имен существительных при образовании падежных и числовых форм (письмА - пИсьма; винА - вИна; мОря - морЯ; гОлоса -голосА; вОды - водЫ). В данном случае ударение выступает основным и единственным способом выражения различия в грамматических значениях рассматриваемых форм имен существительных. Ударение переносится во множественном числе (нос, нОса - носЫ, носОв; бок, бОка - бокА, бокОв), все существительные на -мя переносят ударение во множественном числе с основы на окончание (сЕмя - сЕмени -семенА). У других существительных при образовании форм множественного числа наблюдается обратное движение ударения: будучи на окончании в формах единственного числа, оно переходит на основу во всех формах множественного числа, внося тем самым акцентологические различия в числовые формы существительных (веслО - вЁсла, вЁслам).


Некоторые существительные выделяют ударение только именительного-винительного падежа множественного числа, противопоставляя его акцентологически всем остальным падежным и числовым формам {межА - мЕжи, межИ - межАм).

Значительное количество существительных переносит ударение с основы на окончание только в косвенных падежах множественного числа, противопоставляя акцентологически последние всем остальным падежам и числовым формам:

переносит ударение с основы на окончание в косвенном падеже множественного числа следующие односложные и двусложные существительные мужского рода 1 склонения (год, гОда - гОды, годОв);

переносит ударение с основы на окончание во всех формах
косвенного падежа множественного числа следующие односложные ю
непроизводной основой имен существительных женского рода 3
склонения (дочь - дОчери, дочерЕй); ^

из двусложных и многосложных существительных женского рода 3 склонения ударение переносится на окончание только в косвенных падежах множественного числа (вЕдомость - вЕдомости, ведомостЕй);

переносят ударение с основы на окончание в косвенном падеже множественного числа следующие имена существительные, употребляемые только во множественном числе (дрОжжи - дрожжЕй).

Большое количество имен существительных переносит ударение с основы на окончание во всех косвенных падежах единственного числа и всех падежах множественного числа, противопоставляя, таким образом, различием в ударении форму именительных падежей единственного числа всем остальным падежным и числовым формам. Такое


использование ударения наблюдается только у существительных мужского рода 1 склонения.

«Более сложным типом ударения оказывается такое, когда во множественном числе оно наконечное, а в единственном числе отмечает основу: ед. ч. - И.п. тАз; Р.п. тАза; Д.п. тАзу; Т.п. тАзом; П.п. (о) тАзе; мн. ч. - И.п. тазЫ; Р.п. тазОв; Д.п. тазАм; Т.п. тазАми; П.п. (о) тазАх» [Руделев, 1995: 59].

Довольно широко используется ударение в качестве добавочного грамматического способа в формах предложного падежа единственного числа. Это использование связано с употреблением в этих формах предлогов в, на. После этих предлогов многие имена существительные в рассматриваемом падеже переносят ударение с основы на окончание, противопоставляя акцентологически форму предложного падежа всем остальным падежным формам единственного числа: у большого количества существительные мужского рода 1 склонения, принимающих в предложном падеже ударяемые окончания -у (-ю) (на бегУ, на бокУ, на полУ); у небольшой группы односложных имен существительных женского рода 3 склонения, употребляемых только в единственном числе или переносящих в косвенном падеже множественного числа ударения на окончании и употребляемых с предлогами в, на в предложном падеже с обстоятельственным значением (в грязИ, в печИ, в степИ).

Таким образом, ударение, будучи разноместным и подвижным, широко используется в системе имени существительного для выражения как лексических значений, то есть для различения слов, так и различных грамматических значений при выражении как первых, так и вторых. Оно может выступать то в роли основного способа выражения


этих значений, то в роли добавочного способа при основном способе аффиксации.

Смыслоразличительная и формообразовательная роль в системе имени прилагательного - для выражения различий лексического значения используется разноместность русского ударения. При помощи ударения различают значительное количество разных по значению, а чаще всего разных по своей этимологии прилагательных (Атласный (Атлас) - атлАсный (атлАс). Здесь ударение выступает как средство различения во всех падежных формах. При этом ударение выполняет функцию основного и единственного различительного разных по значению прилагательных. Еще чаще выступают ударения в роли различителя разных прилагательных в качестве неосновного, добавочного средства в форме именительного падежа единственного числа мужского рода. Такая его роль связана с тем, что некоторые прилагательные, имея ударение на окончании, получают флексию -ой, а тем самым и фонематическое отличие от остальных прилагательных, имеющих ударение на основе (путЁвый (человек) - путевОй (путь); свЯзный (стройный) - связнОй).

Вспомогательная добавочная роль ударения как

смыслоразличителя все же и у этих прилагательных выступает только в формах именительного падежа единственного числа мужского рода. В формах косвенных падежей мужского рода и во всех падежных формах женского и среднего родов разноместность ударения является единственным способом различения разных прилагательных.

Используем ударение как средство различения прилагательных и
созвучных с ними страдательных причастий прошедшего времени. При
этом выделяются две разновидности прилагательных,


противопоставляемых указанным причастиям (сметАнный (сметана) -смЁтанный; назвАный — нАзванный).

Основным средством различения прилагательных от причастий служит ударение. Это происходит во всех падежных, родовых и числовых формах. В других случаях разноместность ударения играет такую роль во всех формах, за исключением форм именительного падежа единственного числа мужского рода, отличающимися у прилагательных и причастий не только местом ударения, но и флексией. Поэтому в данных формах ударение в качестве смыслоразличителя играет добавочную роль (испитОй - испИтый; развитой - развИтый).

Довольно часто выступает разноместность ударение в роли различителя форм именительного падежа прилагательных и существительных: формы именительного падежа единственного числа кратких прилагательных мужского рода и именительного падежа единственного числа существительных мужского рода {мЕлок (мелкий) -мелОк); формы именительного падежа единственного числа кратких прилагательных женского рода и именительного падежа единственного числа существительных женского рода (дорогА - дорОга, резкА -рЕзка).

Иногда ударение выступает в роли показателя не смыслового различия прилагательных, а их разной стилистической принадлежности. В результате разноместности ударения создаются пары слов, одно из которых нейтрализовано в стилистическую относительность, а другое имеет ту или иную стилистическую принадлежность (удалОй - удАлый (народно-поэтическое); хмельнОй - хмЕльный (областное).

В других случаях ударение выступает в качестве добавочного способа выражения смысловых, лексических значений. Такая роль его находит свое проявление в процессе словообразования прилагательных


(морфологический способ словообразования). При образовании прилагательных от разных частей речи при помощи некоторых суффиксов ударение последовательно или с незначительными исключениями переносится на суффиксы, если оно не соответствует этому положению в производящей основе.

Если прилагательное образовано с помощью суффикса -ан (-ян), то ударение переносится на окончание (берестянОй, просянОй, но: овсЯный, кОжаный); при образовании прилагательных с помощью -чив, ударение переносится на слог перед суффиксом (доходчивый); -еньк (молОденький).

Несколько в меньшей мере используется, чем у имен существительных, ударение при выражении грамматических значений имен прилагательных. Объясняется это тем, что прилагательное при склонении имеют постоянное, неподвижное ударение, удерживая его во всех падежных и числовых формах или на основе или на окончании.

При образовании кратких форм прилагательных мужского рода от прилагательных с полногласной основой широко используется ударение в качестве добавочного грамматического способа - оно почти всегда переносится на первый слог основы (гОлоден, хОлост, но: здорОв).

При образовании кратких форм прилагательных женского рода ударение часто переносится с основы в полной форме на окончание в краткой форме: всегда переносится ударение на окончания при образовании кратких форм от односложных основ, не содержащих в себе суффиксов (бодрА, пьянА); ударение переносится на окончание от односложных слов оканчивающихся на я, н, к с предшествующей согласной и й (бледнА, рыхлА, но: вздОрна, лОжна); переносится ударение на окончание при образовании кратких форм от прилагательных с двусложной основой, не содержащей в себе суффикс


зо или имеющие суффиксы -ок, -ек, -к- (веселА, далекА, но: здорова, богАта).

Наблюдается перенос к началу слова (глУхо, рЯбо). Некоторые краткие прилагательные имеют двойное ударение {высОко - высокО), а также тройное ударение (кОротки - корОтки - коротки).

Среди глаголов, совпадающих по фонемному составу, выделяются, с одной стороны, такие, в которых смыслоразличительная роль ударения выступает как в неопределенной форме, так и во всех формах лица, числа и наклонения, если они имеют все эти формы (вЫходить — выходИть).

При разноместном положении во всех личных и числовых форм данных глаголов ударение выполняет здесь не только смыслоразличительную роль, но является выразителем также и грамматических значений времени и вида, противопоставляет формы настоящего времени глаголов несовершенного вида формам будущего времени глаголов совершенного вида (вЫхожу, вЫходишь, вЫходит, вЫходим, вЫходите, вЫходит и выхожУ, выхОдишь, выхОдит, выхОдим, выхОдите, выхОдит). Акцентологические различия как смыслоразличительный способ могут проявляться в разных грамматических формах рассматриваемых глаголов: в неопределенной форме и первом лице единственного числа настоящего или будущего времени {навОзить (навОжу) - навозИть (навожУ); во всех личных формах (стОю (стОить) - стоЮ (стоЯть); в форме первого лица единственного числа (плАчу (плАкать) - плачУ (платИть); в формах множественного числа прошедшего времени и повелительного наклонения (сЕли (сЕсть) - селИ (селИть).


Выступает разноместное ударение также в качестве средства различия разных по значению причастий страдательного залога прошедшего времени (рассОренный - рассорЁнный (сорИть).

Разноместность ударения выступает единственным средством разграничения рассмотренных причастий и прилагательных (униженный - унижЁнный, сОленный - солЁный).

Ударение единственный различитель перехода деепричастий в наречие (лежА - лЁжа).

Ударение, находясь на разных слогах одного и того же звукового комплекса, превращает его в разные слова, выражающие разные понятия. Поэтому выражение разных понятий такими словами оказывается связанным только с ударением или главным образом с ударением, выступающим единственным или основным отличительным признаком разных слов, совпадающих по фонемному составу.

Использование ударения в качестве грамматического способа применяется часто для выражения видовых различий глагольных форм. Последнее различие проявляется прежде всего в неопределенной форме глагола (вЫсыпать - высыпАть).

Выполняя роль различителя личных форм совершенного и несовершенного видов, ударение у данных глаголов в то же время является выразителем и временного значения, противопоставляя формы совершенного вида будущего времени формам несовершенного вида настоящего времени.

У других глаголов ударение используется для различения: неопределенной формы глагола и прошедшего времени и сослагательного наклонения (срезАть - срЕзать, срезАл, срезАл бы); личной формы настоящего времени и будущего времени (познаЮ -познАю); для различения множественного числа 2 лица изъявительного


наклонения и повелительного наклонения у глаголов 2 спряжения (тОчите - точИте).

При образовании формы женского рода прошедшего времени (бралА, вилА, далА, лилА). Не изменяется ударение с любыми приставками, кроме вы- (погналА, запеклАсь).

При образовании мужского рода и среднего рода прошедшего времени с приставками (дОжил, дОжилО, нАчал, пОняло).

Могут перетягивать на себя ударение следующие приставки: до-, про-, об-, от-, при-, но-, под-, со-, у-. Некоторые глаголы имеют двойное ударение (собрАлОсь, дождАлОсь)» [Криворучко, 1968: 87].

Словесное ударение русского языка и его территориальных
диалектов является одним из непременных внешних признаков
самостоятельных слов, а в силу своей разноместности оно может
использоваться как одно из важных средств различения лексического и
грамматического значения слов. \

Слов с подвижным ударением в русских народных говорах немного и именно в них чаще всего происходит отклонение ударения от нормы литературного языка, так как выбор ударения - сложная проблема для носителей диалектного языка.

Вопрос о неподвижности - подвижности ударения должен решаться только применительно к однотипным (однородным) формам слов. Однотипными (однородными) называем одноименные формы одной и той же грамматической категории в пределах одной и той же части речи, имеющие или могущие иметь однотипное выражение (формы рода, числа, падежа, времени, лица и т.п.)

Ударение следует считать неподвижным, если оно в пределах однотипных неодносложных форм слова падает на один и тот же слог (морфему); ударение необходимо считать подвижным, если оно в


пределах тех же форм падает на разные слоги (морфемы). Местные говоры, обладая своей фонетической системой, своим основным словарным фондом и грамматическим строем, естественно, имеют свои особенности, свои нормы и закономерности и в области ударения.

Общеизвестно, что перенесенное с одного слога на другой ударение в русском языке и его местных говорах в определенных случаях может и менять лексическое значение слова, или менять его грамматическую природу, или, наконец, не вносить никаких добавочных значений в смысл слова и его грамматическую характеристику.

Около 96 % слов русского языка имеют неподвижное ударение [Федянина, 1976: 14]. В русском глаголе преобладает неподвижное ударение на основе (тип А). Подвижное ударение (тип С) наблюдается у небольшого количества глаголов, но это наиболее употребительные глаголы русского языка, например: снять - снимУ - снИмешь - снИмет -снИмем - снИмете - снИмут - снялА - снял - снЯло - снЯли (тип СС). Причем особую значимость приобретает противопоставление форм 1-го лица другим личным формам, поскольку в нем наиболее часто наблюдается сдвиг ударения. В ряде глаголов прошедшего времени наблюдается сдвиг ударения с основы на окончание в формах женского рода, например: пОнял - понял А, был - был А, снял - снял А.

Замечено, что ударение глагольной словоформы находится в жесткой зависимости от морфемной структуры основы - наличие или отсутствие морфообразующего суффикса, флективное, префиксальное, а также ударение на частице -ся у глагола ограничено прежде всего морфемной структурой основы: наличие суффикса в основе глагола включает ударение и на флексии и на приставке и на частице -ся; оно возможно только в словоформах с корневой основой при односложном


или двусложном корне. В суффиксальных словоформах преобладает ударение на суффиксе.

Вслед за Н.А. Федяниной мы используем некоторые общие правила ударения при определении его места в слове:

1. Если в форме инфинитива ударение на основе, то глагол во всех формах имеет ударение только на основе: бЕгать - бЕгаю, бЕгаешь, бЕгает, бЕгаем, бЕгаете, бЕгают; бЕгала, бЕгал, бЕгало, бЕгали.

2. Если в форме инфинитива ударение на суффиксе, то глагол во всех формах имеет либо неподвижное ударение на суффиксе, либо подвижное ударение, например: гулЯть - гулЯю - гулЯет - гулЯем -гулЯете - гулЯют; гулЯл - гулЯла - гулЯло - гулЯли; любИть - люблЮ - лЮбишь - лЮбит - лЮбите - лЮбят; любИл - любИла - любИло -любИли.

3. Ударение в формах прошедшего времени совпадает с формами инфинитива: сказ Ал - сказ Ала - сказ Ало - сказ Ал и.

4. Место ударения у форм глагола среднего рода прошедшего времени всегда совпадает с формами множественного числа прошедшего времени: тОпало - тОпали; клевАло - клевАли.

5. В глаголах принять, начать, отнять формы мужского, среднего рода множественного числа имеют ударение на приставке: прИнял, прИняло, приняли; нАчал, нАчало, нАчали; Отнял, Отняло, Отняли, а в формах женского рода - на окончании: началА, отнялА, принялА.

Схема АА. Неподвижное ударение на основе во всех формах настоящего и прошедшего вре

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...